Литература
-
Урок литературы в 8 классе "Традиции зарубежной литературы в русском сонете"для УМК под редакцией А.Г. Кутузова 2005
Материалы представляют собой подробный конспект урока с описанием всех видов деятельности учащихся и учителя, вопросы и задания, иллюстративный материал, изучаемые понятия. В работе есть элементы лекции учителя, ответы ребят, выводы и обобщения. В приложениях 1, 2, 3 представлен раздаточный материал для учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой" 2005
Урок литературы в 11-м классе "Диалоги поэзии М. Цветаевой" представлен в форме семинара, одного из ведущих видов работы в старших классах. Материалы урока развивают умение анализировать лирические произведения поэтов разных литературных направлений.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Средства создания образа Хлестакова" 2005
Данный урок литературы помогает сориентировать учащихся на целостный пообразный анализ литературных персонажей в драматическом произведении, дает возможность "увидеть" специфику создания Гоголем характера Хлестакова в комедии "Ревизор".
-
Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда" 2005
Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема: "Базаров и его родители" 2005
В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье. Семья - основа нравственного благополучия во все времена. Проблема взаимоотношений в семье имеет множество аспектов. Одним из направлений в решении вопросов семейных взаимоотношений является литература. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" явился ответом на решение данной проблемы. Базаров - человек дела, между ним и его родителями нет духовного родства, но их объединяет наличие душевных качеств: любовь, искреннее дружелюбие, уважение. Горе родителей, потерявших своего сына, беспредельно. Дети ответственны за душевный покой своих родных людей. Их долгая жизнь - в руках сыновей и дочерей.
-
Урок-игра в 9-м классе по теме: "Русская литература XVIII в." 2005
Данный урок представляет собой урок-обобщение знаний учащихся, проходящий в нетрадиционной форме урока-игры. Проведение урока в данной форме позволяет не только систематизировать знания учащихся, но и формирует у них умение работать в коллективе, развивает коммуникативные навыки и артистические способности, выявляет творческий потенциал детей, способствует познавательной активности учащихся и вызывает интерес к изучаемому предмету.
-
Разработка урока по литературе. Урок-презентация по теме: "Творчество М.Н. Щукина" 2005
Как известно, главная задача учителя - словесника - привить любовь к книге, научить наслаждаться чтением, находить в произведении близкое своим мыслям и чувствам, открывать разнообразный мир человеческих отношений, брать для себя все лучшее из опыта прошедших поколений и своих современников. Эту задачу помогает решить урок- презентация "Творчество М.Н.Щукина".
-
Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре: материал к интегрированному уроку литературы и мировой художественной культуры 2005
В статье сопоставляются тема Вавилонской башни в произведениях русской литературы и неосуществленный замысел возведения "Вавилонской башни" Дворца Советов Б. Иофана на месте Храма Христа Спасителя. Материал может быть использован на уроках по темам "Утопия и антиутопия в русской литературе", "Жанр и смысл названия повести А. Платонова "Котлован" и другие.
-
Программа элективного курса "Семейная хроника в русской литературе XIX–XX веков" 2005
Данная программа нацелена на изображение истории семьи и ее традиций в русской литературе. Целью курса является знакомство учащихся с творческой биографией и отдельными произведениями русских писателей. В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений. Он рассчитан на учащихся 10-11 классов.
-
Конспект урока: "Слово о полку Игореве"— величайший памятник древнерусской литературы 2005
Цель данного урока - интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича, его последствиями и значением для Руси. Соединение словесных, зрительных, музыкальных образов способствует целостности восприятия художественного произведения, формированию "художественного вкуса" учащихся. Каждый ученик включается в самостоятельную творческую, исследовательскую работу и делает для себя открытие в уже знакомом материале.
-
М.Ю. Лермонтов как переводчик. Интерпретация сонета А. Мицкевича "Вид гор из степей Козлова" 2005
Предлагаемая разработка урока предполагает знакомство с одним из произведений А. Мицкевича в оригинале и в переводе М.Ю. Лермонтова, с целью сопоставления двух культур и выявления их особенностей. Данный интегрированный урок способствует формированию у учащихся знаний в области польской и русской литератур. Кроме того, предложенные формы работы с учащимися направлены на закрепление ранее полученных знаний по теории литературы, литературоведению, польскому языку и переводоведению.
-
Духовный опыт детства (Мастерская ценностных ориентаций по рассказу В. Н. Крупина "Дымка") 2005
Мастерская ценностных ориентаций - это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности. Мастерская посвящена самому дорогому воспоминанию в жизни каждого - воспоминаниям о детских, радостных минутах, когда каждый постигает премудрости жизни. Цель ее: создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в диалоговом соответствии с жизнью других людей; способствовать организации образовательного процесса, где на первое место выходит пробуждение благоговейного отношения к своему детскому опыту.
-
Изучение японских хокку в 6-м классе 2005
Изучение японских хокку развивает творческие способности учащихся, дает простор творческому воображению, воспитывает эмоциональную отзывчивость к культуре другого народа. В материале представлено описание урока, проведенного в Намской улусной гимназии. Цели урока: познакомить с творчеством Мацуо Басе, выявить особенности лирического мира японского поэта, дать понятие о жанре хокку.
-
Урок про литературе: "Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2005
Уроку «Запорожская Сечь» на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», предшествовали уроки на тему: слово о Н.В. Гоголе. Историческая основа повести. Роль лирических страниц повести ( 1 – 2 гл., прощание с сыновьями, степь ). Необходимый элемент урока - экскурсия по воображаемому музею, кроссворд - поможет заинтересовать ребят, точнее воспринять историческую эпоху. Работа с текстом развивает читательскую зрелость, помогает воспитывать авторским словом.
-
Сопоставительный анализ на уроках литературы 2005
Герои Пушкина Германн, Алеко и Евгений Онегин стали предтечей героев – нигилистов в русской литературе второй половины XIX века. Автор показывает трудное движение человека к простым и понятным истинам, через какие испытания должен пройти человек, чтобы понять величие любви и дружбы. Пушкин впервые затронул тему злодеяния, тему преступления и показал, что преступление против человека ведет к отчуждению от общества, к душевному страданию и неизбежному наказанию за тщеславие, гордыню, грех убийства. Главное достояние гения Пушкина: он показал весь трагизм нигилистического сознания.
-
Портфолио как дидактическое личностно-ориентированное средство обучения написанию сочинений в 8–11-х классах средней школы 2005
Данная статья рассчитана на учителей литературы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, которые владеют ПК и хотят разнообразить, сделать более продуктивной работу по подготовке к написанию сочинений, рекомендуется оригинальное средство обучения и разнообразный дидактический материал.
-
Урок-путешествие. Внеклассное чтение. М.М. Пришвин "Синий лапоть" 2005
Урок внеклассного чтения учит ребят понимать текст, находить и открывать новое о природе, животных, об охране окружающей среды.
-
Урок зарубежной литературы в 10-м классе по роману М. Митчелл "Унесенные ветром" или "Как выжить в эпоху перемен?" 2005
Современность требует от человека способности к диалогу культур, умения видеть мир через призму другого менталитета. Способствовать пониманию особенностей мировосприятия другого народа помогает изучение зарубежной литературы. В возрасте 16-17 лет активно формируется мировоззрение подростка, определяется позиция в отношении этических ценностей. Художественная реальность, созданная писателем, не только "высвечивает" личную проблему подростка, но и поднимает ее на общечеловеческую высоту, показывает те грани проблемы, о которых молодой человек ранее не задумывался. Для того, чтобы достичь этой цели, в Вятской гуманитарной гимназии был создан курс "Нравственно-этическая проблематика на материале литературы США". Один из уроков данного курса представляется автором.
-
Урок зарубежной литературы: "Песнь о Нибелунгах"— немецкий героический эпос 2005
Изучение русского героического эпоса - русских былин сопряжено не только с трудностью восприятия текста, стилистических приемов создания образов, но и осознания мотивации поступков главных героев. Поэтому целесообразно вначале обратиться к западноевропейскому героическому эпосу.
-
Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе 2005
В лингвистике композиция - сопоставление и противопоставление словесных рядов. В ее основе лежат 4 приема: повтор, усиление, противопоставление и монтаж. Композиционный анализ текста является ключом к постижению идеи. Методические приемы осмысления композиции: составление плана, сжатый пересказ, сопоставление эпизодов и образов, построение словесных рядов, отбор ключевых слов, поиск композиционных приемов, анализ сильных позиций.
-
Урок развития речи: "Роль детали в рассказе" 2005
Урок разрабатывался для восьмого класса в рамках спецкурса "Теория и практика сочинений разных жанров", однако его можно использовать при изучении следующих тем: "Типы речи: повествование", "Повествование в рассказе", "Рассказ как малый эпический жанр" и т.п.
-
Интегративный урок (математика + литература) в 9-м классе по теме: "Мировоззрение и творчество А. С. Пушкина в свете математических законов" 2005
На уроке рассматриваем следующие понятия: сходство научных понятий "прогресс" и "прогрессия". "Движение вперёд" в философском и математическом смысле; условно "арифметическая прогрессия" в творчестве А.С. Пушкина "Тема похищения героини" (Людмила из романтической поэмы "Руслан и Людмила", Мария из южной романтической поэмы "Бахчисарайский фонтан", Дуня из реалистической поэмы "Станционный смотритель"); пентаграмма Пифагора как наглядное пособие для сравнительного анализа начального и конечного вариантов сборника А.С. Пушкина "Повести Белкина"; "золотое сечение" в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама", понятие о "золотом сечении" и один из способов деления отрезка в "золотом" отношении; числа Фибоначчи, числовая последовательность Фибоначчи в поэзии А.С. Пушкина; письменный блиц - опрос по одной из прочитанных глав романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
-
Урок-молитва по творчеству Леонида Андреева "Иуда Искариот" 2005
Урок в 11 классе по творчеству Л.Андреева рассчитан на 2 часа, завершает раздел "Серебряный век русской литературы". В повести Л.Андреев обращается к вечным проблемам доброго и злого в человеке, любви и предательства. Урок предоставляет учащимся возможность формирования навыков самостоятельной деятельности, литературных исследований, решения познавательно-проблемных задач.
-
Интерактивное обучение на уроках литературы. Дебаты по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2005
Умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Дебаты - это своеобразные тренинги общения, способствующие развитию коммуникабельности, становлению активной субъективной позиции учащихся в учебной (и иной) деятельности. На интерактивных занятиях развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удастся реализовать две основные функции обучения в диалоговом режиме: решение диалоговых задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. В интерактивном обучении возникает потребность в пересмотре привычной оценки деятельности учащихся. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчётам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс.
-
Интегрированный урок "литература + психология" по теме: "Дружба, влюбленность, любовь" 2005
Интегрированный урок литература + психология по теме "Дружба, влюбленность, любовь". Целью урока является раскрыть значимость дружбы, любви как высших человеческих чувств, воспитание культуры чувств. Содержание урока строится на литературном материале: стихи В. Высоцкого, Вс. Рождественского, Ф. Тютчева, А. Фета, письма и воспоминания Дидро, Штиглица, И. Тургенева, Л. Толстого и других.
-
Работа с учебниками на уроках литературы в 11-м классе 2005
Сравнение статей об одной и той же личности или литературном направлении из разных школьных учебников по литературе, издававшихся на протяжении 20 века, дает прекрасный материал для анализа и характеристики официальной идеологии в момент написания учебного пособия. На уроках литературы (и, вероятно, истории) возможен новый вид работы - сравнение учебников.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Горные вершины"(тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова) 2005
Проблемно-поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Такая организация урока способствует формированию познавательной активности. Главное -поиск истины, собственные открытия в художественном произведении.
-
Враги и люди в рассказе В.Быкова "Одна ночь" 2005
Урок является составной частью цикла «Военная проза» и представляет собой анализ рассказа, проведенный в форме диалога между учителем и учениками с опорой на демонстрационный материал. Выбор рассказа обусловлен его гуманистической идеей и несомненными художественными достоинствами. Итогом работы детей на уроке станет сочинение-РАФТ «Враги и люди». Посвящается памяти моих родных, не вернувшихся с войны.
-
Художественный мир Л. Н. Толстого 2005
Проводимые уроки по творчеству Л. Н. Толстого призваны помочь учащимся найти свой путь к творчеству и личности Л. Толстого, осознать его религиозные и эстетические взгляды, попытаться проникнуть в его духовный и художественный мир.
-
Урок литературы в 10 классе. Тема: Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2005
Данный урок не только помогает закрепить изученный ранее материал, но и углубляет понятие о пейзаже в литературном произведении, развивает эстетический вкус учащихся. Кроме того, он является одним из составляющих в системе многолетней работы учителя над методической темой "Эстетическое воспитание учащихся на уроке русского языка и литературы".