Тема: "Береги честь смолоду".
Цели:
1. Познакомить учащихся с повестью В.
Железникого “Чучело”.
2. Воспитывать у учащихся такие качества, как
порядочность, коллективизм, чувство
ответственности.
3. Развивать память, внимание, мышление и речь
учащихся.
Оборудование: повесть В. Железникого “Чучело”, репродукции картин, рисунки учащихся.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Война далеко позади. В тихом городе на
берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок
небольшой, но древний, много бедствий и битв
переживший за свою восьмисотлетнюю историю.
Когда-то здесь были опрокинуты полчища ханских
воинов, рвавшихся смять нашу родину. “И
Отечественная война 1812 года задела городок своим
острым углом”,- пишет автор. Много лет спустя
бурей пронеслась империалистическая; волной
виселиц, расстрелов, жестокого опустошения
прокатилось фашистское нашествие. А городок
остался жив.
- Какие мысли и чувства вызывают в читателе
первые страницы повести В. Железникого
“Чучело”?(Симпатию.)
На одном из холмов городка высится старинный дом
уважаемой всеми горожанами в прошлом
многосемейной династии Бессольцевых. Старики
умерли или смолоду погибли на войне, дом ослеп и
оглох, стоит с заколоченными дверями и окнами. Но
возвратился на родину офицер в отставке Николай
Николаевич Бессольцев.
2. Беседа с учащимися.
- Что думают о нем горожане? (Странный
майор, прошел всю войну, не одну награду имеет,
получает хорошую пенсию, а ходит в заплатанном
пальто.)
- Как его дразнят озорные одноклассники Ленки?
(Заплаточником.)
- Почему? (Им неведомо, что всю свою пенсию Н.Н.
тратил на покупку картин, написанных его предком,
крепостным крестьянином.) Он служит истории.
Докажите примерами. (Святые люди приходили к
тому, что становились нищими.)
- Посмотрите на произведение живописи (Образ
старика.)
- Как он одет? (Бедно.) Рассмотрите внимательно
лицо старика. Что вы можете о нем сказать? (Глаза
живые, лицо задумчивое, этот человек богат
духовно.) Покажите свои рисунки.
- А нужны ли нам такие люди сейчас?
- Почему?
3. Анализ повести совместно с актерскими сценами.
- Что вносит в дом одинокого деда
нежданно появившаяся Ленка? (Ласку и веселье.)
Докажите примерами из текста “Она засмеялась, и
будто колокольчик звякнул и упал в траву”.
- Посмотрите инсценировку и скажите, как
одноклассники встречают Ленку? Сцена в классе.
Почему? Прочитайте описание внешности. Выводы.
Лена-подросток, с длинными руками и торчащими на
спине, как крылышки, лопатками, большим ртом,
двумя канатиками туго заплетенных кос, вызывает
у некоторых ребят насмешки, а один бездумный
острослов встречает девочку в классе прозвищем
Чучело (К Ленке прилипла эта кличка.)
- А как мы встречаем, если к нам в класс придет
новенький?
- Кто берет Ленку под защиту? (Димка Сомов.)
- Что происходит с Ленкой? (Она влюбляется. Даже в
мыслях она не произносит этого слова, но Димка
Сомов “какой-то весь таинственный, глаза
синие-синие, а волосы белые, а лицо строгое,
пленяет и покоряет ее”. Первая любовь, ты
благородна, прекрасна, говорит повесть В.
Железникова, но тяжелое испытание выпадает на
долю Ленки, милого Чучела.)
- Какое испытание выпадает на долю Ленки, милого
Чучела? (Задача: идти на урок или сбежать в кино?
Дух озорства и противоречия обуял
шестиклассников, стерли объявление классной
руководительницы и умчались в кино. Прогул.
Коллективный проступок строжайше наказан).
- От кого же узнали, что именно они,
шестиклассники, стерли с доски объявление
руководительницы, а не кто-то другой. (Эй, ребята,
признавайтесь, кто выдал? Молчание. Кто-то трусит
признаться. В ребячьем коллективе разыгрывается
драма. На долю Ленки выпадает в ней тяжелая роль.
Случайно она слышит, как Димка рассказывает
учительнице о виновниках происшедшего.)
- Как меняется лицо Димки? (На глазах Ленки сереет
от страха красивое лицо Димки Сомова.)
- Что с ним стало? Ведь он не раз бывал смелым. А
сейчас? (Глаза бегают, губы дрожат.)
- Почему? ( Он страдает от страха.)
- Что делает Ленка? (Она жалеет его; берет вину на
себя.)
- Как ведет себя Димка после того, когда узнает,
что Ленка все знает? (Говорит, что не допустит,
чтобы ребята обрушили ярость и гнев на нее,
говорит, что он тут же признается. Но не
признается. Изменяет дважды, трижды, навсегда.
Непрощаемо.)
- Почему? (Страх потерять прежний свой авторитет у
ребят, жалкие попытки сохранить его во что бы то
ни стало, пусть даже внутренне презирая себя,
победили в нем.)
- Какая мысленная реакция возникает у Димки в
момент разоблачения? (Ему становится мучительно
жаль себя, и в воображении его возникает
мелодраматическая картина). Чтение отрывка из
текста.
- Как поступили одноклассники в тот момент, когда
Ленка взяла вину на себя? (Выступили против нее
единым фронтом.)
- А все ли сделали это из побуждения? Наказать
предателя? (Нет. Многие сделали это из чувства
завистливой ревности, неосуществившейся надежды
и, что самое странное, просто от скуки, из
любопытства, смешанного отчасти с низменным,
животным наслаждением - травлей смешного и
слабого человека.)
- Какая проблема с этим связана? (Так жить проще,
спокойнее, безопаснее, наконец. Зачем
самостоятельно думать, рассуждать, если есть
кто-то, кто решит за тебя и на кого при случае
можно переложить ответственность за
случившееся. С этим связана глубоко волнующая
писателя проблема бездумного подчинения массы
лидерству, основанному на физической силе и
эгоистически подавляющей требовательности.)
- Может ли такое произойти в реальной жизни?
4. Вывод.
В повести Железникова есть жизненная
правда. Что показывает Железников? (В. Железников
показывает борьбу добра со злом, победу добра,
победу чести и честности.)
- Чему учит книга Железникова? (Честности,
благородству).
5. Беседа для родителей.
“Дом был как свеча”.
Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
А.А. Сухомлинский
Теперь уже вряд ли кого придется
убеждать в том, что именно в детстве
закладывается очень многое из того, что
определит жизненный идеал человека. От того, с
чем сталкивается ребенок в родном доме, чему он
там учится, зависит все его отношение к миру.
В сегодняшней беседе хочу показать это на
примере дома Бессольцевых из повести В.
Железникова “Чучело”, которую вы прочитали
вместе с детьми.
Сюжет повести как будто бы прост. Лене
Бессольцевой, недавно приехавшей к дедушке в
маленький среднерусский городок, класс
объявляет бойкот за “предательство” и начинает
отчаянную травлю доброй, открытой, доверчивой
девочки. Ребята не знают, что не Лена, а ее друг
Дима Сомов рассказал учительнице о побеге класса
с урока в кино. А, Дима, оказывается трусом.
Пережив драму травли и разочарования в друге,
Лена вместе с дедушкой навсегда покидает городок
на Оке.
- Почему это произошло?
Поэтичность этого городка, овеянного древними
преданиями и одаренного красотой окружающей
природы, составляет фон школьной драмы и
подчеркивает вторую сюжетную линию повести.
Дедушка Лены Н.Н. Бессольцев оставляет свои
сокровища: наследственный дом с мезонином,
который светил городу своими окнами, “как свеча
в непроглядной тьме”, и собрание портретов
людей, обитавших некогда на здешней земле,- в дар
горожанам, не понявшим, не принявшим и
оскорбившим и его единственную внучку, и его
самого. Так переплетаются туго две истории:
школьная, события которой уместились в несколько
дней, и семейно-историческая, уходящая в глубь
истории.
В повести четко просматриваются два
противоборствующих друг другу ряда нравственных
представлений. Повесть и написана для того, чтобы
показать, как и в чем мораль Бессольцевых
противостоит морали тех, кто сначала смеялся над
причудами старика, тратившего всю свою военную
пенсию на картины, а потом гнался за его внучкой
по улочкам городка с улюлюканьем “чу-че-ло!”
Первый, “Бессольцевский”, ряд говорит о том, что
каждый человек связан с прошлым своего народа и
вернейшим проводником этой связи служит
искусство: говорит о восторге перед редкостными
людьми, о боли за чужую беду, о сострадании и
необходимости милосердия к павшим, о жажде
справедливости и готовности “костер вытерпеть”
ради того, чтобы остаться самим собой; наконец,
просто о любви к людям, какие бы они ни были...
Второй ряд - его повести исповедует в разной
степени немалое число героев- настаивает на том,
что люди всегда лопаются от зависти друг к другу,
что “сила - это главное”, что предел мечтаний для
человека, “что бы он там ни заливал”, - “жигули у
двери, колечко на руке и пирожное в зубах...”
В конце повести дети стоят перед портретом,
подаренным стариком Бессольцевым школе. Они
видят девочку, так похожую на уехавшую от них
Лену, и каждый из них предается своим мыслям,
оставляющим надежду на лучшее: “Все молча
смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная
тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной
храбрости и благородству все сильнее и сильнее
захватывала их сердца и требовала выхода, потому
что терпеть больше не было сил”.
Среди юных героев лишь двое для автора
безнадежны. Первая - юная мещаночка Шмакова,
которой неинтересно все, что касается
непосредственно ее телесного благополучия, ее
собственной персоны. Второй - предатель Дима
Сомов. “Тебя надо спасать. Ты же погибнешь...”, -
твердит Лена тому, кто уже предал ее и еще
предаст. Но добрый ее дедушка, учивший внучку, что
“верить надо до конца” и что превыше всего
милосердие, уже вынес бывшему другу Лены
окончательный приговор: “Он предвидел Димкину
жалкую, ничтожную жизнь...”
В. Железников не изображает подробно семейных
обстоятельств своих героев; исключение - дом
Бессольцевых. Высокий дух этой семьи служит
нравственным эталоном для автора: бескорыстие,
верность себе, благодарная память о прошлом,
ответственность перед будушим. О семьях других
героев можно судить лишь по намекам. Ясно, что
Шмакова просто буквально повторяет свою
маму-мещанку. А что же за спиной у антигероя
повести, у Димы Сомова? Избалованность?
Изнеженность? Преждевременная слава лучшего из
лучших, не подкрепленная собственными усилиями?
Точное происхождение болезни в повести не
определено, но диагноз поставлен: страх
обнаружить свою нравственную несостоятельность
и предательство ради того, чтобы ее скрыть. Страх
и предательство - два смертных греха, не
подлежащих, по мнению автора повести, излечению.
И в этом есть вина семьи Димы Сомова. И если вы не
хотите, чтобы ваши дети стали Шмаковыми и
Сомовыми, ваш дом должен быть “как свеча в
непроглядной тьме”.