Урок литературы в 8-м классе на тему: "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов")

Разделы: Литература


Цель:

1. Познакомить детей с личностью писателя, 0'Генри, с содержанием рассказа “Дары волхвов”

2. Раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья.

3. Сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей.

4. Воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить; расширять лексикон нравственных понятий.

Задачи:

1. Выявление и обозначение основных приемов создания художественного образа.

2.Описание интерьера и его функции в создании образа героев.

3. Портрет как средство характеристики героев.

4. Роль и значение авторской характеристики.

5. Поступки героев как способ характеристики.

Оборудование: потрет писателя, рисунки детей, высказывания о любви.

Эпиграф к уроку:

“Любовь есть небесная капля, которую боги влили в чашу жизни, чтобы уменьшить ее горечь…”

Рочестер.

Высказывания.

Истинная любовь всегда сопровождается уважением. Бошен.

Наше счастье зависит более от нас самих, нежели от окружающих.  Буаст.

Счастье есть удел добродетели. Буаст.

Добрые и злые одинаково преследуют счастье; но только первые постигают его. Бошен.

Первым порывом добродетели всегда бывает самопожертвование. Мадам де Сталь.

Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один другому простирают руки. В. Шекспир, сонет 56.

Словарь:

Социальныйотносящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Фантасмагория – причудливое бредовое видение.

Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.

Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Нравственный – соответствующий нормам высокой нравственности.

Дар – подарок, приношение, пожертвование, способность, талант.

Волхвы – волшебники, кудесники, чародеи.

Мирра, ладан – ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении.

Елей – оливковое масло, употребляемое в церковных обрядах.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

1. Учитель: Сегодня мы откроем для себя еще одну страницу творчества удивительного писателя, доброго и умного собеседника, настоящее имя которого Уильм Сидней Портер не все знают, потому что все читатели мира знают его под псевдонимом О'Генри. А сейчас вспомните, с каким рассказом О'Генри вы познакомились в прошлом году (ответы детей). Теперь я попрошу наших “биографов” рассказать нам то, что им известно о жизни и творчестве О'Генри (рассказы “биографов”).

(Работа 1-й группы)

2. Учитель: Наши чтецы приготовили вам свой сюрприз. Мы послушаем их, а вы потом определите главную тему нашего разговора.

(Работа чтецов. Под музыку они читают стихи русских поэтов о любви).

Учитель: Какой темой объединены эти стихи? Верно, все они написаны о любви. Мы тоже будем сегодня говорить о любви двух героев рассказа “Дары волхвов”.

III. Антиципация чтения.

Учитель: рассказ называется “Дары волхвов”.

А) Раскройте лексическое значение этих двух слов.

Б) Словарная работа (слова записаны на доске)

В) Учитель: А теперь посмотрите на ключевые слова, записанные на доске. Давайте спрогнозируем содержание и тематическую направленность нашего разговора.

Ключевые слова

Рождество, меблированная квартирка, два сокровища четы Джейм Делингем Юнг, счастье, “красноречиво молчащая бедность”, 1 доллар 87 центов, ничем не примечательная история двух глупых детей из 8 – долларовой квартирки, пожертвовали друг для друга величайшими сокровищами, они и есть волхвы.

(Выслушиваем мнение детей)

IV.Постановка целей урока.

V. Работа над текстом:

А) Беседа.

1. Когда происходят события, описанные в рассказе?

2. Как вы думаете, почему под Новый год и под Рождество люди верят в чудо, счастливые перемены в своей жизни?

3. Как вам кажется: что важнее в жизни – материальное или духовное?

4. Перечитайте запись Алексея от 31 декабря с. 347 –

5. В чем, по мнению Алексея, состоит высшее счастье человека?

6. Алексей определил для себя, что такое высшее счастье, а что думаете по этому поводу вы?

7. Продолжите предложение: “Счастье – это…” (дети отвечают по очереди)

VI. Работа с рисунками детей к рассказу.

Учитель: А вот какого цвета ваше счастье, и какие образы оно принимает в ваших мечтах, многие отразили в своих удивительных, на мой взгляд, рисунках (несколько слов о работах детей). Как и следовало ожидать, в вашем возрасте счастье именно такое: розовое, голубое и прекрасное.

VII. Аналитическое чтение рассказа и беседа по вопросам.

Учитель: Но давайте продолжим наш разговор дальше.

1. Кто главные герои рассказа?

2. Давайте заглянем к ним и посмотрим, в каких условиях живут наши герои. Подумайте, почему автор об этом говорит в самом начале рассказа.

(Слово четвертой группе о роли интерьера в раскрытии образов героев).

Вывод: Описание интерьера жилища рассказывает о бедственном материальном положении наших героев, принадлежащих к бедным слоям общества. Автор использует антитезу, противопоставляя материальное положение и духовность героев, то есть отношения Деллы и Джима. Автор дает нам понять что бедность, жизнь впроголодь, не озлобила их, напротив, он полны любви и заботы друг о друге. Автор дает понять нам, что в мире зла и несправедливости никому нет дела до страданий простого человека и потому – то очень важно сохранить в себе все человеческое: любовь, доброту, человечность.

3. Учитель: Итак, в бедной квартирке живут двое молодых супругов, расскажите о них, о их жизни, опираясь на мелкие детали, встречающиеся в рассказе. Помогают ли воссоздать их портрет иллюстрации в учебнике? (стр. 348-352, рассказы о Делле и Джиме, работа 3 группы).

Учитель: Да, рассказ дышит любовью к людям, к жизни, О'Генри любуется красотой, молодостью, любовью своих героев, гордится ими. Согласны ли вы, что это рассказ о любви, и Делла и Джим по-настоящему любят друг друга? Чем было для них Рождество? Почему именно на Рождество нужно было подарить друг другу что-нибудь особенное? Но прежде, чем вы выскажетесь, послушайте сообщение о том, откуда пошел этот обычай (сообщение ребенка о волхвах и обычае отмечать Рождество).

1. Учитель: Продолжим наш разговор. Делла и Джим пожертвовали друг для друга своим единственным достоянием. Только ли это доказывает, что они по-настоящему любили друг друга?

2. В чем смысл фразы: “Из всех дарителей эти двое были мудрейшими”?

3. Как вы думаете, все ли в дальнейшей жизни Деллы и Джима будет хорошо?

4. Автор пишет: “Жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок”… “причем вздохи преобладают””. А какими бы словами вы продолжили первую часть предложения? ( Дети говорят, что жизнь состоит еще и из любви, нежности, взаимопонимания, уважения, самопожертвования и тд.).

5. Перечитайте концовку рассказа и скажите, в чем смысл заглавия (смысл заглавия в том, что каждый человек сам кузнец своего счастья надо только крепко верить, надеяться, любить и делать счастливыми тех, кого любишь).

VIII. Великие о любви.

Учитель: На доске вы видите высказывания великих о любви и счастье. Вот что они думают по этому поводу (чтение эпиграфов, зажигание свечей).

Какое из этих высказываний понравилось вам больше и почему? (Ответы детей).

Учитель: Ну, что же, я согласна с вашим мнением, а сейчас пусть от этих свечей огонек добра, любви загорится в ваших сердцах и никогда не погаснет (звучит музыка, зажигаются свечи).

IX. Итог урока.

(Учитель кратко подводит итоги).

Мне кажется, что сегодня у нас с вами состоялся очень искренний, серьезный и содержательный разговор о любви, человечности и счастье. И я надеюсь, что вы поняли, что секрет нашего счастья в любви.

X Задание на дом.

Использованная литература:

  1. Учебник литературы “ Дом без стен”, 8 класс , по программе “Школа 2100” автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
  2. Стихи русских поэтов о любви.
  3. Библия для детей.
  4. Музыка группы “Энигма”.

Приложение

  1. Портрет.
  2. Дополнительный материал о Рождестве и обычаях.
  3. Высказывания великих о любви и счастье.