Урок-игра "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя" (Б.Пастернак)

Разделы: Литература


Форма урока: ток-шоу

Цели:

  • пробудить интерес одиннадцатиклассников к проблемам нравственности на примере произведений литературы («Ночь» Т. Толстая), искусства и жизненного опыта;
  • подготовить к письменному экзамену по русскому языку и литературе.

Задачи:

образовательные

  • учить составлять самостоятельный монологический рассказ в рамках указанной проблемы;
  • собирать убедительные аргументы в защиту своего мнения; правильно формулировать вопросы;
  • повторить материал к экзамену (актуализация прежних знаний)

воспитательные

  • воспитывать гуманное отношение к людям,
  • ответственность за свои слова и поступки,
  • воспитывать чувство прекрасного,
  • создать творческую атмосферу в коллективе.

развивающие

  • развивать умения нешаблонно, творчески подходить к решению поставленной задачи,
  • развивать инициативу, уверенность в своих силах, умение действовать самостоятельно (импровизировать).

Оборудование:

1) видеоролик
2) аудиозапись - И.Бах «Аве Мария»
3) репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (можно использовать мультимедийный видеопроектор);
4) журнальный столик, 4 стула
5) ученические столы расставить полукругом в два ряда

Предварительное домашнее задание: прочитать рассказ Т.Толстой «Ночь», подумать над вопросами: Каким вы увидели героя рассказа? Каким видит герой окружающий мир? Каково взаимоотношение героя и окружающего мира?

Герои ток-шоу: Т.Толстая, журналист газеты «Моя семья», мать и дочь, ведущий.

ВЕДУЩИЙ: (на фоне музыки) Здравствуйте! Можем ли мы возлюбить ближнего как самого себя? Следуем ли этой христианской заповеди в жизни? Предаём ли самих себя, нарушая любовь к ближнему? Не теряем ли свою душу, отказывая в помощи нуждающемуся? Эти вопросы мы обсудим на сегодняшнем уроке ток-шоу, тем более, что тема (показываю на доску) относится к экзаменационным. Мы будем учиться доказывать свою точку зрения, подбирать нужные аргументы, анализировать текст.

Итак, тема «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя». В нашей аудитории присутствуют участники сегодняшнего разговора - ученики 11 «Б» класса, гости-филологи разных школ города и я - учитель русского языка и литературы- Элена Валерьевна.

(включаю ВИДЕОРОЛИК)

ВИДЕОРОЛИК: (6 минут) 1сюжет: (на фоне картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»)

Попусту растраченная жизнь, голод, мучительное одиночество. Но ещё мучительнее стыд и раскаяние, желание обнять, прижаться к груди отца, ещё хоть раз взглянуть в его любящие глаза. Выгонит или простит?

Долгое ожидание сына. Сыт или голоден? Греется у огня или мёрзнет в заснеженной степи? Жив или... Увидеть бы, прижать к сердцу непутёвого, но такого любимого сына.

Нежность, человечность, всепоглощающая любовь и всепрощение - всё это в картине Рембрандта.

2 сюжет: (ученица): Я думаю, что любить ближнего - это значит уметь прощать. Если ты поймёшь, что двигало этим человеком, что заставило совершить какой-то поступок, что он испытывает, то не будешь его судить. Может, завтра ты окажешься на его месте. Из каждой ситуации есть выход, надо только его найти. Я думаю, что надо помогать людям, как можешь, протягивать руку помощи не только с деньгами, но и поддерживать морально именно тех, кто не может зарабатывать себе на жизнь: детей, инвалидов, пожилых людей, (вторая ученица): Я считаю, что в наше время каждый за себя. Чем я могу помочь нуждающемуся? Если человек падает духом, не пытается сам выйти из трудного положения, кто ему вообще поможет?

3 сюжет: (на фоне портрета А Солженицына)

Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара... (А.Солженицын).

4 сюжет: (два взрослых человека) 1. Я думаю, что «ближние люди- это не только те, кто нам близок и дорог, а это люди, которые нас окружают: коллеги, знакомые, соседи, одноклассники - это очень большой круг. И поэтому любовь к ближнему — это такие взаимоотношения между людьми, которые основаны на добре, взаимопонимании, чуткости, сострадании. В народе говорят: доброе слово лечит, а злое калечит. Порой чья-то поддержка, понимание просто необходимы. Почему в нашем обществе так много опустившихся людей? Каждый опускается на дно жизни по разным причинам, но некоторые потеряли опору в жизни, и в трудный момент их никто не поддержал. Почему в нашем обществе так много жестокости? Может быть, потому, что добрые дела мы принимаем как должное, и они остаются незамеченными, а злые ранят душу сильно и надолго, и мы никак не можем освободиться от чувства обиды. А может, любовь к ближнему заключается просто в том, чтобы не причинять другим зла? Не делай другому того, чего бы сам не хотел получить.

2. Я всегда всего добивалась сама. Ни у кого не просила помощи, ни на кого не надеялась. Всегда считала, что если ни на кого не рассчитываешь, то никто и не подведёт. Думаю, что многие проблемы мы создаём себе сами и решать должны сами, не перекладывая на других. Часто люди, зная о твоей доброте и отзывчивости, попросту используют тебя. Не делай добра - не получишь и зла.

5 сюжет: кадры из худ. фильма «Преступление и наказание» (сцена признания Раскольникова в убийстве Лизе)

ВЕДУЩИЙ: Мы услышали самые разные мнения о любви к ближнему. А что вы думаете по этому поводу?

Перед вами знаменитый «чёрный квадрат», символ неизвестности. На столах - жетоны жёлтого и зелёного цвета. Жёлтый- «я считаю, что надо любить ближнего», зелёный- «каждый сам за себя». Выберите нужный жетон и опустите его в конверт (с конвертами подходят ассистенты). После урока вы сможете ещё раз проголосовать. Если вы останетесь при своём мнении - ваше право, а если оно у кого-то изменится, воспользуйтесь возможностью сообщить нам об этом.

Пока ведётся подсчёт голосов, попробуйте за одну - две минуты аргументировать свою позицию (у вас на столах лежат листочки). Приведите 2-3 доказательства.

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ: жёлтых- 19, зелёных - 6.

Докажите свою позицию

(заслушиваются 3-4 человека с разными мнениями, в ответах ученики используют материалы сюжетов видеоролика)

ВЕДУЩИЙ. Кто создаст человечеству единую систему отсчёта,- писал Александр Солженицын,- для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого, как они разграничиваются сегодня? Кто сумел бы косному, упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радости, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим?.. Средство такое в мире есть! Это- искусство. Это- литература.

Сегодня у нас в гостях известная писательница, лауреат премии «Триумф» Татьяна _ Никитична Толстая. Встречайте! -

(Под музыку выходит ученица, исполняющая роль Т.Толстой)

Татьяна Никитична, я знаю, что вы не очень любите посещать такие мероприятия, и нам приятно, что вы согласились прийти на наше ток-шоу.

ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ.

Меня очень привлекла ваша тема, тем более, что я в своих произведениях пытаюсь понять, что такое «добро и зло» в современном мире.

Героя моего рассказа «Ночь» окружающие называют «дебилом», но ведь то окружающие... А что думает сам о себе человек? Какова его внутренняя жизнь? Это и хотела я показать читателям. Я знаю, что вы прочитали мой рассказ «Ночь», и мне интересно узнать мнение сегодняшних выпускников.

- Каким вы восприняли героя рассказа?

(Герой рассказа- человек необыкновенный, который живёт в своём собственном мире, мире фантазий, ярком, насыщенном, сказочном. Он - большой ребёнок. «У Алексея Петровича свой мир - в голове, настоящий. Там всё возможно....» Алексей Петрович болен, и его защитой и опорой является Мамочка. Герой тонко чувствует природу (текст), заселяет мир «особенными людьми»: «драконами, грибами и страшными карликами», больше привязан к вещам, в которые вложена его душа (коробочки), чем к людям. Алексей Петрович не способен совершить зло (текст- сцена кражи) и т. д. Возможно, А.П. и станет писателем, ведь писатели тоже странные и непонятные люди, которые видят мир по-другому.

- Каким видит Алексей Петрович мир? Каковы его взаимоотношения с миром? {Окружающий мир, «дурной, неправильный. И очень трудно запомнить, что хорошо, а что плохо». Мир этот хлопающий, дребезжащий, шумный, в нём живут страшные «старухи», которые «ворчат у горячих плит, варят яд в ковшиках». Правила в этом мире «ужасно сложные», и не все могут по ним жить. Наш герой придумывает свои правила: «ему трудно жить по чужим Правилам». Как только общество наклеивает ярлык «дебил», мир сразу становится страшным, а Алексей Петрович «маленьким, одиноким, заблудившимся. Мамочка это мостик между сыном и окружающим миром (текст). Один раз А.П. предпринял попытку самостоятельно погулять, и мир без Мамочки обернулся «чёрными шеренгами волков» «...чёрен путь, молчат голоса, в глухое болото ведут тропинки». И уже звучит авторский голос: «Маленький, маленький, одинокий, заблудился на улице, по ошибке пришёл ты в этот мир! Уходи отсюда, он не для тебя!

- Скажите, теряют ли что-то окружающие от своего отношения к герою?

(Безусловно. Ведь всё их мнимое преимущество только в том, что они здоровы. Эти люди никогда не станут летать «белыми голубями»).

- Меня на встречах часто спрашивают, почему рассказ называется «Ночь». А мне всегда интересно, что думают по этому поводу читатели?

(Может быть, герой ещё не проснулся и находится в мире «ночного царства», где торжествует не жизнь, а «драконы, грибы и страшные карлики». Именно ночью к нему приходят самые смелые фантазии. День это непонятный окружающий мир, а ночью появляются «маленькие сияющие бисеринки, сами по себе висящие в чёрной пустоте». И ночью приходит спасение от злого мира (текст) в лице Мамочки, (заслушиваются 3-4 человека)

Мои герои не «маленькие», как иногда называют их критики, а «нормальные люди», при всей обыденности, заурядности, может быть, даже жалкости и убогости, остаются душевными, со светом в душе, с теплотой и добротой в сердце. Это дети, старики, «ненормальные», но они сохранили в себе детство, умеют мечтать, быть свободными в своих выдумках и фантазиях. Мои герои бегут в свой замкнутый мир, отгороженный от пошлой будничности их вымыслом. Главный конфликт -столкновение жизни реальной и жизни вымышленной.

- Я не открываю новых тем, обо всём уже говорилось в русской и зарубежной литературе. Может быть, вы вспомните произведения, героями которых являются не совсем нормальные люди (в глазах окружающих) или звучит тема любви к ближнему?

(Ф. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», Сервантес «Дон Кихот», Ф. Достоевский «Братья Карамазовы», А. Солженицын «Матрёнин двор», В. Распутин «Уроки французского», «Живи и помни», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Платонов «Юшка», К. Паустовский «Телеграмма», Л.Н.Толстой «Война и мир»(Платон Каратаев),И. Тургенев «Муму» и др.)

ВЕДУЩИЙ. Татьяна Никитична, а как бы вы ответили на вопрос нашего урока?

Т. ТОЛСТАЯ. Во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. И я для себя поставила, как и Борис Пастернак, в теме вашего ток-шоу не знак вопроса, а точку.

ВЕДУЩИЙ. Спасибо, Т.Н. Вы остаётесь с нами, а мы продолжаем разговор. Хорошо, когда вокруг тебя друзья, любящие родители, родственники, к которым ты можешь обратиться в трудную минуту. Но бывают в жизни такие ситуации, когда человеку не к кому обратиться со своей бедой, не с кем поделиться. И тогда человек обращается к Интернету или пишет в газету...

Сегодня у нас в гостях журналист общероссийской газеты «Моя семья» Дмитрий Викторович Шрейдер (Ф.И.О. ученика) Встречайте! (музыкальная заставка).

ВЕДУЩИЙ. Дмитрий Викторович, ваша газета - одно из немногих изданий, которое не относится к «жёлтой прессе».

Д.В. Да, наша газета для всей семьи. Возраст читателей не ограничен. Кредо газеты –

«Для нас не бывает чужих». Почти все публикации - это письма читателей, их рассказы о своей жизни, о радости и горе, просьбы о помощи и советы.

Конечно, горько читать строки «Вы для меня сейчас - единственный источник общения, пусть и не напрямую. Единственные, у кого я могу попросить совета». Но мы знаем, что наша газета разрушит одиночество. Всем, кто отчаялся, разуверился в жизни, не видит выхода из создавшейся ситуации, помогут наши читатели. И нас радует, что неравнодушных, отзывчивых, добрых людей, готовых помочь в трудную минуту совершенно незнакомому человеку, очень много. Высылают и деньги, и вещи, просто поддерживают добрым словом. А ведь далеко не все из них богаты, но этим людям знакомы понятия: милосердие и любовь. Когда приходят письма со словами «Добрая ваша газета, светлая. Работа у вас трудная, но она так нужна людям», мы рады, что смогли кому-то помочь.

Сегодня вместе со мною пришла героиня одной из наших публикаций - Ксения Комракова (имя ученицы). ( выходит героиня)

Д.В. Ксения, вы писали, что у вас сложились непростые отношения с мамой. Не могли бы вы рассказать об этом сами?

КСЕНИЯ, (по материалам публикаций газеты)

Буквы я знала уже в два года, а в четыре бегло читала. Наверное, мама хотела воспитать из меня вундеркинда. В нашем доме до сих пор стоит шкаф с облупленным лаком. Когда я в первом классе впервые принесла «четвёрку», мама избила меня солдатским ремнём с пряжкой, и я, семилетка, искала спасение в углу между мебелью и стеной. Я не имела права на «четвёрки». Когда все дети уже видели десятый сон, я сидела за уроками. И не дай Бог, если в тетради появится помарка. Если всё-таки ошибалась, мама безжалостно вырывала лист из тетради, и я переписывала всё заново. Очень хотелось спать, почерк был неровный, иногда я переписывала работу до десяти раз. У меня не было друзей, подруг, потому что они «отвлекали меня от уроков». Так все десять лет школы, которую я закончила с золотой медалью. Поступила в престижный вуз. Когда у меня случилась трагедия в личной жизни (несчастная любовь), и я едва не бросила институт, мама просто перестала со мной разговаривать и молчит вот уже почти два года. Мы существуем параллельно в одной квартире. Маме всегда нужна была дочь, которой можно было гордиться, просто дочь ей была не нужна.

ВЕДУЩИЙ. Давайте обратимся к нашей аудитории.

Вопросы ребят: А вы не пытались изменить ситуацию? Самой поговорить с мамой? Уйти? Подать в суд? Есть ли ещё родственники? Как они относятся к этой ситуации?

КСЕНИЯ. Несмотря ни на что маму свою я люблю, это единственный близкий человек. Куда уйти? Своих денег нет, стипендия небольшая, нет жилья. Чтобы подать в суд, не возникало даже мысли. Поговорить пыталась, но безрезультатно.

ВЕДУЩИЙ. Чтобы быть объективными, мы пригласили на наше ток- шоу маму Ксении - Екатерину Игоревну (имя ученицы) Встречайте!

ВЕДУЩИЙ. Екатерина Игоревна, у нашей аудитории возникли к вам вопросы.

ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА. Я внимательно выслушала всё, что здесь говорили, и не поняла, в чём проблема.

Вопросы: Вы не пробовали использовать какие-нибудь другие методы в воспитании дочери?

Е.Д. Сюсюканье что ли? Сколько таких изнеженных детей спивается, становится наркоманами, просто не находит своего места в жизни? По-моему, моя дочь должна быть мне благодарна за всё, чего она добилась в жизни.

Вопросы: Вы не разговариваете с ней два года. Вам не кажется, что это слишком суровое наказание? Даже в притче отец простил блудного сына.

Е.Д. Нет, не кажется. Наделала глупостей, пусть и расплачивается. Если закончит институт с отличием, тогда посмотрим. Пусть сначала образование получит, достойную работу найдёт, а потом влюбляется. Смазливых мальчиков на её век хватит, пелёнки и распашонки подождут.

Вопросы: Между родителями и детьми возникает душевная близость, душевная связь. А у вас с дочерью её нет. Ведь Ксении не хватает семейного тепла.

Е.Д. Молодой человек, вы о чём? Она раздета? Разута? Умирает с голоду? Выглядит прилично, многим на зависть. А разговоры разговаривать мне некогда: я деньги зарабатываю. Между прочим, и для Ксении тоже.

Вопросы: Человек в жизни сам делает свой выбор. А как же ваша дочь? Вы не оставляете ей права выбора?

Е.Д. Нет. Пока я её мать, я её содержу и лучше знаю, что ей надо.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, что бы вы посоветовали Ксении, Екатерине Дмитриевне, исходя из своего жизненного опыта? Как им наладить отношения?

(Советы ещё раз попробовать поговорить, маме - посмотреть на ситуацию глазами дочери, не мешать ей строить свою жизнь, дочери — лучше уйти, чем всю жизнь зависеть от матери и т.д.)

ВЕДУЩИЙ. Татьяна Никитична, что бы вы посоветовали нашим героиням?

Т.Т. Сесть сегодня вечером и за чашкой чая обсудить создавшееся положение, не обвинять друг друга, а внимательно выслушать. Главное в жизни - найти общий язык с близкими людьми, найти в себе желание объяснить себя и желание выслушать их. Ведь если в семье нет гармонии, то о какой гармонии в Мире может идти речь?

ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Викторович, а вы?

Д.В. Я соглашусь с Т.Н. Нет любви в семье - не будет и к окружающим. Однажды в интервью у писателя Юрия Трифонова спросили:

- Какая потеря в шестнадцать лет самая страшная?

- Потеря родителей,- ответил он.

Потеря зачастую не столько физическая, сколько духовная. Я предлагаю одиннадцатиклассникам, участникам нашего сегодняшнего разговора, подумать над этими словами и написать сочинение-размышление. Или обратитесь к теме вашего урока. Здесь ещё о многом можно говорить. Я думаю, что ваш учитель оценит работы, а продолжить разговор мы сможем на страницах газеты.

(Это домашнее задание)

ВЕДУЩИЙ. Ребята, на ваших столах лежит раздаточный материал. Здесь записаны некоторые цитаты, прозвучавшие на уроке. Вы можете использовать эти высказывания и в своих сочинениях, и при подготовке к экзамену. (Тема урока - это тема экзаменационного сочинения по литературе). Проблема любви к ближнему существовала всегда. Невозможно решить её за один урок. В конце темы экзаменационного сочинения стоит точка, но мы оставим знак вопроса, потому что это ещё и тема нашей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас ещё не раз задаст себе этот вопрос, но отвечать на него будет только сам. И пусть ваш выбор будет правильным.

Звучит «Аве Мария» И.Баха. Репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»(большая)

Чистый, величественный, но тревожный взгляд матери... Глубокая, затаённая печаль... Дитя, так доверчиво прижавшееся к ней. Что ждёт её малыша? Будут ли милосердны к нему люди или они всё так же жестоки? Всё она знает, всё чувствует многострадальная мать, несущая своего сына в жертву людям. Вечная «Сикстинская Мадонна» Рафаэля — символ жертвенной любви, боли и страдания за человечество. Приняв невыносимые муки, Её Сын принесёт такую же горячую любовь к людям и в величайшей Нагорной проповеди скажет: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного... Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? {музыка громче) Спасибо всем.

{На выходе ассистенты напоминают о голосовании). ИТОГИ ВТОРОГО ГОЛОСОВАНИЯ: жёлтых-21, зелёных- 4.

(Примечание: урок рассчитан на 45 минут, в случае более глубокого анализа рассказа Т.Толстой «Ночь» необходимо отвести для урока два часа).