Литература
-
Урок "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" 2005
Цель урока "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" - сравнить книги Р. Баха, А. Сент Экзюпери, П. Коэльо с точки зрения их идейно-художественного своеобразия, определить, что сближает такие разные творения. В форме урока-викторины учащиеся определяют их жанровую природу - притчи или философские сказки, отвечающие на "вечные вопросы" о смысле жизни. Сопоставляя "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", "Маленького принца", "Алхимика", приходим к выводу, что они пронизаны идеей добра, духовной красоты и обращены к зоркости сердца читателя.
-
Урок-семинар по литературе "…И судим был каждый по делам своим: город и его жители" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия") 2005
Данный урок-семинар проведён по новой учебной технологии "Педагогика сотрудничества", которая подразумевает работу в группах. Класс был разбит на четыре группы, каждой из которой вопросы и задания были розданы заранее (семинарское занятие предполагает это). Уверена, что данный урок позволил учащимся разобраться в нравственных проблемах романа, дать полную характеристику героям, проанализировать текст и дать свою интерпретацию.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова 2005
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 190 - летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Направлена на развитие творческих способностей детей, на повышение общего уровня духовного развития; позволяет привлечь к работе и объединить детей разных возрастов, дает возможность проявить свои способности детям, которым сложно это сделать в рамках обычного урока.
-
Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть "Каратели" 2005
Урок внеклассного чтения призван содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, презрения к насилию, несправедливости. "Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как это было".
-
А.А.Ахматова: личностьи судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой 2005
Учащиеся, получив перспективное домашнее задание, организовали исследовательскую работу в микрогруппах. Цель такой работы - познакомиться с любовной лирикой А.А. Ахматовой в разные периоды творчества и подготовить ответ на вопрос: В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство "женской поэзии" Ахматовой?
-
Урок литературы. Литературно-поэтический альманах "Он сердцем прост, он нежен был душою"(Жизнь и творчество В.А. Жуковского) 2005
XIX век был бурным и противоречивым. Это век расцвета романтизма. Романтическое направление в русской литературе не было однородным. Одни романтики прославляли революционную борьбу, воспевали преданность Отчизне, гражданственность. Другие - уходили в мир мечты, в мир своих чувств, переживаний. Таким был В.А.Жуковский. Страницы альманаха расскажут об этом удивительном человеке.
-
Рабочие материалы к уроку по теме: «"Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов?» 2005
Урок литературы – это исследование художественных текстов, приемов создания образов, особенностей выразительных средств, которые использует автор для создания образов. Представлены рабочие материалы и конспект первого урока по роману И.А. Гончарова “Обломов”. Особенность этого урока – погружение в текст романа, внимание к художественному слову.
-
Роль текстового опроса на уроках литературы 2005
Одна из важнейших проблем в изучении литературы – приобщение учащихся к чтению художественных произведений, и текстовый опрос это один из эффективных приёмов работы с тестом. Он стимулирует самостоятельную работу учащихся, а также формирует у учащихся потребность в чтении текста художественного произведения. В работе приведены различные варианты качественных и интересных для учащихся текстовых опросов.
-
"Повести Белкина" в аспекте нравственно-духовных ценностей (материалы к урокам литературы) 2005
Пушкин генетически унаследовал христианскую систему ценностей русской культуры и её религиозную точку зрения на мир, хотя воспитывался в духе европейского Просвещения, скептицизма и материализма. В "Повестях..." дан взгляд на жизнь со стороны идеала, постижимого верой. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом.
-
Урок литературы в 8 классе "Традиции зарубежной литературы в русском сонете"для УМК под редакцией А.Г. Кутузова 2005
Материалы представляют собой подробный конспект урока с описанием всех видов деятельности учащихся и учителя, вопросы и задания, иллюстративный материал, изучаемые понятия. В работе есть элементы лекции учителя, ответы ребят, выводы и обобщения. В приложениях 1, 2, 3 представлен раздаточный материал для учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой" 2005
Урок литературы в 11-м классе "Диалоги поэзии М. Цветаевой" представлен в форме семинара, одного из ведущих видов работы в старших классах. Материалы урока развивают умение анализировать лирические произведения поэтов разных литературных направлений.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Средства создания образа Хлестакова" 2005
Данный урок литературы помогает сориентировать учащихся на целостный пообразный анализ литературных персонажей в драматическом произведении, дает возможность "увидеть" специфику создания Гоголем характера Хлестакова в комедии "Ревизор".
-
Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда" 2005
Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема: "Базаров и его родители" 2005
В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье. Семья - основа нравственного благополучия во все времена. Проблема взаимоотношений в семье имеет множество аспектов. Одним из направлений в решении вопросов семейных взаимоотношений является литература. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" явился ответом на решение данной проблемы. Базаров - человек дела, между ним и его родителями нет духовного родства, но их объединяет наличие душевных качеств: любовь, искреннее дружелюбие, уважение. Горе родителей, потерявших своего сына, беспредельно. Дети ответственны за душевный покой своих родных людей. Их долгая жизнь - в руках сыновей и дочерей.
-
Урок-игра в 9-м классе по теме: "Русская литература XVIII в." 2005
Данный урок представляет собой урок-обобщение знаний учащихся, проходящий в нетрадиционной форме урока-игры. Проведение урока в данной форме позволяет не только систематизировать знания учащихся, но и формирует у них умение работать в коллективе, развивает коммуникативные навыки и артистические способности, выявляет творческий потенциал детей, способствует познавательной активности учащихся и вызывает интерес к изучаемому предмету.
-
Разработка урока по литературе. Урок-презентация по теме: "Творчество М.Н. Щукина" 2005
Как известно, главная задача учителя - словесника - привить любовь к книге, научить наслаждаться чтением, находить в произведении близкое своим мыслям и чувствам, открывать разнообразный мир человеческих отношений, брать для себя все лучшее из опыта прошедших поколений и своих современников. Эту задачу помогает решить урок- презентация "Творчество М.Н.Щукина".
-
Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре: материал к интегрированному уроку литературы и мировой художественной культуры 2005
В статье сопоставляются тема Вавилонской башни в произведениях русской литературы и неосуществленный замысел возведения "Вавилонской башни" Дворца Советов Б. Иофана на месте Храма Христа Спасителя. Материал может быть использован на уроках по темам "Утопия и антиутопия в русской литературе", "Жанр и смысл названия повести А. Платонова "Котлован" и другие.
-
Программа элективного курса "Семейная хроника в русской литературе XIX–XX веков" 2005
Данная программа нацелена на изображение истории семьи и ее традиций в русской литературе. Целью курса является знакомство учащихся с творческой биографией и отдельными произведениями русских писателей. В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений. Он рассчитан на учащихся 10-11 классов.
-
Конспект урока: "Слово о полку Игореве"— величайший памятник древнерусской литературы 2005
Цель данного урока - интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича, его последствиями и значением для Руси. Соединение словесных, зрительных, музыкальных образов способствует целостности восприятия художественного произведения, формированию "художественного вкуса" учащихся. Каждый ученик включается в самостоятельную творческую, исследовательскую работу и делает для себя открытие в уже знакомом материале.
-
М.Ю. Лермонтов как переводчик. Интерпретация сонета А. Мицкевича "Вид гор из степей Козлова" 2005
Предлагаемая разработка урока предполагает знакомство с одним из произведений А. Мицкевича в оригинале и в переводе М.Ю. Лермонтова, с целью сопоставления двух культур и выявления их особенностей. Данный интегрированный урок способствует формированию у учащихся знаний в области польской и русской литератур. Кроме того, предложенные формы работы с учащимися направлены на закрепление ранее полученных знаний по теории литературы, литературоведению, польскому языку и переводоведению.
-
Духовный опыт детства (Мастерская ценностных ориентаций по рассказу В. Н. Крупина "Дымка") 2005
Мастерская ценностных ориентаций - это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности. Мастерская посвящена самому дорогому воспоминанию в жизни каждого - воспоминаниям о детских, радостных минутах, когда каждый постигает премудрости жизни. Цель ее: создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в диалоговом соответствии с жизнью других людей; способствовать организации образовательного процесса, где на первое место выходит пробуждение благоговейного отношения к своему детскому опыту.
-
Изучение японских хокку в 6-м классе 2005
Изучение японских хокку развивает творческие способности учащихся, дает простор творческому воображению, воспитывает эмоциональную отзывчивость к культуре другого народа. В материале представлено описание урока, проведенного в Намской улусной гимназии. Цели урока: познакомить с творчеством Мацуо Басе, выявить особенности лирического мира японского поэта, дать понятие о жанре хокку.
-
Урок про литературе: "Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2005
Уроку «Запорожская Сечь» на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», предшествовали уроки на тему: слово о Н.В. Гоголе. Историческая основа повести. Роль лирических страниц повести ( 1 – 2 гл., прощание с сыновьями, степь ). Необходимый элемент урока - экскурсия по воображаемому музею, кроссворд - поможет заинтересовать ребят, точнее воспринять историческую эпоху. Работа с текстом развивает читательскую зрелость, помогает воспитывать авторским словом.
-
Сопоставительный анализ на уроках литературы 2005
Герои Пушкина Германн, Алеко и Евгений Онегин стали предтечей героев – нигилистов в русской литературе второй половины XIX века. Автор показывает трудное движение человека к простым и понятным истинам, через какие испытания должен пройти человек, чтобы понять величие любви и дружбы. Пушкин впервые затронул тему злодеяния, тему преступления и показал, что преступление против человека ведет к отчуждению от общества, к душевному страданию и неизбежному наказанию за тщеславие, гордыню, грех убийства. Главное достояние гения Пушкина: он показал весь трагизм нигилистического сознания.
-
Портфолио как дидактическое личностно-ориентированное средство обучения написанию сочинений в 8–11-х классах средней школы 2005
Данная статья рассчитана на учителей литературы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, которые владеют ПК и хотят разнообразить, сделать более продуктивной работу по подготовке к написанию сочинений, рекомендуется оригинальное средство обучения и разнообразный дидактический материал.
-
Урок-путешествие. Внеклассное чтение. М.М. Пришвин "Синий лапоть" 2005
Урок внеклассного чтения учит ребят понимать текст, находить и открывать новое о природе, животных, об охране окружающей среды.
-
Урок зарубежной литературы в 10-м классе по роману М. Митчелл "Унесенные ветром" или "Как выжить в эпоху перемен?" 2005
Современность требует от человека способности к диалогу культур, умения видеть мир через призму другого менталитета. Способствовать пониманию особенностей мировосприятия другого народа помогает изучение зарубежной литературы. В возрасте 16-17 лет активно формируется мировоззрение подростка, определяется позиция в отношении этических ценностей. Художественная реальность, созданная писателем, не только "высвечивает" личную проблему подростка, но и поднимает ее на общечеловеческую высоту, показывает те грани проблемы, о которых молодой человек ранее не задумывался. Для того, чтобы достичь этой цели, в Вятской гуманитарной гимназии был создан курс "Нравственно-этическая проблематика на материале литературы США". Один из уроков данного курса представляется автором.
-
Урок зарубежной литературы: "Песнь о Нибелунгах"— немецкий героический эпос 2005
Изучение русского героического эпоса - русских былин сопряжено не только с трудностью восприятия текста, стилистических приемов создания образов, но и осознания мотивации поступков главных героев. Поэтому целесообразно вначале обратиться к западноевропейскому героическому эпосу.
-
Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе 2005
В лингвистике композиция - сопоставление и противопоставление словесных рядов. В ее основе лежат 4 приема: повтор, усиление, противопоставление и монтаж. Композиционный анализ текста является ключом к постижению идеи. Методические приемы осмысления композиции: составление плана, сжатый пересказ, сопоставление эпизодов и образов, построение словесных рядов, отбор ключевых слов, поиск композиционных приемов, анализ сильных позиций.
-
Урок развития речи: "Роль детали в рассказе" 2005
Урок разрабатывался для восьмого класса в рамках спецкурса "Теория и практика сочинений разных жанров", однако его можно использовать при изучении следующих тем: "Типы речи: повествование", "Повествование в рассказе", "Рассказ как малый эпический жанр" и т.п.