Цели и задачи:
- дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;
- закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;
- заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.
Оформление доски:
- тема урока
- эпиграф урока:
Любовь – это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны,
Считая
своим соперником…
(Вл. Маяковский “Письмо… Кострову…”)
Ход урока
1. Видеофрагмент о забвении и возрождении поэта Маяковского
2. Слово учителя
Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!
Именно о таком, «живом» Владимире Маяковском мы и будем говорить сегодня. И хотя поэт любил эпатировать публику, называл себя нахалом, хулиганом, всё это не совсем так, не всегда так. Есть стихотворения, где перед нами предстаёт поэт-романтик, мечтатель, человек нежный и ранимый.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Продолжает Даша Белоконева.
3. Краткий разбор выполняет 1 группа
4. Слово учителя
Конечно, жить без мечты нельзя. Каждый из нас мечтает о будущем, о дружбе, о любви. Мечтал о ней и В.Маяковский. Не случайно стихотворение «Послушайте» посвящено Софье Сергеевне Шемардиной.
А теперь скажите: как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, не ценили его «громаду-любовь», а он так нуждался в во взаимопонимании, нуждался в любви. Во многом это было следствием одиннадцатимесячного заключения в одиночной камере. Это было ещё в юности поэта, но с тех пор он боялся оставаться один.
Мария! Имя твое я боюсь забыть…
Эти слова В. Маяковский посвятил в 1914 году прелестной девушке - Марии Денисовой, волею судьбы встретившейся ему во время гастролей в Одессе...
Те, кто знал Маяковского, были поражены произошедшей с ним переменой, когда он увидел Машеньку.
Маяковский хотел, чтобы Мария немедленно ответила на его чувства, однако Машенька вышла замуж за другого человека.
5. Чтение отрывка из поэмы «Облака в штанах»
6. Анализ 2-й группой
7. Слово учителя
1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений. Строчка: «Она красивая, её, наверно, воскресят!» - потрясает.
Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочел поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.
8. Сообщение учащихся об отношениях Маяковского с Лилей Брик
9. Чтение письма. «Лиличка»
10. Работа над анализом стихотворения «ЛИЛИЧКА!»
1. Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения.
/ Из заголовка и дальнейшего текста ясно, что перед нами письмо героя к страстно любимой им женщине, которая, однако, относится к нему далеко не однозначно и видимо, может оставить его в любой момент ( «…День ещё - // выгонишь, // может быть, изругав»). Это своеобразное заклинание любовью, хотя герой чувствует, что вряд ли это поможет («Завтра забудешь,// что тебя короновал…). Тем сильнее покоряет безоглядность высказанного чувства.
2. Отметим главную тему стихотворения.
/ тема любви, тема прощания, расставания.
3. Но, разве герой прощается с любимой? Хочет ли он этого прощания?
/Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, потому, что она не взаимна.
4.Литературные параллели. Кто ещё изобразил в стихотворениях прощание с любимой? Сравните, какими чувствами наполнены эти стихи, что испытывает лирический герой?
/ А.С.ПУШКИН «Я вас любил…» Прощание-прощение-благословение. «…Я вас любил так искренне. Так нежно,// как дай вам Бог любимой быть другим!»
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Я не унижусь пред тобой…» Прощание-упрёк.
А.КУПРИН «Гранатовый браслет» Прощание – благословение - обожествление «Да святится имя твоё…»
5. Волнует ли лирического героя состояние возлюбленной?
/Главное – выразить то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание.
6.Создадим логическую схему исследования. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ».
Стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать психологическое состояние героя.
=ИНТЕРЬЕР.
Дым табачный воздух выел.
Комната-
Глава в кручёныховском аде…
/Напряжённое, даже трагическое настроение. Постоянно курят от волнения. Сравнение комнаты с хорошо известной Лиле Брик поэмой Кручёных и Хлебникова «Игра в аду».
=ВРЕМЕННОЙ КОНТЕКСТ Заполняем таблицу. Работа с текстом
время | он |
она |
прошлое |
исступлённый |
Позволяет гладить руки |
настоящее |
Она – «сердце в железе», может выгнать, изругав |
|
будущее |
У него – «сломанная дрожью рука». |
=ПРИЗЫВ. «Давай простимся сейчас» Призыв поневоле вырывается из уст героя. Нет, он не хочет расставания. Но, предчувствуя его, знает через какое испытание ему придется пройти.
=ПРОСЬБА, ЖАЛОБЫ, УПРЁКИ. Процитировать, обозначить художественные средства.
ГРАДАЦИЯ
ЭПИТЕТЫ
ГИПЕРБОЛА
СРАВНЕНИЯ (БЫК, СЛОН – Почему именно с этими животными сравнивает себя лирический герой?) Как вы понимаете эти строки? Какое сравнение в них скрыто? //Если б так поэта измучила,/ он/ любимую на деньги б и славу выменял,/ а мне/ ни один не радостен звон,/ кроме звона твоего имени.//
=МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ. В композиционном плане какой частью является этот эпизод? /Безусловно, кульминация
- Почему перечислены сразу четыре вида добровольной смерти? /градация показывает, что мысль о самоубийстве грозно-соблазнительна для героя
=ПОСЛЕДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ К ЛЮБИМОЙ.
Найдите и прочитайте строки конкретного обращения к любимой.
Не надо этого,
Дорогая,
Хорошая…
+ последние строки
ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ СОЕДИНЕНИЯ ГИПЕРБОЛИЗМА И ЩЕМЯЩЕЙ БЕЗЗАЩИТНОЙ НЕЖНОСТИ ОБРАЩЕНИЙ К ЛЮБИМОЙ
Риторический вопрос ( «Слов моих сухие листья ли/ заставят остановиться,/ жадно дыша?»), сам собою подразумевает ответ: «НЕТ»
Последний лирический аккорд:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
7. В начале анализа мы проводили литературные параллели. Мы сказали о том, что для Маяковского главное было выразить безумное состояние лирического героя. Мы сравнивали, как звучала тема прощания в произведениях русских поэтов и выделили отношение лирического героя к покинувшей его возлюбленной. (У Пушкина – благословение, у Лермонтова – упрёк) Определите по последнему аккорду отношение лирического героя Маяковского к любимой женщине. / Нежность и даже поклонение
11.Знакомство с Татьяной Яковлевой
Париж в жизни Маяковского. Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую… Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная. Все , видевшие их вместе, отмечали, что они – очень красивая пара.
Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке. Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе: 2 стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой. «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».
Любить —
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить —
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
Вы
к Москве
порвали нить.
Годы —
расстояние.
Как бы
вам бы
объяснить
это состояние?
На земле
огней — до неба...
В синем небе
звезд —
до черта.
Если б я
поэтом не́ был,
я бы
стал бы
звездочетом.
Так понимал, ощущал любовь поэт Владимир Маяковский. Вас всех, я уверена, тоже впереди ждёт любовь.
Как, по-вашему, что это за чувство?
12.Прослушивание аудиозаписи «Письма Татьяне Яковлевой»
13. Анализ 3-й группой
14. Вероника Полонская
Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное
требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем. 12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме.
Маяковский оставил последнее письмо. В нём – строки стихотворения. Эти строки были написаны давно и адресованы они были Лиле Брик:
Как говорят –
«инцидент исперчен»,
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень
Взаимных болей,
Бед и обид.
Счастливо
Оставаться
Поэт поменял одно слово. Раньше он писал Лиле Брик: «Я с тобой в расчёте», а теперь «Я с жизнью в расчёте».
И ещё были строки «ЛИЛЯ – ЛЮБИ МЕНЯ». Последний базаровский аккорд. Помните, как просил Базаров Одинцову: «Дуньте на умирающую лампаду…»
Так в последние мгновения своей жизни поэт думал о своей Музе – о Лиле Брик.
15. Прослушивание аудиозаписи Песня «Ночь»
16. Заключение
Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”.
Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.