Литература
-
Из опыта практической работы. Комплексный творческий проект учащихся 8-х классов: "Мы играем "Ревизор" 2006
В статье представлена краткая история развития и основные особенности использования проектной технологии в школе. На конкретном примере показана специфика проектной работы по литературе, представлены этапы работы, способы вовлечения в работу учащихся разного уровня, приведено конкретное планирование работы в течение учебного года, представлены конкретные результаты творческой деятельности ребят.
-
Способы активизации познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения 2006
Среди многих тем программы 5-го класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики ("научной" и "ненаучной"). Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.
-
Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся 2006
Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы, это несомненно. С этой целью нами была разработана серия уроков под общим названием "В любых обстоятельствах оставаться человеком". В центре внимания оказался рассказ В.Г. Короленко "Фёдор Бесприютный" (отрывки). Перед тем, как дать задание прочитать данное произведение к следующему уроку, учителем был поставлен вопрос: подумать, какие мысли "спрятаны между строк"?
-
К вопросу об использовании опорного конспекта на уроке литературы 2006
В статье рассматривается опыт использования опорных конспектов на уроке литературы в условиях диаспоры. При рассмотрении проблемы автор опирается на опыт разработки и апробации учебников литературы для латвийских школ национальных меньшинств.
-
Элективный курс в 8-м классе по теме: "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006
Медленное чтение, особенно восприятие "на слух", порождает вопросы, ответы на которые прямо или косвенно есть в тексте. Суметь "собрать" свои впечатления, ощущения, наблюдения и мысли в лирическую (по форме) и лаконическую (по содержанию) форму сочинения (синквейн) - значит показать объективную глубину прочтения текста.
-
Урок-размышление в 9-м классе на тему: "Пока в России Пушкин длится…" 2006
Сегодняшним девятиклассникам бывает очень непросто понять и принять некоторые идеи великого Пушкина. Урок-размышление по литературе в 9-м классе "Пока в России Пушкин длится..." подводит ребят к признанию Пушкина - поэта и человека - своим современником, к пониманию того, что к автору "Евгения Онегина" можно всегда прийти за поддержкой, за советом, за мудростью. Анализируя пушкинские строки, учащиеся приходят к выводу: и сегодня, как никогда, востребован Пророк, который должен жечь наши сердца словом, чтобы люди помнили о человеческом в человеке.
-
Тема урока: "Символические образы у Тынянова и Булгакова" 2006
Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в ходе изучения произведений Тынянова и Булгакова: показать мастерство и гражданское мужество писателей, выявить основные символические образы у этих авторов, развивать умения и навыки анализа прозаических произведений.
-
Занятие спецкурса "Практическая риторика" в 10-м классе по теме: "Языковой паспорт говорящего" 2006
Вниманию читателей предлагается разработка занятий спецкурса "Практическая риторика" по теме "Языковый паспорт говорящего". Приведены интересные содержательные материалы, позволяющие активизировать мыслительную и речевую активность учащихся, побуждающие к высказыванию собственной точки зрения, обмену мнениями в группе, в классе. Урок носит воспитательный характер, способствует установлению доброжелательных, доверительных отношений между ребятами, ребятами и учителем.
-
Личностно-ориентированный урок литературы в 5-м классе по вступлению к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" 2006
Достижение поставленных целей данного урока осуществляется через использование элементов личностно-ориентированного обучения: актуализации и расширения субъектного опыта учащихся; использование ситуации выбора в учебной деятельности; развитие творческих способностей школьников; использование приёма делового сотрудничества и т.д. Данная разработка урока может быть рекомендована для практического использования учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Пушкин в Лицее" 2006
Цель данного урока литературы - систематизировать знания учащихся, полученные во время экскурсии в Лицей и на уроках, посвященных жизни и творчеству поэта. Урок построен в форме игры "Что? Где? Когда?" Заранее класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана. Члены команды составляют вопросы для другой команды и сдают учителю. В жюри входит завуч школы, родители учащихся. Для той и другой команды готовится игровое поле: лист бумаги делится на 12 секторов - 8 вопросов и 4 музыкальные паузы.
-
Мультимедийное слайд-шоу на уроке внеклассного чтения в 5-м классе по книгам Успенского Э.Н. "Командировка в Простоквашино" 2006
Открытый урок по литературе в 5-м классе с использованием мультимедийного слайд-шоу. Компьютер уже сам по себе настраивает учащихся на то, что сейчас начнется что-то интересное, необычное. Урок действительно необычен: мы отправляемся в командировку. Цель данного урока познакомить учащихся с творчеством Э.Н. Успенского; научить их анализировать прозаический текст, активизировать внимание, память, мышление и речь учащихся; продолжить формирование навыков, умений по литературе: работать с книгой, собирать и систематизировать материал для выступления, использовать воспитательные возможности материала урока для повышения интереса к учебному предмету.
-
Урок в 7-м классе. Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2006
Увлекательное знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", проблемой долга и чести, особенностями произведения, использованием тропов. Урок-игра способствует обучению школьников умению выступать с публичной речью, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, рецензировать (оппонировать) творческую работу одноклассника, применять интегрированные знания (в частности, по истории). Урок в форме игры помогает развить коммуникативные отношения, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
-
Поэтика рассказов В.Г.Короленко 2006
Поэтика рассказов Короленко заключается в синтезе реалистического и романтического подхода к миру. Его интересует экзотическая сторона жизни. Герои - отважные личности, стремящиеся к свободе. Основной поэтический принцип - принцип контраста. Пространство также контрастно. Пейзаж у Короленко - носитель лирической интонации автора, участник событий. Творчество его оптимистично. Вера в человека, в победу светлых сил - отличительная черта его творчества.
-
Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" 2006
Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З.А. Павловой) провожу в системе уже несколько лет. В данной статье представлен урок-зачет по тексту поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник" (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7-м классе после изучения поэмы Пушкина "Полтава"). В приложении даются ключи к заданиям и критерии оценивания учащихся.
-
Поэт и любовь 2006
Первая любовь в жизни человека - пора особая, удивительная, чудесная. Но это время первых глубоких страданий, светлых слез, надежд и разочарований. Открыв томик стихов Пушкина, мы погружаемся в мир прекрасный, таинственный, очаровательный, безумных волнений и чувств. Он не писал о любви, сама любовь говорила его стихами. В его стихах звучит музыка любви.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе на тему: Ганс Христиан Андерсен "Русалочка". Обобщение 2005
Урок ставит своей целью обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Ганса Христиана Андерсена "Русалочка". Воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.
-
Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
-
Элективный курс "Сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа" 2005
Задача данного курса - показать, что даже самые незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку. Нужно представить интерпретации произведений литературы в различных видах искусства (иллюстрациях, рисунках русских писателей, материалах, раскрывающих психологию творчества). Спецкурс ставит две задачи: искусствоведческую и литературоведческую. Также необходимо вовлечь учащихся в процесс сопоставления зрительных и литературных образов. Спецкурс будет обречен на провал, если не обеспечить мотивацию учащегося, его заинтересованность.
-
Сонет как вершина поэзии 2005
Поэзия Серебряного века достаточно сложна для школьного изучения. Авторы этого периода использовали в своём творчестве разнообразные жанры, одним из наиболее популярных был сонет. Статья посвящена изучению своеобразия данной стихотворной формы в поэзии И.Анненского, В.Брюсова, И.Бунина и других мастеров Серебряного века.
-
Разработка урока по творчеству Осипа Мандельштама 2005
Программы по литературе для национальных школ не претендуют на глубокое изучение и анализ поэтических произведений. В предлагаемой разработке по творчеству О.Э.Мандельштама мы пробуем осмыслить прочитанное, обобщить все навыки и умения по анализу поэтических произведений. Это урок совершенствования знаний, умений и навыков.
-
Диалоги о Шукшине 2005
Урок литературы в 11-м классе познакомит учащихся с творчеством В.М. Шукшина, показажет нравственные идеалы писателя. Творчество писателя зовёт к спору, к обсуждению. На уроке звучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи. Смотрим фрагмент из фильма "Калина красная".
-
Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005
История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.
-
Об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2005
Лекция об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
-
Тема урока: "По страницам тургеневского романа "Отцы и дети" 2005
Урок представлен в виде игры "Брейн-ринг". Урок-игра строится по трем уровням - от простого к сложному (репродуктивный, репродуктивно-поисковый, творческий). Цель урока: повторить, привести в систему ранее изученное, оценить степень художественной зрелости учащихся, развить познавательные интересы к уроку литературы.
-
Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию" 2005
Предлагаемый урок проводится со старшеклассниками после изучения произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Он состоит из двух частей: первая часть - вопросы по содержанию данного романа (работа рассчитана на 40 минут, и в ней участвует учитель литературы); вторая часть - практическая работа учащихся в роли профконсультантов (работа в течение следующих 40 минут, в нее включается педагог-психолог). Разработка урока содержит подробное описание хода занятия (1 и 2 части), а также дополнительный материал в виде приложения.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" 2005
Урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" построен согласно проблемному методу, в основе которого лежит творческая учебная деятельность, являющаяся аналогом научного творчества. Поэтому этапы урока соответствуют этапам научной творческой деятельности: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Такое построение учебного материала обеспечивает творческое усвоение знаний, поэтому урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов"- это урок открытия нового знания, не только формирующий его, но и развивающий интеллект, творческие способности и воспитывающий активную личность.
-
Интегрированное мероприятие по литературе и английскому языку по теме: "Тропинка к храму" 2005
Интегрированные мероприятия способствуют переносу знаний, умений, навыков из иностранного языка в литературу и из литературы в иностранный язык. Они расширяют предметно-содержательный план чтения, поднимают интерес к изучению иностранного языка, создавая стойкую мотивацию. Имеется твердая уверенность в том, что темы, затронутые на мероприятии, не оставили детей равнодушными, а посеяли зерно в душе каждого. Хочется верить, что зерно это попало в плодородную почву и даст свои плоды.
-
Литературное образование в школе. Тематические мероприятия по изучению творчества В.П. Астафьева 2005
Как научить ребят думать, высказываться свободно, грамотно, логично? Один из способов - проведение тематических декад, посвященных более глубокому изучению творчества писателей. Такой вид урочной и внеурочной деятельности обеспечивает методическое разнообразие, будоражит мысль, пробуждает творческую активность, способствует воспитанию художественного вкуса, помогает подготовиться и к экзаменам. Представленный тематический цикл мероприятий посвящен В.П. Астафьеву.
-
Творческая разработка по литературе на тему: "Ярче северного сияния" (поэзия земли Сибирской) 2005
Поэзия земли Сибирской ярче неповторимого и разноцветного сияния севера и громче громовых ударов, потому что голос поэта, как эхо в горном ущелье, долог, бессмертен, вечен!
-
Три "памятника" в русской литературе. 9-й класс 2005
Цель урока - сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения); проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.