Урок-мастерская по литературе в 5-м класе: "Как же сказка складывается?"

Разделы: Литература


Урок - мастерская по литературе в 5 кл.

В современной методике преподавания литературы особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся . В частности авторы программы А.Г. Кутузова считают, что “задача литературного образования заключается в том , чтобы при анализе произведения в деятельность ученика было бы включено творчество” .

Предложенный мною урок демонстрирует реализацию этой задачи, а также позволяет наблюдать прохождение детьми трёх фраз, которые предлагают авторы программы : ПрКФ - предкоммуникативную, КФ - коммуникативную и По КФ - посткоммуникативную.

Реализации образовательных , развивающих и воспитательных целей способствует приобщение к новому литературному жанру , а значит приобщение к новым литературным понятиям ;творческий перенос знаний , полученных ранее, в новую ситуацию ; развитие эстетического вкуса; умение логически мыслить , сопоставляя и делая выводы ; воспитание чувства справедливости , сочувствия и доброты .

Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели- усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих цел ей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она “складывается”. Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость “ Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.

После организационного момента урок вступает в предкоммуникативную фазу ПрКФ. Ее цель- пробуждение интереса к произведению и включение эмоционально - ассоциативной сферы мышления ученика. Для этого предлагаю вспомнить, в каких жанрах нашла свое выражение мудрость народа - в поговорках, в пословицах, загадках, считалках... и сказках. О сказке как о жанре фольклора дети уже знают. На предыдущем уроке мы торжественно входили в Сказку. Ученики- сказочники демонстрировали иллюстрации к любимой сказке, читали понравившиеся эпизоды и рассказывали, в чем их сказка “ добру молодцу” может быть “уроком”.

То есть о сути сказки, о том чему она учит, дети уже знают, но каким образом создается, складывается сказка, значит о ее композиции, дети еще не знают. Я говорю учащимся о том, что они сегодня узнают о законах, по которым сказка “складывается”. Очень доступно и понятно об этом рассказывают Проша и Иван Калиныч в учебнике. Поэтому дети читают из диалога объяснения Ивана Калиныча: “... как построено художественное произведение, какова взаимосвязь его частей? Чтобы тебе было понятнее, представь себе свой дом или квартиру: входная дверь, коридор, кухня, комнаты и т. д. Так вот-то, как расположены, части твоего жилища, - это композиция. А события, происходящие у тебя дома, - это сюжет. Но композиция и сюжет не только связаны между собой, они еще связаны с жанром... Сравни квартиру в городе и дом в деревне. Это разные жанры жилища. А именно поэтому для них подходят разные композиции (расположение) и сюжет (события)...”

Предлагаю детям записать в тетрадь эти новые литературные понятия, сверив свою запись с записями на доске: сюжет-последовательность событий, композиция-порядок построения произведения и взаимоотношение частей. Далее предлагаю проследить, каким образом автор располагает части (композицию), а также-как развиваются события (сюжет) в волшебной сказке “ Два Ивана солдатских сына” (дома было предложено прочесть эту сказку). Дети начинают читать произведение с учителем, то есть постигать авторскую модель.

А это является целью коммуникативной фазы (КФ).

Дети читают первую фразу сказки, вспоминаем начала других сказок ("В некотором царстве"... "Жили - были" и т.д.) и приходим к такому выводу: каждая сказка начинается с зачина.

Предлагаю детям (они в тетради, а я на доске) начать рисовать композиционную схему сказки с первого элемента - зачина.

 "В некотором царстве..."

Я говорю детям, что от этого зачина вниз пойдёт дорога - путешествие-испытание героев.

"Но прежде, чем мы отправимся в путешествие с героями, давайте с ними ближе познакомимся", - предлагаю я. Дети отвечают на вопросы:

Какие качества проявились в характерах героев в раннем детстве? Почему и как им удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

Итак, основные качества героев - доброта, чувство справедливости. Проследим, путешествуя с героями, помогут ли им эти качества для достижения цели или нет. Путешествие начинается, и мы рисуем от зачина вниз дорогу.

 Задаю вопрос детям: “Как вы думаете, что или кто будет следующим элементом композиции?”. Дети отвечают сразу, потому что по сюжету герои встречают старца. Выясняем, что старец дарит Иванам платок. Это Образ дарителя. Он дарит волшебное средство для победы над силами зла. Задаю вопрос: “А в каких сказках вы встречались с такими дарителями?” В поэме-сказке “Руслан и Людмила” Голова дарит Руслану меч и т.д. Делаем вывод о том, что герои получают от дарителя волшебное средство за доброту и уважение. Продолжаем составлять композиционную схему:

 

 Герои остановились на распутье. Перечитываем сцену “На распутье”.

- Почему братья выбирают разные дороги?

- Какая черта характера нам открывается в их уговоре? (Взаимовыручка).

 

 Беседуем о том, что происходит с каждым братом. Один из братьев погибает, а второй побеждает злые силы - Змея и Водовоза, которые проявили злость и жадность. За это они и наказаны. А благодаря доброте и взаимовыручке братьев, второй Иван оживает.

 Что же будет являться в нашей композиционной схеме последним элементом? Дети отвечают: “Счастливый конец”.

Да, в сказках добро всегда побеждает зло. Верность, доброта, смекалка, взаимовыручка награждаются победой, и сказка заканчивается счастливой концовкой.

Предлагаю вспомнить счастливые концовки. Дети вспоминают. “И стали они жить-поживать...”, “И я там был, мед-пиво пил...” и т.д.

 

 Концовка

“...и стали жить-поживать...”

Уважаемые читатели, хочу отметить, что данная композиционная схема - это творчество учителя и учеников. Я её задумала таким образом, если бы ученики внесли какие -либо изменения, я бы прислушалась. Главное, чтобы получилась определённая схема, которая поможет детям в посткоммуникативной фазе, когда они приступят к созданию своей сказки, опереться на данную схему - образец. Конечно, схемы будут после элемента "даритель " (см. приложение) разные, - не в этом дело. Главное, что они поняли, что сказка складывается "не просто ", а по законам этого жанра. Последнюю фразу я произношу, когда подвожу итог урока, обращаясь к эпиграфу. Эту фразу можно услышать и от детей, если спросить о том, что они узнали нового на уроке. Далее я произношу фразу, которая является установкой для посткоммуникативной фазы:

"Теперь вы имеете представление о том, что такое композиционная схема сказки (расположение комнат в квартире, как говорил Иван Калиныч Проше). Далее мы будем изучать другие сказки, и вы к ним будете рисовать композиционные схемы. А когда научитесь этому, вы напишете свою собственную сказку и нарисуете к ней композиционную схему - это будет ваша первая творческая работа.

Уважаемые читатели, на примере данного урока, опираясь на рекомендации авторов программы (под ред. А.Г. Кутузова), я показала, каким образом, последовательно переходя от одной фазы к другой, можно подготовить детей к творческой работе - написанию собственного произведения.

С некоторыми из них предлагаю ознакомиться. Поддерживаю авторов программы, которые считают, что " .... пусть даже с эстетической точки зрения ученические опыты такого плана в большинстве своём не будут иметь какой - либо ценности, но в воспитательном, образовательном аспектах их значение чрезвычайно велико...."

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7