Цели и задачи:
- Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма.
- Познакомить учащихся с периодом южной ссылки в жизни Пушкина.
- Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы (приемы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно – выразительные средства).
- Используя фрагменты оперы С.Рахманинова “Алеко”, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении.
- Провести сопоставительную характеристику образа Алеко в литературном и музыкальном произведениях.
- Продолжать развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно – выразительные средства, умение логически строить устный ответ.
- Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.
- Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.
Оборудование:
- Иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой (“Цыганский табор”, “Алеко и Земфира”, “Алеко убивает Земфиру”)
- Запись . Е.Дога. Музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”)
- Запись. Ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”
Методы и приемы: эвристический, беседа, словесное рисование, комментированное чтение
Ход урока
I. Приветствие, оргмомент
II. Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с новым для вас понятием – романтизм.
Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление? Кто был наиболее видным представителем романтизма? Какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на Западе? Каковы отличительные особенности романтизма? Как развивался романтизм в России? В чем отличие русского романтизма от западноевропейского?
- Сегодня мы будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Цыганы”.
Какую направленность имеет это произведение? В чем заключается особенность пушкинского романтизма?
(Учащиеся, исходя из знаний, полученных на прошлом уроке, наверняка отметя, что у А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление.)
III. Вы сказали, что у Пушкина были свои взгляды на романтизм как литературное направление. И это верно. Действительно, для Пушкина главным было создание образа современного героя, который жил интересами современного героя, который жил интересами и волнениями своего века, также для него была важна идея свободы, но больше всего Пушкина, как романтика, волновало необыкновенное, как в человеке, так и в нации, в природе. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но какую бы южную поэму мы ни взяли, будь “Кавказский пленник” или “Братья – разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” или “Цыганы”, мы обязательно увидим черты романтизма.
- Скажите, почему Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования именно в романтической поэме “Цыганы”? Ведь он мог с успехом написать реалистическую поэму.
Более полно мы сможем ответить на этот вопрос в конце нашего урока. Запишите тему сегодняшнего урока. Поэма А.С. Пушкина “Цыганы” как романтическая поэма”.
IV. - Где происходят события? (В цыганском таборе.)
- Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она для него была “необыкновенной”.)
- Слово учителя. У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.
Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь мысленно нарисовать картины, которые предстают перед вами. (Учащиеся слушают запись темы Е.Дога из кинофильма “Табор уходит в небо” - “Дорога”.)
- Какие картины возникли в вашем воображении? Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы?
- Прочитайте (Учащиеся читают отрывок “Цыганы шумною толпой – Ночным подернутое паром”.)
- Какие изобразительно – выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую приподнятость описания?
- Какие слова являются ключевыми?
- Итак, какова жизнь цыган? В чем ее привлекательность? (Цыгане ведут кочевую, вольную жизнь и в этом ее привлекательность.)
- Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. (“Но вот она. За нею следом – Его преследует закон”.)
- Какая отличительная черта романтизма здесь проявляется?
- Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте.
- Совпадает ли позиция автора и Алеко в осуждении “неволи душных городов”?
- Каково значение песни “Птичка божия не знает…” для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом?
- Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?
- Можем ли мы сказать, что здесь представлен конфликт между цыганским табором и европейским обществом? Какие особенности цыганского табора отмечает Пушкин?
- Каковы особенности европейского “городского общества”?
- В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу.)
- Слово учителя. Но Пушкина интересует не личная драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры.
- А каков основный конфликт поэмы?
(Внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти).
- Мы сказали, что Алеко свободолюбив, ему присуща способность к глубокой страсти. Очевидно, что он образован.
- Какие еще черты характера присущи Алеко? Приведите примеры из текста.
- Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли вообще право человек убивать другого?
- С какой исторической личностью сближает Алеко черта славолюбия?
- Давайте сопоставим образы Алеко и старого цыгана. Какими качествами наделен старик цыган?
- Что помогает понять эпизод “Рассказ старика цыгана об изгнаннике Овидии”? Как относятся к изгнаннику, его судьбе старик цыган и Алеко?
- История Овидия похожа на историю Алеко?
- Но существует различие в этих историях. Какое? Прочитайте.
- Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? Подтвердите текстом. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу с позиции Алеко, а другая с позиции старого цыгана.
- Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.
- Каково понятие свободы у Земфиры?
- Прослушайте арию Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”.
Слово учителя. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Рахманинов был вдохновлен гением Пушкина и потому взялся за работу с увлечением. Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов.
Вспомните, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина.
- Опера “Алеко” была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 г. в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор все ведущие театры мира ставят оперу “Алеко”.
- При прослушивании обратите внимание на музыкальную интонацию, тип певческого голоса.
БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ.
- Сопоставимы ли литературный и музыкальный образы?
- Какую развязку получает сюжет?
- Что вы можете сказать об образе Алеко, сравнив начало поэмы и конец?
- Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.
- Чем подчеркнут в языке поэмы коллективный характер этого приговора?
- Как проявляется авторская позиция в поэме?
V. - Как переводится слово “романтизм” с французского?
Показываю иллюстрации К.А. Клементьевой.
- Соответствуют ли данные иллюстрации поэме А.С. Пушкина именно как романтической поэме?
VI. Итог. Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.
Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов поэмы. Письменно доказать, что поэма содержит черты романтизма.
Примечание: Предыдущий урок полностью был посвящен теме “Романтизм как литературное направление”