Литература
-
Тема урока: "Символические образы у Тынянова и Булгакова" 2006
Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в ходе изучения произведений Тынянова и Булгакова: показать мастерство и гражданское мужество писателей, выявить основные символические образы у этих авторов, развивать умения и навыки анализа прозаических произведений.
-
Занятие спецкурса "Практическая риторика" в 10-м классе по теме: "Языковой паспорт говорящего" 2006
Вниманию читателей предлагается разработка занятий спецкурса "Практическая риторика" по теме "Языковый паспорт говорящего". Приведены интересные содержательные материалы, позволяющие активизировать мыслительную и речевую активность учащихся, побуждающие к высказыванию собственной точки зрения, обмену мнениями в группе, в классе. Урок носит воспитательный характер, способствует установлению доброжелательных, доверительных отношений между ребятами, ребятами и учителем.
-
Личностно-ориентированный урок литературы в 5-м классе по вступлению к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" 2006
Достижение поставленных целей данного урока осуществляется через использование элементов личностно-ориентированного обучения: актуализации и расширения субъектного опыта учащихся; использование ситуации выбора в учебной деятельности; развитие творческих способностей школьников; использование приёма делового сотрудничества и т.д. Данная разработка урока может быть рекомендована для практического использования учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Пушкин в Лицее" 2006
Цель данного урока литературы - систематизировать знания учащихся, полученные во время экскурсии в Лицей и на уроках, посвященных жизни и творчеству поэта. Урок построен в форме игры "Что? Где? Когда?" Заранее класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана. Члены команды составляют вопросы для другой команды и сдают учителю. В жюри входит завуч школы, родители учащихся. Для той и другой команды готовится игровое поле: лист бумаги делится на 12 секторов - 8 вопросов и 4 музыкальные паузы.
-
Мультимедийное слайд-шоу на уроке внеклассного чтения в 5-м классе по книгам Успенского Э.Н. "Командировка в Простоквашино" 2006
Открытый урок по литературе в 5-м классе с использованием мультимедийного слайд-шоу. Компьютер уже сам по себе настраивает учащихся на то, что сейчас начнется что-то интересное, необычное. Урок действительно необычен: мы отправляемся в командировку. Цель данного урока познакомить учащихся с творчеством Э.Н. Успенского; научить их анализировать прозаический текст, активизировать внимание, память, мышление и речь учащихся; продолжить формирование навыков, умений по литературе: работать с книгой, собирать и систематизировать материал для выступления, использовать воспитательные возможности материала урока для повышения интереса к учебному предмету.
-
Урок в 7-м классе. Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2006
Увлекательное знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", проблемой долга и чести, особенностями произведения, использованием тропов. Урок-игра способствует обучению школьников умению выступать с публичной речью, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, рецензировать (оппонировать) творческую работу одноклассника, применять интегрированные знания (в частности, по истории). Урок в форме игры помогает развить коммуникативные отношения, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
-
Поэтика рассказов В.Г.Короленко 2006
Поэтика рассказов Короленко заключается в синтезе реалистического и романтического подхода к миру. Его интересует экзотическая сторона жизни. Герои - отважные личности, стремящиеся к свободе. Основной поэтический принцип - принцип контраста. Пространство также контрастно. Пейзаж у Короленко - носитель лирической интонации автора, участник событий. Творчество его оптимистично. Вера в человека, в победу светлых сил - отличительная черта его творчества.
-
Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" 2006
Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З.А. Павловой) провожу в системе уже несколько лет. В данной статье представлен урок-зачет по тексту поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник" (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7-м классе после изучения поэмы Пушкина "Полтава"). В приложении даются ключи к заданиям и критерии оценивания учащихся.
-
Поэт и любовь 2006
Первая любовь в жизни человека - пора особая, удивительная, чудесная. Но это время первых глубоких страданий, светлых слез, надежд и разочарований. Открыв томик стихов Пушкина, мы погружаемся в мир прекрасный, таинственный, очаровательный, безумных волнений и чувств. Он не писал о любви, сама любовь говорила его стихами. В его стихах звучит музыка любви.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе на тему: Ганс Христиан Андерсен "Русалочка". Обобщение 2005
Урок ставит своей целью обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Ганса Христиана Андерсена "Русалочка". Воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.
-
Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
-
Элективный курс "Сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа" 2005
Задача данного курса - показать, что даже самые незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку. Нужно представить интерпретации произведений литературы в различных видах искусства (иллюстрациях, рисунках русских писателей, материалах, раскрывающих психологию творчества). Спецкурс ставит две задачи: искусствоведческую и литературоведческую. Также необходимо вовлечь учащихся в процесс сопоставления зрительных и литературных образов. Спецкурс будет обречен на провал, если не обеспечить мотивацию учащегося, его заинтересованность.
-
Сонет как вершина поэзии 2005
Поэзия Серебряного века достаточно сложна для школьного изучения. Авторы этого периода использовали в своём творчестве разнообразные жанры, одним из наиболее популярных был сонет. Статья посвящена изучению своеобразия данной стихотворной формы в поэзии И.Анненского, В.Брюсова, И.Бунина и других мастеров Серебряного века.
-
Разработка урока по творчеству Осипа Мандельштама 2005
Программы по литературе для национальных школ не претендуют на глубокое изучение и анализ поэтических произведений. В предлагаемой разработке по творчеству О.Э.Мандельштама мы пробуем осмыслить прочитанное, обобщить все навыки и умения по анализу поэтических произведений. Это урок совершенствования знаний, умений и навыков.
-
Диалоги о Шукшине 2005
Урок литературы в 11-м классе познакомит учащихся с творчеством В.М. Шукшина, показажет нравственные идеалы писателя. Творчество писателя зовёт к спору, к обсуждению. На уроке звучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи. Смотрим фрагмент из фильма "Калина красная".
-
Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005
История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.
-
Об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2005
Лекция об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
-
Тема урока: "По страницам тургеневского романа "Отцы и дети" 2005
Урок представлен в виде игры "Брейн-ринг". Урок-игра строится по трем уровням - от простого к сложному (репродуктивный, репродуктивно-поисковый, творческий). Цель урока: повторить, привести в систему ранее изученное, оценить степень художественной зрелости учащихся, развить познавательные интересы к уроку литературы.
-
Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию" 2005
Предлагаемый урок проводится со старшеклассниками после изучения произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Он состоит из двух частей: первая часть - вопросы по содержанию данного романа (работа рассчитана на 40 минут, и в ней участвует учитель литературы); вторая часть - практическая работа учащихся в роли профконсультантов (работа в течение следующих 40 минут, в нее включается педагог-психолог). Разработка урока содержит подробное описание хода занятия (1 и 2 части), а также дополнительный материал в виде приложения.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" 2005
Урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" построен согласно проблемному методу, в основе которого лежит творческая учебная деятельность, являющаяся аналогом научного творчества. Поэтому этапы урока соответствуют этапам научной творческой деятельности: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Такое построение учебного материала обеспечивает творческое усвоение знаний, поэтому урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов"- это урок открытия нового знания, не только формирующий его, но и развивающий интеллект, творческие способности и воспитывающий активную личность.
-
Интегрированное мероприятие по литературе и английскому языку по теме: "Тропинка к храму" 2005
Интегрированные мероприятия способствуют переносу знаний, умений, навыков из иностранного языка в литературу и из литературы в иностранный язык. Они расширяют предметно-содержательный план чтения, поднимают интерес к изучению иностранного языка, создавая стойкую мотивацию. Имеется твердая уверенность в том, что темы, затронутые на мероприятии, не оставили детей равнодушными, а посеяли зерно в душе каждого. Хочется верить, что зерно это попало в плодородную почву и даст свои плоды.
-
Литературное образование в школе. Тематические мероприятия по изучению творчества В.П. Астафьева 2005
Как научить ребят думать, высказываться свободно, грамотно, логично? Один из способов - проведение тематических декад, посвященных более глубокому изучению творчества писателей. Такой вид урочной и внеурочной деятельности обеспечивает методическое разнообразие, будоражит мысль, пробуждает творческую активность, способствует воспитанию художественного вкуса, помогает подготовиться и к экзаменам. Представленный тематический цикл мероприятий посвящен В.П. Астафьеву.
-
Творческая разработка по литературе на тему: "Ярче северного сияния" (поэзия земли Сибирской) 2005
Поэзия земли Сибирской ярче неповторимого и разноцветного сияния севера и громче громовых ударов, потому что голос поэта, как эхо в горном ущелье, долог, бессмертен, вечен!
-
Три "памятника" в русской литературе. 9-й класс 2005
Цель урока - сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения); проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.
-
Урок-исследование по теме: Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание" 2005
Предлагаемая вашему вниманию разработка урока опробована в слабом классе. До изучения романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание" ребята получили задание нарисовать Петербург таким, каким они его себе представляют. Все рисунки были нарисованы в красочных светлых тонах и поражали разнообразием. Проведенный урок-исследование удивил ребят самостоятельно сделанными открытиями и новыми образами Петербурга. Учащиеся с большим удовольствием работали на уроке. Атмосферу заинтересованности на уроке вызывало наличие большого количества наглядного материала, а также использование песен "Город, которого нет" (И.Корнелюк) и "Город" (группа "Танцы минус").
-
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами 2005
В статье отражен опыт работы педагога по самообразованию, практические рекомендации и упражнения на развитие осознанного беглого безошибочного чтения.
-
Анализ мотивной организации и его место в системе уроков по пьесе А.Н.Островского "Гроза" 2005
На уроке идет работа над системой персонажей пьесы, осуществляется анализ основных мотивов пьесы, обсуждаются основные положения статей А.А. Григорьева, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб" 2005
Урок по рассказу Ю. Нагибина "Зимний дуб" формирует в сознании учеников нравственные категории добра и толерантности. Рассказ небольшой, но его текст насыщен философскими рассуждениями автора о смысле жизни, которые вполне доступны пониманию учащихся.
-
Приемы создания ситуации диалога, как основного элемента эффективного процесса обучения на уроках литературы в старших классах 2005
Последние два года занимаюсь созданием модели урока-диалога. Теперь я могу сказать, что у меня сложился собственный подход к преподаванию литературы, который можно назвать комбинаторной системой, представляющей сочетание уже известных методов преподавания и собственных творческих наработок. В чем я вижу новизну? В применении нетрадиционных приемов, форм и типов организации урока. Предпочтение отдано урокам креативного типа: урок-противоречие, урок-фантазия, поисковый урок, урок художественного моделирования, эвристический урок, деловая игра, урок-наоборот (ученик в роли учителя; сначала зачет по теме, потом ее изучение), урок защиты творческих работ, урок-диспут, урок-диалог. В этой работе сделана попытка систематизировать имеющиеся знания в области современных технологий по использованию методов и приемов, соединить с ними свой опыт и предпочтения в выборе содержания и техники преподавания последних двух лет.
-
Педагогическая мастерская по литературе в 11-м классе на тему: "Крайний" 2005
Тип данной мастерской - мастерская самопознания. Имя Зинаиды Гиппиус учащимся было известно только в связке с именем Дмитрия Мережковского, стоявшего у истоков философии символистов: она – его жена и тоже из «серебряной» плеяды. Знакомясь со стихотворениями, содержащими парадоксальные, порой просто полярные мысли и ощущения, учащиеся наблюдали за состоянием души авторов, думая, что это разные поэты, пытались понять их философию. Хочется верить, что творчество З.Гиппиус стало им ближе и понятнее. С особым чувством я прочла их тексты, написанные во время рефлексии на мастерской. Некоторые из ребят впервые, мне показалось, взглянули на жизнь как воплощение себя в мире и мира в себе.