Цели и задачи: заинтересовать ребят литературой как искусством слова, пробудить творческую активность, научить работать в команде, научить слушать друг друга, замечать свои и чужие успехи и достижения, научить формулировать кратко и чётко своё мнение, научить работать с текстом произведения.
Оборудование
- Текст произведения у учащихся
- Компьютер
- Видеопроектор
- Колонки
- или интерактивная доска
Домашнее задание к этому уроку даётся за 2 недели до проведения игры.
Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», принести текст на урок.
Дополнительные задания (выполняются по желанию учащихся на выбор):
- Нарисовать иллюстрацию к поэме, подготовить представление своей работы (к какому эпизоду эта иллюстрация, кто из героев изображён, почему выбран именно этот эпизод или герой поэмы).
- Сделать поделку по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Ребята заранее распределяются по командам, выбирают капитана и придумывают название команды в соответствии с темой игры.
1. Вступительное слово учителя. Из истории создания поэмы
Благодаря своей няне, Арине Родионовне, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин навсегда полюбил народные сказки. Они стали материалом и для его собственных сказок-поэм.
Одна из самых известных — «Руслан и Людмила», в которой князь Руслан отправляется в дальний путь, чтобы отыскать свою жену Людмилу, похищенную злым колдуном Черномором. Преодолев много препятствий, Руслан освобождает любимую. Поэма заканчивается торжеством Добра над Злом.
А начинается она знаменитым вступлением «У лукоморья дуб зеленый…» Это картина различных сказочных мотивов и образов, дающая ключ к пониманию жанра произведения.
Когда читаешь эти поэтические строки, вспоминаются русские народные сказки - «Царевна-лягушка», «Марья-царевна», «Баба-яга», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Кощей Бессмертный»…
2. Представление команд. Оформление табло игры на доске
3. Жанр поэмы. Сопровождается презентацией «Руслан и Людмила»
Слайд 1 (Презентация)
Тема урока.
Жанр произведения – поэма.
Вопрос-разминка.
Как вы думаете, чем отличается поэма от стихотворения, с одной стороны, и от сказки, с другой стороны?
Полный ответ – 3 балла.
Поэма сочетает в себе элементы лирического и эпического родов литературы. Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.
4. Чтение вступления к поэме по частям
- Выразительное чтение наизусть (4 балла).
- Выразительное чтение по книге (2 балла)
- Назовите героев русского фольклора, которые упоминаются во вступлении (3 балла).
- За добавление – 1 балл.
5. Слово учителя о поэме
Слайды 2-4
«Руслан и Людмила» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки соединяются с признаками романтической поэмы.
Сюжет поэмы — сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем, печальное — не печально, а страшное — не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным. Торжество правды над коварством, злобой и насилием — вот суть поэмы.
Поэма «Руслан и Людмила» написана в 1818—1820 гг., после выхода поэта из Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы. Ведь после выхода из Лицея, ведя в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней. Первое отдельное издание поэмы вышло в мае 1820 г. (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия». Но значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина.
Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто. Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства Российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех трёх соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).
Поэма написана четырехстопным ямбом, который стал, начиная с «Руслана и Людмилы», решительно господствующей формой романтической поэмы.
Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Что вы запомнили из вступительного слова учителя?
- За каждый полный ответ – 2 балла.
- За добавление – 1 балл.
6. Представление иллюстраций к поэме
За каждую иллюстрацию – 4 балла + 2 балла за представление иллюстрации.
7. Викторина
Вопрос задаётся каждой команде по очереди. В случае, если команда не ответила, ход переходит следующей команде.
- За каждый ответ – 1 балл.
- За подбор и чтение цитаты – 1 балл.
Сопровождается презентацией «Руслан и Людмила».
Слайды 6-7
- Как звали отца Людмилы?
- Как звали легендарного певца, песни которого слушали на свадебном пиру гости?
Слайды 10-12
- Как звали трёх соперников Руслана? (Рогдай, Фарлаф и Ратмир).
- Что случилось после свадебного пира?
- Кто похитил Людмилу?
- Что сделал князь Владимир, когда узнал о похищении дочери?
Слайды 8-9
- Почему Руслан отправился в путь?
Слайд 13
- Кого встречает Руслан в пещере?
- Что предсказал Руслану старец?
- Что рассказал старец о себе?
Слайд 14
- Почему Наина возненавидела Руслана?
- Что случилось с Фарлафом?
- Кто дал совет Фарлафу? Какой это был совет?
Слайд 15
- Где оказалась Людмила?
Слайд 16
- Как выглядит Черномор?
- Какой поединок выиграл Руслан? Кого из соперников он убил?
- В чём секрет Черномора?
- В кого могла превращаться Наина?
- Каким волшебным предметов удалось завладеть Людмиле в плену у Черномора?
Слайд 17
- Как Руслан нашёл себе доспехи?
- Как Руслан добыл себе меч?
- Какую историю рассказывает Руслану Голова?
- Как Руслан узнал секрет Черномора?
Слайд 18
- Что случилось с Ратмиром?
Слайд 19
- Расскажите о поединке Руслана с Черномором.
- Как Руслан нашёл Людмилу?
- Какое ещё испытание нужно было ему преодолеть?
- Что вам напоминает этот эпизод со спящей Людмилой?
- Как встретились Руслан и Ратмир?
- Какую жизнь предпочёл Ратмир?
- Какой вещий сон приснился Руслану?
Слайды 20-21
- Как Фарлафу удалось похитить Людмилу?
- Кто и как спас Руслана от гибели от руки изменника Фарлафа?
- Что вещий Финн передал Руслану?
- Что тем временем произошло в Киеве?
- Как Руслан разбудил Людмилу?
- Что стало с Фарлафом?
8. Подведение итогов игры
Просмотр видеотрейлера по музыкальному фильму «Руслан и Людмила».
9. Работа команд. Рефлексия
Высказаться должен каждый участник команды.
- Я узнал, что…
- Я понял, что…
- Мне было интересно…, потому что…
- Мне было трудно…, потому что…
- Мне понравилось, что…
- Мне не понравилось, что…
Я активно участвовал в игре, потому что… - А (почти) не участвовал в игре, потому что…
10. Домашнее задание
Прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Начать учить его наизусть.
Дополнительное задание (выполняется по желанию)
Подготовить сообщение (можно с презентацией) о М.Ю.Лермонтове.