Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок литературы в 8-м классе по теме: "Любовь, исполненная отваги", в трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" и в повести И.С. Тургенева "Ася" 2004

    Автор: Лобода Людмила Владимировна

    Урок задуман как поисковое занятие для восьмиклассников, изучающих литературу углублённо, и представляет собой проблемный семинар для учащихся, объединённых в поисковые группы в соответствии с рубриками. Деление на рубрики предполагает рассмотрение литературоведческих, философских, эстетических аспектов темы.

  • Формы и методы реализации регионального компонента 2004

    Автор: Присяжнюк Ирина Владимировна

    Статья рассказывает о работе исследовательской лаборатории, объектом исследования которой стала современная литературная жизнь г. Шахты.

  • Внеклассное чтение. Сказки С.Г. Писахова 2004

    Автор: Дурапова Ольга Александровна

    Учитель в занимательной форме знакомит учащихся с биографией писателя, характеризуя его не только как писателя, но и как художника и путешественника; даёт краткую характеристику сказок Писахова. Учащиеся представляют рисунки к прочитанным сказкам, объясняя чем их привлекла именно эта. Затем показывают инсценировку сказок Писахова ("Подруженьки", "Перепилиха"), делятся своими впечатлениями о сказках, пишут творческие работы.

  • Развивайте дар слова 2004

    Автор: Чернова Галина Васильевна

    Развивайте дар слова. Это принесет вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с людьми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Бесспорно, что сочинения содействуют развитию творческих способностей. Истинная любовь к Родине немыслима без любви к ее языку. Детское творчество следует всячески стимулировать. Необходимы творческие конкурсы.

  • Творчество учащихся на уроках литературы 2004

    Автор: Сомик Надежда Кузьминична

    Что нужно сделать, чтобы ученик захотел выполнять творческие задания не по принуждению и обязательности, а с удовольствием и желанием и как сделать так, чтобы он не боялся этих уроков, не страшился представлять результаты своего творчества на суд одноклассников и учителей. Наблюдения, размышления, опыт работы в рамках творческих уроков по учебно-методическому комплекту по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и А.Г.Кутузова.

  • Урок-лекция по литературе "Человек необыкновенный". Личность и судьба А.С. Грибоедова 2004

    Автор: Досова Любовь Николаевна

    На уроке изучается процесс духовного становления личности Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы с целью показать разностороннюю одаренность писателя, а также развить умение составлять план лекции, формулировать основные положения.

  • Твой жар воспламенял к высокому любовь (к проблеме становления гражданско-героического романтизма) 2004

    Автор: Литвинова Валентина Ивановна

    В статье предпринята попытка в оригинальном аспекте рассмотреть причины и факт зарождения в русской литературе элементов гражданско-героического романтизма на фоне традиционной для начала XIX века элегии. В предельно доступной и лаконичной форме предлагается вариант основного составляющего урока литературы по изучению лирики А.С.Пушкина.


  • "До последнего дыхания…". Открытый урок по литературе, посвященный 60-летию Великой Победы 2004

    Автор: Килик Маргарита Анатольевна

    60-летию Великой Победы посвящается... Сегодня, наконец, мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа. На примере поэтических произведений о войне, созданных поэтами различных национальностей, подвести учащихся к пониманию необходимости межнационального общения, воспитанию чувства гордости за свою Родину и народ, толерантному отношению к людям других национальностей.

  • Использование презентаций на уроках литературы. Презентация по теме: "Изучение "Слова о полку Игореве" в 9-м классе" 2004

    Автор: Грищенко Алла Ивановна

    Термин "презентация" (иногда говорят "слайд-фильм") связан прежде всего с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определённую категорию зрителей: потенциальных покупателей и заказчиков, акционеров, журналистов, читателей и т.д. Но сегодня, когда наши ученики прекрасно владеют компьютерными технологиями, просто нельзя так строго ограничивать темы презентаций. В школе и учитель, и ученик с помощью программ типа Power Point может создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд-фильмы, рассказывать о работе кружков, секций и клубов. Для учителя это одна из лучших форм чтения лекции.

  • "Я просто не люблю читать…", или Падение интереса к чтению у современных школьников 2004

    Автор: Андреева Светлана Андреевна

    Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Конечно же, легче придя домой включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься. Что случилось с нашими малышами? Многие не хотят читать, боятся книг. Тут возникают два исконно русских вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?"

  • Концепция мира как театрального действия в творчестве поэтов Серебряного века 2004

    Авторы: Баркова Марина Вольфовна, Лоськова Тамара Анатольевна

    Одна из основных функций искусства - анализ состояния мира и человека в нем. Художника интересует как судьба его героев, так и человечество в целом, он мыслит в масштабах истории, соотнося с нею содержание своего произведения. В основе нашей работы - взгляд каждого поэта на мир, выражение духа времени и концепции бытия посредством специфических для литературы средств: сюжета, композиции, словесных образов и способов выражения авторской позиции.

  • Урок литературы в коррекционно-развивающей системе обучения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка "Серая шейка" 2004

    Автор: Ахонина Ирина Николаевна

    На примере изучения сказки "Серая шейка" Д.Мамина-Сибиряка покакзаны новые формы совершенствования навыка чтения: вслух и молча. С помощью представленной методики происходит коррекция зрительно-слухового восприятия с опорой на память, развивается речь и внимание, воспитывается интерес к чтению, чувство товарищества, взаимовыручки.

  • Литературная композиция. Сергей Донатович Довлатов 2004

    Автор: Кузьмичева Ирина Викторовна

    Литературная композиция о жизни и творчестве Сергея Донатовича Довлатова.

  • Интегрированный урок: английский язык + литература по теме: "Шекспир на все времена" ("Shakespeare Of All Time") 2004

    Авторы: Безматерных Татьяна Алексеевна, Гуровская Валентина Васильевна

    Интегрированный урок английский язык + литература "Shakespeare of all time" ("Шекспир на все времена") помогает повысить качество образования на старшей ступени обучения путем взаимопроникновения и интеграции отдельных частей учебного процесса в единое целое. Это экспериментальный поиск таких форм и методов организации учебной деятельности учащихся, которые позволяют обеспечить их максимальную эффективность, способствует интеллектуальному развитию, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят произведение великого драматурга и дают оценку собственного литературного произведения с точки зрения норм построения английского сонета. Сочетание таких форм работы способствует интенсификации обучения, повышению его качества и эффективности.


  • Формирование и развитие творчески мыслящей личности на уроках литературы 2004

    Автор: Никитина Наталья Николаевна

    В основу своей работы ставлю формирование и развитие личности, самостоятельной, творчески мыслящей. Предлагаю урок-размышление в 9-м классе по рассказу И.Бунина "Темные аллеи". На подобных уроках происходит активизация работы учащихся, каждый ученик становится участником творческого процесса, соавтором результата работы, развиваются рефлексия и креативность, а это есть главный результат работы педагога.

  • Rendez-vous Григория Печорина 2004

    Автор: Немцев Владимир Иванович

    Дается анализ сцены дуэли в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", взаимоотношения главного героя с окружающими. Раскрывается тема "лишнего человека" в обществе. Для просвещённого читателя того времени Печорин представляется человеком, который не найдёт себе места в России того времени.

  • "Он пел любовь…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2004

    Автор: Замятина Светлана Михайловна

    Изучение любовной лирики А.С. Пушкина эффективно с прослушиванием романсов, написанных на стихи Пушкина. Интегрированный урок литературы и музыки способствует качественному усвоению нового материала, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.

  • Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон") 2004

    Автор: Чернышева Инна Сергеевна

    Урок по роману М.Шолохова "Тихий дон" подводит учащихся к пониманию основных человеческих ценностей: дом, труд, любовь - без которых жизнь теряет смысл. На уроке рассматриваются следующие аспекты романа: показ семейной жизни в романе, картины крестьянского труда, дискуссия, о том кого любит Григорий?, отношение М.Шолохова к войне, композиция романа как выразитель авторского замысла романа.

  • "Помнит мир спасенный…" (методическая разработка литературного часа) 2004

    Автор: Герасенко Анастасия Александровна

    Разработка литературного часа на тему: "Искусство и природа в творчестве поэтов-фронтовиков" на примере изображения природы Заполярья в творчестве поэтов и художников. Предлагаемая разработка окажется полезной для всех, кто работает с детьми младшего школьного возраста, особенно в год юбилея Великой Победы.

  • К вопросу о взглядах К.Н. Батюшкова на поэта и поэзию 2004

    Автор: Белоус Людмила Владимировна

    В литературоведении существует масса попыток научного определения искусства. Случай с Батюшковым позволяет утверждать, что искусство - прежде всего - не способ, а необходимость, потребность самовыражения художника. В этом, пожалуй, и состоит важнейший и, к сожалению, очень горький урок Константина Николаевича Батюшкова тем, кто в своей жизни соприкасается с искусством.

  • Поэма В.Маяковского "Облако в штанах". Попытка интерпретации. Определение методических путей школьного анализа и контекста изучения 2004

    Автор: Ясакова Екатерина Александровна

    "Облако в штанах" Вл. Маяковского - центральное произведение в дооктябрьском творчестве ПОЭТА, т.к. оно наиболее полно отражает особенности его поэтики и мироощущения в этот период. В произведении звучат все основные темы и мотивы лирики десятых годов ХХ века: мотив будущего, мечта о преображении мира, протест против рутинного искусства, разоблачение основ общественного устройства жизни, решительное неприятие настоящего, трагическое одиночество во враждебном мире, невозможность идеальной любви и страстная мечта о гармоническом чувстве. Поэма Маяковского отражает многие противоречия, которые охватывают как общество в целом в особое "взрывоопасное" время, так и человеческую личность в отдельности. Это определяет место произведения в школьных программах по литературе XX века, ставит перед учителями-словесниками важные научно-методические проблемы. Вместе с тем, оно дает учителю большие возможности в плане формирования духовной культуры подростка.


  • Интегрированный урок литературы и музыки "Сказочная тайна маленького Моцарта" 2004

    Автор: Аскерова Анна Николаевна

    Опора на принципы взаимодействия и интеграции внутри художественного цикла позволила нам объединить уроки чтения и музыки. Интеграция помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподносить содержание данных дисциплин.

  • Литературно-музыкальная композиция: "Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны" 2004

    Автор: Цибина Галина Леонидовна

    104641 + 104221 Цибина Г.Л. + Есина В.В. Литературно - музыкальная композиция "Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны", которая может использоваться как на уроке литературы, так и во внеклассной работе по предмету. Актуальность этой темы в развитии интереса к литературе, языку, патриотическом воспитании школьников, гражданственности, гордости за русский народ.

  • Конспект урока по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2004

    Автор: Голубева Алла Алексеевна

    Через наблюдение над языком художественного произведения, через раскрытие образов героев постигается идея, мировосприятие автора и персонажей, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста и воспитываются нравственные ценности, критическое отношение ко злу.

  • Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Лирическая песня" 2004

    Автор: Макаренко Надежда Сергеевна

    Предложенное мероприятие способствует воспитанию духовно-нравственной культуры, гражданственности и патриотизма. Региональный компонент, вошедший в сценарий, позволяет учащимся открыть для себя, сколь духовна та Земля, на которой они живут, почувствовать, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала в краю их отцов, дедов и прадедов.

  • Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" 2004

    Автор: Пепельжи Галина Александровна

    В разработке урока анализируются художественные особенности рассказа: мастерство писателя в изображении жизни и быта крестьян, его сочувственное отношение к обездоленным. Разбираются основные приёмы характеристики героя (портрет, интерьер, речь). Закрепляется понятие об основных сюжетных элементах. Уделяется внимание роли пейзажа в развитии действия, выразительным средствам языка.

  • "Евгений Онегин" на "Брейн-ринге" 2004

    Автор: Окорокова Татьяна Васильевна

    Научить детей читать внимательно, увлеченно, обращать внимание на сноски, думать самостоятельно, делать неожиданные для себя выводы - в этом вам поможет интеллектуальная игра. Предлагаемый сценарий составлен по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Но на основе этого материала можно придумать познавательное мероприятие по любому другому классическому произведению.

  • Мастерская по русскому языку (конспект). Мастерская по литературе (конспект) 2004

    Автор: Пятилетова Светлана Александровна

    Данные материалы представляют собой разработки уроков русского языка и литературы в форме мастерской. Мастерская - новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. У ребенка надо пробуждать не желание учиться, а понимание того, что учиться необходимо.


  • Интегрированный урок по литературе и английскому языку по теме: "Портрет Оскара Уайльда" 2004

    Автор: Попова Любовь Александровна

    Педагогами английского языка и литературы разработан курс интегрированных уроков (5-11класс), целями которых являются овладение теорией и практикой искусства художественного перевода, изучение в подлиннике литературы англоязычных стран. Это помогает формировать у учащихся целостную систему знаний мировой литературы, этические и эстетические понятия, развить способности к творчеству.

  • Сочинение-описание произведений народного промысла 2004

    Автор: Ахмерова Светлана Николаевна

    1. Народные умельцы создали Хохлому, Палех, Городец, Гжель - образцы русского декоративно-прикладного искусства. 2. Мастера народного промысла в своих произведениях воспевают красоту мира. Наша задача - научиться видеть, понимать и ценить образцы народной культуры. 3. Описывая произведения народного промысла, мы развиваем свое мышление, речь, обогащаем словарный запас языка. Учимся передавать свое настроение.