Литература
-
Внеклассное мероприятие по предметам (литература, химия, физика, география) "Малахитовая шкатулка" 2007
На примере Уральского региона учащиеся знакомятся с богатыми и разнообразными ресурсами нашей страны. Камни-самоцветы занимают центральное место в творчестве великого русского писателя П.П. Бажова.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "И учил их притчами…". Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня") 2007
В ходе урока предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях, рассматриваются основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле, производится сопоставительный анализ названных произведений.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Муза свободы" (литературно-музыкальная композиция по письмам и стихам декабристов) 2007
Юное поколение начала XXI века должно знать о судьбе декабристов, отдавших за Россию самое дорогое – свою жизнь, тем более что это и их Россия, их Родина. На уроке присутствуют межпредметные связи литературы с историей и музыкой: читаются отрывки из стихотворений поэтов-декабристов, звучит музыка, любимая ими. Такие нетрадиционные уроки способствуют пробуждению интереса у учащихся к предмету. Возможно, что кто-то впоследствии еще не раз обратится к жизни и творчеству декабристов.
-
Урок-исследование в 11-м классе "Сатира Булгакова, или Почему не была издана повесть "Собачье сердце"?" 2007
Этот урок – исследование проблематики, содержания, образной структуры повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с предварительным экскурсом в историю создания данного произведения и других сатирических повестей. Урок может быть проведён как в 11-м, так и в 9-м классах (в соответствии с программой или тематическим планом учителя).
-
Урок-игра "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя" (Б.Пастернак) 2007
Урок-игра по литературе в 11-м классе закрепляет интерес одиннадцатиклассников к проблемам нравственности на примере произведений литературы, искусства, жизненного опыта, готовит к экзамену по литературе. Развитие умения нешаблонно мыслить, творчески подходить к решению поставленной задачи, создание доверительной атмосферы в классе возможно через уроки-игры. Умение примерить на себя чужую роль, соотнести ее со своей жизненной позицией помогает учащимся разобраться в непростых вопросах взаимоотношений.
-
Урок-концерт "Лирика Ф.И. Тютчева" в 10-м классе 2007
Урок, построенный в форме концерта, цель которого – вызвать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта Ф.И. Тютчева, способен пробудить эмоциональные чувства старшеклассников, тем более что наряду с поэтическими текстами звучат музыкальные фрагменты. Интересные моменты жизни великого поэта, чудесные стихи, прекрасная музыка – все вместе взятое задевает струны в душах детей, заставляет задуматься о вечном, учит ценить и любить прекрасное. Читая наизусть заранее выученные стихи Ф.И. Тютчева, дети приобщаются к поэзии. Разработку урока можно использовать как сценарий литературной гостиной.
-
Разработка уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет" 2007
В данной статье приводятся разработки уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет"
-
Межпредметный проект "Страна Шекспира" 2007
Интегрированный исследовательский проект с открытой координацией. Материалы исследования могут быть применены на уроках английского языка, истории, МХК, во внеклассной работе. Осуществление данного проекта учит на практике вести "диалог культур". Одно из главных достоинств таких мультимедийных проектов – они не допускают "обнищания души при обогащении информацией".
-
Урок-семинар "Наполеонизм Андрея Болконского и Родиона Раскольникова" 2007
Урок-семинар в 10-м классе был проведен после изучения произведений Л.Толстого и Ф.Достоевского.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького) 2007
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
-
Урок литературы в 8-м классе на тему: "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов") 2007
Цель: познакомить детей с личностью писателя О.Генри, с содержанием рассказа "Дары волхвов"; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья; сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей; воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить; расширять лексикон нравственных понятий.
-
Русско-якутские литературные связи. 9–11-й классы 2007
Якутия интересовала гениального Пушкина. Великий поэт интересовался судьбами якутского народа, а в последний год жизни начал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки. В Якутии отбывали ссылку представители трех поколений русских революционеров: декабристы, революционеры-разночинцы, народники и социал-демократы. Якутия нашла яркое отражение в произведениях писателей-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Чижова. Немало страниц посвятили Якутии Н.Г. Чернышевский, А.И. Гончаров. На уроках литературы ведется целенаправленная работа по изучению русско-якутских литературных связей.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "…Вновь я посетил…" 2007
Предлагаемый анализ лирического произведения ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в систему факультативных занятий, либо в одну из форм профильного обучения - элективные курсы. Изображая человеческое чувство, А.С. Пушкин пишет прежде всего о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Это чувство несет в себе черты его времени, его эпохи.
-
Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева" 2007
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
-
Тема урока: "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» изучается в 5-м классе (программа И.А. Княжицкого). Первый урок (тема «Роль пейзажа») – попытка заглянуть в творческую мастерскую художника, работающего словом, на котором ученики должны получить представление об основных средствах художественной выразительности: эпитетах, метафорах, олицетворениях. Чтобы активизировать внутреннее зрение начинающих читателей, им предлагается побывать в роли иллюстраторов (рисунки к уроку могут быть выполнены на уроках рисования). На уроке большое внимание уделяется выразительному чтению (ребята учат наизусть предложенные учителем фрагменты). Работая с текстом, ребята учатся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении.
-
Учимся, познаем, мыслим, играя! 2007
Должен ли быть современный урок весёлым, творческим, на котором учащиеся могут показать свою эрудицию? Да! "Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом" – это высказывание французского писателя Анатоля Франса. Эмоциональный, яркий урок-игра способствует снятию стресса, вызывает у учащихся желание учиться, показывать свои знания и быть успешными в глазах одноклассников. Применение информационных технологий даёт возможность реализовать подготовку и проведение интегрированных уроков-игр "Что? Где? Когда?" по разным предметам.
-
Урок внеклассного чтения с использованием поэтических сочинений учащихся "Стучимся в ваши сердца" 2007
Представленный урок является уроком внеклассного чтения в 8-м классе. Учащиеся получают домашнее задание: написать стихотворение о войне. Черновики обрабатываются учителем, и на их основе составляется конспект урока. Наиболее эффективно использование мультимедийного проектирования военных картин на протяжении всего урока. Равноправное участие учителя и учащихся на уроке способствует самореализации учащихся, а также развитию их творческого потенциала. Этот урок желательно провести перед 9 Мая.
-
Ислам в творчестве Гаяза Исхаки 2007
Сегодня мы, как и другие народы, задумываемся: "Кто мы?", "Откуда мы?" Нам хочется знать свои корни, свою историю, вернуть традиции и обычаи, воспитывать молодое поколение на традициях своего народа. И наследие Г.Исхаки окажет нам в этом огромную помощь.
-
Как помочь ребенку понимать художественный текст 2007
Я искренне убеждена в том, что любой читатель, даже маленький, способен понять произведение, но при условиях: этому его надо и можно учить! Учить – значит развивать способность ребенка к глубокому, вдумчивому чтению, которое и даст "ключ" к овладению художественными нормами языка произведения. Учить пониманию – вот основная задача учителя на уроке чтения.
-
"В сердце светит Русь" (Образ Родины в лирике С.А. Есенина) 2007
Урок раскрывает образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина. В ходе урока применяются следующие методические приемы: рассказ преподавателя, сообщения студентов, выразительное исполнение стихотворений поэта. При подготовке к уроку студенты, работая в группах, учили стихотворения поэта, писали сочинения-миниатюры, готовили сообщения о жизни и творчестве Есенина, выставку рисунков, основанных на восприятии произведений поэта, создавали мультимедийные презентации.
-
Программа спецкурса по литературе в 11-м классе "Малые прозаические жанры XX века. Рассказ" 2007
Главная задача курса - научить анализу художественного произведения, полнее представить творчество заявленных писателей и литературный процесс XX века в целом, узнать специфику и художественные особенности жанра рассказа. Материал программы строится на изучении малых прозаических жанров в историческом аспекте. Предлагаемые учащимся творческие работы с выбором жанров позволяют развить умения, связанные с художественной интерпретацией, литературоведческим анализом, критико-публицистической оценкой представленных произведений.
-
Формирование общих умений коммуникации на учебных занятиях по литературному чтению 2007
В статье раскрывается понятие "коммуникативная компетенция", приводятся приемы работы по ее формированию на примере коллективного учебного занятия по литературному чтению с применением методики "Взаимообучение чтению и пересказу".
-
Урок литературы по теме: "Муса Джалиль – поэт-герой". 5-й класс 2007
Биография татарского поэта Мусы Джалиля, который смысл всей своей жизни видел в служении народу, имеет большое воспитательное значение. На уроке учащиеся знакомятся с яркими страницами жизни поэта, читают его бессмертные стихи, учатся анализировать лирическое произведение, находить художественные средства выразительности, раскрывать идею стихотворения. Урок воспитывает в учащихся чувство гордости, патриотизма, чувство уважения к старшему поколению, чья юность совпала с грозными годами войны.
-
Концепт "совесть" в русских пословицах и поговорках 2007
Наблюдения показывают, что в речи учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам, что связано, по-видимому, с утратой элементов разговорного и народно-поэтического стилей, с влиянием письменно-книжных стилей. Предложенный материал можно использовать в обучении на уроках литературы как с воспитательной целью, так и для развития речи, для анализа синтаксических конструкций, образов.
-
Война и эмиграция 2007
Наиболее неизвестные страницы истории русского литературного зарубежья – позиция, судьбы русской эмиграции во время Второй мировой войны. Все они оказались перед сложнейшим выбором: поддержать фашистов, чтобы избавить Россию от большевизма, или поддержать СССР в борьбе с фашизмом, чтобы оставить Россию на мировой карте.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Природа родного края в творчестве поэта-земляка Михаила Михайловича Мокшина" 2007
Одна из немаловажных целей уроков литературы в школе – приобщение детей к духовной культуре родного края, формирование чувства гордости за свою родину. Достичь этой цели можно посредством ознакомления учащихся с достопримечательностями родного села, города, района, а также с достойными людьми своей земли. Представленный мною урок был проведён в 2005/2006 уч. году на базе 6-го класса и позволил не только закрепить умение анализировать и выразительно читать лирическое произведение, но и познакомить ребят с творчеством современника, замечательного поэта Алтайского края.
-
Разработка урока по теме: "Образ красоты у И.А. Бунина" (на примере рассказа "Натали" из цикла рассказов "Темные аллеи") 2007
Художественное произведение – сложное структурно-семантическое единство, одним из стилистических элементов которого является портретная характеристика литературного героя, которая, в свою очередь, является одним из средств создания образа персонажа. Через внешний облик автор передает внутренний мир героя, выражает свое отношение к персонажу, свои чувства и мироощущение. Портретные характеристики принимают участие и в композиционном построении произведения. Важно научить детей анализировать художественный текст как единое целое, обращать внимание на детали. Правильно построенная работа на уроке помогает учащимся понять, что портрет – это важнейшая деталь в создании образа персонажа.
-
Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории" 2007
Викторина в игровой форме позволяет проверить знание как программного, так и дополнительного материала. Викторина включает в себя вопросы по истории, литературе и истории костюма (образовательная область – технология) XVIII века. Игра проводится в 2 этапа: первый – командный, второй – личный.
-
Исследовательская работа "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Написание научно-исследовательской работы всегда вызывает трудности как у старшеклассников, так и у учителей. Вашему вниманию предоставляется исследовательская работа по литературе "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
-
"Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках" 2007
Урок нацелен на пробуждение чувства гуманизма, сострадания судьбе военнопленных. Анализируя рассказ, ученики понимают, что пленных и удерживающую их сторону связывают непростые отношения. Дети убеждаются, что К.Воробьев сумел показать и военнопленных, и их охранников не как однородную массу, а прежде всего как людей разных характеров с присущими только им индивидуальными чертами и поступками.