Обсуждение книги Д.Ищенко «В поисках мальчишеского бога».
Форма: эвристическая беседа.
- Цели познавательные: активизация познавательного интереса к произведению и личности автора.
- Регулятивные: включение учащихся в активную коммуникативную деятельность.
- Личностные: развитие критического мышления, осознание места личности в окружающем мире; воспитание любви к родителям, к своей земле.
Ход мероприятия
Слово учителя: - Ребята, представьте себе, что вы в летние каникулы оказались в необычном месте, где нет Интернета. Опишите это место. Чем бы вы занимались? (Ответы ребят). Вот и герой книги « В поисках мальчишеского бога» оказался в похожей ситуации. Летние каникулы он провел в поселке Цыпнаволок, где нет вай-фая. Давайте оправимся вместе с героем в путешествие, полное открытий.
Беседа с учениками по содержанию книги «вслед за автором»:
- О чем мечтает Ваня в начале лета? (Об отдыхе на юге).
- Какие чувства испытывает мальчик, когда узнает от отца, что ему придется поехать на самый Север Кольского полуострова. (Разочарование, уныние).
- Как он называет эту поездку? (Прыжок судьбы).
- Что больше всего не нравится Ване в лагере геологов? (Материальные трудности).
- Как он пытается справиться со своими чувствами? (Пытается шутить).
- Какие советы дает мальчику отец? (Пожалеть себя проще простого. Надо учиться преодолевать трудности. А пока берись за тряпку и давай наводить порядок. Это верный способ разобраться в окружающем тебе мире.)
- Чем Ваня занимается в поселке? (Гуляет по поселку, знакомиться с радистом Борисом, делает вместе с отцом ремонт в квартире, топит котел, стирает)
- Как вы понимаете слова Бориса про мальчишеского бога?
- Борис считает, что мальчишеский бог находится в стихах, музыке, гитаре. А как считаете вы, согласны ли вы с Борисом?
- Почему бог мальчишеский? А бывает ли девчоночий бог?
- Как меняется настроение Вани после разговора Бориса? Как вы понимаете слова мальчика: «Масштабы мира незаметно изменились»?
- Какой урок извлек Ваня из разговора с браконьером Степаном? (С любимыми надо быть рядом. Всегда.)
- Почему найденного в заброшенном доме игрушечного зайца мальчик назвал оптимистичным?
- Расскажите, как Ваня исследовал заброшенный корабль? Как он смог преодолеть чувство страха? (Решительно пошел вперед). Какую тайну раскрыл Ване корабль?
- Почему раньше, по мнению смотрителя маяка, люди жили в этом краю счастливо? (Любили свою землю не на словах, а на деле.)
- Как меняется настроение главного героя после прогулки к утесам? (Появляется чувство легкости, уверенности в мире, который окружает мальчика.). Благодаря чему появляются эти ощущения?
- Почему Ваня стал оттирать надписи, оставленные срочниками? Отчего плакал Ваня? Почему он передумал мстить? Как в этой ситуации поддерживает сына отец? Какое открытие сделал Ваня в результате этой истории?
- Как вы понимаете слова Бориса: « Не только ведь ты в поиске. События, встречи, вещи тоже ищут тебя»?
- Расскажите, как Ваня подружился с Мишкой. Как они пытались обмануть охранника лагеря? Как вы считаете, права ли мама Мишки, которая считает, что нужно уезжать из страны.
- Как вы понимаете слова Бориса: « Море у нас одно, и земля такая же, а чего-то не получается?» Что нужно сделать, чтобы у нас все получалось?
- Почему Ваня и Мишка попали в беду, когда совершали путешествие внутрь горы? Как бы вы поступили в этом случае? Что помогло выбраться мальчикам из закрытого командного пункта? (Жажда жизни, осознание ее ценности). Какой урок извлекли мальчики из этого опасного приключения? (Нарушать правила - это очень большая ответственность, которую человек берет на себя. Сто пятьдесят раз подумай, прежде чем сделать.)
- Каким правилам поведения настоящего мужчины научил ребят пехотинец? Как вы понимаете выражение «брать ответственность на себя»?
- Какие качества характера Вани помогли ему спасти человека?
- Как вы понимаете слова Бориса: «Никто из нас не остров»?
- Почему к Ване на день рождения пришли почти все жители поселка?
- Какие чувства испытывает Ваня перед отъездом домой? Как он изменился? Почему он делится своими впечатлениями с незнакомой девочкой Верой? (Ваня в конце отпуска испытывает счастье, он много пережил,многое понял и хочет поделиться чувством радости от познания мира с Верой).
- Как вы думаете, нашел Ваня своего мальчишеского бога? Кто ему помог в этом? (Большую роль в поисках сыграли взрослые: отец, Борис, Палицын.)
- А вы, ребята, какие уроки извлекли из этой книги? Посоветовали ли Вы ее прочитать сверстникам? Хотели ли вы обсудить ее с родителями?
Заключительное слово учителя: - Ребята, мы сегодня вместе с главным героем книги Ваней попытались ответить на вопросы: где и как искать своего мальчишеского бога, как не потерять связь с окружающим миром, прячась за экраном компьютера. Книга учит нас не бояться трудностей, уметь преодолевать страх, смотреть на мир широко открытыми глазами, радоваться красоте родного края, быть счастливым и дарить это счастье другим людям. Я желаю вам всем найти своего мальчишеского бога!