Использование информационных технологий на уроках литературы

Разделы: Литература


Оборудование урока:

  • Выставка книг В.Богомолова, видеофильмов по его произведениям.
  • Портрет В.Богомолова.

Эпиграфы:

Вспомните: кадровым военным был Лермонтов, первые свои произведения Толстой написал, будучи офицером- артиллеристом, Достоевский ступил на писательскую стезю в училище военных инженеров, впрочем, как и его однокурсник Григорович.

В.Егоров.

И пусть не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят…

Ход урока

1. Объявление темы урока. Постановка задач.

2. Слово учителя.

Осенью 1957 года никому не известный тридцатилетний ветеран войны, офицер запаса, не имеющий никакого отношения ни к редакциям, ни к профессиональному литераторству, садится за стол и пишет повесть “Иван”, которую по неопытности посылает сразу в два журнала. Выловленную из самотёка, её сразу публикуют в журнале “Знамя”.

Так боевой офицер Владимир Богомолов стал писателем уникального опыта, таланта и художественного дарования.

Повесть “Иван” признана шедевром русской литературы XX века и вошла в антологию советской и мировой классики.

В 1959 году опубликовано второе произведение молодого, профессионально зрелого прозаика В.Богомолова – лаконичный, обжигающий трагедией и чистотой чувства рассказ “Первая любовь”.

В 1963 г. появилась повесть “Зося”, в августе 1964 г. в журнале “Новый мир” были опубликованы его рассказы-миниатюры “Кладбище под Белостоком”, “Сердца моего боль”, “Сосед по палате” и другие.

В 1975 году вышел в свет роман “В августе сорок четвёртого…” (“ Момент истины”). Он сразу стал бестселлером. За 30 лет с момента первой публикации вышло 114 изданий романа на более чем 50 языках мира!

В обширной читательской почте и сегодня помимо восхищения ясно прослеживается желание понять, как удалось автору добиться буквально гипнотического воздействия на читателя. Приключенческий это роман или круто закрученный детектив? Под фамилией какого героя прячется сам автор? Придумано или взято из жизни? Как удалось добиться разрешения на публикацию секретных документов из архива?

Романа, подобного “В августе сорок четвёртого…” (“Момент истины”), ни в русской, ни в советской литературе до Богомолова ещё не было.

И не будет, потому что однажды это уже сделал писатель Богомолов.

Рассказ “Иван” был экранизирован Андреем Тарковским. Его фильм “Иваново детство” получил главный приз венецианского фестиваля “Золотой лев” в 1962. “Зося” была поставлена режиссёром М. Богиным в 1967 году. В 2005 был снят замечательный фильм по роману “В августе сорок четвёртого…”

- Почему читатель так верит произведениям В.Богомолова?

- Почему его произведения столь популярны у кинематографистов?

- Что помогло ему писать так достоверно, честно? Поищем ответ вместе.

Презентация

3. Просмотр презентации №1, слайды 1-10.

Записать в тетрадь схему:

 

4. Слово учителя (продолжение)

Долгое время считалось, что “В августе сорок четвёртого…” - вершина, “момент истины” писателя, но сам он так не считал, ибо уже приступил к подготовке и осмыслению будущего эпического произведения “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..”

Есенинские строки, взятые В.Богомоловым в качестве названия, пожалуй, лучше всего говорят, о чём книга. Несомненно, она во многом автобиографична, но это не мемуары.

Итак, сегодня, через 4 года после смерти писателя, мы имеем возможность открыть его новый роман, тот, который он считал главным в своей жизни.

5. Продолжение просмотра презентации № , слайды 11 и 12.

6. Прежде чем мы перейдём к непосредственному знакомству с избранными главами романа, поговорим о его композиции.

Роман “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..” состоит из нескольких книг. Мы с вами познакомимся только с главами из первой книги “Германия, замри!”

Для всего творчества В.Богомолова характерно подчёркнутое внимание к деталям и частностям, которые помогают автору не только наиболее полно изобразить картину события, но и понять его во всей масштабности и во взаимосвязи. Эту задачу выполняют “Документы”. В романе они представлены отдельными главами – “Документы апреля 1945 года”, “Как это было”, “Вот и кончилась война”, “Политдонесения”, “Письма” и т.д.

Главы “В субботу, 26 мая 1945 года” и “Вечер в Левендорфе” определяют завязку романного действия, поэтому именно к ним обратим мы наше внимание.

Но кто же они, герои нашего романа? (презентация №1, слайд 13)

7. Выразительное чтение главы “Строевой смотр”, слайд 14.

- О чём мечтает 19-летний лейтенант Василий Федотов? Как он оценивает произошедшее с ним, разрушившее его мечту?

Справедливо ли поступили с ним?

8. Выразительное чтение глав “Выбор подарка” и “Из донесения замполита”, просмотр слайдов 15, 16, 17.

- С какой целью писатель вставил после главы “Выбор подарка” документ “Из донесения замполита”? Как вы оцениваете это донесение? Что можно сказать о замполите?

9. Выразительное чтение избранных мест из глав “Торжественный обед в роте”, “Звонок Махамбета” и “ЧП в роте”, слайды 18,19.

- Что больше всего волнует молодого 19-летнего командира роты сейчас, когда закончилась война? Почему?

- Как Василий Федотов оценивает случившееся? Мог бы он что-то изменить в этой ситуации

Итак, чему же научила война нашего героя? А автора романа? Почему роман считается автобиографичным, но это не мемуары?

Что нового открыли вы для себя в военном человеке? Какое, на ваш взгляд, главное качество офицера?

10. Слово учителя.

Именно служба в армии и страшная война помогли настоящему русскому офицеру Владимиру Осиповичу Богомолову стать уникальным, настоящим писателем 20 столетия…Только человек, переживший кошмар войны от начала до конца мог столь правдиво рассказать нам о ней именно так: война – тяжёлая, грязная работа, превращающая вчерашних мальчишек в настоящих мужчин.

Наш урок подошёл к концу. Завершая его, я хочу попросить вас: любите человека, ибо без любви человек превращается в животное; говорите правду и защищайте её, ибо с правдой легче жить; будьте справедливы, но не осуждайте; помните, что кроме права есть обязанность отвечать за тех, кто ежедневно был рядом с тобой, подчинялся, тебе, помогал тебе. Этому учил нас В.О.Богомолов.