Цели и задачи: отработать умения находить в предложении причастные обороты и ставить знаки препинания при них; отработать умения правильно использовать причастия в речи; отработать умения смыслового различения действительных и страдательных причастий; отработать умения правильного выбора правописания суффиксов причастий; отработать умения правильного написания НЕ с причастиями.
Ход урока.
1 часть.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем сведения о причастии и причастном обороте, повторим трудные случаи правописания причастий. Урок проведем в виде игры, для этого вы сформированы в три команды, которые будут соревноваться между собой, набирая во время урока очки за каждое задание. Победит команда, набравшая наибольшее количество очков. Очки записываем в таблицу.
2 часть.
Первый конкурс.
Ответьте на вопросы: Почему причастие называется особой формой глагола? (Команда, правильно ответившая на вопрос, получает 1 балл).
В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? (Правильный ответ - 1 балл)
Второй конкурс.
Перед вами (на доске) две корзинки (действительные и страдательные причастия ), вам необходимо правильно заполнить эти корзинки грибами-причастиями. У каждой команды грибы определённого цвета: жёлтого, зелёного и голубого. Кто быстрее и правильнее заполнит корзинки, тот и победил.
Дидактический материал:
1 команда: распахавший, проезжающий, зацветающий, выжженный, усеянный, видимый, движимый, скрываемый.
2 команда: одевающий, сказавший, показавшийся, обвешанный, засыпанный, решённый, закрываемый, уважаемый.
3 команда: надевающий, собиравший, шелестящий, поднимаемый, понятый, сжатый, колотый, задержанный.
(За каждый правильный выбор - 1 балл)
Учащиеся объясняют свой выбор, подводятся итоги и заносятся в таблицу.
Третий конкурс.
Прежде чем перейти к следующему конкурсу, ответьте на вопрос: Каким правилом следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –ущ--, -- ющ--, --ащ--, --ящ--,--ем--,--им--?
А теперь поиграем в “Лото”. Ваша задача – заполнить все карточки, лежащие перед вами, руководствуясь только что повторенным правилом. Та команда, которая заполнит карточки правильнее и быстрее всех, выигрывает.
Бочонки: а – 1, ющ – 7, у – 3, я – 3, е – 5, и – 4, о – 1.
Карточки: приближа…щийся, держ…щий, верт…щий, вид…мый, бор…щийся, вычита…мый, вед…мый – 1 команда;
стел…щийся, кле…щий, люб…щий, бре…щийся, колыщ…щийся, управля…мый, гон…мый, разреза…мый – 2 команда;
хмур…щийся, одева…щий, рде…щий, мерк…щий, люб…мый, завис…мый, поднима…мый, составля…мый – 3 команда.
Подсчитаем, сколько баллов набрала каждая команда, занесём результаты в таблицу (за одну закрытую карточку – 1 балл).
Четвёртый конкурс.
Этот конкурс основан на умении правильно использовать причастия в речи и отличать их от других частей речи. За правильный ответ 1 балл.
Учитель зачитывает текст:
Провожая своего учителя, учащиеся на вокзале услышали, как проводник предупреждал пассажира: “Этот вагон некурящий”.
Какую ошибку допустил проводник?
К какой части речи относится здесь слово некурящий?
Как правильно сказать?
Пятый конкурс “Эстафета”.
Каждая команда получает лист со словами, в которых пропущены некоторые буквы. Необходимо вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор.
На застеклё…ой веранде
Слома…ым прутиком
Избалова…ый ребёнок
Вяза…ая кофта
Вяза…ая бабушкой кофта
Дрессирова…ый медведь
Ране…ый солдат
Краше…ый пол
Краше…ый вчера пол
Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание(2 балла).
Шестой конкурс.
Ответьте на мой вопрос: Сколько букв Н пишется в кратких страдательных причастиях и в кратких отглагольных прилагательных? Поиграем в “Домино”, используя знание этого правила.
Карточки, выданные каждой команде, необходимо сложить в одну цепочку и объяснить свой выбор. Побеждает команда, быстрее всех собравшая цепочку(2 балла).
Карточки:
1-ая: -ны \ причёса- ;
2-ая: -нны\ нахмуре-;
3-ья: -ны\ взволнова-;
4-ая: ны\ торжестве-;
5-ая:-ны\ увлече-;
6-ая: -нны\ исправле-.
Седьмой конкурс “Конкурс капитанов”.
Капитанам даются карточки (или текст записывается на доске) с заданием: раскрыть скобки и объяснить правописание данных в карточке слов (3 балла).
Карточка №1: (Не)кошенный луг,(не)вымытый нами пол,(не)вымыт пол,(не)стихающий шум, всё время (не)доумевающий взгляд.
Карточка №2: (Не)увядающая красота, страница (не)дописана,(не)замерзающее озеро, (не)замерзающее всю зиму озеро,(не)годующая на площади толпа,(не)дописанная до конца страница.
Карточка №3:(Не)законченная глава романа,(не)сломленный духом,(не)законченная вовремя глава романа, карандаш (не)сломан,(не)навидящий войну, (не)убранный мусор.
Во время выполнения капитанами своих заданий остальные члены команд в тетрадях образуют от данных им глаголов (1 команде - дышать, 2 команде - увидеть, 3 команде -отработать) все возможные формы причастия , учитель проводит выборочную проверку тетради одного ученика от каждой команды и оценивает выполненную работу. Оценка, полученная учащимся, заносится в таблицу результатов.
Восьмой конкурс.
В этом конкурсе ученикам необходимо умение правильно использовать причастия в речи. Из двух слов, предложенных учителем, члены команды должны выбрать то слово, которое уместно использовать в данном предложении, и объяснить свой выбор.
Задание для 1 команды: Я взял в библиотеке (рекомендованную или рекомендательную) учителем книгу.
Задание для 2 команды: Папа нашёл работу с (гарантийной или гарантированной) оплатой труда.
Задание для 3 команды: Я поторопил сестру, (одевающую или надевающую) пальто.
За правильный ответ – 2 балла.
Девятый конкурс – “Конструктор”.
Каждой команде даётся задание на листе. За правильный ответ – 2 балла.
Задание 1 команде: к корню причастия творящий прибавить букву, стоящую между З и Я, и суффикс глаголов прошедшего времени.
Задание 2 команде: образовать краткое страдательное причастие прошедшего времени от глагола дать, прибавить к нему однобуквенный союз и букву, соответствующую звуку[йа].
Задание 3 команде: к звуку, соответствующему букве Ю в слове люкс, прибавить корень причастия довезённый и окончание инфинитива.
Десятый конкурс.
Прочитайте на доске пунтограмму, выраженную схемами (рисунок 1)
По данным схемам команды должны придумать предложения, используя причастия из предыдущего конкурса (для 2 команды необходимо образовать полную форму причастия).За правильное выполнение задания – 3 балла.
Одиннадцатый конкурс.
На доске схема “Причастие как часть речи”, командам необходимо дополнить данную схему там, где стоят вопросы. Команда, быстро и правильно выполнившая это задание, систематизирует и обобщает сведения о причастии и причастном обороте и получает 3 балла (рисунок 2)
3 часть.
Подведение итогов, выявление победившей команды и выставление оценок учащимся.
4 часть.
Домашнее задание: подготовиться к диктанту, упр.130(сильным учащимся), упр. № 128 (слабым учащимся).