Литературная игра по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: А.С.Пушкин, литературная викторина, «Руслан и Людмила»


Цели и задачи: заинтересовать ребят литературой как искусством слова, пробудить творческую активность, научить работать в команде, научить слушать друг друга, замечать свои и чужие успехи и достижения, научить формулировать кратко и чётко своё мнение, научить работать с текстом произведения.

Оборудование

  1. Текст произведения у учащихся
  2. Компьютер
  3. Видеопроектор
  4. Колонки
  5. или интерактивная доска

Домашнее задание к этому уроку даётся за 2 недели до проведения игры.

Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», принести текст на урок.

Дополнительные задания (выполняются по желанию учащихся на выбор):

  • Нарисовать иллюстрацию к поэме, подготовить представление своей работы (к какому эпизоду эта иллюстрация, кто из героев изображён, почему выбран именно этот эпизод или герой поэмы).
  • Сделать поделку по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Ребята заранее распределяются по командам, выбирают капитана и придумывают название команды в соответствии с темой игры.

1. Вступительное слово учителя. Из истории создания поэмы

Благодаря своей няне, Арине Родионовне, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин навсегда полюбил народные сказки. Они стали материалом и для его собственных сказок-поэм.

Одна из самых известных — «Руслан и Людмила», в которой князь Руслан отправляется в дальний путь, чтобы отыскать свою жену Людмилу, похищенную злым колдуном Черномором. Преодолев много препятствий, Руслан освобождает любимую. Поэма заканчивается торжеством Добра над Злом.

А начинается она знаменитым вступлением «У лукоморья дуб зеленый…» Это картина различных сказочных мотивов и образов, дающая ключ к пониманию жанра произведения.

Когда читаешь эти поэтические строки, вспоминаются русские народные сказки - «Царевна-лягушка», «Марья-царевна», «Баба-яга», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Кощей Бессмертный»…

2. Представление команд. Оформление табло игры на доске

3. Жанр поэмы. Сопровождается презентацией «Руслан и Людмила»

Слайд 1 (Презентация)

Тема урока.

Жанр произведения – поэма.

Вопрос-разминка.

Как вы думаете, чем отличается поэма от стихотворения, с одной стороны, и от сказки, с другой стороны?

Полный ответ – 3 балла.

Поэма сочетает в себе элементы лирического и эпического родов литературы. Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

4. Чтение вступления к поэме по частям

  • Выразительное чтение наизусть (4 балла).
  • Выразительное чтение по книге (2 балла)
  • Назовите героев русского фольклора, которые упоминаются во вступлении (3 балла).
  • За добавление – 1 балл.

5. Слово учителя о поэме

Слайды 2-4

«Руслан и Людмила» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки соединяются с признаками романтической поэмы.
Сюжет поэмы — сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем, печальное — не печально, а страшное — не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным. Торжество правды над коварством, злобой и насилием — вот суть поэмы.

Поэма «Руслан и Людмила» написана в 1818—1820 гг., после выхода поэта из Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы. Ведь после выхода из Лицея, ведя в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней. Первое отдельное издание поэмы вышло в мае 1820 г. (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия». Но значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина.

Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто. Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства Российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех трёх соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).

Поэма написана четырехстопным ямбом, который стал, начиная с «Руслана и Людмилы», решительно господствующей формой романтической поэмы.
Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Что вы запомнили из вступительного слова учителя?

  • За каждый полный ответ – 2 балла.
  • За добавление – 1 балл.

6. Представление иллюстраций к поэме

За каждую иллюстрацию – 4 балла + 2 балла за представление иллюстрации.

7. Викторина

Вопрос задаётся каждой команде по очереди. В случае, если команда не ответила, ход переходит следующей команде.

  • За каждый ответ – 1 балл.
  • За подбор и чтение цитаты – 1 балл.

Сопровождается презентацией «Руслан и Людмила».

Слайды 6-7

  • Как звали отца Людмилы?
  • Как звали легендарного певца, песни которого слушали на свадебном пиру гости?

Слайды 10-12

  • Как звали трёх соперников Руслана? (Рогдай, Фарлаф и Ратмир).
  • Что случилось после свадебного пира?
  • Кто похитил Людмилу?
  • Что сделал князь Владимир, когда узнал о похищении дочери?

Слайды 8-9

  • Почему Руслан отправился в путь?

Слайд 13

  • Кого встречает Руслан в пещере?
  • Что предсказал Руслану старец?
  • Что рассказал старец о себе?

Слайд 14

  • Почему Наина возненавидела Руслана?
  • Что случилось с Фарлафом?
  • Кто дал совет Фарлафу? Какой это был совет?

Слайд 15

  • Где оказалась Людмила?

Слайд 16

  • Как выглядит Черномор?
  • Какой  поединок выиграл Руслан? Кого из соперников он убил?
  • В чём секрет Черномора?
  • В кого могла превращаться Наина?
  • Каким волшебным предметов удалось завладеть Людмиле в плену у Черномора?

Слайд 17

  • Как Руслан нашёл себе доспехи?
  • Как Руслан добыл себе меч?
  • Какую историю рассказывает Руслану Голова?
  • Как Руслан узнал секрет Черномора?

Слайд 18

  • Что случилось с Ратмиром?

Слайд 19

  • Расскажите о поединке Руслана с Черномором.
  • Как Руслан нашёл Людмилу?
  • Какое ещё испытание нужно было ему преодолеть?
  • Что вам напоминает этот эпизод со спящей Людмилой?
  • Как встретились Руслан и Ратмир?
  • Какую жизнь предпочёл Ратмир?
  • Какой вещий сон приснился Руслану?

Слайды 20-21

  • Как Фарлафу удалось похитить Людмилу?
  • Кто и как спас Руслана от гибели от руки изменника Фарлафа?
  • Что вещий Финн передал Руслану?
  • Что тем временем произошло в Киеве?
  • Как Руслан разбудил Людмилу?
  • Что стало с Фарлафом?

8. Подведение итогов игры

Просмотр видеотрейлера по музыкальному фильму «Руслан и Людмила».

9. Работа команд. Рефлексия

Высказаться должен каждый участник команды.

  • Я узнал, что…
  • Я понял, что…
  • Мне было интересно…, потому что…
  • Мне было трудно…, потому что…
  • Мне понравилось, что…
  • Мне не понравилось, что…
    Я активно участвовал в игре, потому что…
  • А (почти) не участвовал в игре, потому что…

10. Домашнее задание

Прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Начать учить его наизусть.

Дополнительное задание (выполняется по желанию)

Подготовить сообщение (можно с презентацией) о М.Ю.Лермонтове.