ТИП УРОКА: интегрированный, применение знаний на практике.
ФОРМА УРОКА: практикум.
ЦЕЛЬ УРОКА: применение знаний на практике; подготовка к сочинению.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: научить применять полученные знания на практике, закрепить умения и навыки работы с художественным текстом в рамках определенной темы с опорой на знание произведения в целом, научить одному из способов подготовки к сочинению.
Развивающие: совершенствовать умение работы с различными источниками знаний, развивать навыки анализа, обобщения, умения выступать и защищать определенную точку зрения, развивать коммуникативные навыки работы в группах, творческие способности, совершенствовать различные виды чтения
Воспитательные: совершенствование навыков общения, вовлечение в активную деятельность, формирование культурно-эстетических навыков, воспитание внимательных читателей, чутких к художественному слову, любящих и понимающих природу.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица “Художественные функции пейзажа”, комплект карточек-заданий, комплект листов-таблиц (формат А4, 7 шт.), комплект чистых листов для иллюстраций (краски, карандаши, фломастеры), словари.
ЭТАПЫ УРОКА:
I. Организационный
II. Постановка цели
Учитель: Сегодня у нас с вами практическое занятие. Оно поможет нам взглянуть на роман И.С.Тургенева в другом ракурсе. Увидеть, как проявляется мастерство писателя в пейзажных описаниях и какую роль играют они в общей структуре произведения. Ответ мы найдем, как всегда, в самом тексте…
Когда художник готовится писать большое полотно, он делает огромное количество зарисовок, набросков, этюдов. Так и мы, прежде чем взяться написать одно из сочинений по роману, должны хорошо разобраться в теме, и для этого нам тоже необходимо сделать несколько “этюдов”. Итак, сегодня отправляемся “на этюды”. (Учитель формирует группы, комментирует карточки-задания, раздает необходимый материал.)
Карточка–задание для первой группы: |
Карточка-задание для второй группы: |
Карточка-задание для третьей группы: цветовую гамму описываемого. |
Карточка-задание для четвертой
группы: цветовую гамму описываемого. |
Карточка-задание для пятой группы: цветовую гамму описываемого. |
Карточка-задание для шестой группы: |
Карточка-задание для седьмой группы: |
Учитель: Результаты выполнения заданий вы, ребята, будете вписывать в специально разграфленные листы, они тоже перед вами:
Описание ЧТО изображает автор? |
Характер изображения (художественные средства, стилистика, цветовая гамма и т.д.) КАК изображает? |
Задача, стоящая перед автором. ЗАЧЕМ изображает? |
Художественная функция пейзажа. |
После 15 – 20-минутной подготовки мы выслушаем ответы каждой группы, сделаем обобщающие выводы. Но перед этим хотелось бы повторить некоторые теоретические сведения, которые, несомненно, ускорят ход практической работы.
III. Проверка домашнего задания (актуализация знаний)
Учитель: Итак, в качестве домашнего задания вам было предложено повторить понятия, необходимые при анализе художественного текста. (По мере ответов на доске появляется запись терминов: аллитерация, эпитет, сравнение, лексический повтор, метафора, олицетворение, метонимия, символика, детализация, антитеза, риторический вопрос, ритмизированная проза, пафос и др.) Теперь обратите внимание на таблицу (вывешивается на доску) “Художественная функция пейзажа”. Мы совсем недавно пользовались ею, говоря о разнообразии пейзажа в “Записках охотника”. Сегодня она снова поможет нам в систематизации практических наблюдений по тексту романа (далее – фронтальное повторение по основным пунктам таблицы). Ну а теперь, “вооружившись” необходимыми “инструментами”, отправляемся “на этюды”.
IY. Составление отчета о выполнении работы, построенной на практическом применении необходимых знаний и умений
После выполнения заданий у каждой творческой группы должны получиться примерно так заполненные листы:
Описание ЧТО изображает автор? |
Характер изображения (худож. средства, стилистика, цветовая гамма и т.д.). КАК изображает? |
Задача, стоящая перед автором. ЗАЧЕМ изображает? |
Художественная функция пейзажа. |
1 группа. Описание местности, по которой проезжают герои от постоялого двора до Марьино. “…весна брала своё…”. |
1 часть описания: эпитеты негативного свойства (худые плотины, исхудалые, шершавые коровы и др.); уменьшит-ные суффиксы (крошечные пруды, сарайчики, мужички, избенки, клячонки и др.); метафоры (зевающие воротища, вились овраги, вставал белый призрак зимы и др.); символическая детализация (церкви с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами, избенки под темными, до половины разметанными крышами, покривившиеся сарайчики и др.); негативные сравнения ( ракиты, как нищие в лохмотьях; коровы, словно обглоданные, и др.). Диалектизм обтерханные (по Далю – “оборванные, обносившиеся”). ЦВЕТ: тускло-серая цветовая гамма, почти графика. 2 часть описания: эпитеты передают другое настроение (золотисто зеленело, в нежной зелени, дымчатые волны и др.); появляются звуки и движения жизни (зеленело, волновалось, заливалось, кричали и др.); ритмичность прозы (ямб, большое кол-во сочетаний “ла, ло, ле” - стихотворение в прозе).
ЦВЕТ: золотистый, дымчатый, нежно-зеленый и др. |
Описывая бедность и скудость
природы, автор предваряет восприятие читателем
бедности и скудости крестьянской жизни, хочет
сосредоточить внимание читателя на ужасающей
нищете русского крестьянства накануне реформы
1861 года, стремится вызвать тягостное, тоскливое
чувство, не скупясь на подробности.
Возможно, автор хочет придать описанию местный колорит. Жизнь, безрадостная, лишенная света,красок.
Уходит ощущение трагизма ситуации, создается настроение радости. Жизнь продолжается, движется, меняется. Восторженное отношение к природе, природа – храм.
Очарование весенней природы. |
Пейзаж имеет социальную
окрашенность, т.к. описана не столько жизнь
природы, сколько жизнь нищих, подневольных людей.
Лирический пейзаж (черты психологического) сменяет безрадостную картину обнищания, красота природы вселяет надежду на лучшее. Не только автор увлеченно отдается очарованию весны, но меняется и настроение Аркадия. |
Описание
ЧТО изображает автор? |
Характер изображения (художественные средства, стилистика, цветовая гамма и т.д.) КАК изображает? |
Задача, стоящая перед автором.
ЗАЧЕМ изображает? |
Художественная функция пейзажа. |
2 группа Описание усадьбы Кирсановых в Марьино. |
Эпитетов мало: молодые деревца, голое поле; используется минус-приём (отсутствие ярких образных средств). Предметная детализация представлена как антитеза: разбил сад – но деревца плохо принимались; выкопал пруд – но воды набралось очень мало: выкопал два колодца – но вода оказалась “солонковатого вкуса”. Всему этому “противопоставлена” “одна только беседка из сиреней и акаций”, которая “порядочно разрослась”. ЦВЕТ: сирени и акации (светлое, яркое пятно) |
Лаконизм в выборе художественных средств связан, возможно, с типизацией явления. Наверное, автор хочет показать, что Николай Петрович мало приспособлен к хозяйственной деятельности, его больше привлекает не рациональное, а духовное, поэтому “ярко” выглядит только беседка – место для отдыха, созерцания, задушевных бесед. Акцентируется внимание читателя. |
Описание содержит дополнительную информацию, связанную с подтекстом |
Y. Защита работ
Учитель: Теперь, ребята, настало время внимательно выслушать все, о чем “рассказал” нам художественный текст. Осмыслить услышанное, прочувствовать и создать в своем воображении некую целостную картину. Для этого весь накопленный в ходе работы материал мы будем помещать на доске, а затем выводы (по теме в целом) запишем в тетрадях.
(“Защита” проводится каждой группой соответственно тому порядку, который определен в карточке-задании. От каждой группы - несколько выступающих: один - выразительно читает, другой - говорит о характере изображаемого, третий - “защищает” иллюстрацию и т.д.)
Выводы по теме: С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С.Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. В романе “Отцы и дети” их непривычно мало, они невелики по объему. (Можно поставить проблемный вопрос: “Почему?” - и подвести ребят к ответу, что социально-психологическая направленность романа требует иной художественной манеры в изображении примет времени, характеров, настроений, поэтому основное художественное пространство заполнено диалогами.) Но при этом мы убедились, что и здесь кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках, будь то описание природы, или усадьбы, или сельского кладбища. Пейзаж и в этом романе всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе (Кирсановы, Базаров). В конце романа возникает пейзаж-символ, “вырастающий” до философских высот, раздумий “о великом спокойствии “равнодушной” природы”, “о вечном примирении”, “о жизни бесконечной”. Именно последний пейзаж помогает нам постичь “тайну” романа: мгновенна жизнь человека, смешны его “идейные битвы”, но вечна Жизнь, и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти.
Учитель: Как завершающий аккорд нашего урока прозвучит стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Природа”. (После прочтения можно сравнить с описаниями в романе.)
YI. Подведение итогов
Учитель комментирует и оценивает работы учащихся, предлагает тем, кто предполагает писать сочинение на тему, связанную с мастерством писателя и ролью пейзажа, сделать ксерокопии с листов-заданий и составить тезисный план сочинения.
YII. Домашнее задание: подготовить текстовую подборку к теме следующего урока “Роль детали в романе” (просмотреть описания интерьера, портретные характеристики).