Я встретил Вас (урок о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева)

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Главная идея урока:

а) создать комфортные условия для эстетического восприятия материала;
б) пробудить у обучающихся высокие нравственные чувства.

Автор: Ф.И. Тютчев

Произведение: Лирика

Вид: урок получения новых знаний и умений

Тип: урок – композиция

Тема урока: “Я встретил Вас… (по жизни и творчеству Федора Ивановича Тютчева)”

Цели урока:

  1. Обучающая: А) познакомить учащихся с личной жизнью поэта и его любовной лирикой; Б) показать роль женщин в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева; В) вызвать интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.
  2. Развивающая: приобщение учащихся к миру искусства; развитие воображения, фантазии в процессе инсценирования и выразительного чтения стихов; развитие навыков устной речи, навыков общения, выразительного чтения.
  3. Воспитывающая: воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии; интерес к личности поэта, формирование ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке.

Эпиграф:

Если б в сердце тебя я не грел, не ласкал,
Ни за что б я тебе этих слов не сказал.

План урока:

Методы и формы:

1. Оргмомент

Приветствие

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Фронтальный и индивидуальный опрос

3. Этап усвоения новых знаний

1. Словесные и наглядные методы

2. Инсценирование

3. Выразительное чтение, индивидуальное   задание

4. Прием словесной ассоциации

4. Этап закрепления новых знаний 1. Коллективная форма организации   познавательной деятельности

2. Эвристическая беседа

3. Словарная работа

4. Решение проблемного вопроса

5. Слово учителя

5. Подведение итогов

Рефлексия, слово учителя.

6. Домашнее задание.  

Оборудование: сборники стихов, иллюстрации, стенд к уроку, столик, камин, свечи, кресло, портреты поэта и женщин, проигрыватель, пластинка с романсом, магнитофон с кассетами, плакаты.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Начало урока. Кто отсутствует?

II. Проверка домашнего задания:

  • В чем особенности биографии Ф.И. Тютчева?
  • Кто в детстве оказал большое влияние на будущего поэта?
  • Что знаете о родителях?
  • Можно ли говорить о многообразии тем Ф.И. Тютчева? Назовите их.
  • Назовите, какие стихотворные строки Ф.И. Тютчева стали “крылатыми”.
  • В каком году вышел первый сборник стихов Ф.И. Тютчева:
  • Кто впервые опубликовал стихи Ф.И. Тютчева?

III. Новая тема

1. Вступительное слово учителя (тема, формулировка задач)

Сегодня мы продолжаем разговор о Ф.И. Тютчеве. Урок необычный потому, что посвящается 200 – летию поэта. 5 декабря вся литературная общественность будет отмечать эту круглую дату. Тема “Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева”. Задачи: знакомство с личной жизнью и ее отображением в поэзии, знакомство с любовной лирикой, узнать о роли женщин в его жизни, творчестве.

И хотелось бы, чтобы в конце урока каждый из вас смог ответить на вопрос: “Что значила для него любовь?”, “Чем она была для поэта?”, Что для вас означает слово “любовь”?, “С какими понятиями ассоциируется?”

На каждом столе лежит белый лист бумаги: “Любовь это…….”. Напишите с каким словом ассоциируете. В конце урока подведем итоги: кто был наиболее точен, близок к истинному пониманию.

Словарь Охсечова трактует это слово так: “Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности”.

2. Запись темы, эпиграфа

  • Почему эпиграфом к нашей теме взяты эти слова?
  • Как они связаны с темой? (Они выражают отношение Ф.И. Тютчева к возлюбленным)
  • По ходу нашего урока делайте краткие записи в конспект. (Какие стихи и кому посвящал поэт?)

А сам поэт напишет: “Любила ты, и так любить как ты…”

Перед вами копии портретов женщин: А. Крюденер, Э. Петерсон, Э. Дернберг, Е. Денисьевой.

Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные стихи. Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них, мы узнаем из ваших выступлений. Но с полным правом о каждой из них можно сказать: “Любила ты, и так как ты любить, нет, никому еще не удавалось”.

Звучит романс: “Гори, гори моя звезда…… (Ученик в роли Тютчева садится в кресло, читает стихотворение: “Сижу задумчив и один…”).

Рассказ учителя: Итак, давайте мысленно перенесемся в далекий для нас 19 век. Осень. Ноябрь 1921. Тютчев только что окончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге. На домашнем совете было решено, что с блестящими способностями Феденьки можно сделать карьеру дипломата. И в середине 1822 года Тютчев едет в Германию в Мюнхен, где получает место сверх читанного чиновника при русской миссии. Никто не знал, что его отъезд обернется разлукой.

Именно здесь, за границей, начинается его личная жизнь, полная страстей и горестей, здесь он начнет создавать изумительные стихи, посвященные своим возлюбленным. Здесь повстречает первую любовь, впервые женится, переживет смерть первой жены, женится вторично, испытывая пылкие чувства.

Как же это было:

1 часть.

Звучит музыка Штрауса (на фоне музыки поэт приглашает дам выводит их на сцену – девушки садятся на стулья)

Учитель: Мюнхен. 1823. Молодой Тютчев приглашает на танец графиню Амалию Крюденер.

Рассказ ученицы от имени Амалии: “Мы познакомились во второй половине 1823г. Я была пятью годами моложе его. Отец мой был дипломатом. Мы почувствовали симпатию друг к другу. Часто совершали прогулки по прекрасному Дунаю. Памятью о тех временах навеяно стихотворение:

Поэт читает стих “Я помню время золотое…” (подходит к Амалии).

Амалия: Тютчев был очарован мною и стал серьезно думать женитьбе. Однако родители мои были против и предпочли ему товарища. Тютчев был убит горем. Его настроение отразилось в стихотворении “К Н.”

Юноша читает стих “Твой милый взор…”

Амалия: Время покажет, что мы не забудем этой своей юной привязанности. В течении долгой жизни мы встречались нечасто. Но эти редкие встречи радовали обоих. Например мы встречались в июле 1840, где отдыхали с семьями в живописной местности недалеко от Мюнхена.

Учитель: Описывая в письме родителям свой отдых, Тютчев с радостью и в то же время с грустью сообщает им:

Поэт читает письмо №1: “Вы знаете мою привязанность к госпоже Крюденер и легко можете себе представить, какую радость мне доставило свидание с нею...

Она все еще хороша собой, и наша дружба, к счастью, изменилась не более, чем ее внешность…

Учитель: Но жизнь продолжалась. У Тютчева были свои заботы – увеличение семьи, служба. И все-таки судьба еще дважды подарила им дружеские свидания. Через 30 лет после их последней встречи (1870) они вновь увиделись в Карсбадене на лечении летом 1870г. В это время сюда съезжалась вся европейская и русская знать, многие знали Тютчева. Но самой радостной была встреча с Амалией. Прогулки с пожилой но все еще сохранявшей привлекательность графиней, вдохновили Тютчева на создание прекрасного стихотворения “Я встретил вас… (Звучит романс “Я встретил вас).

Учитель или ученица: Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова. А на следующий день дрожащей рукой Тютчев написал несколько слов дочери Дарье:

Поэт читает письмо : “Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с моей дорогой Амалией и т.п.(из письма поэта)

Этот стих он посвящает Амалии. Юноша читает стих: “Я знал ее еще тогда…”.

Учитель: Амалия пережила Тютчева на 15 лет. Ей он посвятил стихотворения: “Я помню время золотое…”, “Твой милый взор”, “Я встретил”, Я знал ее…”.

2 часть.

Рассказ Элеоноры Петерсон: Но вернемся теперь в далекие 1820-ые годы. Летом 1825 получив отказ от родителей Амалии, Тютчев уехал в отпуск, вернулся в 1826г. А 5 марта свадьба Тютчева. Я – вдова русского дипломата Элеонора Петерсон была на четыре года старше. О нашей свадьбе никто не знал, даже родители поэта. Ведь я была лютеранкой, а он православного вероисповедания. Возникли трудности не только с получением родительского благословения, но и разрешения церковного. Мы скрывали свой брак. Сказать, что любила Тютчева – ничего не сказать, я его боготворила.

Учитель: “Спустя годы Тютчев писал:”

Поэт читает письмо: “Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, в течении одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня. Она, не колеблясь ни мгновенья, готова умереть за меня”.

Элеонора: В 1838 году я пережила страшное потрясение: пожар на корабле, где я находилась с тремя детьми. Этот несчастный случай подорвал мое здоровье.

Учитель: Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь. Это стихотворение он посвятил ей: “Еще томлюсь”

Юноша читает стих: “Еще томлюсь тоской желанья…”

3 часть.

Учитель: Однолюбом Тютчев не был. Он мог страстно обожать двух женщин сразу. Женщины, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самоотверженным чувством. Он умел порой влюбить в себя женщин с первого взгляда.

В 1836 году он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Она была из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием (показать портрет). Эрнестине он посветил немало стихотворений, вот одно из них: “Люблю глаза твои”

Юноша читает стих: “Люблю глаза твои, мой друг…”.

Учитель: Через год после смерти первой жены в 1839 году обвенчался с Эрнестиной. А осенью 1844 года вместе с женой и младшими детьми Марией и Дмитрием возвращается в Россию в Петербург. Дочери от первого брака временно остаются в Германии под присмотром теток. В 1845 он привезет дочерей в Россию. Дарья и Екатерина будут учиться в Смольном институте благородных девиц. Вместе с дочерьми воспитывалась в Смольном институте и Е.А. Денисьева.

Эта женщина стала последней любовью поэта. Она была для него и блаженством, и безнадежностью. Денисьевой он посветил целый цикл стихов о любви, который так и был назван “Денисьевский цикл”

4 часть.

Е. Денисьева: Мы познакомились с Тютчевым в 1846 году, но действительное начало нашей любви относится к лету 1850 года и т.д.

Это стихотворение посвящено ей. Юноша читает стих “Я очи знал, -о, эти очи…”

Рассказ Денисьевой: Принадлежала я к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тетушки, инспектрисы Смольного института. Она любила меня как дочь. Рано начала вывозить в свет. Бывали мы в доме Тютчевых, с Федором Ивановичем встречались в Смольном, когда он посещал своих дочерей. Наши отношения вылились в светский скандал.

Учитель читает стих: “О как на склоне наших лет…”.

Е. Денисьева: Однако с семьей Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Привязанность к жене совмещалась с любовью ко мне, и это вносило в его отношение к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Передо мной навсегда закрылись двери домов, где я прежде была желанной гостьей. Отец от меня отрекся.

Девушка читает стих: “Не говори мене он как и прежде любит”.

Юноша читает стих: “О, как убийственно мы любим…”

Е. Денисьева: 14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Мы жили в гражданском браке. У нас было трое детей. Все они носили фамилию Тютчева. Мучительная раздвоенность терзала его.

Учитель: 4 августа 1864 Е. Денисьева умирает от скоротечной чесотки. Тютчев себя винит в ее смерти, раскаяние не покидает. На годовщину ее смерти он напишет стих, где вновь вспоминает о своей любви к Денисьевой: “Сегодня, друг мой, 15 лет минуло…”

Поэт читает стих: “Сегодня, друг мой, 15 лет минуло…”.

Учитель: Денисьевский цикл стихов вошел в сокровищницу мировой поэзии, а Е.Денисьева, благодаря стихам, обрела бессмертие.

Поэт читает: “Все отнял у меня казнящий Бог…”

Учитель: Эти стихи поэт незадолго до смерти посвящает жене Эрнестине Федоровне. Через 2 года после смерти поэта, Эрнестина просматривая свой гербарий, нашла листок со стихами: “Не знаю я, коснется ль благодать, моей души болезненно-греховной…”

Эти строки, обращенные к жене и связанные с любовью к Денисьевой, поэт написал в 1851 году.

Аксаков писал: “Какой же была ее радость и скорбь при чтении этого привета, замогильного такого привета, такого признания ее подвига жены, её дела любви. Жена пережила Тютчева” на 21 год.

“Это было целое событие в моей жизни” - скажет Эрнестина. Не перестаешь удивляться силе любви этой женщины, ее умению прощать, когда читаешь о том, что Эрнестина, видевшая страдания Денисьевой, скажет: “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была причина”.

Вывод: Вот что сегодня хотелось рассказать вам о возлюбленных поэта, которые стали его музами и вдохновили на создание замечательных стихов. Мы убедились, что любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий.

IV. Подведение итогов урока

Что отразила любовная лирика?

Итак, давайте сделаем выводы. Ответим на вопрос:

  • Что такое любовь в представлении Тютчева, чем она была для поэта? (Это блаженство и безнадежность, это жизнь, это радость, это счастье, это нежность, это страдание, это слезы, скорбь, разлука, ревность, это средство духовного прозрения.)
  • Какой изображает Тютчев свою любимую?

Вывод учителя:

    1. Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несет ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и побежденный.
    2. Главное, что увидел и высоко оценил Тютчев в женщине это – силу чувства, ее способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу.
    3. Конечно, можно по разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт – вне осуждения. Оправданием для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любим такими женщинами. Тютчев был необыкновенно галантен, изысканно вежлив с женщинами, и это располагало, это притягивало женщин к поэту. Кроме того, он был блестящим собеседником и увлекательным рассказчиком.

Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более возвышенно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении любви в жизни человека.

Итак ваше представление о любви?

Любовь – это… (Зачитать слова, которые учащиеся написали на заранее приготовленных листках).

Созвучны ли стихи Тютчева о любви нашему времени?

Чем поучительны истории взаимоотношений поэта с женщинами?

V. Оценки за урок.

VI. Домашнее задание.

  1. Повторить стихотворения.
  2. В рабочих тетрадях написать сочинение на тему: “Любовь в моем представлении”.
  3. Индивидуальное задание: детство, юность Лескова.
  4. Перспективное задание: Лесков “Очарованный странник”. (Характеристика главного героя повести).
  5. Читать повесть Лескова.