В общей системе литературного образования в школе немаловажную роль, помимо основных уроков, играют уроки внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школы. Однако, даже эти уроки не могут в полной мере удовлетворить разнообразные интересы школьников, ответить их потребностям в самостоятельном общении с книгой. Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее любимыми, запоминающимися произведениями детской литературы являются те, которые были прочитаны не по программе, а по собственной инициативе. В то же время, в последнее десятилетие все отчетливее проявляется другая тенденция – снижение интереса к чтению, падение авторитета книги. Приоритет отдается телевидению, видео, компьютерным играм. Как правило, на вопрос – читаете ли вы в свободное время внепрограммные произведения – звучат ответы: от случая к случаю, читаю только то, что задают, у меня нет желания читать и т.п. В связи с этим возникает проблема формирования навыков самостоятельного чтения учащихся.
Уроки внеклассного чтения по методике своего проведения должны отличаться от обычных уроков литературы. Эти занятия проводятся не каждый день, даже не каждую неделю, а несколько раз в четверть, и поэтому должны быть по своей форме нестандартными, надолго запоминающимися для учащихся. Очень важно привлечь внимание школьников к самостоятельному чтению, научить видеть себя как читателя, оценивать свои достоинства и недостатки, осознавать и объем, и качество чтения. Приемов для осуществления этой задачи – множество, однако, в данной статье мы решили обратить внимание лишь на те задания, применяемые на уроках внеклассного чтения в 5-м классе, которые носят игровой и конкурсный характер.
“Соревновательный” и творческий характер литературных заданий позволяет учителю реализовать на уроках внеклассного чтения различные цели: выявление уровня начитанности школьников и их литературного развития, формирование способности учащихся к эстетическому восприятию художественного произведения, определение состояния владения теоретическими основами изучаемого предмета, выработка практических навыков работы с текстом и многие другие.
Поскольку игровые и конкурсные задания наиболее уместны на уроках по изучению сказок, приведем некоторые примеры разработок по данным темам в 5-м классе.
Урок 1
Тема: “В гостях у сказки”. Урок-конкурс.
Цель: Способствовать более глубокому и расширенному постижению содержания и поэтики народных сказок, развивать умение ориентироваться в тексте.
Предварительное задание: сформировать три команды (по рядам) – зайцы, волки, лисы, выбрать капитана, придумать элементы костюмов и приветствие; прочитать 3-4 сказки по выбору (о животных и волшебные); подготовить инсценировку отрывка из народной сказки).
Оборудование: Фонограмма песни “В гостях у сказки”, иллюстрация к любимым сказкам, репродукции картин художников.
Ход урока
- Подготовка к восприятию темы. Звучит фонограмма песни “В гостях у сказки”. Учитель: Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш сегодняшний урок внеклассного чтения?
- Восприятие, осознание, осмысление темы.
Слово учителя. Устное народное творчество – сокровищница народной мудрости, и русская народная сказка, пожалуй, составляет самую любимую и популярную его сторону. Сказка – это не просто интересный рассказ, это особое создание.
Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил особенность сказки. Наверное, вам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто сообщает о чем-то, - “в это трудно поверить”, “все это сказки”, “не рассказывай мне сказки”. Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: “Сказка – складка, песня – быль”, “Сказка – ложь, а песня – правда”. О каком свойстве сказок все это говорит? О таком, что сказка повествует о событиях, которые в жизни не могут быть, в основе сказки – всегда вымысел.
И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу в проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем поведала сказка “Царевна-лягушка”: Иван-царевич женился на лягушке, совершающей немыслимые чудеса. И, конечно же, вряд ли можно встретить в жизни человека, который верил бы, что из тучи вместо дождя падают блины, в рыболовные сети в реке ловятся зайцы, а на деревьях в лесу растут щуки.
Постановка проблемного вопроса. Так что же, сказка говорит нам только о том, чего никогда не было и не может быть? Неужели она нужна только затем, чтобы удивить нас, поразить наше воображение? Или еще зачем-то?
Об этом нам и предстоит поразмыслить сегодня на уроке. А потому мы с вами войдем в сказку.
Разминка. Представление команд.
- С чего обычно начинается сказка? (С зачина). Проведем небольшую разминку. Аукцион зачинов. Чья команда последней назовет зачин, та и получит первое очко. (Команды называют зачины).
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, где дождь из земли вырастает, а солнце на бороде расцветает, стоял чудесный лес (не простой лес). В том лесу на сказочной поляне собрались звери (сказочные, необычные).
Семья волков во главе с …Серым Хвостом…
Семья лисиц во главе с … Патрикеевной…
Семья зайцев во главе с …Благородным Сердцем…
Собрались звери, чтобы узнать, кто из них более достоин в сказках участвовать. Каждый хочет доказать свою правоту.
Конкурс 1.
- Доказать, что без вашего зверя русская сказка обойтись не может.
- Оценка костюмов.
(Например, Волк. Волк – это волшебный зверь. Недаром даже слова эти начинаются одинаково – вол. Только подумайте, в скольких сказках волки другим помогают! Без Серого Волка Иван-царевич не нашел бы Жар-птицу, Коня Чудесного, Елену Прекрасную. А разве не Волк его от смерти спас? А то, что глуп я иногда бываю, так разве в этом беда? Разве без нас, Волков, зло было бы наказано? Ведь это Волчиха поймала зайца, в котором была утка, в котором было яйцо с иглой, где пряталась смерть Кощея.)
Вывод – все звери в сказках просто необходимы, без них сказки бы вовсе не было.
Конкурс 2.
По строчкам угадать сказку.
- “Что бог дал? – спросил Волк. – Початочек, - ответила Лиса”. (“Лиса-повитуха”).
- “Битый небитого везет”. (“Лисичка-сестричка и Серый Волк”).
- “Вот их набилось там в яме четверо и стали они горевать, как им еду добывать”. (“Звери в яме”).
- “Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем”. (“Лиса и журавль”).
- “Цапля, я вздумал на тебе жениться, пойди за меня”. (“Журавль и цапля”).
- “Пустите меня ночевать. Я сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку”. (“Лисичка со скалочкой”).
Конкурс 3.
Угадай героя по характеристике.
- Черты этого персонажа – хитрость, ловкость, изворотливость, лицемерие. (Лиса).
- Безобидный, немного трусливый, беззащитный и очень добрый и доверчивый. (Заяц).
- Он является воплощением глупости, часто его оставляют в дураках, хотя он один из самых опасных и сильных зверей. (Волк).
Какие же качества присущи персонажам сказок о животных? (Качества людей). Да, за каждым сказочным животным закреплены черты человека, так отразилась в сказках вера древних людей в разум и силу окружающего природного мира.
Но… быстро сказка сказывается, нескоро дело делается. Подходим мы постепенно к сказке волшебной, где звери служат героям помощниками, где “на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей”.
А кто живет в этой избушке? (Баба Яга).
Баба Яга не хочет пускать нас в волшебную сказку, пока мы не выполним ее задания.
Конкурс 4.
- Назовите сказочные жилища. (Боярский терем и купеческий двор в “Царевне-лягушке”, дворец царский, избушка на курьих ножках в сказке “Поди туда – не знаю куда”, рукавичка – сказка “Рукавичка”, терем-теремок – сказка “Теремок”, подводное царство – сказка “Варвара Краса Длинная Коса” и др.)
- Назовите волшебные предметы. (Игла – “Кощей Бессмертный”, дубинка – “По щучьему веленью”, кольцо – “Сивка-бурка”, клубок ниток – “Царевна-лягушка”, шапка-невидимка – “Ночные пляски” и др.)
- Элементы сказочного ландшафта: В какой сказке растет репка? (“Репка”). Где можно увидеть яблоню с золотыми яблочками? (“Иван-царевич и Серый Волк”). Где текут молочные реки – кисельные берега? (“Гуси-лебеди”). Где есть источники с живой и мертвой водой? (“Белая уточка”, “Сказка о молодильных яблоках и живой воде”).
- Назовите сказки, представленные на картинах художников (Васнецов, Билибин. Поленов и др.)
Баба Яга: Ну, что ж, деточки, вы справились с моими вопросами, а потому я пущу вас в гости к волшебным героям.
Конкурс 5. Представить инсценировку отрывка из народной сказки. Остальные участники должны узнать, о какой сказке идет речь.
Обобщающие вопросы:
Почему в волшебных сказках так часто встречаются другие царства, волшебные герои? Чем объяснить представления древних людей о них? (Люди не могли объяснить многих явлений природы с точки зрения науки, а потому наделяли природу магическими силами).
Чем объяснить, что в некоторых сказках растут бобы, репа, горох, а в других – молодильные яблоки, имеются источники с живой и мертвой водой? (Сказки отражали реальную жизнь людей, но и их мечты также воплотились в сказках).
Чему же нас учит сказка? (Лучшим нравственным качествам).
Подсчет очков, определение победителей, награждение “сказочными грамотами”.
Итоги, выводы. Мы снова вернулись к вопросу – для чего нужны сказки? Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Замечательный поэт А. Прокофьев так писал о сказке:
Я знаю Россию по сказкам,
Где рядом леса и луга,
И где на тропиночке вязкой
Яга – Костяная нога;
Я знаю Россию по сказкам,
Которые в детстве слыхал,
В которых ни разу, ни разу
Великий народ не солгал.
Урок 2.
Тема: “Мудрые сказки большого писателя” (по сборнику А. Платонова “Волшебное кольцо”)
Цель: Познакомить учащихся со сказками А. Платонова из сборника “Волшебное кольцо”, выявить их художественное своеобразие, развивать умение работать с текстом, обобщать, делать выводы.
Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя.
Предварительное задание: Классу – прочитать 3-4 сказки из сборника А. Платонова “Волшебное кольцо”, начертить в читательских дневниках сюжетные линии сказок, выписать из сказок мудрые изречения, звучащие, как пословицы; творческой группе – подготовить викторину “Узнай моего героя”.
Ход урока
Подготовка к восприятию темы. Слово учителя. На прошлых уроках мы анализировали сказку талантливого русского писателя ХХ века Андрея Платоновича Платонова “Волшебное кольцо”. Но он автор не одной сказки, а целого сборника с таким названием. Вы, наверное, заметили, что сказки этого писателя похожи на русские народные сказки, и это не случайно. Именно к народному творчеству писатель обращается после Великой Отечественной войны, чтобы найти истоки нравственности и силы русского народа, выстоявшего в столь жестоких испытаниях. В основу сборника “Волшебное кольцо” легли сказки, записанные на его родной воронежской земле знаменитым собирателем фольклора А. Афанасьевым. В этих сказках для писателя как бы воскресали из далекой древности ум, душа и язык русского народа. Извечная народная мудрость воплотилась и в сказках, по-своему пересказанных А. Платоновым.
Какие сказки вошли в сборник “Волшебное кольцо”? (“Иван-чудо”, “Безручка”, “Чудесный мальчик”, “Волшебное кольцо”, “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”, “Умная внучка”, “Морока”, “Финист- Ясный сокол”, “Солдат и царица”).
Восприятие темы. Пересказ понравившихся сказок. Какие из этих сказок вам удалось прочитать? Передайте краткое содержание наиболее понравившихся.
Давайте попытаемся выявить то общее, что объединяет сюжеты этих сказок.
С чего, как правило, начинаются сказки? Кто является главными героями? Какую жизнь они ведут?
Что служит завязкой, тем событием, которое определяет дальнейшее действие?
Через какие испытания проходят герои? С помощью чего они преодолевают препятствия?
Как заканчиваются эти сказки?
Итак, мы выяснили, что почти все сказки А. Платонова имеют сходное построение, которое можно показать с помощью следующего плана:
1.Трудная жизнь героев.
2. Добрые дела.
3. Испытания героев (обладание чудесной силой, любовь, власть).
4. Достойное преодоление трудностей (с помощью собственных сил – ума, смекалки, доброты; с помощью волшебства).
5. Торжество справедливости.
Андрея Платонова привлекают прежде всего те народные сказки, в которых идет очень острая, бескомпромиссная борьба добра со злом. Известный писатель Сергей Залыгин в статье об Андрее Платонове пишет: “Нет в сказках Платонова лисиц, медведей и зайцев, которые в поте лица добывают людям справедливость и счастье, люди добывают их сами, собственным разумением: настойчивостью, жертвами, смекалкой…”. Попытаемся убедиться в справедливости слов исследователя, обратившись к характеристике главных героев.
Характеристика главных героев сказок. Давайте вспомним, кто является главными героями сказок Платонова. Для этого поиграем в викторину “Узнай моего героя”. (Подготовленные учащиеся читают характеристики главных героев, остальные отгадывают их и называют сказки).
- Кто был сыном царевны и пастуха, обладал даром предвидения, из любого положения мог найти выход? (Евсей – “Чудесный мальчик”).
- Кто родился в темном лесу, рос не по дням, а по часам, ради матушки родимой сумел достать молоко диких зверей? (Иван – “Иван-чудо”).
- Кто должен был от жены своей прятаться? (Иван Бесталанный – “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”).
- Кто, в поисках любимого, три пары башмаков железных износил, три посоха чугунных об траву истер, три хлеба каменных изглодал? (Марьюшка – “Финист – Ясный Сокол”).
- У кого из-за любви к сыну руки выросли? (Безручка – “Безручка”).
- Кто мог превращаться в птицу? (Елена Премудрая – “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”. Финист- Ясный Сокол из одноименной сказки).
- Кому пришлось на время стать сапожницей?(Царица – “Солдат и царица”).
Конкурс смекалистых. Герои сказок Платонова часто решают непростые задачи, отгадывают мудреные загадки, выполняют невыполнимые задания. Проверим, сумеете ли вы решить те же загадки. От каждой творческой группы приглашается по одному человеку. Учащимся предлагаются загадки из сказок, записанные на карточках.
Карточка 1. Как решила умная внучка следующие загадки царя: “Что всего на свете сильней и быстрей?”, “Что всего на свете жирней?”, “Что всего мягче?”, “Что всего милее?” (“Умная внучка”)? (Ветер, земля, рука, сон).
Карточка 2. Как выполнила умная внучка следующее задание царя: “Пусть твоя внучка явится утром ко мне – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка?” (“Умная внучка”)? (Дуня явилась верхом на зайце, одетая в рыбацкую сеть, с перепелкой в руках).
Карточка 3. Реши загадки, данные солдату Ивану царем Агеем: “Сколько свет велик? Сколько от земли до неба вышины будет? Сколь морская глубина глубока?” (“Морока”). (Свет не очень велик, в двадцать пять часов без малого его солнышко обходит; от земли до неба недалеко – там стучит – здесь слышно; очень глубока, мой дед утонул, тому уже сорок лет, и теперь его нет).
Что же объединяет всех главных героев сказок Платонова? Да, действительно, всех их объединяет стремление к справедливости, желание добиться счастья прежде всего с помощью собственных сил, высоких душевных качеств. Иван Бесталанный помогает щуке, воробью, бедной девушке; Иван-Чудо спасает царскую дочь, победив чудище трехголовое; Семен (“Волшебное кольцо”) спасает от издевательств собаку, кошку, змею; Безручка помогает воинам, утешает больных и умирающих, с мечом в руках борется с врагами. Бескорыстные, добрые дела, добро, отданное другим, возвращается затем к этим героям. Не даром Семен в сказке “Волшебное кольцо” говорит: “Добро, мама, из добра явилось”.
Работа над языком сказок Платонова.
На что похоже выражение “Добро из добра явилось”? (На пословицу). Подобных мудрых изречений очень много на страницах сказок А. Платонова, их еще называют афоризмами. Назовите афоризмы, мудрые мысли, звучащие, как пословицы, которые вы выписали из сказок писателя.
Аукцион афоризмов. Учащиеся соревнуются, кто больше всех назовет цитат-афоризмов из текстов. Например: “Чего ничем нельзя одолеть, то можно одолеть работой” (“Иван-Чудо”), “Талант не кладется и не дарится, а самим человеком добывается”, “Сильна хитрость ума, а добро сильнее хитрости, добро и тварь помнит” (“Иван Бесталанный и Елена Премудрая”), “Кого любишь, того и калечество не портит”, “Несчастье, хоть и живет на свете, да нечаянно, а счастье должно жить постоянно” (“Безручка”) и т.п.
Выводы по уроку: Итак, сегодня на уроке мы познакомились со сказками А. Платонова, включенными им в сборник “Волшебное кольцо”; обратили внимание на то, что писателя интересуют прежде всего такие сюжеты, в которых идет острая борьба добра со злом, его героями чаще всего являются сироты, обездоленные люди, которые своими силами добывают себе счастье; сказки написаны мудрым, афористичным языком. Все эти качества характерны и для других произведений удивительного русского писателя Андрея Платонова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
Урок 3 (фрагмент).
Тема: “Сюрпризы от Пеппи”. Урок-конкурс по повести Астрид Линдгрен “Пеппи Длинныйчулок”.
Цель: Познакомить с повестью А. Линдгрен “Пеппи Длинныйчулок”, развивать способность ориентироваться в тексте произведения, обогащать творческий потенциал учащихся.
Оборудование: Материалы для игры “Что? Где? Когда?” – конверты с вопросами, рулетка, призы.
Предварительное задание: Прочитать повесть А. Линдгрен “Пеппи Длинныйчулок”, выполнить иллюстрации к понравившимся эпизодам, уметь их пересказывать.
Ход урока
(Приведем лишь пример конкурса “Что? Где? Когда?”). Игра идет по принципу телевизионной передачи, однако конверты необходимо доставать в строгой последовательности, т.к. задания даны по степени усиления трудности.
Учитель: Ну что ж, пожалуй, начнем нашу игру. У меня на столе конверты с вопросами от тех, кто имеет отношение к повести “Пеппи Длинныйчулок”. Всего пять конвертов.
Конверт первый. Вопрос от друга Пеппи мальчика Томми. “Наша подруга Пеппи – необыкновенная девчонка. Она очень добрая, она большая фантазерка, выдумщица, с ней всегда интересно. Но есть у Пеппи еще такое качество, которому позавидовал бы любой мальчишка. Что же это за качество и когда она его применяет?” (Большая физическая сила, применяет тогда, когда необходимо защитить слабых, восстановить справедливость).
Конверт второй. Письмо от девочки Анники: “Как известно, Пеппи – очень добрая девочка. Она очень любит дарить детям подарки. Вот и нам с Томми она подарила немало изящных и ценных вещиц. Но однажды и мы с Томми сделали Пеппи подарок: в день ее рождения. “Пеппи схватила пакет и лихорадочно развернула его. Там оказался большой музыкальный ящик. От счастья и радости Пеппи обняла Томми, потом Аннику, потом музыкальный ящик, потом зеленую оберточную бумагу. Затем она принялась крутить ручку – с позвякиванием и присвистыванием полилась мелодия…” Какая же мелодия звучала из музыкального ящика? Эта же мелодия звучит в одной из известных вам сказок Андерсена. Назовите ее. ( “Ах, мой милый Августин, Августин…” Сказка Андерсена “Свинопас”).
Конверт третий. Вопрос от Эфроима Длинныйчулок, отца Пеппи: “Мой вопрос будет для тех, кто прочитал книгу о моей дочери Пеппи до конца. Как вы помните, Пеппи со своими друзьями с удовольствием гостила у меня на острове Веселии. Они ели самые вкусные фрукты, они вдоволь купались в теплом море, они совершали увлекательные экскурсии в местные пещеры, они подружились с юными веселянами. Но почему же, в таком случае, мне необходимо было отправить их домой? Назовите две главные причины, по которым я снарядил корабль и отправил в обратный путь свою дочь и ее друзей. (Первая причина – приближался сезон дождей, вторая причина – дети соскучились по своим родителям и хотели во что бы то ни стало попасть домой к Рождеству).
Конверт четвертый. Вопрос от самой Пеппи Длинныйчулок. Каждый ребенок думает о том, кем он будет, когда вырастет. Задумывалась об этом не раз и я. Вначале у меня было два желания – стать Благородной Дамой или морской разбойницей, но я выбрала морскую разбойницу. Но вскоре я поняла, что лучше всего остаться в детстве навсегда и никогда не становиться старой. Мы с Томми и Анникой проглотили специальные пилюли и пропели заклинание: “Я пилюлю проглочу, старой стать я не хочу”.
Как вы думаете, почему я решила навсегда остаться в стране детства, почему не захотела стать взрослой? (“Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Они заняты скучной работой или модными журналами, портят себе настроение разными глупостями, а главное – они не умеют играть.”)
Конверт пятый. Вопрос от исследователя творчества Астрид Линдгрен: “В 1958 году шведской писательнице Астрид Линдгрен была присуждена Международная золотая медаль Г. Х. Андерсена за гуманистический характер творчества. Ответьте, кого называют гуманистами? В чем заключается гуманность творчества Астрид Линдгрен?” (Гуманист – это тот, кто ценит и уважает человеческую личность. Астрид Линдгрен – писатель-гуманист, т. к. она говорит о праве каждого ребенка на счастливую и достойную жизнь).
За правильные ответы ребята награждаются призами-сувенирами “от Пеппи”.
Подведение итогов. Сегодня на уроке мы познакомились с произведением шведской писательницы Астрид Линдгрен. Писательница была наделена редким даром – в ее душе до самых преклонных лет жил ребенок, она сама была такой же, какой была во времена своего детства – открытой, доброй, любознательной, с богатым воображением. Мир детства – источник всего творчества Линдгрен. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: “Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Линдгрен помнила. Помнит и ее любимая героиня – Пеппи, помнят и Эмиль, и Расмус, и Карлсон, и многие, многие другие герои. И очень бы хотелось, чтобы и вы помнили и любили свое детство, своих друзей, своих родителей, чтобы никогда ваши души не становились старыми.