Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве"

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


Класс: 5-6

Вид: урок формирования умений и навыков.

Тип: урок-творчество.

Тема урока: “Осень в искусстве”.

Эпиграф к уроку (записан на доске)

Природа вся полна последней теплоты…

А. Толстой

Цели урока: создать единое представление об осени;

Обучающая: умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания;
Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка;
Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе.

Оборудование: министенды с высказываниями о природе, выставка работ учащихся “Осень”, репродукции картин; магнитофон, аудиокассета “Сборник классической музыки”, аудиозапись песни (караоке) группы “ДДД” “Осень”, телевизор, видеокассета с кинозарисовками об осени.

План урока:

Содержание этапов урока:

Оргмомент

Мотивационное начало урока. Постановка цели

Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

Этап усвоения новых знаний (задания по группам):

осень в лирике
осень в музыке
осень в живописи
осень в кинематографии

Задания творческого характера

Итоги урока

Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Методы и формы работы:

Приветствие

Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся

Работа со справочной литературой (подготовка сообщений)

Индивидуальная форма работы

Дифференцированный подход к работе с учащимися

Творческие задания

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Должны рассказать о творчестве одного из художников, композиторов, выучить наизусть стихотворение об осени.

Два ученика оформляют “раскладушку” со стихами и картинками об осени.

Два ученика готовят выставку сборников стихотворений об осени.

Выразительное чтение стихотворения М. Исаковского “Попрощаться с тёплым летом…”

Учитель:

Приготовить записи композиций о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о природе.

Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.

Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа – “лирики” – готовят выразительное чтение стихов об осени.

На столе: таблица “Осень в искусстве”, книги о природе, листы бумаги, ручки.

2-я группа – “художники” – знакомят с биографией художников, пишущих о природе.

На столе: таблица “Осень в искусстве”, листы бумаги, карандаши.

3-я группа – “композиторы” - знакомят с биографией композиторов, пишущих о природе.

На столе: таблица “Осень в искусстве”, портреты композиторов, листы бумаги, ручки.

Оформить класс: полукругом расставить парты для трех групп.

ХОД УРОКА

  • Оргмомент. Мотивационное начало урока.

Слово учителя:

Осень, осень: “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.

Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе.

В начале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке.

В конце урока подведем итоги, какая группа самая внимательная.

Осень в искусстве

Литература

Живопись

Музыка

Осень в литературе

- Ребята, какие стихи об осени вы знаете?

Работа 1-ой группы. Чтение стихотворений.

А. С. Пушкин “Унылая пора…”

С. Есенин “Нивы сжаты, рощи голы…”

Ф. И. Тютчев. “Но птички отпели, цветы отцвели…”

И. А. Бунин “Лес, точно терем расписной…”.

- Кто же “главный герой” в произведениях?

Чем привлекает осень поэтов?

Рекреационное занятие (физкультминутка).

- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).

Осень в живописи

- Есть ли связь между писателями и художниками?

Можно ли проиллюстрировать природу?

Как мы называем картины, на которых изображена природа?

Работа 2-ой группы.

Краткие сведения о Левитане, Саврасове, Грабаре, Волкове.

Просмотр репродукций художников.

- Посмотрите на репродукции с картин художников.

Какие же основные цвета в пейзажах?

Каким чувством наполнены картины?

Какое настроение передают нам авторы?

Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.

Наша группа художников также подготовила выставку картин об осени, обратите внимание на них.

Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.

Осень в музыке

- Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах “Времена года”, Шопен и другие.

Работа 3-ей группы.

Краткие сведения о Чайковском, Вивальди, Шопене, Паганини, Моцарте.

Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

- Какое настроение вызывает данная музыка (А. Вивальди “Времена года”, Чайковский “Октябрь”)?

Выберите нужное и подчеркните, добавьте своё.

- Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.

Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.

Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.

- Какие песни об осени вы знаете?

Предлагаю спеть песню из репертуара группы “ДДД” “Осень”.

- Спасибо за выступления.

Оценка работ групп (оценивают сами ребята, поясняют ответ).

Задания группам:

1. “Осенние листья”. (На столе учителя композиция из листьев, веток)

- Осенью природа отдыхает, задумывается… Посмотрите на эти листья!

“Лирики”, попытайтесь словесно нарисовать картину “Осенний букет”.

“Художники”, зарисуйте листья с натуры.

“Композиторы”, напишите, какая музыка звучала бы в произведении об осенних листьях? (Раздаются карточки с заданиями).

Во время выполнения задания звучит волшебная музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Октябрь”).

Защита творческого проекта “Осенний букет”.

2. Анализ стихотворения М. Исаковского “Попрощаться с тёплым летом…”

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения по строфам.

“Лирики” наблюдают, каким видится мир в стихотворении.

“Художники”– цвет, свет.

“Композиторы”– звуки, запахи.

Анализ стихотворения.

    1. Мир - чистое поле, овины, одинокий человек, вдали видны рябинки.
    Цвет - тёплые золотые с добавлением алого, сумерки.
    Звуки, запахи- лёгкий ветерок, запах свежего сена.

    2. Мир – день, земля, небо, дороги, стог сена, вдали деревенька.
    Цвет- серый, голубой, желтый.
    Звуки, запахи- тишина, запах хлеба, сена.

3. Мир – травы, хаты, рощи, небо, журавли.
Цвет- тускло-зелёный, серый, желтоватый..
Звуки, запахи- звуки ближнего села, лай собак, курлыканье журавлей, запах дыма.

4. Мир – поздний вечер, почти ночь, река, герой,
Цвет – темнота, свет звезд.
Звуки, запахи – всплеск реки, запах реки.

- Перечислите приметы осени, увиденные автором

- Подчеркните в тексте наиболее выразительные, на ваш взгляд, эпитеты.

Вывод: Меняет все в природе, хочется тишины, покоя. Герой прощается с осенью без сожаленья и печали. Краски сгущаются, становится темнее, тише, печальнее.

- Попробуйте описать, с чего для вас начинается осень.

С какой картиной (находящейся в кабинете) перекликается данное стихотворение?

(Е.Е. Волков “Октябрь”).

3. Осень в кинематографе.

Скажите, ребята, а какой вид искусства вам еще знаком? Кино, кинематография.

Посмотрите, пожалуйста, как изменилась природа, какими красками пестрит земля!

Просмотрите телевизионные зарисовки “Осенняя сказка”.

Задание:

“Лирики” – какое стихотворение вы бы прочитали за кадром экрана?

“Художники” – какие краски вы бы добавили в зарисовку природы?

“Композиторы”– какая музыка могла бы быть за кадром, как она должна звучать?

Итог урока:

Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? (Проверка таблиц).

Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства, кинематографа в создании образа осени.

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Оценки за работу выставляют, комментируя, руководители групп.

Объяснение домашнего задания.

Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Расскажите о наблюдениях в домашнем сочинении-миниатюре “Осенняя картина” (5-6 предложений).

Спасибо за урок!