Внеклассное занятие с элементами интеграции 11 класс.
Занятие тесно связано с предшествующим циклом уроков по изучению творчества поэтов “Серебряного” века. Учащиеся, проникая в мир поэтов, знакомятся с их эстетическими и нравственными позициями, благодаря чему получают основу для духовно-нравственного совершенствования, развивая при этом творческие способности и читательскую культуру.
Этот материал можно использовать при проведении праздника влюблённых в день святого Валентина.
Цель занятия:
- пробудить у ребят интерес к творчеству поэтов;
- показать редчайший дар любви;
- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку;
- способствовать восприятию нравственных качеств.
Оформление: в зале на столах горят свечи, вазы с цветами; на стендах портреты поэтов, выставка книг, творческие работы ребят; музыкальное оформление (лирические мелодии, записи песен по сценарию); слайды о жизни поэтов, по материалам их произведений; столики для ведущих и гостей.
Ход занятия
1. Под звуки лирической мелодии гости и участники занимают свои места за столиками в зале. Гаснет свет и при романтическом мерцании свеч начинается занятие.
Учитель.
В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.
Ученик.
Любовь – это самое древнее и самое великое чувство. Люди пытаются объяснить это загадочное состояние человека. Не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов выразили это чувство в слове и музыке. Эта тема всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир.
2. Учитель.
Сегодня мы попытаемся с вами понять, что такое любовь, что значит любить. Как рождается любовь? И какой она бывает?
Звучит отрывок из песни “Эхо любви” в исполнении Анны Герман и Льва Лещенко, демонстрируются кадры из кинофильма “Судьба”/.
Ведущий 1.
Сегодня мы посетим прекрасный мир любви, прикоснувшись к страницам книг, услышав волнующие сердце мелодии.
3. Ведущий 2.
Очень точно описала пробуждающуюся любовь Анна Ахматова: “Здесь всё - ожидание, трепетное волнение, тайная и сладкая боль, музыка ещё неведомого чувства”.
Чтец 1: Анна Ахматова “Любовь” (см. Приложение 1).
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды фотографий, материалов о жизни А. Ахматовой)
Ведущий 3.
Сколько загадочного скрывает в себе это слово – ЛЮБОВЬ!
Ведущий 4.
Любовь всегда была источником вдохновения поэтов.
Ведущий 3.
В одном из писем к Любови Дмитриевне Менделеевой Блок писал: “Ты моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство, я не могу без тебя”.
Ведущий 4.
Ей, Любови посвящено столько неземных по своей силе и красоте стихотворений, сколько бы хватило на жизнь не одной женщине. Но она была одна, таинственная его Прекрасная Дама.
Чтец 2: Александр Блок “Она молода и прекрасна была…” (см. Приложение 1).
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды фотографий, материалов о жизни А. Блока)
4. Ведущий 1.
Анна Ахматова была знакома с Николаем Гумилёвым с гимназических лет. Она достаточно холодно относилась к ухаживаниям Гумилёва и не соглашалась на брак целых 7 лет, но в 1910 году они обвенчались.
Ведущий 2.
Ближайшая подруга Ахматовой Валерия Фуневская писала в своих воспоминаниях: “Они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих “сизых голубков”. Спустя годы они расстались.
Чтец 4: Анна Ахматова “Песня последней встречи” (см. Приложение 1).
Ведущий 3.
Любовь! От неё расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюблённых.
Ведущий 4.
Любовь у Ахматовой – грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство, заставляющие вспомнить библейскую строку: “Сильна, как смерть, любовь – и стрелы её – стрелы огненные”. Этим Ахматова всегда будет близка читателю даже через многие и многие годы.
Анна Ахматова “Сжала руки под тёмной вуалью” (см. Приложение 1).
( голос автора, запись).
5. Ведущий 1.
На Руси не зря говорили о любви: “Тайна сия велика есть”. Сила и величие любви в её неповторимости.
Чтец 5: Ольга Высоцкая “Любовь” (см. Приложение 1).
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды фотографий, материалов о жизни О. Высоцкой)
6. Ведущий 2.
5 мая 1911 года Марина Цветаева приехала в Коктебель, здесь произошла встреча с Сергеем Эфроном. Любовь с первого дня – и на всю жизнь.
Письма, которые они писали друг другу невозможно читать бесстрастно. Это - потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня. Именно ему, любимому мужу, другу она подарила свои лучшие стихи.
Чтец 6: Марина Цветаева “Я с вызовом ношу его кольцо…” (см. Приложение 1).
“Мне нравится…”, поёт и играет на гитаре ученица.
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды фотографий, материалов о жизни М. Цветаевой)
7. Ведущий 1.
Любовь сложное и таинственное человеческое чувство.
Ведущий 2.
(звучит фонограмма греческой мелодии “Сиртаки”)
Древние греки связывали появление любви с рождением из белой пены морских волн вечно юной, прекраснейшей из богинь – Афродиты. С тех пор Афродита, а вместе с нею и любовь царят над миром. Свою волю Афродита выполняет через сына Эрота, весёлого, шаловливого, коварного, а подчас и жестокого.
Ведущий 3.
Носится Эрот на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, в руках его маленький золотой лук, за плечами – колчан со стрелами. Никто не защищён от этих стрел. Без промаха попадает в цель Эрот.
Ведущий 4.
Его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Сеет Эрот своими стрелами то счастье, то горе, то добро, то зло.
8. Чтец 7: Лопе де Вега “Любовь, зачем ты мучаешь меня?” (см. Приложение 1).
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды фотографий, материалов о жизни Лопе де Вега).
Ведущий 1.
Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, любовь – радость и любовь – страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его чище.
Звучит “Песня о любви” слова: Н. Доризо, музыка: М.Фрадкин.
9. Учитель.
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которую моряк
Определяет место в океане.
Ученик. (В.Шекспир, отрывок из сонета 116).
(на фоне лирической мелодии и чтения стихов демонстрируются слайды, материалов к произведениям В. Шекспира)
Влюблённому человеку хочется петь романсы, читать стихи Великих поэтов.
Под влиянием этого чувства многие из вас уже написали свои стихи.
10. Дети. Чтение стихов собственного сочинения о любви.
Ведущий. Прекрасно, что юношеское чувство любви посетило столько наших сверстников, что оно принесло столь красивые и яркие впечатления, воодушевило на поэтическое творчество.
11. Учитель.
Любви дают самые различные определения. Какое определение слову “любовь” дадите вы?
- Любовь – самое хрупкое, самое ранимое из всего, что существует на свете.
- Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет (пословица).
12. Учитель.
Да, любовь торжествует над миром. Она вне возраста, вне времени. О любви написано много. О ней слагают романы и стихи: А.Ахматова, М.Цветаева, А.Блок, В.Шекспир…, перечислить всех невозможно. Они помогают осознать нам, что любовь – это великое чувство и ради него люди совершают чудеса и подвиги. Пока жив человек на земле, пока бьётся его сердце, он будет воспевать любовь.
Верьте в великую силу ЛЮБВИ!
Свято верьте в её крест побеждающий,
В её свет, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в Великую силу ЛЮБВИ!
Звучит песня А.Пахмутовой на слова Н.Добронравова “Нежность”. (Музыка звучит громко, затем всё тише и тише).
Ведущий №1.
Наша встреча подошла к концу, мы желаем вам любви и счастья.