Оформление кабинета:
- камин с подсвечником;
- стенд со сборниками русских сказок;
- музыкальная шкатулка;
- сундучок с заданиями;
- цветной платок;
- на закрытой доске – иллюстрации детей к русским народным сказкам;
- рассадка детей творческими группами.
Выступление учителя:
Как часто на уроках литературы мы с вами говорим о сказках! Народных и авторских, русских и зарубежных. Мы любим читать их и пересказывать, иллюстрировать и инсценировать. Совсем недавно мы с вами участвовали в конкурсе инсценированных сказок и стали его призерами.
И сегодня я с огромным удовольствием приглашаю вас на урок несколько необычный – урок-сказку.
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка и от бурка,
И от вещего каурка.
Козы на море ушли;
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды срывался,
Прямо к солнцу поднимался;
Лес стоячий под ногой,
Сбоку облак громовой;
Ходит облак и сверкает,
Гром по небу рассыпает.
Это присказка: пожди,
Сказка ждет нас впереди.
Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.
Вспомните о том, что читать книгу лучше у камина, при ярком свете огня в камине или свечей. И такой камин, на котором стоит сказочный подсвечник, тоже ждет нас и сказок в нашем кабинете.
Обратите внимание еще на не менее удивительные вещи: это музыкальная шкатулка, звуки которой символизируют начало и конец нашего урока – сказки; волшебный сундучок, по-видимому, подготовил нам какой-то сюрприз, о котором мы узнаем чуть позже; волшебный платок, как ковер-самолет, унесет нас в самую настоящую сказку.
Вспомните, пожалуйста, художественные фильмы, поставленные по мотивам русских народных сказок. Начинается фильм, открываются ставенки в доме, у окошка – бабушка в цветном платке, звучит напевная речь: “долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, шел Иван-царевич путем-дорогою...”
Я сейчас наброшу на плечи цветной платок и превращусь в такую же бабушку-сказительницу, указывающую вам верную дорогу в сказку.
Итак, я открываю музыкальную шкатулку; звучит музыка, и начинается наша сказка.
А какая же ждет нас сказка? Это мы сейчас узнаем. Произносим хором сказочное число “3” – считаем до трех – “раз”, “два”, “три”. Итак, ворота открываются – сказка начинается. (Учитель открывает доску, на которой иллюстрации к сказкам).
Беседа с классом:
– Посмотрели? Интересно?
– А что интересного вы увидели?
– Как помогают иллюстрации в изучении сказок?
– Любую ли сказку можно инсценировать?
– Любая ли иллюстрация подходит к сказке?
– Что нужно знать для наиболее полного и точного иллюстрирования сказки?
По мере ответов детей на последний вопрос учителем на доске рисуется схема, которая поможет детям грамотно составлять любую иллюстрацию. Данная схема переносится детьми в рабочие тетради.
Далее с детьми (с помощью учителя) отмечается, что самое главное – это сюжет сказки, т.к. без знания содержания нарисовать иллюстрацию невозможно.
Учитель:
Итак, мы с вами создали схему, по которой будем работать над иллюстрациями к разным сказкам. Следующий урок по “Уральским сказкам” П. Бажова, путь-дорогу мы с вами определили. А чтобы нам легче было идти по ней, мы обратимся за помощью к нашему волшебному сундучку. Открываем сундучок – а в нем грамоты – свитки с заданиями.
Задания для каждой творческой группы:
- нарисовать портрет главного героя, наиболее полно раскрывающий характер и подвиги героя;
- нарисовать план-схему места действия сказки;
- составить портрет сказителя;
- проиллюстрировать композицию сказки;
- с помощью иллюстраций составить викторину по сказке;
- проиллюстрировать наиболее интересные моменты сказки.
Группы, получив задание, знакомятся с их содержанием.
Учитель вновь открывает музыкальную шкатулку. Звучит музыка, завершая сказочное путешествие.
Учитель:
Мы прощаемся со сказкой на очень короткое время. Она нас ни за что не отпустит от себя. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.