Виртуальная гостиная "Входи, Эпоха!"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • продолжить знакомство учащихся с понятием “древнерусская литература”, жанром “житийная повесть”, с духовной литературой;
  • определить роль искусства слова в ряду других искусств на историческом фоне;
  • расширение словарного запаса учащихся в процессе словарной работы;
  • отработать навыки работы в сети Интернет, использования поисковых систем;
  • отработать навыки правописания в ходе работы над созданием ЕОТС (Единого толкового орфографического словаря);

Тип урока: урок с использованием информационных технологий, ТПУ (Технологии продуктивного успеха. Автор – Назарова М.Д.)

На доске (и в тетрадях учащихся):

  • Вчера: переходная установка – урок-тренинг; чтение из тетради для Души с защитой.
  • Сегодня: виртуальная гостиная “Входи, эпоха! ”.
  • Завтра: урок теории.

Оборудование урока:

  • литературная тетрадь ученика,
  • текст “Повести…”,
  • Интернет-ресурсы.

Зрительный ряд:

  • иллюстрации икон святых Петра и Февронии Муромских,
  • фотографии Храма Вознесения Господня, где находится частица святых мощей князя Петра и княгини Февронии,
  • иллюстрации иконы Сергия Радонежского

Музыкальный ряд:

  • отрывки из Песни “Ты моя крепость, Господи…” в исполнении хора “Древнерусский распев” под управлением Анатолия Гринденко (http://www.drevglas.orthodoxy.ru/s1/k04.mp3),
  • распев “Воскресни, Боже” в исполнении хора братии Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря (http://www.valaam.ru/common/files/CD/BS99/Voskresni,%20Bozhe%20-%20Znamennyi%20raspev.mp3),
  • либретто оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (текст В.И.Бельского, музыка Н.А. Римского-Корсакова),
  • колокольные звоны: Красный звон (звонари А. Иванов, Д.Петров), звонница Успенского кафедрального собора в Ростове Великом (http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3).

Литературный ряд:

  • “Житие преподобного отца Сергия Радонежского”,
  • “Повесть о Шемякином суде”,
  • “Повесть о горе-злосчастии”,
  • “Повесть о Ерше Ершовиче”

ХОД УРОКА

Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

А.С. Демин

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках вы познакомились с “Повестью о Петре и Февронии Муромских”, жанром духовной литературы “житийной повестью”, научились создавать запас мыслей, провели словарную и терминологическую работу, изучили виды и способы чтения литературных отрывков.
К уроку вы должны были найти материал для проведения виртуальной литературной гостиной по “Повести о Петре и Февронии”: о музыке и живописи Древней Руси или другие сведения для виртуального вернисажа, ссылки Интернет-ресурсов по данной теме, записать на странице “Медиатека” вашей Литературной тетради выходные данные собранного к уроку материала.
На сайте “Антология Древнерусской литературы” (http://old-rus.narod.ru/index.html) вы могли найти все, что необходимо для этого увлекательного путешествия!

Учитель предлагает учащимся адрес Интернет-ресурса на предыдущем уроке.

II. Основная часть урока

1. Учитель напоминает о содержании урока “Литературная гостиная”

– Помните, что литературная гостиная – это еще и Турнир Эрудитов. Эрудитом окажется тот, кто сумеет представить самую богатую медиатеку (собрание аудио, видео, фото материалов), чья книжная полка поможет составить наиболее полное представление об изучаемом авторе и его творчестве, а также тот, кто ответит в конце урока на все вопросы по “Повести…”.

– Эпохи сменяют одна другую, а интерес к “Повести о Петре и Февронии” не угасает.
В “Повести о Петре и Февронии Муромских” речь идет о событиях XIII века, но так как написано это произведение в XVI веке, то именно этот век мы приглашаем в нашу Виртуальную гостиную. Поделитесь друг с другом своими находками-иллюстрациями, репродукциями картин, газетными и журнальными статьями, монографиями, звуковыми ресурсами и другими дополнительными материалами по изучаемой теме.

Учитель: Ребята, вы выполнили все задания и готовы к уроку. Итак, приглашаем всех в нашу виртуальную литературную гостиную “Входи, Эпоха!”
Традиционно гости нашей Литературной гостиной – герои “Повести о Петре и Февронии Муромских”, критики, литературоведы, искусствоведы, лексикографы, публицисты.

2. Выступление команд учащихся

Класс разделен на две команды, обе команды класса заранее получают задание выбрать историка, экскурсовода, литературоведа-исследователя или музыкального критика, “очевидца” (свидетеля) событий, простого или знатного русича XVI века.

– Ребята, рассмотрим, как представлено искусство слова в ряду других искусств на историко-литературном фоне.
Коротко опишите особенности церковного устройства, властных структур, культуры, языка, литературы, одежды и быта, кухни Древней Руси XVI века. Расскажите также о своих находках: познакомьте одноклассников со своей медиатекой, которую вы приготовили к уроку.

– Слово предоставляется историкам, которые воссоздадут хронику событий эпохи XVI века.

Выступления учащихся. Историки сообщают, что культура Древней Руси разделяется на духовную (церковную) и светскую (“мирскую”), приводят примеры, как обыденные, повседневные заботы и радости отразились полнее всего в фольклоре. Духовная жизнь человека запечатлелась в храмовом искусстве.

3. Демонстрация примеров фольклорного и храмового искусства XVI века

– Элементы древнерусского быта, костюма, особенности древнерусского храмового искусства описывают в своих сообщениях “очевидцы” событий.

Выступления учащихся.

– Выступают литературоведы (критики).

Учащиеся сообщают о том, что до XV века литература и фольклор резко разделялись. В XVI веке в обстановке Предвозрождения, когда начинает разрушаться жесткая система литературных жанров, эти традиции значительно изменились. Ученики приводят примеры, как в высокую литературу входят сказочный сюжет и фольклорная образность.

Учитель: При подготовке к урокам по данной теме на сайтах, предложенных учителем, вы могли изучить избранные статьи “Великое наследие…” Д. С. Лихачева (http://ppf.asf.ru/drl/text.html, http://old-rus.narod.ru/old.html, http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn.htm Лихачев Д.С. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" из цикла Избранные статьи “Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси”).
– Кто из ребят хочет что-либо дополнить по данной теме?

Выступления учащихся.

– Спасибо. О музыке и направлениях расскажут наши музыкальные критики.

В выступлениях ребята отмечают, что в музыке, так же как и в словесном искусстве, наметились признаки нарушения строгих канонов, установленных отцами Церкви. Даже в богослужебном знаменном пении, важнейшим отличием которого был унисон, как пение “едиными усты и единым сердцем” при обращении к единому Богу, появилось “совратительное” (Митрополит Антоний) многоголосье, “свойственное театру, а не храму Божию” (иеромонах Иоанн).

Учитель: Прочитайте высказывание В. А. Сухомлинского о музыке. Пусть это высказывание поможет вам “настроить чуткие струны сердца” и станет своеобразной инструкцией ваших действий при слушании и анализе музыкальных произведений:

“Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. …Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке”.

– Зайдите на сайты, прослушайте и сохраните в папку “Избранное” понравившиеся отрывки из произведений: песни “Ты моя крепость, Господи…” в исполнении хора “Древнерусский распев” (http://www.drevglas.orthodoxy.ru/s1/k04.mp3) под управлением Анатолия Гринденко, знаменный распев “Воскресни, Боже” в исполнении хора братии Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря (http://www.valaam.ru/common/files/CD/BS99/Voskresni,%20Bozhe%20-%20Znamennyi%20raspev.mp3), либретто “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”Текст В.И.Бельского. Музыка Н.А.Римского-Корсакова, колокольные звоны – Красный звон (звонари А.Иванов, Д.Петров) Звонница Успенского кафедрального собора в Ростове Великом (http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3)

4. Выборочное прослушивание учащимися музыкальных отрывков

5. Обобщение учителя по микротеме “Древнерусская музыка”

– Действительно, “…красота древней культовой музыки поразительна, но для того, чтобы ее понять, необходимо прежде всего отрешиться от восприятия музыки как самовыражения. Главным и определяющим в ней было то, что человек выражал в искусстве не себя, а те ценности, которые он ставил выше себя. Целью пения было не услаждение слуха, то есть не удовольствие, но единение людей, слияние их голосов в соборной молитве. Высшим смыслом музыки должно быть “ангельское”, “ангелоподобное пение”, когда хору “сопоют ангелы”. Такая музыка способна очищать и возвышать душу, ограждать ее от зла и приближать к Творцу. Для ее создания одного таланта мало, нужна чистота души, освобождение ее от всего дурного, а для этого, в свою очередь, необходим духовный подвиг, то есть борьба со своими страстями”.

6. Просмотр иллюстраций икон с изображением святых Петра и Февронии Муромских.

Муромский историко-художественный музей. Икона "Петр и Феврония Муромские", конец XVI - начало XVII века.

Муромский историко-художественный музей. Икона "Петр и Феврония Муромские", конец XVI начало XVII века.

Группа учащихся, используя поисковые системы сети Интернет www.yandex.ru, www.google.ru и др., подготовила к уроку иллюстрации икон, памятников архитектуры, музыкальных отрывков к повести. Иллюстрации оформлены в виде слайдов в программе PoverPoint. Указываются Интернет-ресурсы:

6. Просмотр иллюстраций икон святых Сергия Радонежского, благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Поиск в Интернет образцов древнерусской культуры.

7. Выступления учащихся (по одному из каждой группы) с анализом критических статей по разделу “Древнерусская литература”

8. Просмотр иллюстрации из рукописи XVII в “Князь Петр убивает змея” Ермолая-Еразма (подготовлено учащимися, указывается Интернет-ресурс: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4194&abc=1)

Иллюстрация из рукописи XVII в “Князь Петр убивает змея” Ермолая-Еразма

Главная цеpковь гоpода Муpома. Собоp во имя Рождества Богоpодицы

Главная цеpковь гоpода Муpома. Собоp во имя Рождества Богоpодицы

Рака с мощами свв. Петра и Февронии в   Муромском Свято-Троицком монастыре

Рака с мощами свв. Петра и Февронии в Муромском Свято-Троицком монастыре

Свв. Петр и Феврония Муромские. Покров на раку с мощами. XVI век

Свв. Петр и Феврония Муромские. Покров на раку с мощами. XVI век

(После длительной реставрации в Муромский историко-художественный музей возвратился уникальный экспонат – покров с мощей Петра и Февронии Муромских.)

Учитель:  Ребята, в течение урока записывайте в вашу литературную тетрадь выходные данные книг и других использованных материалов в рубрику "На вашу книжную полку". Вы обязательно должны указать их точно и правильно, чтобы ими могли воспользоваться ваши товарищи!

9. Пауза здоровья

– Молодцы, ребята, релаксация и пакет аутотренинговых программ позволят восстановить ваши силы.

Аутотренинг " Внутренний луч”

(тренируем подсознание)

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, закрываются глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.
От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: "Я стал новым человеком! Я стал сильным и спокойным! Я все буду делать хорошо!".

10. Турнир Эрудитов

Учитель: Продолжим урок. Все участники виртуальной литературной Гостиной приглашаются на Турнир Эрудитов.

Отвечающие получают командные и личные очки.

Вопрос 1: В "Повести о Петре и Февронии" есть такой эпизод: заточённый в монастырь и близкий к смерти Пётр напомнил через посыльного Февронии о её обязательстве умереть вместе с ним. Феврония в этот момент вышивала лик святого. Не доведя работы до конца, она сделала нечто, помолилась и умерла. Что же она сделала, если жизнеутверждающая сила этой незначительной детали пережила века и до сих пор часто женщины, прерывающие подобную работу, поступают также?

Ответ: Она обмотала иголку ниткой и воткнула её в вышивку, чтобы кто-то окончил работу за неё.

Вопрос 2: В известной повести "О Петре и Февронии" жена князя Петра была дочерью древолаза. Что это за профессия?

Ответ: Бортник.

Вопрос 3: Переведите на греческий язык "лучезарная".

Ответ: Феврония

Вопрос 4: Архимандрит Филарет Московский, составитель Катехизиса, предлагал запретить большую часть басен Крылова за глумление над святыми: Михаилом, Василием, Марией и Февронией. А как глумился Крылов над ними?

Ответ: Он называл именами христианских святых бессловесных животных.

Вопрос 5: Где лежал Агриков меч?

Ответ: В алтарной стене в щели меж плитами.

Вопрос 6: Какие предметы просит сделать Петр Февронию?

Ответ: Сорочку, одежду и платок.

Вопрос 7: Как и из чего Феврония приготовила целебную мазь для князя Петра?

Ответ: Взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски и дунула на нее.

Вопрос 8: Что увидел князь Петр, когда после обеда разжал руку Февронии?

Ответ: Ладан благоухающий и фимиам.

Вопрос 9: Как назывались древнерусские звуки (и соответствующие им буквы), изменение звучания которых привело к появлению беглых гласных?

11. Подведение итогов

Оцениваются ответы каждого ученика, подготовившего материал к виртуальной гостиной, а также набравшего очки в ходе Турнира эрудитов.

III. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы рассматривали искусство слова в связи с другими искусствами (музыка, живопись, архитектура). Наши предки оставили нам великое искусство, утверждающее идеи, важные во все времена: место человека в мире, его отношение к Богу, добро и зло, земное и небесное, временное и вечное. За время урока невозможно охватить огромное наследие искусства Древней Руси, но, соприкоснувшись с ним, понимаешь его истинно глубокое значение.
Запишите выходные данные (источники) ресурсов и книг на странице “Виртуальная литературная гостиная”.

IV. Итог урока

– Ребята, вы все отлично работали в течение урока. Откройте Литературную тетрадь, поставьте самооценку за урок. Благодарю за ваше внимание и активную работу на уроке. Оценивание учащихся (ОУ – оценка учителя).

V. Домашнее задание

Перечитать любимые страницы “Повести о Петре и Февронии Муромских”.

Эрудиту: Феврония Муромская не единственная в истории Христианства святая дева, имевшая ручного зайца. Какая святая изображена на иконе и почему она держит зайца на руках?

Феврония Муромская

Подсказка: отгадку ищите в Загадках святой Февронии Муромской. (http://pravoslavie.ru/put/050323114727)