Литература
-
Программа факультативного курса "Литература Древнего мира" 2003
Задача курса: познакомить учащихся с произведениями Древнего Мира, в которых отражены нравственные ценности человечества; научить видеть литературу как частицу единого мира, в котором живет человек; развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве. Данный курс рассчитан на 34 часа для 5-7-х классов, но может быть применим и в любом другом классе.
-
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2003
Представлен урок в 8-м классе, посвященный 60-летию Великой Отечественной Войны с использованием анализа рассказа Б.Екимова.
-
Некоторые проблемы преподавания литературы в национальной школе 2003
Литературное образование школьников на современном этапе переживает не лучшее время. Диалог культур немыслим без общения. А самопознание немыслимо без общения с литературой. Литература многонациональной России всегда помогала населению выжить, с достоинством выйти из трудных ситуаций. Следует возродить традиционное преподавание многонациональной литературы.
-
Откройте занавес души 2003
Обыкновенная ширма помогла многим поверить в себя, удивиться своим способностям, сделала необычными уроки и помогла выйти за их пределы, изменила жизнь классного коллектива, сблизила с родителями…
-
Люди в свете зеленой лампы 2003
Урок по изучению творчества А.С. Грина в восьмом классе. Данный урок проводится после изучения биографии писателя.
-
Урок-суд (по роману А.Фадеева "Разгром"). Тема: "Виновен ли Мечик в содеянном?" 2003
Роман А.А. Фадеева "Разгром" занимает важное место среди других произведений, изучаемых в выпускном классе. Представленный урок является заключительным при изучении романа А.А. Фадеева "Разгром". Главная проблема романа - человек, его поиски истины, его размышления о вечных проблемах бытия. Урок - суд - это театральная импровизация судебного заседания. Данный урок носит обобщающий характер. Итог урока - суда - приговор (вывод), который делают ребята. Такая форма урока является эффективной, потому что ребята надолго запоминают этот роман и его героев.
-
Урок литературы в 7-м классе: "Житие Сергия Радонежского. Создание образа идеального героя" 2003
В течение долгих лет житийная литература была закрытой темой для многих поколений учителей и учеников. Однако нельзя отрицать факт, что агиография оказала огромное влияние на становление классической русской литературы. Неоспоримо и воспитательное её значение. Неслучайно многочисленные жития были любимейшим чтением наших предков. Учебник «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова знакомит детей с духовной литературой, начиная с 5 класса. В 7 классе учащимся предлагается для прочтения «Житие Сергия Радонежского». Тема интересна тем, что она мало изучена в школе – здесь есть над чем работать, думать.
-
Открытый урок чтения по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева "Маленькая дверь в большой мир" 2003
В начальных классах очень важно обеспечить постепенный перевод учащихся от взаимодействия с учителем к самостоятельной познавательной деятельности, обеспечив при этом необходимую познавательную активность. В центре моего внимания такие формы уроков, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Это особенно актуально при обучении в классах с многонациональным составом учащихся.
-
"…Жалел о трудах им начатых и не оконченных…" (О работе А.С. Пушкина над переводом "Слова о полку Игореве") 2003
Данный материал представляет определенную познавательную ценность как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроках или факультативных занятиях по литературе.
-
Конспект интегрированного урока "Памятник рукотворный" 2003
Урок может быть дан в курсах "Русская литература" при изучении темы "Творчество Достоевского. Биография писателя" или МХК. Урок проводится по методу художественной драматургии. Учитель этим уроком подчеркивает глубокую зависимость художественных явлений от явлений общественной жизни; с помощью произведений различных видов искусства обогащает уже сложившиеся знания учащихся об А.С. Пушкине.
-
Урок "Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского" 2003
Задача любого урока словесности в современной школе - языковой анализ художественного текста, т.е. наблюдение за языковыми средствами, приемами, наиболее характерными для лучших образцов художественной литературы, определение важнейшей, на мой взгляд, стороны русского языка - эстетической функции.
-
Уроки литературы в 10-м классе по теме: "Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 2003
Предлагаю Вашему вниманию свой взгляд на преподавание литературы в классе в форме серии уроков по теме: "Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание".
-
Урок "Колокола тревоги и радости нашей" 2003
Тема родной русской природы является одной из важных в творчестве русских поэтов и художников. На уроке поднимаются две проблемы: красота природы и тревога за эту красоту, экологическая катастрофа и торжество природы.
-
Урок-экскурсия "Фабрика слов" 2003
Интересные, занимательные, почти детективные истории о происхождении, строении, сочетаниях слов помогут разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистики. Задания даны под разными рубриками "Из истории слов", "Почему мы так говорим?", "Зарубить на носу", "Полминутки для шутки". В частности, на конкретных примерах рассматриваются различные трудности, которые возникают при написании слов. Интерес поддерживается с использованием занимательных и игровых материалов для развития творческих способностей детей. Принцип занимательности - один из главных по данному уроку.
-
Предметные недели. Литературное творческое объединение 2003
Значение предметных недель для развития творческого потенциала учащихся. Литературное творческое объединение. Опыт работы.
-
Временное и вечное в современной поэзии 2003
Программа по литературе для 11-го класса включает раздел "Современная поэзия", однако произведения, авторы определяются, как правило, самим учителем. В методических пособиях, учебниках почти нет материалов о том, кто же представляет современную русскую словесность, кто сегодня делает литературу. Так создаются идеальные условия для поиска, самовыражения в процессе этого поиска. Данная статья - результат такого поиска.
-
Применение метода проектов для создания образовательных ресурсов по литературе и литературному краеведению 2003
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более десяти лет так называемый метод проектов, нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Применение его позволяет по-новому организовать внеклассную работу по литературе и литературному краеведению. Таким проектом стал проект "Образовательный web-ресурс "А.С. Пушкин в Оренбурге. Творческая история повести "Капитанская дочка".
-
Конспект урока по творчеству Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" — уголовное дело или нравственная драма?" 2003
На уроке в процессе анализа произведения решается проблема, заявленная в теме. Герои очерка, совершив преступление и оказавшись в драматическом положении, на первый взгляд, не испытывают мук совести. Поэтому здесь нет подлинной драмы, нет личностного выбора, а есть уголовное дело. Но в самом сопоставлении английской леди и мценской купчихи есть признание известного равенства двух героинь.
-
Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы 2003
Сочинение математических сказок не является заменой обучения математике традиционными способами. Основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
-
Открытый урок "Мне дали имя при крещенье Анна…" 2003
Представлена разработка урока в 11-м классе по творчеству А.А. Ахматовой, включающая в себя литературно-музыкальную композицию на основе ее стихотворений т воспоминаний ее современников.
-
Жизнь и творчество А.С. Пушкина: игра для старшеклассников 2003
Данная игра проводится как итоговое внеклассное мероприятие после изучения творчества А.С. Пушкина. Ее цель не закрепить и проверить изученное на уроках, а побудить учащихся в ходе игры - проявить собственные эрудицию и сообразительность, в дальнейшем - при изучении программных авторов и произведений не ограничиваться рамками школьного учебника. Игра может проводиться как в отдельном классе, так и между классами.
-
Открытый урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Воспитание чувства сострадания по фрагменту повести В.А. Закруткина "Матерь человеческая" 2003
Данный урок рассчитан на духовно - нравственное воспитание ребенка. Главная задача урока - научить детей замечать чужие страдания и проявлять доброту, внимание, сочувствие в конкретных поступках. Дети учатся этому, анализируя фрагмент фильма "Иисус" и отрывок из повести В.А. Закруткина "Матерь человеческая".
-
Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад 2003
Данный сценарий составлен на основе и с использованием отрывков из произведений Е.Гинзбург, А.Солженицына, А.Галича, А.Ахматовой, О.Мандельштама и др. Он может быть использован в качестве сценария урока в 11-oм классе при изучении произведений 30-50-х годов, а также для постановки на сцене школы.
-
Методические предложения по изучению драматургии 70—80-х гг. в школе. Урок по пьесе Н.Садур "Ехай" 2003
Драматургия "новой волны" должна найти свое место среди обзорных тем школьной программы. Авторы пьес 70-80-х гг. затрагивают проблемы нравственного выбора, смысла человеческой жизни, понимания и непонимания в мире людей. Предлагаем вашему вниманию урок по пьесе Н. Садур "Ехай". Это произведение отличается своеобразным подходом к теме одиночества, душевной чуткости, проблеме человеческих ценностей и смысла жизни.
-
Изображение праведницы в сказке Н.С. Лескова "Маланья — голова баранья" 2003
В центре сказки Н.С. Лескова "Маланья - голова баранья" - русский национальный характер, праведница, живущая по христианским заповедям. Она каждый день совершает труднейший подвиг доброго участия и помощи ближнему. Раскрывая богатство внутреннего мира героини, десятиклассники легко постигают и позицию автора, считавшего, что "христианство есть учение жизненное, а не отвлеченное". Содержание этого небольшого произведения серьезно и глубоко: писатель заставляет думать и рассуждать о вечных общечеловеческих нравственных законах бытия. Составляя синквейны, учащиеся показывают умение резюмировать полученную информацию, излагать в нескольких словах свои чувства и представления, вызванные сказкой "Маланья - голова баранья".
-
Литературно-музыкальный вечер "Поэты не рождаются случайно…" 2003
Цель вечера: познакомить учащихся с наиболее яркими фактами биографии А.А. Ахматовой, особенностями мировоззрения и становления её таланта; показать влияние общественной жизни страны на судьбу поэта; ввести в художественный мир поэта, раскрыть глубокую народность её поэзии.
-
Итоговый урок по творчеству С.А. Есенина в 11-м классе 2003
Равнодушное, а иногда просто негативное отношение части современных школьников к предметам гуманитарного цикла в прагматический, компьютерный век высокоразвитой науки и техники заставляет обновить и обогатить инструментарий словесника для воспитания гуманистической личности растущего человека.
-
Человек — сын времени и сын своей страны 2003
Урок-исследование (по рассказу В.М.Шукшина "Экзамен") в 6-м классе по программе М.Б.Ладыгина. Главное на уроке литературы - комплексный подход к изучению произведения. Слушать и слышать автора, а не пересказывать, исследовать и анализировать текст, следуя от малого - от детали, слова, вопроса, монолога к идее произведения, использовать опорные схемы-конспекты. Одновременно воспитывать уважение к родному слову, истории народа и страны.
-
Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы 2003
В последнее время учителя литературы часто сетуют на то, что дети не хотят читать, увлечены компьютером и телевизором. Для того чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока.
-
Комета по имени Гёте 2003
Цель: расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень учащихся, убедить в необходимости изучения немецкого языка. Показать непрерывную связь эпох через культуру, науку, искусство. Подчеркнуть непреходящее значение гения Гёте. Раскрыть мировое значение Гёте не только в литературе, но и в науке.