Литература
-
Игровые технологии на уроках литературы на тему "История басни: от Эзопа до Крылова". 5-й класс 2007
За последние годы у учащихся снизился интерес к литературе, сложнее складываются отношения школьников с родной речью. Увлечь их, заставить полюбить свой предмет порой бывает очень трудно. На помощь приходят игровые технологии. Считаю необходимым повышение творческой активности и познавательной самостоятельности школьников в сочетании с четкой организацией урока.
-
Открытый урок "Какая у вас улыбка?" (вводный урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") и приложение к нему 2007
Вводный урок литературы в 10-м классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет неограниченные возможности в преподавании любого предмета. Новые интерактивные приемы обучения помогут словеснику в проверке знаний учащихся, коррекции первичного представления о героях, ведении электронной тетради по литературе, сопоставлении авторской и режиссерской трактовок персонажей.
-
Повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" на уроке-ринге 2007
Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. В июне 1989 года на съезде народных депутатов СССР прозвучало вновь имя человека, который первым осмелился сказать правду о сталинизме, который первый призвал и себя, и нас не лгать, прозвучал призыв вернуть советское гражданство русскому писателю, ошельмованному и высланному за пределы нашей страны вопреки здравому смыслу и справедливости.
-
Тема урока: "Решающие поступки Катерины" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Урок-конспект по литературе в 10-м классе вызвает у учащихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях "темного царства", углубляет понимание оценочных слов, необходимых для характеристики морально-значимых действий человека (поступок, совесть, моральный облик), помогает освоить ключевую лексику художественного текста.
-
Интегрированный урок по музыке и изобразительному искусству на тему "Урок Мужества. 9 мая – День Победы". 7-й класс 2007
Музыкально-литературная композиция – особая разновидность театрализованного представления, даёт неисчерпаемые возможности для выбора любой темы. Урок посвящён знаменательной дате – 9 Мая, проведен в 7-х классах. Музыка наравне с литературным текстом несёт большие возможности эмоционального воздействия на слушателя. Использование живописи, слайдов, видео усиливает эмоциональное восприятие, рождает зримые образы, впечатления и ассоциации, оказывает неизгладимое впечатление.
-
Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы 2007
На уроке литературы на счету каждая минута. Устный фронтальный опрос не всегда возможен, а письменный требует времени на проверку. Я использую эффективный метод опроса – тест по тексту произведения. В тесте используются вопросы разного уровня, тест можно с разными целями проводить до и после изучения произведения, он экономит время учителя, т.к. занимает 5–10 минут проведения и 10 минут на проверку, а также повышает накопляемость оценок. За время преподавания мной разработано 26 тестов по 12 произведения. Один привожу в качестве примера.
-
Тема урока: "Александр Грин. Штрихи к портрету" 2007
Современная образовательная ситуация требует новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Технология критического мышления всецело отвечает этим требованиям, так как в основе данной технологии лежит интерактив (работа в парах и группах). Интерактив позволяет организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, способствует активизации ученика в процессе учебной деятельности, дает осознание включенности в общую работу, побуждает школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи, формирует коммуникативные навыки.
-
Тема урока: "Солнце русской поэзии" 2007
Урок в форме заочной экскурсии по пушкинским местам нацелен на углубление и расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о пушкинских местах; развитие интереса к личности и творчеству Пушкина; развитие устной речи учащихся; творческого воображения; воспитание эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся, формирование высоких патриотических и нравственных качеств. Целесообразно использование энциклопедий по литературе, фотографий, репродукций картин, портретов, иллюстраций к произведениям, выставки книг поэта, презентацию "А.С. Пушкин".
-
Групповая работа на уроке литературы 2007
Есть в программе литературы произведения, от соприкосновения с которыми испытываешь особые впечатления. Удивление, какую-то необъяснимую радость, эмоциональную отзывчивость вызывают произведения В.Астафьева и Н.Рубцова у восьмиклассников и у меня. Когда на уроке обсуждаем рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", то видим, как трепетно и тепло писатель, рассматривая старые деревенские фотографии, вспоминает о своих близких, о прошлом не только своих родных, но и школы, села, страны.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему "Утро, изменившее жизнь" 2007
Предложенный урок – 2-й урок в 8-м классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Учитель показывает взаимосвязь формы и содержания рассказа, обращает внимание на художественные приемы в рассказе.
-
Урок литературы в 10-м классе "Случайность или закономерность" (по повести В. Токаревой "Я есть, ты есть, он есть") 2007
Урок литературы в 10-м классе на материале повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" в который раз ставит перед старшеклассником вечные проблемы взаимоотношений, заставляет задуматься о себе, родителях, о жизни вообще. Урок имеет воспитательную направленность.
-
Литературная игра в форме турнира эрудитов по творчеству А.Ахматовой в 11-м классе 2007
Литературная игра в форме турнира эрудитов относится к разряду интеллектуальных игр, в основе которых - коллективное выполнение заданий в рамках ограниченного времени и условий конкурса. Литературная игра предполагает глубокое знание творчества А.Ахматовой, понимание эпохи и особенностей лирики поэтессы. Турнир эрудитов сочетает элементы как игровой, так и учебной деятельности и может стать одним из звеньев заключительного урока по творчеству А.Ахматовой.
-
Обобщающее занятие по литературе в 5-м классе на тему "Художественные особенности литературных сказок" (на примере сказок А.С. Пушкина) 2007
Первая часть занятия (семинар) походит в виде беседы с учениками о сказках Пушкина с анализом эпизодов, приведением конкретных примеров из текстов сказок. Вторая часть занятия, игра, может быть использована как внеклассное мероприятие, она даёт школьникам возможность продемонстрировать не только свои познания, но и смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт командного соревнования.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему "Л.Н. Толстой о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг" (на примере рассказа "После бала") 2007
Урок литературы для 8-го класса.
-
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2007
Урок построен на работе с художественным текстом в группах с разными и общими заданиями по нему. Для повышения мотивации учащихся используется технология РКМЧП. Приёмы: кластер, синквейн, таблица З-У-Х.
-
Гуманитарная культура и учитель словесности 2007
Я перелистываю страницы учебников, планов, конспектов, трепетно перечитываю произведения русских классиков. Я размышляю, обдумываю, готовлюсь к новой встрече со своими учениками. Всякий раз, когда приходит сентябрь, я спрашиваю себя: "Что такое урок литературы для человека? Что такое гуманитарное образование? Какова роль учителя словесности в жизни юного гражданина? Каким требованиям должен отвечать урок литературы? Что же такое он для меня?"
-
Открытый урок литературы по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Тема урока: "Понимаешь ли ты, что с тобой происходит". 6-й класс 2007
Урок проблемно-сопоставительного анализа повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" и притчи "О блудном сыне".
-
Интегрированный урок (история + литература + английский язык) на тему: "Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества У.Шекспира" . 9-й класс 2007
В уроке ставятся проблемные вопросы, на которые учащиеся находят ответы в процессе работы. Урок построен таким образом, что учащиеся могут продемонстрировать свои знания по истории, английскому языку, артистические и декламаторские способности. Постоянная смена видов деятельности делает его интересным и запоминающимся.
-
"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс 2007
Данный материал представляет собой разработку урока литературы в 11-м классе по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой". В ходе урока предлагается анализ стихотворений и дополнительный материал, которые позволят раскрыть характер героини любовной лирики А.А. Ахматовой, помогут почувствовать самобытность её поэтического мира.
-
Урок-игра по литературе "Скоро сказка сказывается" 2007
Урок-игра обобщает знания учащихся 5-го класса по теме "Волшебная сказка", знакомит школьников с малыми жанрами фольклора - загадками, пословицами и дразнилками, пробуждает интерес к предметам русской старины.
-
Сценарий по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени" 2007
В статье представлен сценарий спектакля, который был показан моими 8-классниками на прошлогоднем театральном фестивале, проходившем в рамках недели русского языка и литературы в нашей школе.
-
Творческий проект как форма реализации личностно-ориентированного обучения 2007
«Урок продолжается...» – назвал свою книгу Е.Н. Ильин, показывая, как продолжить урок литературы домашним заданием. «Урок продолжается», – говорим мы своим ученикам, предлагая творческий проект по литературе. Он не привнесён извне, а рождён уроком, тем состоянием души, когда хочется, чтобы «прекрасное мгновение было продолжено». Проект и литература – понятия не совместимые только на первый взгляд. Наши творческие проекты выливаются в большие спектакли, в которых каждый реализовывает свой творческий потенциал, и являются одной из форм реализации личностно-ориентированного обучения.
-
Организация диалога на уроках литературы 2007
Профессиональная задача учителя – помочь ребенку увидеть в общей проблеме то, что соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать учащимся в постановке новых проблем на уроке. В отличие от традиционного урока на уроке-диалоге происходит порождение смыслового общения между учащимся и педагогом. Используются специальные приемы и методы вовлечения детей в пространство совместной деятельности. Основными источниками работы послужили труды Е.Н. Ковалевской и Г.Н. Прозументовой (Ковалевская Е.Н. Диалог на уроках литературы в Школе Совместной деятельности).
-
Урок по сказочной повести А. Де Сент-Экзюпери "Маленький принц" по теме "Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь" 2007
Урок литературы по произведению А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассчитан на учеников 5–8-х классов. Кроме аналитической беседы и работы с текстом на уроке используются элементы театрализации, работа с макетами планет, изготовленных учениками (защита мини-проекта), музыкальное оформление. Цели урока: познакомить ребят с философской сказкой А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц», развивать творческие способности, речь учащихся, формировать навык работы над словесным портретом героя.
-
Нестандартный урок литературы по пьесе А.Вампилова "Утиная охота" 2007
Нетрадиционный урок литературы нацелен на создание комфортных условий для свободного творческого развития учащихся в процессе обучения. Литературный суд способствует организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, предоставляет им возможность для выражения собственного «я». Такой урок повышает уровень литературно-художественного образования школьников, качество их гуманитарной подготовки, он необходим для воспитания творческой, активной личности, в которой нуждается современное российское общество.
-
Урок литературного чтения по теме "Л.Петрушевская "Сказка о часах" 2007
На уроке дети знакомятся с произведением Л.Петрушевской «Сказка о часах» методом поэтапного чтения отрывков про себя, с постановкой проблемных вопросов. Цель урока: побудить к сопоставлению образов произведения с прочитанным ранее, а также со своим личным опытом жизни, с тем, что наблюдал в окружающей действительности; задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над непростыми отношениями между Матерью и Ребенком; идейно-нравственное воздействие на личность младшего школьника, воспитание уважения и любви к Матери.
-
Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева "Человек и природа неразделимы" 2007
При подготовке к уроку литературы возникает вопрос: зачем это изучать? Зачем это знать? Как учить? Чему учить? Чтобы добиться положительного ответа, необходимо заинтересовать детей, поэтому наравне с традиционными уроками сама жизнь заставляет вводить нетрадиционные. Методы и приёмы урока способствуют умению анализировать характер действий героев, развивать логическое мышление, способность к рефлексии, познавательный интерес; учат видеть и выделять главное, рассматривать нравственное поведение людей и делать соответствующие выводы; формируют гражданскую позицию, воспитывают гуманное отношение к природе, животным, к родному краю.
-
Урок-семинар "Помещики-накопители и помещики-расточители" в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" 2007
Цель урока: раскрыть характеристику образов помещиков; выделить главные черты характера, особенности портрета; показать нравственное разложение помещичьего класса; приобщить учеников к исследовательской работе; развить интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Сценарий литературного праздника "Мифы Древней Греции". 6-й класс 2007
Литературный праздник позволяет расширить рамки школьной программы, дает возможность учащимся проявить творческие способности в написании шуточного сценария "Современный Олимп", в актерской игре, продемонстрировать знания и умения в конкурсах "Литературная викторина", "Знатоки живописи и скульптуры", "Черный ящик", "Конкурс пантомим" и др. Праздник предназначен для учеников 6-го класса, материал можно использовать на уроках истории, МХК.
-
Урок по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7-й класс 2007
Урок усвоения нового материала. Ознакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в 30-е годы и показать интерес поэта к историческому прошлому России – преобразованиям Петра I. На примере образа Перта I убедиться, насколько велика русская нация. Также данный урок направлен на совершенствование навыков анализа стихотворения