Цели урока:
- продолжить знакомство учащихся с понятием “древнерусская литература”, жанром “житийная повесть”, с духовной литературой;
- определить роль искусства слова в ряду других искусств на историческом фоне;
- расширение словарного запаса учащихся в процессе словарной работы;
- отработать навыки работы в сети Интернет, использования поисковых систем;
- отработать навыки правописания в ходе работы над созданием ЕОТС (Единого толкового орфографического словаря);
Тип урока: урок с использованием информационных технологий, ТПУ (Технологии продуктивного успеха. Автор – Назарова М.Д.)
На доске (и в тетрадях учащихся):
- Вчера: переходная установка – урок-тренинг; чтение из тетради для Души с защитой.
- Сегодня: виртуальная гостиная “Входи, эпоха! ”.
- Завтра: урок теории.
Оборудование урока:
- литературная тетрадь ученика,
- текст “Повести…”,
- Интернет-ресурсы.
Зрительный ряд:
- иллюстрации икон святых Петра и Февронии Муромских,
- фотографии Храма Вознесения Господня, где находится частица святых мощей князя Петра и княгини Февронии,
- иллюстрации иконы Сергия Радонежского
Музыкальный ряд:
- отрывки из Песни “Ты моя крепость, Господи…” в исполнении хора “Древнерусский распев” под управлением Анатолия Гринденко (http://www.drevglas.orthodoxy.ru/s1/k04.mp3),
- распев “Воскресни, Боже” в исполнении хора братии Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря (http://www.valaam.ru/common/files/CD/BS99/Voskresni,%20Bozhe%20-%20Znamennyi%20raspev.mp3),
- либретто оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (текст В.И.Бельского, музыка Н.А. Римского-Корсакова),
- колокольные звоны: Красный звон (звонари А. Иванов, Д.Петров), звонница Успенского кафедрального собора в Ростове Великом (http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3).
Литературный ряд:
- “Житие преподобного отца Сергия Радонежского”,
- “Повесть о Шемякином суде”,
- “Повесть о горе-злосчастии”,
- “Повесть о Ерше Ершовиче”
ХОД УРОКА
Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.
А.С. Демин
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте,
ребята! На предыдущих уроках вы познакомились с
“Повестью о Петре и Февронии Муромских”, жанром
духовной литературы “житийной повестью”,
научились создавать запас мыслей, провели
словарную и терминологическую работу, изучили
виды и способы чтения литературных отрывков.
К уроку вы должны были найти материал для
проведения виртуальной литературной гостиной по
“Повести о Петре и Февронии”: о музыке и
живописи Древней Руси или другие сведения для
виртуального вернисажа, ссылки
Интернет-ресурсов по данной теме, записать на
странице “Медиатека” вашей Литературной
тетради выходные данные собранного к уроку
материала.
На сайте “Антология Древнерусской литературы” (http://old-rus.narod.ru/index.html) вы
могли найти все, что необходимо для этого
увлекательного путешествия!
Учитель предлагает учащимся адрес Интернет-ресурса на предыдущем уроке.
II. Основная часть урока
1. Учитель напоминает о содержании урока “Литературная гостиная”
– Помните, что литературная гостиная – это еще и Турнир Эрудитов. Эрудитом окажется тот, кто сумеет представить самую богатую медиатеку (собрание аудио, видео, фото материалов), чья книжная полка поможет составить наиболее полное представление об изучаемом авторе и его творчестве, а также тот, кто ответит в конце урока на все вопросы по “Повести…”.
– Эпохи сменяют одна другую, а интерес к
“Повести о Петре и Февронии” не угасает.
В “Повести о Петре и Февронии Муромских” речь
идет о событиях XIII века, но так как написано это
произведение в XVI веке, то именно этот век мы
приглашаем в нашу Виртуальную гостиную.
Поделитесь друг с другом своими
находками-иллюстрациями, репродукциями картин,
газетными и журнальными статьями, монографиями,
звуковыми ресурсами и другими дополнительными
материалами по изучаемой теме.
Учитель: Ребята, вы выполнили все
задания и готовы к уроку. Итак, приглашаем всех в
нашу виртуальную литературную гостиную “Входи,
Эпоха!”
Традиционно гости нашей Литературной гостиной –
герои “Повести о Петре и Февронии Муромских”,
критики, литературоведы, искусствоведы,
лексикографы, публицисты.
2. Выступление команд учащихся
Класс разделен на две команды, обе команды класса заранее получают задание выбрать историка, экскурсовода, литературоведа-исследователя или музыкального критика, “очевидца” (свидетеля) событий, простого или знатного русича XVI века.
– Ребята, рассмотрим, как представлено
искусство слова в ряду других искусств на
историко-литературном фоне.
Коротко опишите особенности церковного
устройства, властных структур, культуры, языка,
литературы, одежды и быта, кухни Древней Руси XVI
века. Расскажите также о своих находках:
познакомьте одноклассников со своей медиатекой,
которую вы приготовили к уроку.
– Слово предоставляется историкам, которые воссоздадут хронику событий эпохи XVI века.
Выступления учащихся. Историки сообщают, что культура Древней Руси разделяется на духовную (церковную) и светскую (“мирскую”), приводят примеры, как обыденные, повседневные заботы и радости отразились полнее всего в фольклоре. Духовная жизнь человека запечатлелась в храмовом искусстве.
3. Демонстрация примеров фольклорного и храмового искусства XVI века
– Элементы древнерусского быта, костюма, особенности древнерусского храмового искусства описывают в своих сообщениях “очевидцы” событий.
Выступления учащихся.
– Выступают литературоведы (критики).
Учащиеся сообщают о том, что до XV века литература и фольклор резко разделялись. В XVI веке в обстановке Предвозрождения, когда начинает разрушаться жесткая система литературных жанров, эти традиции значительно изменились. Ученики приводят примеры, как в высокую литературу входят сказочный сюжет и фольклорная образность.
Учитель: При подготовке к
урокам по данной теме на сайтах, предложенных
учителем, вы могли изучить избранные статьи
“Великое наследие…” Д. С. Лихачева (http://ppf.asf.ru/drl/text.html, http://old-rus.narod.ru/old.html, http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn.htm
Лихачев Д.С. "Повесть о Петре и Февронии
Муромских" из цикла Избранные статьи “Великое
наследие. Классические произведения литературы
Древней Руси”).
– Кто из ребят хочет что-либо дополнить по данной
теме?
Выступления учащихся.
– Спасибо. О музыке и направлениях расскажут наши музыкальные критики.
В выступлениях ребята отмечают, что в музыке, так же как и в словесном искусстве, наметились признаки нарушения строгих канонов, установленных отцами Церкви. Даже в богослужебном знаменном пении, важнейшим отличием которого был унисон, как пение “едиными усты и единым сердцем” при обращении к единому Богу, появилось “совратительное” (Митрополит Антоний) многоголосье, “свойственное театру, а не храму Божию” (иеромонах Иоанн).
Учитель: Прочитайте высказывание В. А. Сухомлинского о музыке. Пусть это высказывание поможет вам “настроить чуткие струны сердца” и станет своеобразной инструкцией ваших действий при слушании и анализе музыкальных произведений:
“Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. …Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке”.
– Зайдите на сайты, прослушайте и сохраните в папку “Избранное” понравившиеся отрывки из произведений: песни “Ты моя крепость, Господи…” в исполнении хора “Древнерусский распев” (http://www.drevglas.orthodoxy.ru/s1/k04.mp3) под управлением Анатолия Гринденко, знаменный распев “Воскресни, Боже” в исполнении хора братии Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря (http://www.valaam.ru/common/files/CD/BS99/Voskresni,%20Bozhe%20-%20Znamennyi%20raspev.mp3), либретто “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”Текст В.И.Бельского. Музыка Н.А.Римского-Корсакова, колокольные звоны – Красный звон (звонари А.Иванов, Д.Петров) Звонница Успенского кафедрального собора в Ростове Великом (http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3)
4. Выборочное прослушивание учащимися музыкальных отрывков
5. Обобщение учителя по микротеме “Древнерусская музыка”
– Действительно, “…красота древней культовой музыки поразительна, но для того, чтобы ее понять, необходимо прежде всего отрешиться от восприятия музыки как самовыражения. Главным и определяющим в ней было то, что человек выражал в искусстве не себя, а те ценности, которые он ставил выше себя. Целью пения было не услаждение слуха, то есть не удовольствие, но единение людей, слияние их голосов в соборной молитве. Высшим смыслом музыки должно быть “ангельское”, “ангелоподобное пение”, когда хору “сопоют ангелы”. Такая музыка способна очищать и возвышать душу, ограждать ее от зла и приближать к Творцу. Для ее создания одного таланта мало, нужна чистота души, освобождение ее от всего дурного, а для этого, в свою очередь, необходим духовный подвиг, то есть борьба со своими страстями”.
6. Просмотр иллюстраций икон с изображением святых Петра и Февронии Муромских.
Муромский историко-художественный музей. Икона "Петр и Феврония Муромские", конец XVI – начало XVII века.
Группа учащихся, используя поисковые системы сети Интернет www.yandex.ru, www.google.ru и др., подготовила к уроку иллюстрации икон, памятников архитектуры, музыкальных отрывков к повести. Иллюстрации оформлены в виде слайдов в программе PoverPoint. Указываются Интернет-ресурсы:
- http://www.svyto.ru/svytyni.html,
- http://www.svyto.ru/images/vas.jpg,
- http://www.svyto.ru/images/blago.jpg,
- http://www.svyto.ru/images/kny.jpg,
- http://www.svyto.ru/images/pf.jpg
6. Просмотр иллюстраций икон святых Сергия Радонежского, благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Поиск в Интернет образцов древнерусской культуры.
7. Выступления учащихся (по одному из каждой группы) с анализом критических статей по разделу “Древнерусская литература”
8. Просмотр иллюстрации из рукописи XVII в “Князь Петр убивает змея” Ермолая-Еразма (подготовлено учащимися, указывается Интернет-ресурс: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4194&abc=1)
Главная цеpковь гоpода Муpома. Собоp во имя Рождества Богоpодицы
Рака с мощами свв. Петра и Февронии в Муромском Свято-Троицком монастыре
Свв. Петр и Феврония Муромские. Покров на раку с мощами. XVI век
(После длительной реставрации в Муромский историко-художественный музей возвратился уникальный экспонат – покров с мощей Петра и Февронии Муромских.)
Учитель: Ребята, в течение урока записывайте в вашу литературную тетрадь выходные данные книг и других использованных материалов в рубрику "На вашу книжную полку". Вы обязательно должны указать их точно и правильно, чтобы ими могли воспользоваться ваши товарищи!
9. Пауза здоровья
– Молодцы, ребята, релаксация и пакет аутотренинговых программ позволят восстановить ваши силы.
Аутотренинг " Внутренний луч”
(тренируем подсознание)
Представьте, что внутри вашей головы, в
верхней ее части, возникает светлый луч, который
медленно и последовательно движется сверху вниз
и по пути своего движения освещает изнутри все
детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и
расслабляющим светом. По мере движения луча
разглаживаются морщины, исчезает напряжение в
области затылка, ослабляется складка на лбу,
опадают брови, закрываются глаза, ослабляются
зажимы в углах губ, опускаются плечи,
освобождаются шея и грудь.
От выполнения упражнения необходимо получать
внутреннее удовольствие, даже наслаждение.
Заканчивается упражнение словами: "Я стал
новым человеком! Я стал сильным и спокойным! Я все
буду делать хорошо!".
10. Турнир Эрудитов
Учитель: Продолжим урок. Все участники виртуальной литературной Гостиной приглашаются на Турнир Эрудитов.
Отвечающие получают командные и личные очки.
Вопрос 1: В "Повести о Петре и Февронии" есть такой эпизод: заточённый в монастырь и близкий к смерти Пётр напомнил через посыльного Февронии о её обязательстве умереть вместе с ним. Феврония в этот момент вышивала лик святого. Не доведя работы до конца, она сделала нечто, помолилась и умерла. Что же она сделала, если жизнеутверждающая сила этой незначительной детали пережила века и до сих пор часто женщины, прерывающие подобную работу, поступают также?
Ответ: Она обмотала иголку ниткой и воткнула её в вышивку, чтобы кто-то окончил работу за неё.
Вопрос 2: В известной повести "О Петре и Февронии" жена князя Петра была дочерью древолаза. Что это за профессия?
Ответ: Бортник.
Вопрос 3: Переведите на греческий язык "лучезарная".
Ответ: Феврония
Вопрос 4: Архимандрит Филарет Московский, составитель Катехизиса, предлагал запретить большую часть басен Крылова за глумление над святыми: Михаилом, Василием, Марией и Февронией. А как глумился Крылов над ними?
Ответ: Он называл именами христианских святых бессловесных животных.
Вопрос 5: Где лежал Агриков меч?
Ответ: В алтарной стене в щели меж плитами.
Вопрос 6: Какие предметы просит сделать Петр Февронию?
Ответ: Сорочку, одежду и платок.
Вопрос 7: Как и из чего Феврония приготовила целебную мазь для князя Петра?
Ответ: Взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски и дунула на нее.
Вопрос 8: Что увидел князь Петр, когда после обеда разжал руку Февронии?
Ответ: Ладан благоухающий и фимиам.
Вопрос 9: Как назывались древнерусские звуки (и соответствующие им буквы), изменение звучания которых привело к появлению беглых гласных?
11. Подведение итогов
Оцениваются ответы каждого ученика, подготовившего материал к виртуальной гостиной, а также набравшего очки в ходе Турнира эрудитов.
III. Рефлексия
Учитель: Сегодня мы
рассматривали искусство слова в связи с другими
искусствами (музыка, живопись, архитектура). Наши
предки оставили нам великое искусство,
утверждающее идеи, важные во все времена: место
человека в мире, его отношение к Богу, добро и зло,
земное и небесное, временное и вечное. За время
урока невозможно охватить огромное наследие
искусства Древней Руси, но, соприкоснувшись с
ним, понимаешь его истинно глубокое значение.
Запишите выходные данные (источники) ресурсов и
книг на странице “Виртуальная литературная
гостиная”.
IV. Итог урока
– Ребята, вы все отлично работали в течение урока. Откройте Литературную тетрадь, поставьте самооценку за урок. Благодарю за ваше внимание и активную работу на уроке. Оценивание учащихся (ОУ – оценка учителя).
V. Домашнее задание
Перечитать любимые страницы “Повести о Петре и Февронии Муромских”.
Эрудиту: Феврония Муромская не единственная в истории Христианства святая дева, имевшая ручного зайца. Какая святая изображена на иконе и почему она держит зайца на руках?
Подсказка: отгадку ищите в Загадках святой Февронии Муромской. (http://pravoslavie.ru/put/050323114727)