Цель: сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку средствами искусства. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной и Афганской войн.
Задачи:
1) Выявление связи военных событий ВО войны и Афганистана с именами выпускников нашей школы.
2) Развитие монологической, устной речи умение выступать перед аудиторией. Развитие межпредметных связей.
3) Воспитание гражданственности и преданности Родине.
Музыкальный фон.
Мы зарастаем памятью,
Как лесом зарастает пустошь
И птицы – памятью по утрам поют,
И ветер – память по ногам гудит,
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти нашей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941г осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Фон “Священная война”
Война – жестче нету слова
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В точке и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Страна поднялась. Встали все, кто мог держать оружие в руках, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, скрывая свой настоящий возраст. И уходили, чтобы не вернуться.
Из нашего города и Мариинского района в годы войны призвано на фронт 17584 гражданина. В книге истории памяти героических лет за скупыми строчками, где указаны год рождения и год отправки на фронт, читаем фамилии земляков.
Мариинцы, удостоенные звания Героя Советского Союза, награжденные орденом и медалью “Золотая Звезда” (их 9)
1. Торгунаков Петр Филлипович
2. Калинин Николай Тихонович
3. Борисов Николай Денисович
4. Киреев Алексей Иванович
5. Баламуткин Григорий Васильевич
6. Лебедев Александр Павлович
7. Моисеев Иван Тимофеевич
8. Пальчиков Сергей Прокопьевич
9. Шиндиков Николай Фомич
Среди них были выпускники и будущие директора нашей школы. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то подростком, кого-то война застала на пороге юности .
1. Доценко Александр Григорьевич – директор школы с 1951–1956г, участник ВОВ.
Окончил Томский Государственный университет, работал 12 лет директором школы №7.
Родом из Алтайского края. В 30-х годах семья Доценко переехала в Кузбасс. После окончания средней школы Александр поступил в Ленинградское военное артиллерийское училище. Шел 1940 год, а через год загромыхала война. Тысячами орудий ощетинился блокадный Ленинград. Училище перешло на военное положение, а когда накатали “дорогу жизни” через Ладожское озеро, училище эвакуировалось в г. Томск. Здесь в глубоком тылу, в 1943 году Доценко закончил учебу и в звании техника-лейтенанта был направлен на передовую. Блокадные годы Ленинграда вспоминает с ужасом, т.к. побывал в том аду.
В одном из боев от беспрестанно летящих мин Александр Григорьевич, командир взвода и солдат-связист укрылись в старом полу, засыпанном и залитом водой окопе. Но он оказался ненадежным укрытием. От разрыва упавшей рядом мины погиб командир взвода и тяжело ранило Доценко. Невредимым остался лишь связист. Он – то на своих плечах и вынес с поля боя нашего земляка в ближайший полевой госпиталь, а через сутки вагон эвакогоспиталя, постукивая колесами на стыках, увозил раненного офицера в тыл. После госпитальной койки в Перми Александр Григорьевич вновь возвращается на передовую. Войну закончил в Кенигсберге, а в 1947 году демобилизовался из армии и поехал на Родину.
2. Михальцов Василий Андреевич – директор школы с 1957 – 1964 г.
Первое боевое крещение принял в 1941 году, на Западном фронте в составе 517 стрелкового полка 166 дивизии. Полк перебрасывают под Москву, где в одном из боев он получает ранение в обе ноги. После госпиталя вновь возвращается на фронт – защищать Москву. Получает ранение в голову и лицо, в мае 1942 года после госпиталя был демобилизован. Является полным кавалером орденов Великой Отечественной войны.
Его узнали не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К ним в юность врывалась она.
Смертельными точками,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни они в войну не играли –
Они просто дышали войной.
Выпускники:
1) Пономарев Николай Кузьмич
Родился Николай Кузьмич в 1927 году в г. Мариинске. В школу №7 пошел в 1938 году закончил только 4 класса. В 1942 году и начал работать в колхозе “Раздольном” рабочим. С 15 лет возил в Мариинск зерно. Получив повестку в армию, был направлен в 1944 году в Ачинск на учебу, а затем на Дальний Восток, где пробыл до конца войны. В 1947 году после расформирования полка был направлен в Германию в ракетно-артиллерийские войска, награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью Маршала Жукова. В 1951 году возвращается в Чебулинский район, село Михайловка, а через 4 года переехал в Мариинск.
Работал на лесокомбинате электропильщиком. За добросовестный труд награжден медалями.
2) Степаненко Иван Андреевич
В 1942 году, окончил Боготольское пехотное училище, получил назначение в 76 гвардейскую дивизию в г. Бердск, а в марте 1943 года его перебрасывают на центральный фронт, где он получает боевое крещение. В одном из боев контужен. В госпитале врачи сделали заключение – не годен к строевой, но он принял решение вернуться в запасной полк. Победа застала Ивана Андреевича в Чехословакии и в ноябре 1945 года последовала демобилизация.
3) Кузнецов Максим Андреевич
Трудными солдатскими дорогами прошел от Москвы до Берлина. Освобождал город Прагу и город Вену.
Война остается в памяти поколений главными своими битвами (битва под Москвой, Сталинградская, Курская). Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день ее был длиннее многих жизней.
Проснемся, уснем ли – война, война.
Ночью ли, днем ли – война, война.
Сжимает нам горло, лишает сна,
Путает имена.
Прошли десятилетия, и тысячи страниц исписали о том огромном, что мы называем сейчас “обороной Москвы”, участником которой был Воронин А.М.
Участвовал в битве под Москвой, 1941-1942 году освобождал Кенигсберг, и закончил войну в Германии. После окончания войны был командиром воинской части до 1956 года.
В этом году исполнилось 60 лет битве на Курской дуге. Участники этой битвы:
Ефремов А.Д.
Пареньком поступил и закончил снайперскую школу в Томской области I боевое крещение принял в 1943 году на Курской дуге. Освобождал страны Европы, закончил войну в Праге.
Старчук М.Г.
Михаил Григорьевич родился в 1922 году окончил 7 классов в 1938 году в нашей школе. Призван в армию в 1941 году и пробыл на фронтах всю войну. В 1946 году возвратился домой. Сначала воевал под Москвой, затем на Орлово - Курской дуге, был участником прорыва Ленинградской блокады. Штурмовал крепость Кенигсберг. Воевал в Польше вместе с бойцами Советской Армии. Служил в разведке. Был трижды ранен.
Особенно Михаил Григорьевич запомнил переправу через Днепр. Наша группа из 12 человек пошла в окружение немцам. Осталось нас только двое, тяжело раненных. Я был ранен в ногу, но т.к. не хотел сдаваться немцам, то бросился в реку Днепр и поплыл. Меня поймали на той стороне без сознания и отправили в госпиталь, где был 6 месяцев на лечении. После выздоровления занимался отправкой танков в тыл. За боевые заслуги награжден орденом Отечественной войны, орденом Славы III степени медалью “За отвагу”, медалью “За взятие Кенигсберга”, медалью Жукова. Михаил Григорьевич бережно хранит справку, выданную ему Верховным главнокомандующим.
Не всегда приход почтальона в дом был радостным, часто приходило короткое официальное уведомление: “Погиб, проявил мужество и героизм”, и сияющий день прервался мраком. С Мариинской земли погибло 2115 человек, пропало без вести 2476 человек, им не суждено было вернуться домой, среди них и наши выпускники.
Бурдейн Василий
Дорофеев Илья
Зборовский Иван
Маняхин Николай
Гурьянов Владимир
Ефимова Юлия
Коваленко Семен
Мышенко Василий
Если по каждому погибшему и пропавшему без вести объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.
Почтим память тех, кто отстоял мир, ценой жизни.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Пока земля осколки в себе носит,
Пока снаряды поднимаем мы,
Пока поднять всех безымянных просят,
Мы не забудем страшной той войны.
На протяжении всей истории Россия не раз была вовлечена в какой-нибудь военный конфликт. Мы говорим – война, не уточняя, какая именно. И чем совершеннее становилось человечество, тем изощреннее и бесчеловечнее войны. От мечей и стрел до ядерного оружия. Многое повидало наша Родина.
Родина…
– Как отзывается в вас это слово? Что для вас значит Родина? (Ответы учащихся).
– Вас не задевает, что в любви к Родине, к России признаются так мало?
– Что такое патриотизм?
– Считаете ли вы себя патриотом?
– Как вы думаете, в какое время ярче всего выражается у человека патриотические чувства?
К сожалению, ВО война была не последней войной XX века для нашей Родины.
Острой болью звучат слова “горячие точки” – Афганистан, Чечня… и вновь гибнут ребята.
Музыкальный фон.
Сколько лет не заживает рана, имя которой Афганистан. Это было более 20 лет назад. Вторжение, ограниченный контингент, братская помощь. А потом воины – интернационалисты, цинковые гробы, вывод советских войск. На этой войне побывало 11 выпускников нашей школы и один не вернулся живым.
За войну в Афганистане мы заплатили 13000 жизней молодых солдат и десятью годами бессмысленной бойни.
Эта война действительно была бессмысленна, несправедлива и к тому же проиграна.
Трех этих факторов (особенно последнего) вполне достаточно, чтобы вычеркнуть ее из общественной памяти. Но как вычеркнуть у матери память о погибшем сыне? Причем особенно больно осознавать, что зря погибшем, ни за что.
Воспомним о Максиме Кайгородове, погибшем в Афганистане.
С детства Максим отличался хорошим поведением. Всегда послушен. Читал уже в 6 лет, рано выучил таблицу умножения. Очень любил рисовать, письма друзьям из армии сопровождал рисунками. Рос ласковым мальчиком, постоянно рассказывал о своих делах, своими руками вырезал из дерева пистолеты, автоматы, танки, самолеты. Как все мальчишки любил играть в войну. С удовольствием бегал на лыжах, увлекался тяжелой атлетикой. 10 школьных лет Максима в нашей школе.Мечтал служить в погранвойсках (из воспоминаний матери Кайгородовой Г.В.).
Максим учился хорошо. Принимал участие в школьных и городских олимпиадах. На все у него хватало времени. Был участником смотров, агитбригад, КВНов, ведущим на праздниках. Любил петь (из воспоминаний классного руководителя Захаровой В.А.)
После окончания 10 классов Максим мечтал стать шофером. В 1986 г. он окончил курсы ДОСААФ. Но быть водителем еще было нельзя – не исполнилось 18-ти лет и 3,5 месяца до призыва в армию Максим работал грузчиком. 10 апреля 1987 года ему вручили повестку на действительную службу. А 14 июня 1987 года в жизни Максима волнующее событие – принятие военной присяги, торжественное обещание на верность своему народу, своей Родине.
Однажды Максим прислал письмо, из которого родители узнали, что его отправляют в Афганистан. Мать поехала к сыну в Новороссийск, где он проходил учебу. Сын был более замкнутым, серьезным.
В части его фотография висела на доске Почета. От командира Галина Васильевна получила благодарность за воспитание сына.
12 ноября часть Максима была в Афганистане. За 20 дней Максим стоял на посту, охраняя перекресток дороги Кабул – СССР, дважды.
3 декабря в 12 часов должна была кончиться смена, но вдруг на большой скорости прошла машина и прошила его автоматной очередью. Максима на бронетранспортере доставили в госпиталь. Ранение было очень тяжелым. Максим умер на операционном столе, так и не придя в сознание.
В цинковом гробу тело Максима было доставлено из Кабула в Ташкент самолетом АН-26, названным бойцами “черный тюльпан”. Он летал по ночам с потушенными огнями, чтобы еще раз не стали мишенью те, кого уже однажды сразила пуля. Похоронен Максим на кладбище города в районе Баима. Память о Максиме увековечена в названии улицы нашего города.
Война – явление жестокое, страшное. Но пока на земле существуют злоба, ненависть, будут существовать войны, которые наносят боевые раны людям и оставляют мрачные воспоминания. Из воспоминаний о войне
Миненкова Александра Владимировича, выпускника 1978 года, призванного в воздушно-десантные войска, с 1983 г. служившего в Кабуле шофером:
Выполняя боевые рейсы по подвозке боеприпасов для дивизии, двигались всегда колонной. Одиночной машине было невозможно отбиться от засад, которые устраивали “духи”. Если везли важные грузы, нас сопровождали танк и бэтээр. В других случаях самим приходилось защищаться от “свинцового дождя”. “Духи” любили делать засады среди горных ущелий…
Короткова Валерия Григорьевича, окончившего 8 классов нашей школы, призванного в армию с 1985 года, послужившего 8 месяцев в погранвойсках и 1,5 года в Афганистане:
Первое время все было непривычно: и раскаленные под солнцем камни, и бесконечные песчаные пустыни, и сознание того, что в любую минуту тебя может настичь смерть. В боевой обстановке люди сплачиваются. Население относилось к нам в основном дружелюбно. Так как мы помогали им. Я считаю, что мы были там не зря: мы несли цивилизацию. В кишлаках открывались школы, больницы. Мы обеспечивали население продуктами. Наши войска проходили по кишлакам вслед за народной армией Афгана. Все переболели здесь разными болезнями. Уже дома переболел малярией…
Астраханцева Евгения Михайловича, призванного в армию в 1987году, направленного в Афганистан и получившего ранение:
Что видел в Афганистане, достаточно воспоминаний до конца моих дней...
В госпитале ему была вручена медаль, именные часы и книга от афганского народа.
Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие дискуссии об “афганцах”. Затянутся раны, потускнеют боевые ордена. У солдат выросли дети. Но и эта война останется неизгладимой трагической меткой.
Лишь стихи и песни, рожденные на войне, будут напоминать нам об этом.
* * *
Суровая земля Афганистан.
Долины, кручи, горные отроги.
Ночной поход – коротенький привал,
Тяжелые военные дороги.
Мы выполняем свой солдатский долг.
Соленый пот глаза нам застилает
Но пусть увидит враг и пусть поймет,
Как русские живут и умирают.
* * *
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Чем им обязан – знаю я
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
И вот опять это страшное слово – “горячая точка” – Чечня. И опять плачут матери, опять гибнут их дети. У этой войны еще нет истории, она еще не написана.
Музыкальный фон.
В память павших своих земляков
Зажигаем потухшие свечи.
Пусть расправит неяркий их свет
Всех участников усталые плечи.
Поколенье не знавших войны.
Как свою – вашу боль принимаем,
Чтобы не было больше беды,
Мы сегодня свечу зажигаем.
Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память?
Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире?
И все-таки, память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.
Война. Она противна прежде всего женщине. Это слово вселяет в сердце матери ужас, гнев: не на смерть и муки рожает она человека, любая мать мечтает о счастливой жизни своих детей.
Но сейчас, в настоящее время тревога не может покинуть нас, потому что она стала стучаться в каждый дом. Войны последних десятилетий породили страшное слово: терроризм. Без объявления войны рушатся стены домов, погребая под завалами ни в чём не повинных людей, происходит захват заложников. Всё это результат забвения памяти, которое порождает беспечность по отношению к Родине. Допускать этого никак нельзя, потому что Родина – одна и она нуждается в нашей защите.
Песня “Офицеры”.