Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Деревенские посиделки. Праздник устного народного творчества для учащихся начальных классов 2007

    Автор: Григайтес Наталья Сергеевна

    Праздник для ребят начальных классов, который знакомит с устным народным творчеством, целью которого ставится: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к русскому фольклору.

  • Разработка урока литературы в 11-м классе по творчеству В.С. Высоцкого "У времени в плену…" 2007

    Автор: Короткова Елена Викторовна

    Урок литературы по творчеству В.С. Высоцкого может быть проведен в классах с углубленным изучением предмета и как внеклассное мероприятие для старших классов средних образовательных учреждений. В подготовке данного урока использовались реальные ответы учащихся на уроке. Для удобства при работе с техническими средствами советуем сделать запись на современных информационных носителях.

  • Урок литературы в 6-м классе по теме: "Повести временных лет" 2007

    Автор: Москалева Екатерина Юрьевна

    Цели: знакомство с историей создания "Повестей...", с походами князя Олега; развитие навыков чтения и работы с текстом, умений анализировать прочитанное и делать выводы; воспитание патриотических чувств.

  • Интегрированный урок в 9-м классе (литература + химия + физика + география + МХК) "М.В. Ломоносов и эпоха Просвещения" 2007

    Авторы: Корнева Наталья Валентиновна, Сон Надежда Николаевна

    Цель урока: расширение знаний учащихся о М.В. Ломоносове, как о великом русском ученом.

  • Анализ рассказа И.Бабеля "Гедали" 2007

    Автор: Плыга Елена Ивановна

    И.Бабель страстно мечтал о новой жизни и приходил в ужас от тех способов, которыми её пытались построить. Это противоречие художественно воплотилось в сборнике "Конармия". Рассказ "Гедали" - об ответственности каждого человека перед отдельным человеком и перед человечеством. И о том, что главным критерием твоего жизненного выбора должны быть не отвлечённые идеи насильственного "осчастливливания" всего мира, а судьба каждого единичного человека.

  • "Сталинградская битва". Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы 2007

    Автор: Плыга Елена Ивановна

    Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу. Этому величайшему событию посвящена литературно-музыкальная композиция. Чтобы помнили.

  • Урок с элементами театрализации (А.Радищев "Путешествие…"). 9-й класс 2007

    Автор: Лазарева Людмила Мухединовна

    "Главный протест против крепостного права и самодержавия, угнетения человека человеком" (А.Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву"), урок с элементами театрализации. Тема - одна из сложных в курсе литературы. Элементы театрализации, музыка, заочное путешествие позволяют ученикам погрузиться в эпоху.


  • Конспект урока в 11-м классе по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007

    Автор: Лазарева Людмила Мухединовна

    "Что есть истина? От названия произведения и эпиграфа к нему - к основному философско-нравственному вопросу романа" (по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") - интегрированный урок, на котором используются фрагменты музыкальных произведений, работа с репродукцией картины, фрагмент фильма, разные виды работы с текстом.

  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике 2007

    Автор: Новикова Валентина Григорьевна

    Формирование коммуникативной компетенции закладывает навыки осмысленного чтения, общения и осознания себя языковой личностью, находящейся в постоянном диалоге как с окружающим миром, так и с самим собой, что помогает сложному процессу формирования личности.

  • Использование системы Е.Н. Ильина в процессе литературного образования старшеклассников 2007

    Автор: Шевченко Елена Витальевна

    В статье описывается опыт работы учителя по использованию системы Е.Н. Ильина в процессе литературного образования старшеклассников, которая основана на преподавании литературы как нравственно-этического курса, формирующего Человека. Автор статьи рассматривает урок литературы как урок искусства, который строится по закону "трёх О": очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. На учебном занятии стремится к гибкой сочетаемости литературных знаний и жизненного опыта учителя и учеников. Поиск нравственных истин, их осмысление происходит в процессе совместной деятельности педагога и учащихся на творческой основе.

  • Развитие творческой деятельности учащихся на уроке-исследовании по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2007

    Автор: Рахметова Мереке Конысбаевна

    Разрабатывая урок в 10-м классе по литературе, выбрала тему "Любовная лирика А.С. Пушкина". На нём использовала исследовательскую работу, которая позволила раскрыть творческие способности, читательский и зрительный опыт учеников, умения анализировать и сопоставлять стихи Пушкина и Абая, возбудить живой интерес к лирике поэта, научить понимать прекрасное в поэзии. В результате появился интересный урок, что помог мне ввести учеников в поэтический мир Пушкина.

  • Урок-мастерская "Мой Северобайкальск" 2007

    Автор: Елисеенко Наталья Михайловна

    Тип урока - педагогическая мастерская, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия. Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: создание текста, накопление фактических знаний, осознание ценностных ориентаций. Материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса (см. рефлексия). Важную роль в развертывании творческого процесса играет ассоциативное мышление.

  • Поэтическая исповедь М.Ю. Лермонтова "Как часто, пёстрою толпою окружён…" 2007

    Автор: Мальчушкина Любовь Ивановна

    Открытый урок по литературе в 9-м классе создает условия для расширения представления учащихся о лирике М.Ю. Лермонтова, способствует обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению.

  • Урок-семинар в 10-м классе "Я поранил руку о край ночной звезды" (Лирический герой Виктора Кушманова) 2007

    Автор: Торлопова Валентина Кимовна

    Урок посвящен лирике известного поэта Коми Республики и России, члена Союза писателей России, лауреата Государственной премии РК Виктора Витальевича Кушманова. К уроку-семинару учащиеся с педагогом собирают материал о жизни и творчестве поэта, делают подборку стихов, все объединяют в книжку, юные художники-гимназисты иллюстрируют ее. Она - для подготовки к уроку и для работы на семинаре. В ходе урока звучат выступления старшеклассников о художественном мире В.Кушманова, стихи поэта, их интерпретация.


  • Урок литературы в 6-м классе по теме: "Проблема мести в рассказе В.Солоухина "Мститель" 2007

    Автор: Ходякова Наталья Владимировна

    Урок литературы в 6-м классе по рассказу В.Солоухина “Мститель” с целью обеспечить в ходе урока усвоение таких понятий, как внутренний монолог, внутренний конфликт; продолжить формирование навыков работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения, передающими авторскую иронию; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

  • Урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат". Предупреждение писателя 2007

    Автор: Гамаева Евгения Викторовна

    В общей системе литературного образования в школе немаловажную роль играют, помимо основных уроков, уроки внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школьной программы. Повесть Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат" органично вписывается в систему уроков по литературе в 8-м классе. На предыдущих уроках учащиеся знакомились с повестью И.С.Тургенева "Ася" и рассказом Л.Н.Толстого "После бала", которые по композиции одинаковы (рассказ в рассказе). Вопросы, поставленные в них близки - ответственность человека перед самим собой и окружающими. В повести Толстого сильно выражен социальный аспект - ответственность человека за всё происходящее вокруг. После изучения творчества Толстого предусмотрено изучение произведений В.Г.Короленко, герои которого верят, что человек создан для жизни, для счастья. Это продолжение вывода сделанного на уроке изучения повести "Хаджи-Мурат".

  • Времена года в русской поэзии 2007

    Автор: Кошелева Ольга Николаевна

    Данный урок открывает цикл занятий к разделу "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". Урок апробирован с учащимися 5-го класса Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения; ход урока сопровождается ответами учащихся и комментариями их деятельности.

  • Пушкинский праздник "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" 2007

    Автор: Казакова Светлана Ивановна

    Композиция строится как литературный монтаж, соединяющий в одно смысловое и художественное единство стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Главная цель композиции – высветить личность художника, чтобы лучше и глубже понять его творчество. У композиции есть свой сюжет, внутренняя динамика материала, постепенное нарастание эмоций в кульминации. Как правило в композиции звучит музыка. Подготовка к литературно-музыкальной композиции требует немало времени: надо подобрать литературу, выбрать фрагменты, скомпоновать отобранный материал, чтобы она не распадалась на части. Очень хорошо если, учитель работает в соавторстве с учениками. Ученики “входят” в тему, проникаются ее настроением. Как и всякое выступление, композицию следует отрепетировать.

  • Урок-исследование по древнерусской литературе в 8-м классе на материале "Жития Александра Невского" 2007

    Автор: Брянцева Светлана Васильевна

    Вашему вниманию предлагается урок-исследование по древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". Основная цель урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема "Лик Святого в житийной литературе" включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, история, живопись, Основы Православной Культуры, архитектура и музыка. Урок рассчитан на гимназические классы (120 минут). Материал разбит на этапы, учитель может разделить их на несколько уроков или же выбрать те вопросы и задания, которые соответствуют целям и задачам проводимого им урока. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание группе учащихся. Таким образом, каждый может "найти себя" в этом уроке и раскрыть свои творческие способности.

  • Урок творчества на тему: "Сочиняем сказку". 6-й класс 2007

    Автор: Блоха Валентина Валерьевна

    Урок творчества в 6-м классе. Тема данного урока: "Сочиняем сказку". Основная цель урока: развитие творческого мышления учащихся. Урок содержит несколько педагогических приёмов, активизирующих творческую деятельность,: "войди в роль", " определи характер слова", "слово - магнит" и т.д. Особое внимание уделяется развитию устной связной монологической речи.

  • Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории" 2007

    Авторы: Бабий Ольга Владимировна, Мокроусова Жанна Анатольевна

    Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".


  • Урок литературы в 5-м классе "Загадки" 2007

    Автор: Лобань Валентина Васильевна

    ное занятие - один из уроков, разработанных для учащихся пятых классов в цикле "Фольклор", формирующий эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру. Данная форма проведения урока литературы способствует развитию таких качеств личности, которые обеспечивают ее самоопределение и самореализацию в современном обществе.

  • Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны" 2007

    Авторы: Жаглина Ольга Александровна, Иконникова Екатерина Михайловна

    В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?

  • Урок литературы по теме "Трагические судьбы поэтов Серебряного века" 2007

    Автор: Чегодаева Галина Анатольевна

    Основные цели урока - воскресить атмосферу Серебряного века, показать неразрывную связь времени и художника, познакомить с основными вехами жизни О.Мандельштама, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Цветаевой, приобщить к поэтическому миру этих поэтов. На уроке используется компьютерная презентация, в которой нашел отражение богатый материал: портреты поэтов, копии документов, например, страницы дела Н.Гумилева, заявление М.Цветаевой в Совет Литфонда о принятии ее на работу в качестве судомойки.

  • Урок литературы в 10-м классе "Интеллигентнейший человек России" (очерк жизни и творчества А.П. Чехова) 2007

    Автор: Карлова Татьяна Михайловна

    Задачи урока: вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П. Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя; развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие; воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.

  • Сценарий читательской конференции по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2007

    Автор: Козлова Наталья Ивановна

    Данный сценарий может быть использован как на уроках литературы в 10-х классах, так и для проведения внеклассных мероприятий по предмету. Данное мероприятие поможет обобщить знания по пройденному материалу, расширит кругозор учащихся, пополнит лексический запас ребят, поможет найти объяснение устаревшим словам, встречающимся в тексте романа. При подготовке к конференции ребята продемонстрируют свои творческие способности. Рекомендуется проведение мероприятия между параллелями 10-х классов.

  • Семинар по рассказу В.Астафьева "Пролетный гусь" 2007

    Автор: Куклина Светлана Владиславовна

    Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он вошел в число любимых авторов, помогая обрести читателю гражданскую позицию, духовные ориентиры.

  • Урок внеклассного чтения по литературе в 6-м классе на тему: "Хлеб – имя существительное" 2007

    Автор: Пикалова Ирина Вячеславовна

    Урок внеклассного чтения по литературе в 6-м классе, на котором поднимается проблема отношения к хлебу в современном обществе. На примере различных произведений, не включённых в школьную программу, учащимся демонстрируется огромное значение, которое имеет хлеб в нашей жизни.


  • Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007

    Автор: Беседина Ирина Владимировна

    Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.

  • "Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007

    Автор: Арапова Татьяна Александровна

    В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.