Литература
-
Заключительный урок по теме "Фольклор" в 5-м классе 2007
Урок подводит итоги по теме "Фольклор".
-
Роль стихии в судьбе человека (по повести А.С. Пушкина "Метель") 2007
Урок литературы в 6-м классе раскрывает сюжет произведения, рассматривает особенности композиции, учит определять тему, основную мысль текста, используя в ответах литературоведческие термины, составлять текст, погружаясь в атмосферу XIX века.
-
Урок литературы на тему: "Рассказ "Зеленая лампа" Александра Грина 2007
Урок литературы в 8-м классе по рассказу Александра Грина "Зелёная лампа" построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Основное внимание уделено развитию критического мышления и творческих способностей учащихся, формированию умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, а также сравнивать, обобщать, систематизировать. На уроке использованы такие приёмы как "Мозговой штурм", "Ассоциации", "Чтение с остановками", "Синквейн", "Дерево предсказаний", "Ромашка вопросов Блума", составление сводной таблицы, работа с цитатами. Урок способствует созданию положительных условий для формирования интереса к чтению произведений А.Грина, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.
-
Воспитательное значение эпиграфа на уроках литературы 2007
Проработав в школе 14 лет, я для себя сделала вывод, что такой основой на моих уроках литературы всегда был и остается эпиграф. На каждом уроке литературы я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему урока, освещает основную идею произведения.
-
Сценарий-композиция вечера по творчеству Н.В. Гоголя "Дорога" 2007
Композиция предлагается для проведения внеклассного мероприятия в 9-м классе в качестве итога изучения творчества классика.
-
Урок литературы на тему: "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова". 7-й класс 2007
Урок на тему "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова" разработан для учащихся 7-го класса. Он призван помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской поэзии XIX века. Урок направлен на реализацию этнокультурного компонента в обучении, воспитывает духовно-нравственные качества учащихся и развивает их кругозор.
-
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте литературно-художественной традиции. Теоретический семинар в 11-м классе 2007
Как известно, "закатный" роман М.А. Булгакова необычайно богат аллюзиями и реминисценциями из самых различных произведений, что определяет глубокую полемичность романа и высочайший уровень духовности, присущий бессмертной книге Булгакова. Это и определило основной аспект изучения романа "Мастер и Маргарита" в 11-м классе. Урок в форме теоретического семинара - заключительный урок темы - проводится на основе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, с использованием изученных ранее произведений. Его основная цель - подвести итоги изучения романа и раскрыть неисчерпаемость его содержания.
-
"Этот мир очарований, этот мир из серебра". Приемы анализа лирического стихотворения. Семинар-практикум в 11-м классе 2007
Данный материал представляет собой методические разработки к семинару-практикуму по анализу произведений поэтов Серебряного века. Разработан в рамках авторской программы "Русская литература в контексте мировой художественной культуры". В основе предлагаемой методической разработки с использованием новых информационных технологий лежат основные принципы системно-комплексного анализа художественного текста, разработанного профессором Казанского госуниверситета Нигматуллиной Ю.Г., и культурологический подход к изучению литературного произведения.
-
Устный журнал "Живые строки войны" для 7—11-х классов 2007
Внеклассное мероприятие для посвящено годовщине Победы в Великой Отечественной войне1941—1945 гг. Мероприятие носит интегративный характер, так как "устный журнал" - это переплетение прозаических и поэтических, танцевальных и музыкальных страниц. Главная цель мероприятия - воспитание у ребят чувства патриотизма, гордости за историю родной страны.
-
Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера". 6-й класс 2007
Материал урока должен заинтересовать начинающих педагогов. В нем представлен интересный биографический материал американского писателя Марка Твена, история создания повести "Приключения Тома Сойера". Работа с текстом поможет формированию умения анализировать систему образов произведения, определить отношение автора к своему герою. Система вопросов аналитической беседы позволяет сохранить ощущение сопричастности событиям, разворачивающимся на страницах повести, не потеряться в глубоких дебрях литературоведческих анализов, которыми порой подменяется простое читательское общение с любимыми героями.
-
Конспект урока в 11-м классе по изучению биографии М.И. Цветаевой. Трагичность судьбы, определенная трагичностью эпохи, – "безвременьем" (Б.Пастернак) 2007
Для уроков литературы, на мой взгляд, наиболее удобна технология учебного диалога. Такой подход позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся. Диалог ведут ребята не только с учителем и друг другом, а с эпохой, писателем, героями. Если всё изученное на уроке выйдет за его пределы и позволит ребятам ощутить себя на сцене в роли писателя, поэта, критика, тогда такое обучение будет полноценным. Поэтому я стараюсь по возможности ставить спектакли, литературные композиции, проводить поэтические вечера. Ведь если каждый ребёнок погрузился в эпоху, психологию писателя, встал на позицию его героев, ему будет легче выполнить самую трудную работу - анализ художественного произведения.
-
Урок по литературе на тему: "Прощание с героями Тургенева" (по повести Тургенева "Ася") 2007
Открытый урок "Прощание с героями И.С. Тургенева" (по повести "Ася") проводится в 8-м классе Это заключительный обобщающий урок в системе уроков по повести "Ася", где продолжается работа над образом "тургеневской девушки" с привлечением репродукций портретов молодых девушек художников XIX века, в форме диспута рассматривается вопрос: "Почему не состоялась любовь главных героев?", решается проблема ответственности человека перед другими людьми и перед собой.
-
Урок литературы в 8-м классе по произведению В.Г. Короленко "Огоньки" 2007
Данный урок рассматривает авторское отношение к счастью. Делается упор на анализ текста. Основная идея урока: вовлечь учащихся в размышление о "назначении жизни".
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе по теме: "Поэтический мир И.Бунина" 2007
Цели урока: знакомство с понятием "поэтический мир" на примере стихотворений И.Бунина; развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся, навыков выразительного чтения; воспитание чувства прекрасного, бережного отношения к окружающему нас миру.
-
Открытый урок по русскому языку. Лабораторная работа по теме "Публицистический стиль речи" 2007
Цели занятия: развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепление навыков правописания; учить учащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку зрения.
-
"Чингиз Айтматов – духовная опора народа". Методическая разработка урока по современной литературе в 11-м классе 2007
Чингиз Айтматов – писатель ближнего зарубежья, но его произведения – самые современные, самые актуальные. Проблематика романов ("Плаха", "И дольше века длится день", "Тавро Кассандры", "Плач охотника над пропастью") – крик души человека, понимающего, у какой пропасти стоит человечество. Методическая разработка "Чингиз Айтматов – духовная опора народа" поможет учителю ввести учащихся в художественный мир писателя.
-
Внеклассное мероприятие по предметам (литература, химия, физика, география) "Малахитовая шкатулка" 2007
На примере Уральского региона учащиеся знакомятся с богатыми и разнообразными ресурсами нашей страны. Камни-самоцветы занимают центральное место в творчестве великого русского писателя П.П. Бажова.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "И учил их притчами…". Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня") 2007
В ходе урока предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях, рассматриваются основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле, производится сопоставительный анализ названных произведений.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Муза свободы" (литературно-музыкальная композиция по письмам и стихам декабристов) 2007
Юное поколение начала XXI века должно знать о судьбе декабристов, отдавших за Россию самое дорогое – свою жизнь, тем более что это и их Россия, их Родина. На уроке присутствуют межпредметные связи литературы с историей и музыкой: читаются отрывки из стихотворений поэтов-декабристов, звучит музыка, любимая ими. Такие нетрадиционные уроки способствуют пробуждению интереса у учащихся к предмету. Возможно, что кто-то впоследствии еще не раз обратится к жизни и творчеству декабристов.
-
Урок-исследование в 11-м классе "Сатира Булгакова, или Почему не была издана повесть "Собачье сердце"?" 2007
Этот урок – исследование проблематики, содержания, образной структуры повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с предварительным экскурсом в историю создания данного произведения и других сатирических повестей. Урок может быть проведён как в 11-м, так и в 9-м классах (в соответствии с программой или тематическим планом учителя).
-
Урок-игра "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя" (Б.Пастернак) 2007
Урок-игра по литературе в 11-м классе закрепляет интерес одиннадцатиклассников к проблемам нравственности на примере произведений литературы, искусства, жизненного опыта, готовит к экзамену по литературе. Развитие умения нешаблонно мыслить, творчески подходить к решению поставленной задачи, создание доверительной атмосферы в классе возможно через уроки-игры. Умение примерить на себя чужую роль, соотнести ее со своей жизненной позицией помогает учащимся разобраться в непростых вопросах взаимоотношений.
-
Урок-концерт "Лирика Ф.И. Тютчева" в 10-м классе 2007
Урок, построенный в форме концерта, цель которого – вызвать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта Ф.И. Тютчева, способен пробудить эмоциональные чувства старшеклассников, тем более что наряду с поэтическими текстами звучат музыкальные фрагменты. Интересные моменты жизни великого поэта, чудесные стихи, прекрасная музыка – все вместе взятое задевает струны в душах детей, заставляет задуматься о вечном, учит ценить и любить прекрасное. Читая наизусть заранее выученные стихи Ф.И. Тютчева, дети приобщаются к поэзии. Разработку урока можно использовать как сценарий литературной гостиной.
-
Разработка уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет" 2007
В данной статье приводятся разработки уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет"
-
Межпредметный проект "Страна Шекспира" 2007
Интегрированный исследовательский проект с открытой координацией. Материалы исследования могут быть применены на уроках английского языка, истории, МХК, во внеклассной работе. Осуществление данного проекта учит на практике вести "диалог культур". Одно из главных достоинств таких мультимедийных проектов – они не допускают "обнищания души при обогащении информацией".
-
Урок-семинар "Наполеонизм Андрея Болконского и Родиона Раскольникова" 2007
Урок-семинар в 10-м классе был проведен после изучения произведений Л.Толстого и Ф.Достоевского.
-
Тема урока: "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» изучается в 5-м классе (программа И.А. Княжицкого). Первый урок (тема «Роль пейзажа») – попытка заглянуть в творческую мастерскую художника, работающего словом, на котором ученики должны получить представление об основных средствах художественной выразительности: эпитетах, метафорах, олицетворениях. Чтобы активизировать внутреннее зрение начинающих читателей, им предлагается побывать в роли иллюстраторов (рисунки к уроку могут быть выполнены на уроках рисования). На уроке большое внимание уделяется выразительному чтению (ребята учат наизусть предложенные учителем фрагменты). Работая с текстом, ребята учатся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему: "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов") 2007
Цель: познакомить детей с личностью писателя О.Генри, с содержанием рассказа "Дары волхвов"; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья; сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей; воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить; расширять лексикон нравственных понятий.
-
Русско-якутские литературные связи. 9–11-й классы 2007
Якутия интересовала гениального Пушкина. Великий поэт интересовался судьбами якутского народа, а в последний год жизни начал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки. В Якутии отбывали ссылку представители трех поколений русских революционеров: декабристы, революционеры-разночинцы, народники и социал-демократы. Якутия нашла яркое отражение в произведениях писателей-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Чижова. Немало страниц посвятили Якутии Н.Г. Чернышевский, А.И. Гончаров. На уроках литературы ведется целенаправленная работа по изучению русско-якутских литературных связей.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "…Вновь я посетил…" 2007
Предлагаемый анализ лирического произведения ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в систему факультативных занятий, либо в одну из форм профильного обучения - элективные курсы. Изображая человеческое чувство, А.С. Пушкин пишет прежде всего о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Это чувство несет в себе черты его времени, его эпохи.
-
Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева" 2007
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"