Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, чтобы школьник мог мыслить на планетарном и космическом уровне.

Имея давние традиции, само явление “интеграция” развивалось в основном на уровне внутрипредметных и межпредметных связей.

В такой уже устоявшейся практике интерес представляет новая стадия в развитии интеграционного процесса в школе, значительно отличающаяся от интеграции на уровне межпредметных связей.

Это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Гуманитарно-эстетический цикл школьных предметов позволяет достичь необходимого разнообразия в объединении нескольких предметов: /ИЗО и музыка; литература и МХК; русский язык, литература и музыка; литература, ИЗО, МХК, музыка и т.д./.

Опыт показал, что совместное изучение этих предметов дает учащимся представление о развитии культуры разных эпох, помогает выявить место русской культуры разных эпох, помогает выявить место русской культуры в историческом процессе.

Интегрированные уроки позволяют подойти к изучению темы более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие разных видов искусства.

Нами было решено выбрать одну тему, которая бы объединяла все изучаемые темы года, и разработать эту тему во всем ее разнообразии. Тема “Образ женщины в русском искусстве XIX века” органично вписалась в программу 10 класса: героини Островского, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Толстого, Чехова – богатая духовная пища для ума и для сердца. По данной теме было спланировано несколько уроков. Тема по программе: “А.Н.Островский”. Интегрированный урок – “Женская судьба, запечатленная в искусстве второй половины XIX века”. Тема по программе “И.С.Тургенев”. Интегрированный урок “Женский портрет в искусстве XIX века” и т.д.

В 11 классе мы несколько изменили тактику проведения интегрированных уроков. Соединив разные отделы из программ по МХК, литературе и ИЗО в одну, изучали ее параллельно, а затем проводили итоговые уроки. Нами была создана “Программа интегрированного курса по русской литературе XX века, МХК, ИЗО, музыке для 11 класса” как продолжение курса 9-10 классов.

Авторами курса было выделено 3 этапа осуществления интеграции: 1) Работа с образцами – знакомство с художественными произведениями, изучение языка, науки, связанных с различными видами искусства; 2) Конструирование – написание сочинений, стилистически связанных с изучаемой эпохой, создание творческих работ на уроках изобразительного искусства; 3) Моделирование – создание модели эпохи.

Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Например, создавая интегрированный урок по теме “Серебряный век в русской культуре конца XIX – начала XX в.” (литература – МХК – музыка -изобразительное искусство), мы думали о том, какой материал отобрать, чтобы воссоздать атмосферу культурной жизни рубежа веков, начала XX-го века, чтобы познакомить наших учеников с чувствами, умонастроениями различных поколений этого времени через взаимопроникающие явления в литературе, музыке, живописи.

Урок проходил в форме литературного салона. В общем-то, это был урок-спектакль, потому что каждый из участников играл свою роль: хозяйка салона, ведущие, гости, завсегдатаи салона. Обстановка способствовала тому, чтобы общение было неформальным, кабинет выглядел уютно и красиво. На стенах – выставка репродукций художников, о которых шла речь на уроке. На доске – макет окна, с нарядными занавесками, с цветами на подоконнике. Это окно символизировало связь с миром прекрасного, окно в мир искусства и в самостоятельную жизнь, т.е. в “мир, открытый настежь бешенству ветров”.

Хозяйка cалона, завсегдатаи, гости вели разговор о новых идеях, направлениях в живописи: В.Серов, М.Врубель, Б.Кустодиев… Главные вопросы эпохи: кого любить? Во что верить? Как жить?- звучали в стихах А.Блока, В.Иванова, И.Северянина. А удивительная музыка А.Скрябина, С.Рахманинова помогала понять, как ощущали, предчувствовали люди надвигающиеся потери, безысходную и бесконечную грусть, как радовались, надеялись…

И тишина в классе, раздумье на лицах ребят – это свидетельство того, что вопросы, волновавшие людей в начале века, сегодня задаем себе и мы, и наши дети: кого любить? Во что верить? Что ожидает нас? И тот “животворящий” урок, созданный общими усилиями, дал нашим ученикам заряд духовной энергии, пищу для сердца и ума.

Разумеется, при совместной работе возникало немало проблем, важнейшими из которых представляются определение содержания и освоение учащимися художественного материала.

Имеющаяся практика позволила нам освоить новый подход к системности в освоении получаемых и применяемых учащимися гуманитарных знаний. По итогам этой работы выпущен методический сборник “Под сенью дружных муз…”.

Рис. 1

Сегодня перспективная задача – введение в основной школе синхронизированных курсов истории, литературы, мировой художественной культуры, музыки, ИЗО. Первый шаг по синхронизации предметов сделали учителя музыки (Е.Н.Кириенко) и изобразительного искусства (Н.А.Киренская). Ими составлена Программа и “Синхронное тематическое планирование уроков музыки и ИЗО во втором классе”. Синхронизированный курс по музыке и изобразительному искусству органично вписывается в систему художественно-эстетического образования и воспитания учащихся школы.

Принцип интеграции лежит в основе организации внеурочной учебной деятельности учащихся. В школе традиционными становятся интеллектуальные марафоны, развивающие кругозор школьников, интегрированные вечера (“По страницам “Слова о полку Игореве”, “Ломоносов – гений российской науки” и др.). Формирование широкой целостной картины мира в сознании учащихся – главная задача интеграции в школе.

Интегрированный урок. /Литература, история, биология, физика, астрономия, русская национальная культура, музыка, изобразительное искусство/.

“По страницам “Слова о полку Игореве”

Цели урока: формирование у ученика целостного восприятия мира; развитие эстетического вкуса, воспитание патриотизма, чувства личной ответственности за все, что происходит на Земле.

/Класс оформлен иллюстрациями к “Слову о полку Игореве”, выполненными учащимися художественного класса./

1. Звучит песня из к/ф “Простые истины”. Исполняет вокальный ансамбль девочек 7 класса. Звенит школьный звонок /колокольчик/.

2. Слова ведущего: Школа. Дети. Учителя. Уроки и перемены, системы обучения, множество предметов. На каждом из них звучит своя мелодия, но важно уметь услышать, насколько она созвучна другим, чтобы весь ансамбль исполнил одну симфонию. Так было 100 и 300 лет назад, и так будет всегда. Наша жизнь есть непрекращающаяся цепь начал.

Жизнь – бесконечное познанье.
Возьми свой посох и иди.
И я иду… и впереди –
Пустыня, ночь и звезд мерцанье.

Я иду! Я – человек! И ты – человек! Зачем мы с тобой родились? Зачем живем на этой Земле? Зачем встретились на этой Земле? Зачем встретились: ты и я? Мы ищем ответы на эти вопросы, осмысляя окружающее, тревожа память, вглядываясь в судьбы тех, кого уже нет. У деревьев, цветов, моря и звезд ищем ответа. В поэзии. Да! В поэзии жизни. Постигая в школе ее основу, ее простые истины, мы начинаем понимать себя, других, открываем глубину строк: “Ничто на земле не проходит бесследно”. И приходит обжигающее ощущение своей неразрывной связи со всем сущим на земле. Отвечая на главный вопрос: “Зачем я?”, мы найдем ответы на тысячи других, поймем простую истину, что человек – это звено в цепи поколений, соединяющее прошлое, настоящее и будущее. Человек! Чело веков, лоб столетий, мудрость и разум, память предков. / Звучит фрагмент “Богатырской” симфонии А.Бородина/.

3. Учитель истории:: Как многогранно значение этого слова. Дела давно минувших дней. Чем может помочь нам знание о них нашей сегодняшней сложной жизни? Кто я? Откуда я? Человек не может не задаваться такими вопросами. Кажется, это простые истины. Но мы не сможем разобраться в них, пока не изучим прошлое, а без этого не поймем настоящего и не сможем предвидеть будущее. Римляне говорили: “История – учитель жизни”. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Для него останется пустым звуком древнейшая литература предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания великого, трагического и прекрасного прошлого.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

К сожалению, чувство патриотизма, преданности и любви к Родине не всегда становилось выше всего. ХII век овеян феодальными войнами. Князья мелких поместий, полугосударств воюют друг с другом за земли, власть, втягиваясь в братоубийственную войну за эгоистические интересы. Это был процесс феодальной раздробленности, слабости Руси. Положение еще более усугубилось, когда этой слабостью решили воспользоваться половцы. Русь могла потерять свою национальную независимость. Именно в это сложное, героическое время на Руси создается прекраснейшее произведение “Слово о полку Игореве”. /Гаснет свет. Загорается луч./

Ученик:

“Не пора ли нам, братья,
Начать старыми словами
Печальную повесть о походе Игоря…”

/Читает начало “Слова…”, одновременно с художественным чтением текста демонстрируются слайды с картин И.Глазунова и К. Васильева/.

Древняя поэма и в наши дни звучит с особой актуальностью. Развал СССР, межнациональные конфликты конца ХХ века. Конечно по своему историческому содержанию эти явления несколько иные, нежели феодальные распри ХII века. Но они тоже мешают единству страны. Экономическая раздробленность не позволяет приблизиться к уровню мировой цивилизации.

С самого момента открытия “Слово” служит воспитанию любви и преданности Родине, а в “золотом слове” Святослава ярко звучит призыв к единению. Вот эти простые истины постигают дети на уроках истории. /Ученик в костюме князя читает “Золотое слово” Святослава”/.

4. Учитель биологии: “Слово” и биология. На первый взгляд, понятия несовместимые. Но с точки зрения биолога в этом произведении столько моментов, эпизодов, которые представляют для учителя биологии несомненный интерес.

Мы учим ребят простым истинам. На уроке они думают, мыслят, рассуждают, доказывают, отстаивают свою точку зрения. Изучив “Слово”, ребята начинают размышлять. А характерен ли с биологической точки зрения вой волков в начале мая в лесостепной зоне? У волков в логове маленькие волчата. Взрослые волки ведут крайне осторожный образ жизни, боясь обнаружить логово. Самка не расстается со своими волчатами, охотится один самец. Следовательно, волчий вой как средство звукового общения на большие расстояния в эту пору волкам не нужен. А реальна ли картина с брешущими - лающими на червленые щиты лисицами? Ребята знают, что лисицы пугливы, и от многочисленного войска они держались бы на таком большом расстоянии, что не были бы слышны. Но дело не только в этом. В конце весны лисицы не лают. Они, как и волки, и многие другие животные, оберегают своих детенышей, ведут крайне скрытный образ жизни. Их лай можно было бы услышать на исходе зимы или ранней весной, в пору лисьих свадеб. Следовательно, картина с лисьим лаем в походе Игоря с биологической точки зрения не находит объяснения. В конце поэмы Игорь вместе с половцем Овлуром бежит из плена. Свидетелями этого побега оказались различные животные. Перечислены вороны, галки, сороки, полозы, дятлы. Как видно из текста, действие воронов, галок и сорок проявилось в молчании. Их молчание воспринимается как ответное действие на появление беглецов. Следовательно, до того момента их действия были иного рода, т.е. птицы не молчали, а наоборот, подавали свои голоса. Реальна ли “звуковая” картина? Конечно, нет. Вороны – это молчаливые отшельники. Завидев вдруг появившегося человека, прокаркали бы несколько раз, отлетая прочь. Галки принялись бы защищать своих плохо летающих птенцов, отвлекая внимание на себя громким карканьем. Сороки проделали бы тоже самое, что и галки, лишь с той разницей, что их стрекотание было бы громче, чем галочье карканье. Итак, действия воронов, галок и сорок оказывается противоположным тому, какое бы следовало от них ожидать. А то, что дятлы указывают путь Игоря к реке, с этим тоже можно поспорить. Это далеко от реальности. Последние свидетели побега Игоря из плена – соловьи. Они веселыми песнями “рассвет возвещают”. И здесь нельзя согласиться. Почему соловьиные песни определены как веселые? Ведь соловьи пели на исходе ночи. А ночь – самое удачное время суток для побега. А оно, к сожалению, оканчивалось. Значит, рассвет беглецы должны были воспринимать не как радостное, а наоборот, как нерадостное событие. Вот несколько примеров, которые показывают, что ребята, любя произведение, вступают с автором в спор.

Древнерусская литература не знала бездействующего пейзажа как фона для повествования, не знала животных, включенных в этот пейзаж. И наши точные исследования с научной точки зрения помогают ребятам усвоить и понять, что биология и поэма – понятия разные. И одной меркой оценивать их никак нельзя.

5. Учитель физики /астрономии/: Все, что существует в мире, на Земле и вне Земли, называют материей. Одно из основных свойств материи – ее изменчивость. Физика – наука о неживой природе и здесь мы изучаем такие простые истины, как свойства материи, все возможные ее изменения, т.е. явления. Основная задача механики – определение положения тела в любой момент времени. Так, астрономы, пользуясь законами механики, могут вычислить положения небесных тел друг относительно друга и с большой точностью предсказывать такие небесные явления, как затмения Солнца или Луны. И не только предсказывать. Если бы, например, историки не знали точной даты начала похода князя Игоря против половцев, то ее могли бы вычислить астрономы. В знаменитом “Слове о полку Игореве”, в котором воспет этот поход, рассказывается о полном солнечном затмении, совпавшем со вступлением князя Игоря в “землю половецкую”. Этого достаточно, чтобы установить, что на границе половецкой земли войска Игоря были 1 мая 1185 г. Ошибиться здесь нельзя, потому что в одном и том же месте полное солнечное затмение бывает примерно один раз в 300 лет. В ХII в. в районе донских степей могло быть всего одно затмение. /Звучит фонограмма из оперы А.Бородина “Князь Игорь”/.

Ученица: Освещенная Солнцем и Луна отбрасывает конус тени и конус полутени. Иногда Солнце, Луна и Земля располагаются так, что тень Луны достает до поверхности Земли. Только там, где на Землю падает пятно лунной тени, наблюдается полное солнечное затмение. Полное затмение наступает не сразу. Луна постепенно закрывает солнечный диск, фаза затмения постепенно увеличивается, причем ослабления света и уменьшения яркости Солнца почти незаметно. И только когда Луна полностью загораживает Солнце, становится темно, как в конце вечерних сумерек, и на небе появляются яркие планеты и самые яркие звезды. Если полоса затмения очень узкая, звезды могут, и не появится, но внезапность перехода от света к глубоким сумеркам создает впечатление полной тьмы. Полное затмение длится от нескольких секунд до 3-4 минут. Затем частые фазы идут в обратном порядке, пока затмение не закончится совсем. Общая продолжительность не более трех часов.

6. Ведущий:

Я человек! И я ищу родства
С живой душой живого естества,
С глаголом птиц и музыкой планет,
Со всем, чему определенья нет.

7. Учитель РНК: Русская национальная культура. Она знакомит нас с обычаями и обрядами русского народа. Обрядность сплачивала людей, составляла единый и нерушимый уклад жизни. “Слово о полку Игореве” - это многолетний дуб, могучий и раскидистый. Его корни глубоко уходят в народную почву. “Слово” вводит нас в мир русской мифологии: Хорс, Велес, Дажьбог, Боян. Изучая символику русского костюма, доспехи богатырей на уроках культуры, мы часто обращаемся к “Слову”. Для автора Русская земля – святая. “Матерью, целительницей” называл ее наш народ. Горсть родной земли брали с собой в дальние походы, в трудные времена люди прибегали к заступничеству и посредничеству своей кормилицы. “Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”, - писал А.С.Пушкин. Предок – по-русски “род”. Много ли мы знаем сейчас о своих предках, наверное, не в каждой семье есть и родословная. Род – Родина – народ. Когда речь заходила о защите родной стороны, не было русским равных в силе и храбрости. Щит, меч, копье для воина священны. Мечу давали имя, он был дороже сына, меч жил и умирал вместе с хозяином. Щит, защита, защитник. Щитами наши предки клялись, тот, кто осмеливался испортить, изломать или украсть щит, должен был заплатить большой штраф. Потеря щита – синоним полного разгрома в бою. “Что такое счастье?” - спрашиваем мы. Герои “Слова”, несмотря на раздоры и войны, были счастливее нас. Они ощущали свое единство с окружающим их миром. Мы потеряли искусство жить в ладу с природой, а, значит, и с самим собой, и друг с другом. “ Изрони жемчужну душу”. Загадочная русская душа. Понять ее можно, лишь прикоснувшись к животворящей святыне: к чистому источнику национального духа, заключенного в великом русском языке, в песнях и былинах, в традициях, издавна хранившихся на Русской земле.

/Гаснет свет. Демонстрация слайдов с картин К.Васильева. Звучит фонограмма “Половецкие пляски” Бородина из оперы “Князь Игорь”./

8. Учитель литературы: “Слово о полку Игореве” – начало начал в литературе. Неизвестный поэт ХII века ум свой напряг тетивою, душу вложил стрелою и пустил ее сквозь века, заостренную мужеством. Сколько творений, как стрелы, едва перелетев через столетие, навсегда застревали в тиши академических библиотек. А “Слово” пронзает века, и чем дальше, тем мощнее его полет. Ему восемьсот с лишним лет. Такая древность! Мы, учителя литературы, всегда волнуемся, поймут ли наши сегодняшние школьники этот памятник древней русской литературы; примут ли. Но вот звучит “Слово”, искреннее, торжественное, и открываются детские сердца, чувствуя и тревогу, и скорбь, и гнев, и радость автора. Мы начинаем разговор о “Слове” и говорим о Родине. Благодаря “Слову” можно сиять заставить заново это величественное слово – Родина. Потому что любовь к родной природе и родному народу, родной земле водила пером автора. Мы говорим о чувстве долга, об ответственности человека за содеянное и, конечно же, о том, что надо учиться у наших далеких–далеких предков беречь и защищать землю, на которой живем, а для этого нужно жить в мире и согласии, чтобы один человек понимал другого. В этом смысле “Слово” бездонно. Утверждая важные человеческие ценности, оно само стало вечной ценностью. Самое пронзительнее, трогательное место в “Слове” – плач Ярославны. В этом плаче – огромное женское горе. Но еще и любовь, огромная, не знающая границ. И надежда, и вера. Любящая женщина, обращаясь к силам природы, выкликает Игоря от смерти. Разве можно остаться равнодушным к плачу Ярославны, ожидающей любимого с войны. Любовь и разлука – тема вечная. К сожалению, очень современная. Наверное, никогда люди столько не воевали, сколько воевали в ХХ веке. Ярославна плачет на забрале в Путивле.

И стираются границы.
Границы времени.
А кто сказал, что прошлое неявно?
Времен и судеб не прервется связь.
Не перестанет плакать Ярославна,
Пока из плена не вернется Князь.

/Звучит фонограмма колокольного звона. Выходит ученица в костюме Ярославны, за ней – школьный хор со свечами в руках. Ученица читает “Плач Ярославны”. Хор исполняет “Молитву” А. Бортнянского. Общий свет./.

9. Ученики 11 класса: “Слово о полку Игореве” – это слово о Родине. Как хлеб, как родниковая вода, слово стало святыней…

Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю, а за дремотой – тайна,
И в тайне ты почиешь, Русь…

Русь – Родина. А что такое Родина для человека? Для меня, например, Родина – это белоствольные березы. Родина – это наша северная река, в которой отражается голубое, чистое небо. Родина – это мои первые рисунки и мои первые выставки. А моя семья, которую я очень люблю, в которой я выросла и получила любовь и понимание. Мои друзья – это Родина. Родина – это школа. На протяжении многих лет мы ходим в школу, мы и представить себе не можем, что придется вскоре расставаться с ней. Школа для меня – самое важное время в моей жизни. Со словом “школа” у меня ассоциируется что-то родное, привычное, важное. Это трудно объяснить словами, но это так. Немалую роль в моей жизни сыграл художественный класс, в котором я учусь. Здесь нас учат понимать и любить искусство. Здесь мы пробуем создавать красоту. И я не жалею, что пошла именно в этот класс и в эту школу.

А для меня школа – это начало всех начал.

Сюда мы ребятишками
С пеналами и книжками
Входили и садились по рядам.
Здесь наше детство пройдено.
И здесь мы слово Родина
Впервые прочитали по слогам.

В школе учителя учат нас самым добрым качествам. Учат понимать друг друга, отличать в человеке хорошее от плохого. Учат прекрасному. Я имею в виду искусство, которое помогает выражать свои мысли и чувства. Школьные годы - самое чудесное время в жизни. Все забывается, но школьная пора – никогда. Конечно, в школьной жизни тоже есть свои проблемы, есть разногласия, ссоры, неурядицы, но это ничто, поверьте, по сравнению с добром, полученным здесь. Мы станем первыми выпускниками ХХI века! Когда уйдем со школьного двора, те простые человеческие истины, которые помогла нам усвоить школа, останутся с нами на всю жизнь, и мы, обещаю, мы постараемся сохранить верность этим истинам, как бы трудно нам не было.

Выходит вокальный ансамбль, исполняет песню “Красное солнце над речкою синей” /1 куплет/. Урок заканчивается исполнением песни всеми присутствующими на уроке, /слова песни отпечатаны заранее/.

Литература

1. “Под сенью дружных муз…”, методическое пособие под ред. М.И. Балагуровой, Ленск, 2002 г. /рис.1/.
2. Постановление ЮНЕСКО о праздновании 800-летия “Слова о полку Игореве”
3. Л.А. Панина. Солнечное затмение 1 мая 1185 г. /Заметки астронома/, М. Советский писатель, 1985 г.
4. “Слово о полку Игореве” - 800 лет. М., Советский писатель, 1986 г.
5. Г.В. Сумароков. Глазами биолога, М., Сов. Писатель, 1985 г.
6. Н.С. Демкова. Бегство князя Игоря, М., Сов. Писатель, 1985 г.
7. Ю.Н. Сбитнев. Языком далеких предков, М., Сов. Писатель, 1986 г.
8. А.А. Косорунов. Загадочная очевидность, М., Сов. Писатель , 1986 г.
9. А.Ю.Чернов. Бежали струны по гуслям, М., Сов. Писатель, 1986 г.
10. В. Распутин И русская душа, М., Современник, 1987 г.
11. А. Вознесенский. Три встречи со “Словом”, М.