Интеграция учебной работы и работы с родителями

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями


Тема: "Береги честь смолоду".

Цели:

1. Познакомить учащихся с повестью В. Железникого “Чучело”.
2. Воспитывать у учащихся такие качества, как порядочность, коллективизм, чувство ответственности.
3. Развивать память, внимание, мышление и речь учащихся.

Оборудование: повесть В. Железникого “Чучело”, репродукции картин, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Война далеко позади. В тихом городе на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний, много бедствий и битв переживший за свою восьмисотлетнюю историю. Когда-то здесь были опрокинуты полчища ханских воинов, рвавшихся смять нашу родину. “И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом”,- пишет автор. Много лет спустя бурей пронеслась империалистическая; волной виселиц, расстрелов, жестокого опустошения прокатилось фашистское нашествие. А городок остался жив.
- Какие мысли и чувства вызывают в читателе первые страницы повести В. Железникого “Чучело”?(Симпатию.)
На одном из холмов городка высится старинный дом уважаемой всеми горожанами в прошлом многосемейной династии Бессольцевых. Старики умерли или смолоду погибли на войне, дом ослеп и оглох, стоит с заколоченными дверями и окнами. Но возвратился на родину офицер в отставке Николай Николаевич Бессольцев.

2. Беседа с учащимися.

- Что думают о нем горожане? (Странный майор, прошел всю войну, не одну награду имеет, получает хорошую пенсию, а ходит в заплатанном пальто.)
- Как его дразнят озорные одноклассники Ленки? (Заплаточником.)
- Почему? (Им неведомо, что всю свою пенсию Н.Н. тратил на покупку картин, написанных его предком, крепостным крестьянином.) Он служит истории. Докажите примерами. (Святые люди приходили к тому, что становились нищими.)
- Посмотрите на произведение живописи (Образ старика.)
- Как он одет? (Бедно.) Рассмотрите внимательно лицо старика. Что вы можете о нем сказать? (Глаза живые, лицо задумчивое, этот человек богат духовно.) Покажите свои рисунки.
- А нужны ли нам такие люди сейчас?
- Почему?

3. Анализ повести совместно с актерскими сценами.

- Что вносит в дом одинокого деда нежданно появившаяся Ленка? (Ласку и веселье.) Докажите примерами из текста “Она засмеялась, и будто колокольчик звякнул и упал в траву”.
- Посмотрите инсценировку и скажите, как одноклассники встречают Ленку? Сцена в классе. Почему? Прочитайте описание внешности. Выводы.
Лена-подросток, с длинными руками и торчащими на спине, как крылышки, лопатками, большим ртом, двумя канатиками туго заплетенных кос, вызывает у некоторых ребят насмешки, а один бездумный острослов встречает девочку в классе прозвищем Чучело (К Ленке прилипла эта кличка.)
- А как мы встречаем, если к нам в класс придет новенький?
- Кто берет Ленку под защиту? (Димка Сомов.)
- Что происходит с Ленкой? (Она влюбляется. Даже в мыслях она не произносит этого слова, но Димка Сомов “какой-то весь таинственный, глаза синие-синие, а волосы белые, а лицо строгое, пленяет и покоряет ее”. Первая любовь, ты благородна, прекрасна, говорит повесть В. Железникова, но тяжелое испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела.)
- Какое испытание выпадает на долю Ленки, милого Чучела? (Задача: идти на урок или сбежать в кино? Дух озорства и противоречия обуял шестиклассников, стерли объявление классной руководительницы и умчались в кино. Прогул. Коллективный проступок строжайше наказан).
- От кого же узнали, что именно они, шестиклассники, стерли с доски объявление руководительницы, а не кто-то другой. (Эй, ребята, признавайтесь, кто выдал? Молчание. Кто-то трусит признаться. В ребячьем коллективе разыгрывается драма. На долю Ленки выпадает в ней тяжелая роль. Случайно она слышит, как Димка рассказывает учительнице о виновниках происшедшего.)
- Как меняется лицо Димки? (На глазах Ленки сереет от страха красивое лицо Димки Сомова.)
- Что с ним стало? Ведь он не раз бывал смелым. А сейчас? (Глаза бегают, губы дрожат.)
- Почему? ( Он страдает от страха.)
- Что делает Ленка? (Она жалеет его; берет вину на себя.)
- Как ведет себя Димка после того, когда узнает, что Ленка все знает? (Говорит, что не допустит, чтобы ребята обрушили ярость и гнев на нее, говорит, что он тут же признается. Но не признается. Изменяет дважды, трижды, навсегда. Непрощаемо.)
- Почему? (Страх потерять прежний свой авторитет у ребят, жалкие попытки сохранить его во что бы то ни стало, пусть даже внутренне презирая себя, победили в нем.)
- Какая мысленная реакция возникает у Димки в момент разоблачения? (Ему становится мучительно жаль себя, и в воображении его возникает мелодраматическая картина). Чтение отрывка из текста.
- Как поступили одноклассники в тот момент, когда Ленка взяла вину на себя? (Выступили против нее единым фронтом.)
- А все ли сделали это из побуждения? Наказать предателя? (Нет. Многие сделали это из чувства завистливой ревности, неосуществившейся надежды и, что самое странное, просто от скуки, из любопытства, смешанного отчасти с низменным, животным наслаждением - травлей смешного и слабого человека.)
- Какая проблема с этим связана? (Так жить проще, спокойнее, безопаснее, наконец. Зачем самостоятельно думать, рассуждать, если есть кто-то, кто решит за тебя и на кого при случае можно переложить ответственность за случившееся. С этим связана глубоко волнующая писателя проблема бездумного подчинения массы лидерству, основанному на физической силе и эгоистически подавляющей требовательности.)
- Может ли такое произойти в реальной жизни?

4. Вывод.

В повести Железникова есть жизненная правда. Что показывает Железников? (В. Железников показывает борьбу добра со злом, победу добра, победу чести и честности.)
- Чему учит книга Железникова? (Честности, благородству).

5. Беседа для родителей.

“Дом был как свеча”.

Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

А.А. Сухомлинский

Теперь уже вряд ли кого придется убеждать в том, что именно в детстве закладывается очень многое из того, что определит жизненный идеал человека. От того, с чем сталкивается ребенок в родном доме, чему он там учится, зависит все его отношение к миру.
В сегодняшней беседе хочу показать это на примере дома Бессольцевых из повести В. Железникова “Чучело”, которую вы прочитали вместе с детьми.
Сюжет повести как будто бы прост. Лене Бессольцевой, недавно приехавшей к дедушке в маленький среднерусский городок, класс объявляет бойкот за “предательство” и начинает отчаянную травлю доброй, открытой, доверчивой девочки. Ребята не знают, что не Лена, а ее друг Дима Сомов рассказал учительнице о побеге класса с урока в кино. А, Дима, оказывается трусом. Пережив драму травли и разочарования в друге, Лена вместе с дедушкой навсегда покидает городок на Оке.
- Почему это произошло?
Поэтичность этого городка, овеянного древними преданиями и одаренного красотой окружающей природы, составляет фон школьной драмы и подчеркивает вторую сюжетную линию повести. Дедушка Лены Н.Н. Бессольцев оставляет свои сокровища: наследственный дом с мезонином, который светил городу своими окнами, “как свеча в непроглядной тьме”, и собрание портретов людей, обитавших некогда на здешней земле,- в дар горожанам, не понявшим, не принявшим и оскорбившим и его единственную внучку, и его самого. Так переплетаются туго две истории: школьная, события которой уместились в несколько дней, и семейно-историческая, уходящая в глубь истории.
В повести четко просматриваются два противоборствующих друг другу ряда нравственных представлений. Повесть и написана для того, чтобы показать, как и в чем мораль Бессольцевых противостоит морали тех, кто сначала смеялся над причудами старика, тратившего всю свою военную пенсию на картины, а потом гнался за его внучкой по улочкам городка с улюлюканьем “чу-че-ло!”
Первый, “Бессольцевский”, ряд говорит о том, что каждый человек связан с прошлым своего народа и вернейшим проводником этой связи служит искусство: говорит о восторге перед редкостными людьми, о боли за чужую беду, о сострадании и необходимости милосердия к павшим, о жажде справедливости и готовности “костер вытерпеть” ради того, чтобы остаться самим собой; наконец, просто о любви к людям, какие бы они ни были...
Второй ряд - его повести исповедует в разной степени немалое число героев- настаивает на том, что люди всегда лопаются от зависти друг к другу, что “сила - это главное”, что предел мечтаний для человека, “что бы он там ни заливал”, - “жигули у двери, колечко на руке и пирожное в зубах...”
В конце повести дети стоят перед портретом, подаренным стариком Бессольцевым школе. Они видят девочку, так похожую на уехавшую от них Лену, и каждый из них предается своим мыслям, оставляющим надежду на лучшее: “Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода, потому что терпеть больше не было сил”.
Среди юных героев лишь двое для автора безнадежны. Первая - юная мещаночка Шмакова, которой неинтересно все, что касается непосредственно ее телесного благополучия, ее собственной персоны. Второй - предатель Дима Сомов. “Тебя надо спасать. Ты же погибнешь...”, - твердит Лена тому, кто уже предал ее и еще предаст. Но добрый ее дедушка, учивший внучку, что “верить надо до конца” и что превыше всего милосердие, уже вынес бывшему другу Лены окончательный приговор: “Он предвидел Димкину жалкую, ничтожную жизнь...”
В. Железников не изображает подробно семейных обстоятельств своих героев; исключение - дом Бессольцевых. Высокий дух этой семьи служит нравственным эталоном для автора: бескорыстие, верность себе, благодарная память о прошлом, ответственность перед будушим. О семьях других героев можно судить лишь по намекам. Ясно, что Шмакова просто буквально повторяет свою маму-мещанку. А что же за спиной у антигероя повести, у Димы Сомова? Избалованность? Изнеженность? Преждевременная слава лучшего из лучших, не подкрепленная собственными усилиями?
Точное происхождение болезни в повести не определено, но диагноз поставлен: страх обнаружить свою нравственную несостоятельность и предательство ради того, чтобы ее скрыть. Страх и предательство - два смертных греха, не подлежащих, по мнению автора повести, излечению. И в этом есть вина семьи Димы Сомова. И если вы не хотите, чтобы ваши дети стали Шмаковыми и Сомовыми, ваш дом должен быть “как свеча в непроглядной тьме”.