Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Муза свободы" (литературно-музыкальная композиция по письмам и стихам декабристов)

Разделы: Литература


Нет, веруйте в земное воскресенье:
В потомках ваше пламя оживет,
И чад моих святое поколенье
Покроет Русь и процветет.
(В. Кюхельбекер)

Цели:

  1. Углубление знаний о поэтах декабристах;
  2. Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма;
  3. Межпредметные связи с историей и музыкой;
  4. Обучение выразительному чтению;
  5. Обучение написанию эссе. (30 минут в конце 2 часа эссе “Мои мысли о декабристах”)

Оборудование: магнитофон, кодоскоп, географическая карта России с обозначением мест, где жили в ссылке и на каторге декабристы, выставка книг, музыкальные инструменты (скрипка), проигрыватель, плакаты с высказываниями из романа Грибоедова (“Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Счастливые часов не наблюдают”), на плакатах словарная работа, на доске открытки с изображениями декабристов.

Оформление кабинета: Парты стоят по 2, на столах свечи, на 1 планшете – словарные слова, на другом – имена декабристов.

Перед уроком дается опережающее домашнее задание:

  • прочитать о восстании декабристов;
  • выполнить словарную работу (в тетрадях);
  • дать определение словам: мораль, басня, романс, муза.

Муза – 1. В греческой мифологии: одна из 9 богинь, покровительниц искусств и наук. 2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

Мораль – 1. Логический, научительный вывод из чего-нибудь (басни). 2. Нравоучение, наставление.

Басня краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.

Романс небольшое вокальное произведение лирического характера.

Оформление доски:

С левой стороны можно повесить географическую карту России, с правой – эпиграф, в середине – портреты 5 декабристов. С правой стороны доски сделать записи:

14 декабря 1825 г.

декабристы

Сенатская площадь.

Географическая карта число

Тема

портреты декабристов

14 декабря 1825г.

декабристы

Сенатская площадь

Учитель: - Ребята, скажите, что объединяет все эти записи с правой стороны доски?

- Кто такие декабристы? С каким событием в истории они связаны? (это первые русские революционеры).

- Что вам известно о событии, которое произошло 14 декабря 1825 года? (учащиеся отвечают).

- Послушайте историческую справку об этом событии.

1 ученик: О коротком зимнем дне 14 декабря 1825 года написано очень много и самими декабристами, и очевидцами, и Следственной комиссией, и за 1,5 века – многими историками. Восстание на Сенатской площади было подавлено, к вечеру лежало убитыми более 1200 человек. Сотни погибли, пытаясь по разбитому ядрами льду уйти на другой берег Невы. Ночью, при свете костров, полиция “хоронила” убитых и тяжелораненых, спускала под лед. А на площадь везли снег – засыпать, быстрей скрыть кровавые следы жестокой расправы.

(демонстрируется кадр, где изображено восстание, из диафильма или через кодоскоп открытка, на которой изображено восстание).

Учитель: Итак, 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь в Петербурге вышел цвет русской нации. Это были люди не просто образованные, а одаренные, которые проявили себя не только в политике, но и в литературе, искусстве. Имена которых, несмотря на то, что прошло более 180 лет со дня этого события, мы вспоминаем и поныне. С 14 декабря в Иркутске проходят декабристские чтения, так как здесь проживало около 50 декабристов, которые сыграли огромную роль в культурном развитии этого края. И пророчески звучат слова Вильгельма Кюхельбекера (читается эпиграф):

Нет, веруйте в земное воскресенье:
В потомках ваше пламя оживет,
И чад моих святое поколенье
Покроет Русь и процветет.

И мы будем надеяться, что именно сейчас, на стыке 2-х веков, в начале 3 тысячелетия, Россия, действительно, процветет и восстановит свое былое величие.

- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока: Муза свободы.

- Что означает слово “муза”? (ответ учащегося из домашнего задания)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о поэзии декабристов).

- И не только, мы сегодня сможем убедиться в том, что декабристы были людьми разносторонне образованными. Более половины из сосланных писали стихи, прекрасно играли на музыкальных инструментах, рисовали гравюры и портреты своих друзей, т.е. были великолепными художниками. Мы сегодня услышим ту музыку, которую они сочиняли, играли, пели.

2-й ученик: Сегодня мы вспоминаем имена людей, решивших ценою своей жизни “купить” первую попытку для свободы России. Вот они: (каждый ученик называет одно имя): Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский, Александр Бестужев, Матвей Муравьев-Апостол, Сергей Муравьев-Апостол, Федор Глинка, Владимир Раевский, Николай Бобрищев-Пушкин, Яков Толстой, Николай Чижов, Николай Бестужев, Василий Ивашев.

Другой ученик добавляет: “И ещё 120 человек”.

(фамилии написаны на планшете)

- Бросается в глаза тот факт, - с удивлением замечали современники, – что большинство участников русской революции “обладало поэтическим даром”.

3-й ученик: Действительно, ни одно другое революционное движение не было так принципиально одухотворено поэзией. В самом деле, среди опасных заговорщиков, чьи портреты вы здесь видите, крупнейший поэт-декабрист Кондратий Рылеев. Рылеев был болен, когда за ним пришли его товарищи, он поднялся, одел шинель. Следом за ним шла жена с пятилетней дочерью на руках, умоляя не выходить никуда. Но он, собрав свои душевные силы, вышел из дома, оставив на пороге шинель, упавшую с плеч. Это Рылееву, его перу, принадлежит стихотворение, написанное за год до восстания:

4-й ученик:

Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны.
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища Свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги. (1824 г.)

5-й ученик: Поэтическим даром обладал и Сергей Муравьев-Апостол, возглавивший восстание Черниговского полка вместе со своим братом. Он участник войны 1812-1814 годов, во время подавления восстания был тяжело ранен в голову, содержался в Петропавловской крепости и повешен 13 июля 1826 года. Из его стихотворений дошло лишь одно на французском языке. (Свет выключается, зажигаются свечи). Выразительное свидетельство того, что значили в ту пору стихи, оставил в одном из своих позднейших писем декабрист Михаил Лунин.

6-й ученик: (инсценировка: парта, стул, полумрак, гусиное перо, листок бумаги, чернильница). Пишет и говорит: “Когда… умолкал шум цепей и затворов на противоположном конце коридора. Одну ночь я не мог заснуть от тяжелого воздуха в каземате, от насекомых и удушливой копоти ночника, - внезапно слух мой поражен был голосом, говорившим следующие стихи:

7-й ученик: (читает приглушенным голосом, во мраке):

Задумчив, одинокий,
Я по земле пойду, незнаемый никем.
Лишь перед концом моим,
Внезапно озаренный,
Познает мир, кого лишился он.

6-й ученик: - Кто сочинил эти стихи? – спросил другой голос.

7-й ученик: Сергей Муравьев-Апостол.

8-й ученик: В тюремных камерах стали писать стихи многие из тех, кто никогда не подозревал до того в себе поэтического дара. Василий Ивашев.

9-й ученик:

Рыбак

Волна шумит, волна бушует
И с пеною о берег бьет.
На берегу сидит, тоскует
Младой рыбак и слёзы льёт.
Грозой челнок его разбило,
Напрасны были все труды.
Погиб, но белое ветрило,
Ещё мелькает из воды.
То погрузится, то всплывет,
Как бы прощаясь с рыбаком,
Так пламень жизни догорает.
С весной в страдальце молодом.

8-й ученик: Интересна судьба этого человека. В 1831 году на Петровском заводе декабристы отпраздновали ещё одну свадьбу: к Василию Ивашеву приехала невеста Камилла Ле-Дактю, по словам Марии Волконской, прелестное создание во всех отношениях (показать портрет работы Н. Бестужева. Она была дочерью гувернантки в доме Ивашовых и тайно любила сына хозяина. Но такой брак был невозможен. Теперь же, когда сын генерала, богатый помещик с будущим превратился в “государственного преступника”, лишенного всех прав, огромная разность социального положения не имела значения. Их брак оказался очень удачным.

10-й ученик: Вместе с Рылеевым на Сенатскую площадь вышли Александр Бестужев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский – известные поэты. На каторгу позже были осуждены более 10 поэтов, всего 120 человек:

Инсценировка: немая сцена, звучит духовная музыка): в полумраке идут 3 заключенных, 2 из них – в черных рубашках, 1 – в белой. Впереди идет жандарм. На арестантах цепи. У двоих в черном в руках горят свечи.

Жандарм: “Пошевеливайтесь!” Гаснут свечи. Луч фонарика из темноты выбирает того, кто стоит в белой рубашке (ноги расставлены, на руках цепи). Потом луч падает на женщину, она подбегает к нему, падает перед ним на колени, целует его руки. Секунда. Свет фонарика гаснет.

10-й ученик: всего 120 человек, из них более половины занимались литературной деятельностью.

Учитель: - Скажите, какое литературное произведение мы называем басней? (ответ учащегося из домашнего задания)

- Чем отличается басня от стихотворения? (моралью)

- Что же такое мораль? (ответ учащегося из домашнего задания)

11-й ученик: (читает наизусть басню)

Послушайте басню Бобрищева-Пушкина “Дитя и пятнышко”:

Дитяти маменька в награду за урок
Купила платьице ко празднику в обновку.
Надевши на него и причесав головку,
Промолвила: “Смотри же, мой дружок,
Чтоб это платьице ты у меня берег,
Чтоб к вечеру его снял также ново!”
И подлинно сказать, ребенок соблюдал,
Как должно, маменькино слово:
Чиннехонько ходил, чиннехонько играл
И в утро целое не знал, что есть проказа,
Он платьице свое берег, как глаз.
Но на кого беда на свете не живет?
И мой Николенька забылся,
Разбегался и расшалился,
И платьице себе он как-то запятнал,
Увидевши беду, заплакал, зарыдал.
Потом, как водится, от слез своих унялся,
Но утешение сбылося не к добру.
Уже Николенька не так, как поутру,
Обновку замарать боялся,
Считая про себя, что будет все равно,
Увидят ли на нем одно
Пятно,
Пятна ли два или десяток.
Так думая, шалить стал без оглядок.
Что ж вышло из того? Что, тряся об столы,
Об печки, об полы,
Обновку замарал хоть брось мой Николаша!
Толк басни сей таков:
Дитя есть всяк из нас, а платье – совесть наша.
До первой слабости у всякого она
В своей невинности хранится.
И счастлив тот дитя, который умудрится
Не сделать первого на платьице пятна.

Учитель: Какова мораль этой басни? (ответ учащегося)

10-й ученик: Декабристы были очень образованными людьми, одаренными и очень талантливыми. Они владели не только иностранными языками, но и виртуозно играли на музыкальных инструментах.

12-й ученик: А знаете ли вы, достопочтенная публика, кто автор слов известной народной песни? (звучит запись)

Вот мчится тройка удалая…
В Казань дорогой столбовой
И колокольчик дар Валдая…
Звенит уныло под дугой.
Ямщик лихой – он встал с полночи
Ему взгрустнулося в тиши,
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы – души:
“Вы, очи, очи голубые,
Вы сокрушили молодца,
Зачем, о люди, люди злые!
Вы их разрознили сердца?
Теперь я горький сиротина!”
И махнул по всем, по трем,
И тройкой тешился детина –
И заливался соловьем.

12-й ученик: Оказывается, автор этих слов Николай Глинка – активнейший деятель раннего этапа декабристов. В своих воспоминаниях Михаил Лунин писал: “….в числе осужденных были истинные музыканты и исполнители: Свистунов, Ивашев, Юшневский, Вадковский. Федор Вадковский превосходно играл на скрипке (ученик подходит к столу, берет скрипку, звучит скрипичная музыка). Свистунов – на виолончели, Александр Юшневский – на рояле. Верными себе остались они и в далекой Сибири, куда были сосланы после подавления восстания на Сенатской площади.

13-й ученик: Деятельность декабристов в области музыки адресовалась не только передовой части русского общества, но и более широким кругам. С концертами они выступали перед своими товарищами, местными жителями. Песни Шуберта и Мендельсона исполнял Александр Юшневский (звучит одна песня).

В местах своего поселения они занимались педагогической деятельностью, создавали школы, в том числе и музыкальные. В Тобольске, например, школу посещали 90 человек. (показать картину: здание школы). В Петровске они создали хор, который пел и светскую и духовную музыку. В Минусинске хором руководил декабрист Свистунов (звучит пластинка с духовной музыкой).

14-й ученик: К числу декабристов причисляют (т.к. официально на суде не было доказано) автора, написавшего единственный в своей жизни роман, строки из которого стали крылатыми: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Счастливые часов не наблюдают”.

- Кто автор? (А.С.Грибоедов)

Послушайте романс Грибоедова (можно сыграть кому-то из учащихся или звучит пластинка)

- Какое произведение называется романсом? (ответ учащегося из домашнего задания).

Учитель: Среди портретов, которые вы видите на доске, есть портрет ещё одного человека. Кто он? И по праву ли занимает место среди декабристов? (сначала отвечают ученики, а потом вывод учителя).

(А.С.Пушкин. Да, по праву, здесь, как раз изображен момент, когда Пушкин, находясь в Михайловском, сжигает свои записки, т.к. они могли умножить число жертв. Многие из декабристов были его близкими друзьями. В черновиках он несколько раз рисует виселицу с пятью повешенными. Под одним из таких рисунков написано: “И я бы мог…”)

Сегодня мы с вами вспомнили лишь часть имен тех людей, чье выступление в далеком 1825 году стало искрой, от которой разгорелось пламя революционной борьбы в России.

- Скажите, что это были за люди?

(Умные, образованные, видевшие социальную несправедливость, пытавшиеся что-то изменить в жизни государства, даже ценою собственной жизни, талантливые, знавшие несколько иностранных языков, обладающие поэтическим даром).

Учитель: Да, действительно, декабристы оставили след не только в истории, но и в музыке, литературе, педагогике. Музыка и поэзия слились у них в единое целое, помогая выжить в Нерчинском остроге и на поселении (показать по карте эти населенные пункты: Иркутск, Нерчинск, Тобольск, Минусинск, Туринск, Петровск).

15-й ученик: (на фоне духовной музыки звучит отрывок из поэмы К.Рылеева “Наливайко”:

“Известно мне, погибель ждет
Того, кто первый восстает
на утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла,
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?...
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благославляю!”

Учитель: А сейчас давайте послушаем стихи декабристов. (стихи звучат на фоне духовной музыки).

Учитель: Учитель подходит к выставке книг, перелистывая, дает их краткое содержание.

- Давайте еще раз (по очереди) назовем имена людей, которые сложили головы за край родной или которые более 30 лет провели в Сибири. Сергей Волконский вернулся 70-летним глубоким стариком, это ему посвятил Н.А.Некрасов свою поэму “Дедушка”. А его жена, М.Волконская, возвратилась , когда ей было уже за 50. Но вернулись не все. Многие остались там навсегда. Именно им, женам декабристов, посвятил Н.А.Некрасов другую свою поэму “Русские женщины”. Итак, вот эти имена: (каждый ученик называет 1 имя): Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский, Александр Бестужев, Матвей Муравьев-Апостол, Сергей Муравьев-Апостол, Федор Глинка, Владимир Раевский, Николай Бобрищев-Пушкин, Яков Толстой, Николай Чижов, Николай Бестужев, Василий Ивашев. Один из учеников добавляет: “Ещё 120 человек”.

В конце 2 урока (30 минут) пишется эссе на тему: “Мои мысли о декабристах”.