Цель: определить значение духовной литературы в жизни современного человека.
Задачи:
- Создать формулировки, объясняющие суть данного понятия.
- Проанализировать библейский текст.
Часть I
Учитель на доске, а дети в тетради записывают тему урока. Учитель просит детей придумать ассоциации, которые возникают по данной теме. Дети говорят. На доске появляется запись:
Давайте попробуем на основе наших ассоциаций придумать определение этому понятию.
Какими критериями должно обладать определение?
На доске на основе ответов детей появляется запись:
- точность
- логичность
- полнота
Учитель предлагает детям поработать в парах и придумать определение, записать его в тетрадь. Затем выслушать ответы всех пар, записи выполняются на доске и в тетрадях:
Духовная литература - это
- Описание событий из жизни святых.
- Рассказы о жизни святых и вере.
- Часть нашей культуры, здесь есть свои жанры (например - жанр жития святых), свои особенности.
- Учение о воспитании и образовании на примере жизни святых людей и т. д.
Учитель добавляет определение из словаря Ушакова: "Сочиненная на библейскую или церковную тему, противопоставлена светской".
Далее учитель предлагает ученикам выбрать самое удачное с их точки зрения определение, обосновать свой выбор на основании ранее определенных критериев: точности, логичности, полноты.
Интересно, что все определения в процессе обсуждения получили +.
Затем учитель еще раз обращает внимание на записи в тетрадях и просит сравнить их определение с образцом (в данном случае статья из словаря Ушакова).
- Наши определения правильные, они не противоречат статье.
- Они отражают самую суть явления.
- Они похожи по смыслу, но в то же время разные, у каждой пары свой вариант.
- Каждое определение указывает на главную особенность, с точки зрения авторов, данного направления в литературе.
Ученикам предлагается отрывок из текста:
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! Встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в господа.
Дети в течение 3-5 минут читают текст. Делятся впечатлениями. На доске появляется запись: Текст трудный, непонятный, не понравился, неинтересный, вероятно отрывок из Библии, интересный, кое-что поняли.
Учитель предлагает в тетради начертить таблицу.
Вместе с детьми определяются понятия, какой вопрос можно считать “тонким”, а какой “толстым”.
Запись меняется
Дети еще раз читают текст и в парах заполняют таблицу. Нужно придумать 1 “тонкий” и 1 “толстый” вопрос. После повторного чтения текста работаем с первой частью таблицы. Каждая пара задает вслух свой “тонкий” вопрос, желающие отвечают. В первой части таблицы появляются вопросы и краткие ответы. Записи фиксируются и на доске, и в тетрадях. Идет процесс обсуждения, корректировки вопросов и ответов.
Тонкий ? |
Толстый ? |
|
|
После фиксации всех вопросов и ответов дети просматривают получившиеся записи и делают выводы. Учитель возвращается к записи, которая отражает первоначальное восприятие текста. Запись обновляется.
1) Текст трудный, непонятный, не понравился, неинтересный, вероятно отрывок из Библии, интересный, кое-что поняли. | 2) Текст стал понятным, все ясно, поэтому понравился, было интересно работать, поэтому стал интересным текст. |
Переходим ко второй части таблицы, в нее заносим все “толстые” вопросы (см. 2-ую часть вышеприведенной таблицы).
Учитель просит проанализировать вторую часть таблицы и выразить ко всему записанному свое отношение.
И вновь обращается к ранее выполненным записям, относящимся к восприятию текста.
Она вновь обновляется:
Текст трудный, непонятный и т. д. | Текст стал понятным, все ясно… |
- Этот текст не только о Тавифе и Петре, но и о Жизни и Смерти. И Жизнь и Смерть - это тайна.
- Текст о Вере в Бога, Бог всемогущ, он распоряжается жизнью и смертью человека.
- Твори добро, и тебя Бог отблагодарит. Вера в Бога - это важно.
И т. д.
- Вместе с детьми мы обсуждаем, что же с нами произошло на уроке.
- Через работу по “тонким” и “толстым” вопросам мы разобрались не только в содержании текста, но и в подтексте.
- Мы определили ряд проблем, который скрывался в тексте.
- Мы поняли философское содержание текста.
- Мы проникли в глубину текста.
- Мы поняли текст!
До конца урока осталось 10 минут. В течение 5 минут дети пишут мини-сочинение на тему: “Я прикоснулся к Библии” (стратегия “безотрывочное письмо”).
В течение последних 5 минут озвучивают самые лучшие строки из своих работ.
- Хороший текст, я бы назвал его “Чудесное воскрешение”.
- Через погружение в текст я поняла, что надо жить творя добро.
- Жаль, что в жизни такого не бывает, хочется жить долго.
- Бог всегда отблагодарит человека за его благородные дела.
- С первого взгляда текст неинтересный, а на самом деле наоборот. Поучительный.
- Люди оценили доброту Тавифы, пригласили Петра, чтобы он воскресил ее. Значит есть жизнь после смерти?
- Не все такие, как Тавифа, а почему?
- Для меня служит примером жизнь Тавифы, ведь не зря ее воскресил Петр!
- Молодец Петр, правильно сделал.
- Такие книги читать нужно, хоть это и трудно.
- Как хорошо, когда тебя любят и уважают люди.
- Любите всех людей. Во всех есть что-то хорошее…
- Текст тронул мою душу. Мне кажется, я стал лучше, когда прочитал текст.
- На примере жизни одного человека я поняла, как надо жить.
- Главное жить не только для себя, но и для других.
- Духовная литература - это сила! Главное язык понять, он такой сложный!
- Текст поучительный. Он учит жить по законам человечности. Нельзя забывать об этом.
- Было трудно, но интересно!
- Мне понравилось, как мы “докопались” до сути.
Отзыв учителя
Ура! Цель урока достигнута! Отзывы детей (выдержки из их письменных работ) - прямое этому доказательство. Материал трудный. Дети не всегда принимают и “присваивают” такие тексты. Стратегии моей любимой технологии разрешили все проблемы. Активно работал весь класс (20 человек). На уроке царила творческая атмосфера. Урок получился!