Цель: Вспомнить и повторить сказки и стихи писателя С.Я.Маршака.
Задачи:
- Прививать интерес к чтению книг.
- Пополнять словарный запас детей через игровую, творческую деятельность.
- Развивать воображение, внимание, мышление, культуру общения.
Оборудование и материалы: выставка книг С.Я.Маршака, рисунки обучающихся по произведениям С.Я.Маршака, мультимедиа, музыкальное сопровождение, презентация.
Ход урока
Сегодня мы с вами заглянем в волшебный мир книг Самуила Яковлевича Маршака. Нет в России ни одного ребенка, которому в детстве не читали стихи этого поэта, нет ни одного взрослого, который бы всю жизнь не вспоминал строчки из произведений С.Я.Маршака. А книги Маршака переведены на многие языки мира.
Самуил Яковлевич Маршак родился 22.11.1887 в Воронежской губернии в семье заводского техника, талантливого изобретателя. В 4 года он пытался сочинять стихотворные строчки.
В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его талантливым ребёнком. В 12 лет Самуил Маршак писал целые поэмы.
С.Я.Маршак много путешествовал по миру и по нашей стране.
Во время Великой Отечественной войны его можно было часто увидеть выступающим со своими стихами перед фронтовиками.
У литераторов ходит такая шутка, что Маршак в литературе живет не один, а целых пять.
О каких «пяти Маршаках» пойдет речь?
1. Маршак - поэт
Впервые произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.
Первая книга «Детки в клетке» выпущена в 1923 году.
Его произведения для детей – это краткие рассказы в стихах.
Давайте прочитаем отрывки из стихотворений.
Чтение стихотворений обучающимися.
- "Багаж"
- "Сказка о глупом мышонке"
2. Маршак – переводчик
В Англии в Лондонском университете он изучал английскую поэзию.
Переводы английской детской поэзии: «Шалтай-Болтай», "Барашек", "Дом, который построил Джек", "В гостях у королевы", "Робин-Бобин".
(чтение стихотворений обучающимися)
3. Маршак – драматург
Маршак написал детские сказки и пьесы, по которым были созданы спектакли "Теремок", "Кошкин дом", "Двенадцать месяцев".
(Чтение отрывка из сказки "Кошкин дом" по ролям).
Как настоящий сказочник, Маршак умел создавать разные варианты одной и той же сказки. Так, например, сказка «Двенадцать месяцев», созданная по мотивам славянской народной поэзии, была написана им дважды – в повествовательной и драматической форме. Давайте посмотрим отрывок.
(просмотр отрывка из мультфильма "Двенадцать месяцев")
Вопросы к обучающимся:
- Какие цветы нужно было найти в лесу зимой в сказке "12 месяцев" ?
- Как звали братьев 12 месяцев ?
- Кто подарил колечко падчерице?
4. Маршак – редактор
В 1923 году Маршак становится редактором детского журнала "Воробей", а затем редактором детского отдела книжного издательства.
В редакции, где «Маршак был и дирижёром, и первой скрипкой», рождались стихи, рассказы, сказки, написанные специально для ребят Житковым, Бианки и многими другими. Маршак «советовал, читал вслух, ссорился, требовал, настаивал и уговаривал».
Он писал критические заметки, статьи. Например, «Сила жизни» (о М.Пришвине)
5. Маршак – критик
Более двухсот статей, литературно-критических очерков, выступлений по вопросам литературы и искусства, заметок разного рода, касающихся общественно-политической жизни написал С.Я.Маршак.
Статьи свои он часто называл заметками: «Заметки о сказках Пушкина», «Заметки о мастерстве», «Заметки о детских книгах», «Заметки о детской литературе». Этому скромному непритязательному слову писатель-критик вернул точный смысл - замечал то, что до него оставалось незамеченным.
Итак, мы узнали с вами о 5 Маршаках:
Маршак:
- поэт
- переводчик
- драматург
- редактор
- критик
Давайте напоследок прочитаем стихотворения всеми нами любимого поэта. Чтение стихотворений обучающимися.
Вот и подходит к концу наше занятие по произведениям С.Я.Маршака. Поэт был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее, трудолюбивее, терпеливее, могут утешить и развеселить. Самуил Яковлевич написал в 1958 году стихотворение «Пожелание друзьям», оно написано и для вас, детей XXI века:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
Заключение
Всем спасибо за участие!
До новых встреч!