Литература
-
Урок литературы. Сказки народов мира. Арабские сказки. "Тысяча и одна ночь" 2006
Цель урока: познакомить учащихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и научить находить типичные черты волшебных сказок; формировать умение работать с историко-литературной статьей.
-
Урок-раздумье с элементами диспута по повести А.Рыбакова "Неизвестный солдат" 2006
Урок-раздумье с элементами диспута позволяет учащимся высказывать своё мнение, рассуждать, быть самокритичными. Участники диспута могут показать свою эрудицию, коммуникативные умения. Уроки по произведениям о войне имеют большое воспитательное значение для подрастающего поколения.
-
Символизм ранних произведений А.А.Блока. 11-й класс 2006
На данном уроке литературы в 11-м классе ученики расширяют представление о символизме как литературном течении ХХ века, учатся понимать значение символов и находить их многозначность и многоплановость. Урок такого типа помогает ученикам проникнуть в "душу" стихотворения, так как предполагает напряженную работу дома по подготовке к анализу стихотворения. В ходе урока ученики наблюдают, как через символы, язык трансформируется образ Прекрасной Дамы в образ обыкновенной земной женщины, как постепенно поэт расстается с символизмом и становится на путь реализма.
-
Тема урока: "Наш Есенин" 2006
Основная целевая направленность урока заключается в том, чтобы учащиеся, познакомившись с биографией великого поэта, пожелали глубже изучить его творчество, мир его великолепной, яркой поэзии, разумно, правильно оценивать его творения. Использование фотографий, документов, фонограмм на стихи поэта, его живого голоса даёт возможность раскрыть особенности его судьбы и творчества.
-
Из опыта практической работы. Комплексный творческий проект учащихся 8-х классов: "Мы играем "Ревизор" 2006
В статье представлена краткая история развития и основные особенности использования проектной технологии в школе. На конкретном примере показана специфика проектной работы по литературе, представлены этапы работы, способы вовлечения в работу учащихся разного уровня, приведено конкретное планирование работы в течение учебного года, представлены конкретные результаты творческой деятельности ребят.
-
Способы активизации познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения 2006
Среди многих тем программы 5-го класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики ("научной" и "ненаучной"). Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.
-
Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся 2006
Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы, это несомненно. С этой целью нами была разработана серия уроков под общим названием "В любых обстоятельствах оставаться человеком". В центре внимания оказался рассказ В.Г. Короленко "Фёдор Бесприютный" (отрывки). Перед тем, как дать задание прочитать данное произведение к следующему уроку, учителем был поставлен вопрос: подумать, какие мысли "спрятаны между строк"?
-
К вопросу об использовании опорного конспекта на уроке литературы 2006
В статье рассматривается опыт использования опорных конспектов на уроке литературы в условиях диаспоры. При рассмотрении проблемы автор опирается на опыт разработки и апробации учебников литературы для латвийских школ национальных меньшинств.
-
Элективный курс в 8-м классе по теме: "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006
Медленное чтение, особенно восприятие "на слух", порождает вопросы, ответы на которые прямо или косвенно есть в тексте. Суметь "собрать" свои впечатления, ощущения, наблюдения и мысли в лирическую (по форме) и лаконическую (по содержанию) форму сочинения (синквейн) - значит показать объективную глубину прочтения текста.
-
Урок-размышление в 9-м классе на тему: "Пока в России Пушкин длится…" 2006
Сегодняшним девятиклассникам бывает очень непросто понять и принять некоторые идеи великого Пушкина. Урок-размышление по литературе в 9-м классе "Пока в России Пушкин длится..." подводит ребят к признанию Пушкина - поэта и человека - своим современником, к пониманию того, что к автору "Евгения Онегина" можно всегда прийти за поддержкой, за советом, за мудростью. Анализируя пушкинские строки, учащиеся приходят к выводу: и сегодня, как никогда, востребован Пророк, который должен жечь наши сердца словом, чтобы люди помнили о человеческом в человеке.
-
Тема урока: "Символические образы у Тынянова и Булгакова" 2006
Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в ходе изучения произведений Тынянова и Булгакова: показать мастерство и гражданское мужество писателей, выявить основные символические образы у этих авторов, развивать умения и навыки анализа прозаических произведений.
-
Занятие спецкурса "Практическая риторика" в 10-м классе по теме: "Языковой паспорт говорящего" 2006
Вниманию читателей предлагается разработка занятий спецкурса "Практическая риторика" по теме "Языковый паспорт говорящего". Приведены интересные содержательные материалы, позволяющие активизировать мыслительную и речевую активность учащихся, побуждающие к высказыванию собственной точки зрения, обмену мнениями в группе, в классе. Урок носит воспитательный характер, способствует установлению доброжелательных, доверительных отношений между ребятами, ребятами и учителем.
-
Личностно-ориентированный урок литературы в 5-м классе по вступлению к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" 2006
Достижение поставленных целей данного урока осуществляется через использование элементов личностно-ориентированного обучения: актуализации и расширения субъектного опыта учащихся; использование ситуации выбора в учебной деятельности; развитие творческих способностей школьников; использование приёма делового сотрудничества и т.д. Данная разработка урока может быть рекомендована для практического использования учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Пушкин в Лицее" 2006
Цель данного урока литературы - систематизировать знания учащихся, полученные во время экскурсии в Лицей и на уроках, посвященных жизни и творчеству поэта. Урок построен в форме игры "Что? Где? Когда?" Заранее класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана. Члены команды составляют вопросы для другой команды и сдают учителю. В жюри входит завуч школы, родители учащихся. Для той и другой команды готовится игровое поле: лист бумаги делится на 12 секторов - 8 вопросов и 4 музыкальные паузы.
-
Мультимедийное слайд-шоу на уроке внеклассного чтения в 5-м классе по книгам Успенского Э.Н. "Командировка в Простоквашино" 2006
Открытый урок по литературе в 5-м классе с использованием мультимедийного слайд-шоу. Компьютер уже сам по себе настраивает учащихся на то, что сейчас начнется что-то интересное, необычное. Урок действительно необычен: мы отправляемся в командировку. Цель данного урока познакомить учащихся с творчеством Э.Н. Успенского; научить их анализировать прозаический текст, активизировать внимание, память, мышление и речь учащихся; продолжить формирование навыков, умений по литературе: работать с книгой, собирать и систематизировать материал для выступления, использовать воспитательные возможности материала урока для повышения интереса к учебному предмету.
-
Урок в 7-м классе. Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2006
Увлекательное знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", проблемой долга и чести, особенностями произведения, использованием тропов. Урок-игра способствует обучению школьников умению выступать с публичной речью, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, рецензировать (оппонировать) творческую работу одноклассника, применять интегрированные знания (в частности, по истории). Урок в форме игры помогает развить коммуникативные отношения, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
-
Поэтика рассказов В.Г.Короленко 2006
Поэтика рассказов Короленко заключается в синтезе реалистического и романтического подхода к миру. Его интересует экзотическая сторона жизни. Герои - отважные личности, стремящиеся к свободе. Основной поэтический принцип - принцип контраста. Пространство также контрастно. Пейзаж у Короленко - носитель лирической интонации автора, участник событий. Творчество его оптимистично. Вера в человека, в победу светлых сил - отличительная черта его творчества.
-
Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" 2006
Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З.А. Павловой) провожу в системе уже несколько лет. В данной статье представлен урок-зачет по тексту поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник" (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7-м классе после изучения поэмы Пушкина "Полтава"). В приложении даются ключи к заданиям и критерии оценивания учащихся.
-
Поэт и любовь 2006
Первая любовь в жизни человека - пора особая, удивительная, чудесная. Но это время первых глубоких страданий, светлых слез, надежд и разочарований. Открыв томик стихов Пушкина, мы погружаемся в мир прекрасный, таинственный, очаровательный, безумных волнений и чувств. Он не писал о любви, сама любовь говорила его стихами. В его стихах звучит музыка любви.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе на тему: Ганс Христиан Андерсен "Русалочка". Обобщение 2005
Урок ставит своей целью обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Ганса Христиана Андерсена "Русалочка". Воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.
-
Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
-
Элективный курс "Сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа" 2005
Задача данного курса - показать, что даже самые незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку. Нужно представить интерпретации произведений литературы в различных видах искусства (иллюстрациях, рисунках русских писателей, материалах, раскрывающих психологию творчества). Спецкурс ставит две задачи: искусствоведческую и литературоведческую. Также необходимо вовлечь учащихся в процесс сопоставления зрительных и литературных образов. Спецкурс будет обречен на провал, если не обеспечить мотивацию учащегося, его заинтересованность.
-
Сонет как вершина поэзии 2005
Поэзия Серебряного века достаточно сложна для школьного изучения. Авторы этого периода использовали в своём творчестве разнообразные жанры, одним из наиболее популярных был сонет. Статья посвящена изучению своеобразия данной стихотворной формы в поэзии И.Анненского, В.Брюсова, И.Бунина и других мастеров Серебряного века.
-
Разработка урока по творчеству Осипа Мандельштама 2005
Программы по литературе для национальных школ не претендуют на глубокое изучение и анализ поэтических произведений. В предлагаемой разработке по творчеству О.Э.Мандельштама мы пробуем осмыслить прочитанное, обобщить все навыки и умения по анализу поэтических произведений. Это урок совершенствования знаний, умений и навыков.
-
Диалоги о Шукшине 2005
Урок литературы в 11-м классе познакомит учащихся с творчеством В.М. Шукшина, показажет нравственные идеалы писателя. Творчество писателя зовёт к спору, к обсуждению. На уроке звучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи. Смотрим фрагмент из фильма "Калина красная".
-
Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005
История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.
-
Об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2005
Лекция об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
-
Тема урока: "По страницам тургеневского романа "Отцы и дети" 2005
Урок представлен в виде игры "Брейн-ринг". Урок-игра строится по трем уровням - от простого к сложному (репродуктивный, репродуктивно-поисковый, творческий). Цель урока: повторить, привести в систему ранее изученное, оценить степень художественной зрелости учащихся, развить познавательные интересы к уроку литературы.
-
Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию" 2005
Предлагаемый урок проводится со старшеклассниками после изучения произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Он состоит из двух частей: первая часть - вопросы по содержанию данного романа (работа рассчитана на 40 минут, и в ней участвует учитель литературы); вторая часть - практическая работа учащихся в роли профконсультантов (работа в течение следующих 40 минут, в нее включается педагог-психолог). Разработка урока содержит подробное описание хода занятия (1 и 2 части), а также дополнительный материал в виде приложения.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" 2005
Урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" построен согласно проблемному методу, в основе которого лежит творческая учебная деятельность, являющаяся аналогом научного творчества. Поэтому этапы урока соответствуют этапам научной творческой деятельности: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Такое построение учебного материала обеспечивает творческое усвоение знаний, поэтому урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов"- это урок открытия нового знания, не только формирующий его, но и развивающий интеллект, творческие способности и воспитывающий активную личность.