“Слов немного, но они так точны, что обозначают все”
Н.В. Гоголь.
Цель урока: Познакомить шестиклассников с героями “Повестей Белкина”, с особым колоритом и изяществом прозы А.С. Пушкина.
План урока:
- Вступительное слово учителя. Переход от программной повести “Дубровский” к “Повестям Белкина”.
- Содержание предисловия повести.
- Смысл эпиграфов и заглавий.
- Повесть “Выстрел”. Бессмысленность существования героя Сильвио.
- Роль случая в композиции повести “Метель”.
- Мир мелких торговцев, изображенных в повести “Гробовщик”.
- Тема “маленького человека” на примере Самсона Вырина в “Станционном смотрителе”.
- Особое очарование главных героев Лизы и Алексея в повести “Барышня-крестьянка”.
- Инсценирование наиболее интересных сцен из повести.
- Заключительное слово учителя. Изящество прозы Пушкина.
Оформление: Портреты Пушкина, иллюстрации к повестям художника Шмаринова, разные издания “Повестей Белкина”; рисунки и отзывы детей, уголок комнаты Самсона Вырина, участники инсценировок в костюмах.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Наш праздник по литературе мы проводим после изучения повести Пушкина “Дубровский”. Она заставила ребят по-новому взглянуть на героев, на их поступки, и противоречия в их поведении, композицию повести, художественные особенности произведения. Мы много говорили с ребятами о том, для чего мы изучаем классические произведения, чему учимся у героев. И для ребят оказался естественным переход к “Повестям Белкина”, в которых показана жизнь, разнообразная и непредсказуемая, провинциальных пушкинских героев.
В 1831 году Пушкин анонимно издает 5 повестей, приписав авторство выдуманному герою, некому И.П. Белкину, жителю села Горюхина. Взяв эпиграф из “Недоросля” “Он еще сызмала к историям охотник”, автор пишет предисловие, в котором убеждает нас о существовании никому не известного автора.
Выступление ученика с объяснением предисловия: От друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему снисходительно.
Вопрос учителя:
- Для чего в предисловии так правдиво и искренне рассказана история И.П. Белкина?
В чем А.П. хотел нас убедить?
Вывод:
Конечно же, в том, что Белкин существовал реально, жил и сочинял на самом деле и что именно ему принадлежат эти повести.
Ученик объясняет, почему повести так названы и смысл эпиграфов к ним. Все заглавия: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка” четкие, в них заключен основной смысл каждой повести, особенно интересным для выступающего ученика оказался эпиграф к повести “Метель”. Это отрывок из стихотворения В.А. Жуковского:
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клочками;
Черный вран свистит крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы.
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы.
Ученик отмечает, что эти стихи как иллюстрация к не менее замечательному описанию метели, в которую попал Владимир, тайный жених Марии Гавриловны.
Учитель:
- Хочу заметить, что большинству ребят очень понравилась повесть “Метель” занимательным сюжетом, романтическим настроем героев, которые решились тайно от родителей обвенчаться ночью в маленькой церквушке в чужом селе. Буран, описанный Пушкиным, поражает удивительной точностью, он воспринимается зрительно, он держит читателя в напряжении от начала до конца. И сцена венчания героини с незнакомым офицером кажется шестиклассникам вполне реальной.
По заданию учителя ребята заранее прочитали “Повести Белкина”, выбрали понравившуюся и разбились на 5 групп по числу повестей.
В каждой группе один из ребят, заранее приготовившись, очень кратко передавал содержание своей повести. Ребята отвечали на вопросы и инсценировали один из эпизодов. В каждой повести есть своя тайна, которая раскрывается самым неожиданным образом.
Повесть “Выстрел”.
Рассказ ученика: Вечный военный Сильвио кажется исключительной личностью, но вся его жизнь ушла на месть графу, молодому и удачливому и в жизни, и в любви. Сильвио щадит и не убивает графа, а сам пропадает, не сделав в жизни ничего значительного.
Ребята инсценируют эпизод приезда Сильвио в дом графа, когда тот возвращается с женой с прогулки, и жена падает на колени, умоляя Сильвио не стрелять в мужа. “Я доволен, я видел твое смятение, твою робость … Будешь меня помнить”, - произносит Сильвио на прощание.
Ребята делают вывод о бессмысленности существования главного героя на вопрос учителя: “Зачем Сильвио прожил свою жизнь?”
Учитель:
Повесть “Метель” переносит нас в среду провинциального дворянства, в семью богатого помещика.
Учащиеся 1, 2, 3 передают кратко содержание повести: один пересказывает до начала бурана, другой предает сцену бурана, один из эпизодов рассказывая наизусть. И третий рассказывает последнюю часть повести.
Учащиеся 6-го класса узнают об отношениях единственной дочери богатых родителей Марии Гавриловны и бедного соседа Владимира, их желание тайно обвенчаться в церкви, слушают описание бурана прозвучавший наизусть, из-за которого Владимир опаздывает на венчание в церковь и вскоре попадает на войну 1812 года, где после ранения и умирает.
Рассказ о судьбе героев после воны 1812 года, о счастливой встрече когда-то обвенчавшихся молодых людей передает ученица.
Ребята для инсценировки взяли последний эпизод повести, когда полковник Бурмин и Марья Гавриловна выясняют, что они муж и жена.
Ученики делают вывод с помощью учителя, что в этой повести свою роль сыграл случай.
Слово учителю:
“Повести Белкина” населяют разные герои: офицеры, помещики, мелкие чиновники и даже гробовщик Адриан Прохоров с приятелями.
Учащаяся передает содержание повести и делает вывод, что в мире ремесленников, куда из помещичьей среды мы попадаем, живут только наживой. А для Адриана нажива это смерть людей. Вот гробовщик ждет смерти больной купчихи Трюхиной, чтобы взять побольше денег с ее родственников за похороны.
Инсценирование эпизода сна гробовщика, когда к нему во сне приходят мертвецы поздравить его с новосельем.
Вопрос к классу:
- Какими Адриан воспринимает покойников? Он смотрит на них с точки зрения прибыли или убытка от похорон, отталкивая бедняка.
Учитель:
- Сюжет “Гробовщика” не случаен. В Москве на Никитской улице против дома Гончаровых, в котором выросла жена Пушкина, находилась лавка гробовщика Адриана. Его и сделал героем своей повести Пушкин.
Драматическое напряжение в каждой повести нарастает, в каждой есть своя тайна, и разрешается она в конце, но держит зрителя в постоянном напряжении.
Самой сложной для восприятия шестиклассников оказалось повесть “Станционный смотритель”. Мелкий чиновник 14 класса Самсон Вырин показан в поисках уехавшей тайно с богатым офицером дочери Дуни. И хотя судьба Дуни устроена, нас не покидает чувство жалости к смотрителю, который со временем спивается и умирает в одиночестве.
Первый ученик кратко рассказывает историю Дуни и Минского.
Второй ученик передает историю Самсона Вырина.
Ребята инсценируют эпизод приезда Минского на почтовую станцию, сцену встречи Дуни и офицера.
Третий ученик наизусть описывает приезд Дуни на могилу отца.
- Кто вызывает в этой повести наше сочувствие?
Конечно же, Самсон Вырин, которого каждый может обидеть и который умирает в одиночестве. Впервые в русской литературе, подытоживает учитель, Пушкин раскрыл тему маленького человека, которую дальше развили Гоголь и Достоевский.
И, словно не желая расставаться с читателем на такой печальной ноте, Пушкин завершает цикл повестей легкой и радостной “Барышней-крестьянкой”, в которой мы снова попадаем в мир дворянской усадьбы, где действие одновременно происходит и в шутку и всерьез. Повесть эту можно назвать водевилем.
А что такое водевиль?
Веселая пьеса с музыкой и танцами.
Ученик передает краткое содержание повести “Барышня-крестьянка.
Слово учителю:
Вся повесть наполнена особым очарованием и притягивает к себе двумя героями – не помещиков, отцов, а образами Лизы и Алексея.
Лиза Муромская – живая, умная, смелая дворяночка, не побоявшаяся переодеться в крестьянское платье и очаровать молодого барина да так, что Алексей полюбил Акулину, собравшись на ней жениться. И когда в конце повести обман раскрылся, перед нами предстали милые русские люди: и отцы, и дети Лиза и Алексей.
Вопрос классу:
- Когда Лиза лучше? Когда она играет себя или Акулину?
Конечно, Акулину. В образе крестьянки она интересней, ярче, чем и поразила Алексея, влюбившегося в нее и решившего жениться на крестьяне Акулине, а не на Лизе.
Учитель:
Всем любуется в этой повести автор: описанием помещичьих усадеб, крестьянами и помещиками, природой, любуется поступками Лизы и Алексея, тем романтическим духом, который чувствуется и в повести “Метель”.
Герои Пушкина – это живые люди с всеми их достоинствами и недостатками.
Например, в “Станционном смотрителе” образ Дуни особенно в конце повести – трогателен и искренен. Всего несколько наивных слов мальчика, приведшего рассказчика на могилу смотрителя – и образ Дуни получил законченность. Она любила отца и пусть запоздало, но приехала к нему. Нет ничего лишнего в прозе Пушкина. Это касается и “Повестей Белкина”.
“Все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска”.
Л.Н. Толстой
Толстой, любивший это произведение и не раз перечитывающий его, считал повести школою для всякого писателя.
За этим произведением, написанным в Болдино в 1830 году, потом были “Дубровский”, “Пиковая дама”, “Капитанская дочка”. Именно от Пушкина идет дальнейшее развитие русской прозы, расцвет которой падает на весь XIX век. Во всех повестях чувствуется тихая пушкинская улыбка. Воспитывающее воздействие урока. Изящество чувств в сцене Сильвио – граф – графиня, в сцене объяснения Мари Гавриловны и Бурнина в сценах свидания Акулины и Алексея, теплота в описании жилища смотрителя, ирония в изображении праздника у Готлиба Шульца, куда был приглашен Адриан Прохоров. А одно из лучших описаний природы в русской литературе – описание бурана – поражает достоверностью. Можно сказать словами Гоголя: “Слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
Нас привлекает пушкинская проза еще и простотой и точностью изложения, из которого не выкинешь ни одного слова.
В каждой из этих сцен автор языковыми средствами помогает ярче почувствовать атмосферу того далекого времени.
Итог урока.
Развивающее воздействие урока.
Я уверена, что после праздника ребята обратятся к прозе Пушкина. Прочитанные повести и ситуации, показанные в них, учат ребят тому, как вести себя, как поступить в тех или иных обстоятельствах.
Хочется, чтобы ребята внимательнее читали текст, старались читать выразительно, умели выделять главное, слышали себя и своих одноклассников.