Урок-исследование “И.И.Обломов и А.Штольц ”(по роману И.А.Гончарова “Обломов”). 2 часа.
В ходе урока учащиеся смогут:
- сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
- выработать критерии сравнения героев романа;
- совершенствовать навыки работы с текстом;
- сделать выводы и связать их в монологическое высказывание;
- дать самооценку учебной деятельности.
Материалы к уроку:
- текст романа И.А.Гончарова “Обломов”,
- учебник “Русская литература 19 века. 10 класс” Ю.В.Лебедева,
- карточки с фамилиями героев романа и философскими понятиями “взаимосвязь”,
- “существенные связи”,“несущественные связи”,
- задание для исследования в группах,
- листы бумаги А-3, маркеры.
Ход урока
1. Мотивация.
Одной из составляющих характеристики литературного героя являются его взаимоотношения с другими персонажами, что помогает во многом понять этого героя. Для продолжения работы над составлением характеристики Обломова учащимся предлагается соотнести фамилии действующих лиц романа с философскими понятиями “взаимосвязь”, “существенные связи”, “несущественные связи”. Появляется схема (см. <Приложение 1>)
Учащиеся должны обосновать своё мнение, опираясь на определение философских понятий: Ильинская и Штольц могли изменить образ жизни Обломова.
Учитель ставит вопрос: “Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…”
На данном уроке ведётся разговор об Обломове и Штольце.
Учащимся предлагается сформулировать проблемный вопрос урока. Возможны варианты:
- Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?
- А.Штольц – антипод или двойник Обломова?
Если ученики формулируют только первый (проблемный) вопрос, учитель помогает с формулировкой второго вопроса: этот исследовательский вопрос является более конкретным и помогает ответить на проблемный вопрос урока. Учащиеся записывают в тетради тему и вопросы урока.
2. Исследование. Работа в группах.
Для ответа на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.
В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:
- воспитание,
- цель жизни,
- содержание деятельности,
- отношение к женщине,
- семейная жизнь,
- жизненная позиция.
В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:
- выбрать критерий сравнения героев;
- прочитать указанные страницы романа;
- найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);
- дать ответ на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?”;
- сформулировать ответ на проблемный вопрос урока “ Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”;
- оформить рабочий лист.
Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).
3. Обмен информацией.
После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов (см. <Приложение 2>).
4. Связывание выводов групп.
На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц – в большей степени двойник Обломова (кроме группы, работавшей с критерием “воспитание”).
5. Формулировка обобщения.
Сформулированное учащимися обобщение является ответом на проблемный вопрос урока: “Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”
6. Применение.
Учащимся предлагается прочитать статью учебника “Андрей Штольц как антипод Обломова”, выразить своё отношение к мнению автора Ю.В.Лебедева.
7. Рефлексия.
На данном этапе учащиеся подводят итоги: практическая значимость урока, самооценка деятельности, умения и навыки, применённые на уроке.
Учителем даётся оценка работы учащихся.
8. Домашнее задание.
Задание является пропедевтическим, мотивационным для следующего урока.
Учащиеся дают письменный ответ на вопрос: “Любила ли Ольга Ильинская Обломова? Аргументы “за” и(или) “против”.