Цели занятия:
- Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепления навыков правописания.
- Учить учащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку зрения.
Ход занятия:
I. Повторение и углубление ранее изученного материала
Беседа
- Назовите характерные признаки публицистического стиля.
- Назовите приметы публицистического стиля.
- Что общего у публицистического стиля с художественным?
- Какие жанры публицистического стиля вы знаете?
Слово учителя
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Сегодня мы подробно остановимся на особенностях жанра построения устного выступления доклада, дискуссии.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Выпишите слова, относящиеся к публицистическому стилю.
Электорат, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, центристский, популистский, превентивный, беспрецедентный, интервьюер, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.
2. Подчеркните названия жанров публицистики.
Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.
3. Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.
Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.
4. Определите, к какому стилю относится предложение. Устно обоснуйте свой ответ.
а) Построение искомого сечения зависит от того, на каких ребрах параллелепипеда лежат точки А, В и С. (Геометрия. 10—11 классы).
б) Сейчас я вас выведу на чистую воду! — Пожалуйста, пожалуйста! Присаживайтесь и выводите. (Из к/ф “Артистка из Грибова”).
в) Сада дремотная мгла липовым цветом цвела. (И. Бунин).
г) Не смог первый заместитель мэра наладить отношения с федеральным ведомством.
III. Словарная работа
Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение.
Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.
Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.
Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.
Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.
IV. Подготовка рабочих материалов к дискуссии на одну из тем:
“Хорош божий свет, одно только нехорошо – мы”
“Исчезнувшие пейзажи”
- Подберите материалы из книг и газет, которые вам помогут отстоять свою точку зрения.
- Определите собственную позицию по данной проблеме.
V. Устное выступление
Класс разбивается на пять групп.
Каждая группа предлагает рекламу на тему “Живая планета” (в устной форме).
- Какая группа выступила наиболее эмоционально.
- Почему их выступление запомнилось.
VI анализ текста публицистического стиля
Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста.
(1) В конце апреля, в ещё голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных, опущенных стеблях, как бы ещё (не)окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице ещё без единого листочка: просто стебель и на нём – цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока ещё (не)прибранном буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда ещё издали, за много шагов, увидишь это диво весны.
(6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, (не)прикасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. (8) Если же его сорвать то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда...(9) Оттого и назван так: сон-трава.
(10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой нежной (не)прикасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и (не)нужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.
/Е. Носов/
Выполните задание:
- К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).
- Тип речи текста.
- Какова основная мысль текста:
А) познакомить читателя с необычным и красивым растением
Б) дать описание сон-травы
В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов
4. Напишите сочиение-рассуждение по прочитанному тексту.
VII Подведение итогов занятия
Приложения:
1. Основные особенности публицистического стиля:
1. Сфера употребления публицистического
стиля: общественно-экономические, политические,
культурные отношения; используется
в газетах, журналах.
2. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
3. Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
4. Языковые средства:
а) общественно-политическая лексика;
б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические
повторы, градация, фразеологизмы, термины в
переносном значении;
в) побудительные и вопросительные предложения;
г) риторические вопросы;
д) распространенные обращения;
е) вводные слова, причастные и деепричастные
обороты, сложные синтаксические конструкции.
5. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.