(Звучит песня на стихи Н.И.Тряпкина “А на улице снег…”)
(см. Приложение 1)
Учитель: Есть в литературе чудесная страна – поэзия. Живут в ней удивительные, особого склада ума люди – поэты. Маленькая частица есть и в Лотошинском районе. Это Николай Иванович Тряпкин, лауреат Государственной премии, наш земляк.
Былина, песня, частушка, пословица, прибаутка – вот воздух, которым дышат поэтические строки поэта.
Жизнелюбие, радостный настрой души нашего современника, кровная связь с историческим прошлым Родины, с ее природой, с землей, к которой он всегда относился бережно, по-хозяйски заботливо. Все это находит в стихах его красочное поэтическое воплощение.
Все мы родом из детства.
А детство прошло в небольшой деревушке Саблино, Старицкого района, Тверской губернии. Родился в 1918 году, в сердце России, на холме, с которого открывались луга и леса.
Лотошинский край… Здесь трудился не один десяток лет Николай Иванович. Здесь начиналась творческая биография, открывались глаза на Россию и на русскую поэзию.
“Меня кто-то окатил волшебной влагой”, - вспоминал о начале своей поэтической деятельности Николай Иванович.
Стихи, сборники стихов, переезды, долгая жизнь, полная раздумий о том, как сберечь землю.
Мы открываем журнал.
Страница № 1 устного журнала
Ученик: Я хочу предложить стихотворение “У реки, у леска…”. (См. Приложение 1). Эти строки о деревне, они всем понятны. Слушайте.
Редактор первый: Замечательно!
Ученик: А я нашла в сборнике другое стихотворение:
Деревенька была небольшая, совсем небольшая!
За полсотню дворов – на пригорке, поросшем
травой,
В два порядка дома
Дом родителей – с самого края.
Вот он смотрит на юг – там овины и клин полевой.
Редактор второй: Не застывший образ русской деревни, а переосмысление через крестьянский труд, жизнь, быт развития всей страны. Это наши корни – это первая страница.
Страница № 2 устного журнала
Ученик: И снег и вьюга, и морошка хорошо знакомы нам по стихам замечательного поэта.
Мне сразу пришло на память стихотворение “За морошкой, за черникой…”. (См. Приложение 1). Уверена, оно обязательно будет в нашем журнале. Когда я читала, то представляла наш лес, в который часто хожу. Так и кажется, что поэт о моем лесе и написал.
Редактор третий: Звук и цвет его стихов как бы настоян на лесных травах, пронизан вересковыми запахами. На нежный первоцвет, по тропам ведет читателя поэт.
У нас в душе появляется пахнущий, лесной мир: ивняковый, травяной, долинный. Поэт уловил ноты природы.
Да это и что-то есенинское.
Редактор четвертый: Возможно.
Из воспоминаний Владимира Маркова: “Первая приобретенная мною книжка Николая Тряпкина “Гнездо моих отцов” - поразила меня. Я понял, что это поэт есенинского плана. От его стихов так же, как от стихов Есенина, веяло полем, лугом, садом, деревенской жизнью 40-70 годов в полную силу”.
Деревенская природа – и морошка, и черника украсят наш журнал.
Страница № 3 устного журналаУченик: “На этой Родине Московской…” предлагаю я. (См. Приложение 1).
Редактор первый: Все мы – лотошинцы, все мы земляки.
Поэзия Николая Ивановича жива одной большой любовью – любовью к родине, к своим истокам. Он пришел в поэзию полномочным послом России от вековой тоски нашей истории, русских традиций.
В Николае Ивановиче говорила душа, говорила русским певучим языком. Для поэта второй родиной стал Лотошинский район.
Ученик: А “Лотошино”. Сила и мощь родного края. (См. Приложение 1).
Николай Тряпкин – последний романтик деревенской, избяной, самобытной России. В его творчестве критики находят много общего с поэзией Н. Клюева, Алексея Кольцова. В его стихах звучат отголоски от Пушкина, Фета. Но Тряпкин – всегда самобытен, он не перепевает, а поет, поет по-своему.
Редактор второй: “Лотошино” - находка для журнала.
Страница № 4 устного журналаУченик: Мое внимание привлекло стихотворение “Зимний вечер”. (См. Приложение 1).
Ученик: Я с тобой согласен. Стихотворение “Где-то звонко стучали зенитки…” так и просится на страницы нашего журнала. Оно трогательное, проникновенное. (См. Приложение 1)
Ученик: Я читаю стихотворение “Воскресенье”. (См. Приложение 1).
Редактор третий: Нет сомнения.
Накануне Великой Отечественной войны он стал студентом Московского историко-архивного института, но война изменила его планы. Он оказался далеко от Лотошино. Трудится, пишет стихи. Да, тревога, волнение, боль, радость – что остались живы – все в стихах о Великой Отечественной войне.
Такой поэзии - почетное место в журнале.
Страница № 5 устного журналаРедактор четвертый: Наступил 1945 год. Николай Иванович поехал в столицу, к поэту Павлу Антокольскому. “К моей полной неожиданности Антокольский удостоил мои стихи такого приема, какой мне не снился” – вспоминал Николай Иванович. “Он радостно выкрикивал строчки, ударяя по плечу, и под конец сказал: Вот, что будешь писать парень, вот только мне”.
И в 1946 году уже два стихотворения торжественно красовались на первой странице журнала “Октябрь”. Это было его вхождение в большую литературу.
Есть ли она такая?
Ученик: Да, “Хорошо, ребята, быть поэтом…”. (См. Приложение 1).
Ученик: Я бы остановилась на стихотворении “Заповедь”. (См. Приложение 1).
Ученик: Эту тему хочу продолжить стихотворением “Я не зря топором по стропилам стучал…”, в нем вся его жизнь: трудная, крестьянская, творческая. (См. Приложение 1).
Редактор первый: Наш журнал не может обойтись без стихов о поэте, поэзии, смысле жизни. Это те настоящие поэтические строки, в которых есть жизненная мудрость.
Страница № 6 устного журналаРедактор второй: У поэзии своя особая магия, свое собственное чувствование, стихи Николая Ивановича стали песнями.
Николай Банщиков вспоминал: “Стихами Н. Тряпкина нельзя не любоваться, такой в них чистый, наивный голос, такое светлое узорочье словаря, такая сложность и особая, лебединая стать”.
Редактор третий: Конечно, поэзия и музыка – родственные стихии. Иногда находят друг друга композитор и поэт, по-настоящему чувствующий и глубоко понимающий, можно считать, что всем повезло.
Звучит песня “Летела гагара” на стихи Н.И.Тряпкина. (См. Приложение 1).
Редактор третий: Песни его живут, звучат. Многие стихи очень хочется петь, читать нараспев, как это делал сам поэт. Все, кто слушал, как читает, поет свои стихи Николай Иванович, удивлялись. “Ах, как чудесно он распевал свои стихи”, - вспоминал Юрий Кузнецов.
Редактор четвертый: Николай Иванович был большой песенной птицей русской поэзии, своими чистыми лирическими напевами он вошел в русскую литературу, став классиком при жизни.
Пусть эта музыкальная, поэтическая страничка станет особым отношением к миру.
Страница № 7 устного журнала
Редактор первый: Наша Лотошинская земля богата талантами. Поэтические традиции Тряпкина продолжают А.П. Иванов, Е.А. Миронова, А.А.Леонов, журналист, поэт.
Алексей Алексеевич Леонов читает “Разговор с поэтом”. (См. Приложение 1).
Страница № 8 устного журнала
Редактор второй: Если человек хочет сохранить землю, которая родила его во всей красе, еще не утраченной, если он не хочет терять своих духовных ценностей, которые в основе являются стержнем человеческой жизни, то поэзия Николая Ивановича Тряпкина будет всегда с человеком, будет помогать ему в дальнейшем становлении и совершенствовании.
Редактор третий: Он нам завещал беречь землю. Это стихотворение – наказ, завещание – любить землю, знать ее, хранить и беречь. (См. Приложение 1).
Редактор четвертый: Поэт обладал редким даром слушать музыку космоса, Вселенной, не отрываясь при этом от земли, оставаясь глубоко земным в поэзии.
Это очередная страничка, но, увы, последняя.
Учитель: Минуло шесть лет, как не стало Николая Ивановича, но стихам его суждена большая и долгая жизнь.
В поселке есть улица, которая названа именем Тряпкина.
В районном Доме культуры, где в 1963 году поэт встречался со своими земляками, установлена мемориальная доска.
Жители Лотошинского района помнят поэта Н.И. Тряпкина, значит поэзия его живет.
В творческом активе поэта более 20 сборников стихотворений, теперь в этом ряду, надеемся, и наш журнал.
(Звучит песня на стихи Н.И.Тряпкина “А на улице снег…)
(См. Приложение 1)