Литература
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе "Обломов" 2006
Урок литературы по теме "Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе "Обломов"" проводится в форме самостоятельного исследования учащихся в группах. Организация групповой работы способствует детальному рассмотрению определенного художественного приема и расширению возможностей для анализа текста.
-
Урок-исследование "Обломов и Штольц" (по роману И.А. Гончарова "Обломов") 2006
Урок-исследование построен на основе философии и технологии междисциплинарности. Междисциплинарное обучение - ведущий предмет программы "Одарённый ребёнок". На уроке прослеживаются определённые этапы: мотивация и постановка вопроса урока, исследование, отчет групп, связывание выводов, формулировка обобщения, рефлексия. Отмечается высокий уровень продуктивной деятельности учащихся.
-
Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" как романтическая поэма (по программе Б.Ладыгина). 7-й класс 2006
Урок посвящяется приемам раскрытия характера романтических героев, своеобразию разрешения проблемы человеческой свободы Пушкиным. Несомненным дополнением к уроку станут музыкальные записи и иллюстрации к поэме, которые помогут учащимся сопоставить литературный образ главных героев с музыкальным и художественным.
-
Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война" 2006
Урок рассчитан на учеников 7–8-х классов и проводится с целью не только расширить их представление о творчестве Б. Васильева, но и показать, как важна проблема нравственного выбора в наше трудное время. Также целями урока является развитие литературоведческих понятий и патриотическое воспитание учащихся.
-
Литературная гостиная "Строки, опаленные войной…" 2006
Они были нашими ровесниками. Недолюбившие, недопевшие, недожившие. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. Их памяти и их творчеству посвящяется этот урок.
-
Вечер, посвященный творчеству Б. Окуджавы: "Ах, война, что ты сделала, подлая…" 2006
Булат Окуджава - явление нашей истории и литературы.
-
Художественные параллели и аналогии между различными видами искусства на уроках литературы 2006
На основе умений и навыков учащихся выбирается определенная последовательность работы с произведениями живописи в процессе изучения литературы в 5–11-х классах средней школы. Разные виды и методы работы с картиной на уроках литературы проводятся в порядке нарастающей трудности или расширения знаний, умений, навыков. При этом, кроме образовательных и воспитательных целей, ставится задача привития учащимся навыков самостоятельного прочтения произведения живописи.
-
Урок литературы по теме: "Источники бунта Родиона Раскольникова" 2006
Занятие на тему "Источники бунта Родиона Раскольникова" отражает пути формирования в педагогическом колледже культуротворческой образовательной cреды. Цель занятия - выявить источники бунта Родиона Раскольникова на основе анализа условий жизни, в которых зарождаются античеловеческие теории; подвести будущих учителей к самостоятельному осмыслению конфликта между героями и миром, отрицаемым ими, противостояния циничных теорий и совести.
-
Мастер-класс "Воспитание гуманистических и нравственных ориентиров через изучение рождественских рассказов Ф.М. Достоевского и А.И. Куприна" 2006
В колледже получила распространение практика мастер-классов, где педагоги представляют авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса. Данная статья отражает результаты осмысления путей преподавания дисциплины "Детская литература", обеспечивающих воспитание у будущих педагогов гуманистических нравственных ориентиров через изучение рождественских рассказов Ф.М.Достоевского и А.И. Куприна, и содержит конспект мастер-класса.
-
Инсценирование древнегреческих мифов на занятиях по мировой художественной культуре 2006
В материале представлены подходы к изучению темы "Мифы Древней Греции" на занятиях по мировой художественной культуре в педагогическом колледже через инсценирование мифов: "Орфей и Эвридика"; в приложениях: 1) "Похищение золотого руна"; 2) "Дедал и Икар"; 3) "Борей и Орифия"; 4) "Персей".
-
Урок-импровизация по русскому языку как способ творческой самореализации учителя 2006
В Ангарском педагогическом колледже в рамках занятий, педпрактики, конкурса "Студент года" получила распространение практика проведения студентами уроков-импровизаций. Технологию их организации отражает статья и представленные конспекты уроков на темы: "Вводные слова" (5 кл.), "Летописание" (8 кл.); "Словообразование" (6 кл.); "Житие Александра Невского" (8 кл.). В приложении компьютерные презентации к урокам "Вводные слова", "Житие Александра Невского".
-
Лабораторная работа "Интерпретация художественного текста" (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") 2006
Цели и задачи урока: > познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию; > обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
-
Урок-композиция "Поэт ислама" 2006
Эмоционально-образные формы урока многосторонне приобщают учеников к творчеству: это попытка создания сценария композиции, творческое знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление. Сотворчество, способное сформировать любителей и ценителей искусства, - вот что дает такая работа для школьников.
-
Луиджи Да Порто "История двух благородных влюбленных и их скорбной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Делла Скала" и "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира 2006
Сравнительный анализ двух произведений, объединенных не только одними героями, но и схожими сюжетами, дабы пробудить интерес учащихся к изучению других, более сложных для восприятия, драматических произведений английского автора. Не следует разбивать уроки на два отдельных занятия, чтобы не нарушить целостности художественного восприятия.
-
Конспект урока в 11-м классе по теме: "Анализ стихотворения поэта-футуриста" 2006
Учитель, осваивая с учениками поэзию Велимира Хлебникова, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию смысла стихотворений поэта. Предлагаемый урок помогает глубже изучить особенности стихов В.Хлебникова, способствует внимательному изучению поэзии футуристов.
-
"И светят созвездья, качаясь, в сознании Польском и Русском…" К.Бальмонт и А.Мицкевич. (Русско-польские литературные связи) 2006
Данная разработка урока предполагает знакомство с одним из стихотворений А.Мицкевича, как в оригинале, так и в переводе К.Бальмонта. Интегрированный урок направлен на формирование новых и закрепление ранее полученных знаний в области польской и русской литератур, литературоведения, переводоведения и польского языка.
-
Урок литературы по теме: "Образ маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2006
На уроке ученики самостоятельно раскрывают понятие «маленький человек» в литературном произведении, знакомятся с особенностями изображения «маленького человека» в повести А.С. Пушкина. В качестве наглядного материала используется презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. Экскурсия по музею литературного героя, музыка И. Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» помогает ребятам окунуться в эпоху и лучше понять образ «маленького человека» Самсона Вырина.
-
Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме: "Взгляд в прошлое из нашего настоящего" 2006
На уроке используется групповая форма работы с учащимися. Применяются иллюстративные методы обучения. Учащиеся проводят исследовательскую работу в группах. Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
-
Интегрированный урок: библиотека + литература по теме: "Лишь слову жизнь дана…" (по истории книжности) 2006
Эта фраза принадлежит перу известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина. Письменное или печатное, оно хранится веками и звучит как отголосок Древности, как завет старых поколений новым. Слово, запечатлённое в книгах, является поистине сокровищем, неоспоримым историческим памятником, прошедшими через века. Давайте же будем любить, читать, беречь это прекрасное творение, которое называется книга.
-
Интегрированный урок: литература + информатика по теме: "Графический анализ произведения. Образ Евгения Онегина". 9-й класс 2006
Графический анализ текста является одной из форм работы на уроках литературы. Он способствует развитию творческого воображения, образного мышления учащихся и позволяет учителю определить, насколько учащиеся видят внутреннее состояние героя, его характер и детали в тексте. Данный урок является итоговым при изучении I главы романа «Евгений Онегин». Особенностью проведения этого урока является использование современных информационных технологий на уроках литературы.
-
Формирование у учащихся навыков лингвистического анализа художественного произведения на уроках словесности 2006
Тяга к воссозданию особого мира чрезвычайно велика у подростков. Однако тенденциозная заданность школьных сочинений иссушает и желание выразить свое состояние словами и вкус к сочинительству, которое активно проявляется в создании устных небывальщин про себя, про любимого героя. Испытание в серьезном жанре помогает и вернуть это состояние, и обрести вдохновение. Cвободу творчества могут дать интегрированные уроки литературы и русского языка, в которых формируются навыки лингвистического анализа текста.
-
Урок-исследование: "Голос скрипки в пустоте". В. Набоков "Облако, озеро, башня" 2006
Предлагаемый урок - продолжение знакомства с творчеством Владимира Набокова, одного из интереснейших представителей Серебряного века и литературы русского зарубежья.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Преданья старины глубокой…" (Мифы, легенды и сказки как отражение мифологических представлений ненцев) 2006
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. В основе данного урока - работа групп учащихся, получивших разные по сложности задания. Основная задача урока - рассмотреть мифологические представления ненцев в контексте мировой мифологии.
-
Урок-дискуссия в 11-м классе на тему: "Человек — революция — война" (4 часа) 2006
Цель урока: дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой все приходится каждый раз решать заново и за все отвечать самому. Задача: обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы...
-
Тема урока: "Хранитель сокровищ русского языка" 2006
Владимир Иванович Даль – яркий светила нашей культуры, внесший бесценный вклад в самый ее фундамент, в основу всех других пластов отечественной науки – в науку о русском языке. Во всех произведениях Даля чувствуется его предельно бережное, трогательное отношение к русскому языку. Урок, проведенный по творчеству Даля, знакомит учащихся с составителем "Толкового словаря живого великорусского языка", способствует обогащению их словарного запаса, воспитывает у ребят интерес и внимание к слову.
-
Тема урока: "Подвиг поэта" 2006
При изучении литературы о Великой Отечественной войне представляется особенно важным не ограничиваться декларативными, дежурными восклицаниями о величии нашей Победы, ее всемирно-историческом значении, а попытаться дать учащимся прикоснуться сердцем к ее живым истокам, "примерить на себя" и героизм, и трагизм тех дней.
-
Урок литературы в 11-м классе по произведениям А.Платонова и Ф.М. Достоевского "Рай на земле" 2006
Урок литературы в 11-м классе "Рай на земле" на основе творчества А.Платонова и Ф.Достоевского способствует формированию у учащихся своей точки зрения на существование категории рая на земле, учит находить решение стоящих перед ними задач, способствующих развитию общечеловеческих ценностей и гражданского долга.
-
Урок литературы в 11-м классе. Анализ стихотворения Федора Сологуба "В тихий вечер на распутьи двух дорог…" 2006
Один из уроков в теме "Многообразие поэтических индивидуальностей в поэзии Серебряного века", знакомящий учащихся с творчеством одного из ярких представителей поэзии символизма. На уроке подробно анализируется стихотворение "В тихий вечер на распутьи двух дорог..."
-
Процесс взаимовлияния литературы и фольклора на примере исследования примет в рассказах А.П. Чехова 2006
Исследование примет в произведениях А.П. Чехова является одним из этапов изучения темы "Чехов и народная культура". В наше время одной из важных задач филологической науки признается изучение национального компонента в языке и литературе. Фольклорный материал в виде примет, поверий встречается в рассказах Чехова и выполняет различные функции: в одних случаях фольклорные реминисценции дают толчок для развития сюжета, создают комическую ситуацию ("Не судьба"), в других – помогают создать народно-поэтические образы ("Рано"). В рассказах "Драма на охоте", "Мертвое тело", "На пути", "Именины", "Соседи" Чехов, опираясь на поверья и приметы народно-поэтического календаря, создает картины русской природы, передает нюансы психологического состояния героев.
-
ТРИЗ-педагогика на уроках литературы 2006
В 70–80-е годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны. Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, решая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.