Цели:
- познакомить с биографией (основными фактами) М.Ю.Лермонтова;
- развивать навыки творческого воображения, выразительного чтения;
- формировать нравственные и эстетические чувства и убеждения.
Оборудование:
- карта с изображением моря,
- романс А.В.Варламова “Парус”,
- картина А.П.Боголюбова “Марина”,
- морские ракушки.
Ход урока
1) Оргмомент.
2) Слово учителя.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – урок-путешествие.
В ходе этого урока мы должны познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Парус”, определить его своеобразие. Свой якорь мы будем бросать у гавани Голубая, Ветреная, Лазурная. Закончим свой путь у гавани Морская. Каждая из них приоткроет нам дверь в удивительный мир этого стихотворения. …Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. Возьмите ракушки и, затаив дыхание, послушайте шелест волны, шум прибоя… И у вас возникает желание отправиться в Голубую страну, а своё путешествие мы начнем с гавани Лермонтовская. Помогут нам в этом члены клуба путешественников. Они расскажут нам о М. Ю. Лермонтове.
(Члены клуба рассказывают эпизоды из жизни поэта. Зловещие тайны семьи. Семейная распря. Детство в Тарханах. Московский университет. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)
Ребята, может быть, кто-то из вас хочет рассказать стихотворение М.Ю.Лермонтова.
(Желающие рассказывают стихотворение наизусть) .
А теперь в путь. Оставим позади гавань Лермонтовскую и направим свой парус к гавани Голубая. Стихотворение “Парус” написано Лермонтовым, когда ему было 18 лет. По первому впечатлению очень простое, оно до сих пор вызывает страстные споры. Попробуйте определить своё отношение к этому стихотворению.
(Чтение стихотворения учителем) .
Морская даль сверкает под солнцем, а наш парус бросает якорь у гавани Голубая.
- О чем это стихотворение?
- Какие картины возникли перед вами при чтении первой строфы?
- Какие картины возникли перед вами при чтении второй строфы?
- Какие картины возникли перед вами при чтении третьей строфы?
Попутный ветер подхватывает наш парус, затерянный в просторах Моря, и несёт его к гавани Ветреная.
Постоянно ли море, которое изобразил Лермонтов в своём стихотворении?
Докажите, что море непостоянно, опираясь на строки стихотворения.
Итак, безбрежное, постоянно меняющееся, таинственное и непознанное море расстилается перед нами, а наш парус приближается к гавани Лазурная.
- Найдите цветовые эпитеты. Что они определяют, характеризуют?
- Почему автор говорит “одинокий”?
- Каково значение слова “мятежный”?
Мы приближаемся к своему конечному пункту – гавани Морская.
- Какие размышления, раздумья возникают у поэта? Как мы узнаём о них?
- Почему автор говорит о парусе, как о живом существе?
Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам.
Работу над стихотворением завершим прослушиванием романса А.В.Варламова на эти стихи.
Итог.
- Понравился вам урок?
- Довольны путешествием?
А ведь вы не задумывались над тем, что каждый день маленький, но такой надёжный парус переносит вас от гавани к гавани по самому большому в мире океану знаний. И в этом путешествии я каждому из вас желаю новых открытий, которые делают вашу жизнь интересной.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Устные иллюстрации к стихотворению.
Устные иллюстрации к картине А.П. Богомолова “Марина”.