Ход урока
Создание проблемной ситуации:
- Выберите из предложенных эпиграфов один к нашему уроку и постарайтесь объяснить свой выбор. Запишите выбранный вами эпиграф. В конце урока мы вернемся к вашему выбору и посмотрим, изменилось ли ваше мнение о главном герое, останется ли ваш выбор прежним или, возможно, вы предложите свой вариант.
Вступительное слово учителя.
Вся художественная структура романа “Герой нашего времени” построена так, чтобы осветить главного героя – Григория Александровича Печорина – под разными углами зрения. Раскрывая внутренний мир героя, автор убеждает: “История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Каков же на самом деле герой: злой гений или жертва общества? На это вопрос, безусловно, неоднозначный, нам предстоит ответить в течение урока (Слайд 1). Сам Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. С одной стороны, автор показывает его ущербным, лишенным доброты и человечности, с другой – мужественным, пылким, сочувственно относящимся к людям человеком. Не случайно на протяжении произведения автор ставит рядом с Печориным Максима Максимыча, Грушницкого, доктора Вернера, Веру, Бэлу и других, усиливая впечатление, произведенное героем романа (Слайд 2).
Отвечая на вопросы, старайтесь придерживаться правил ведения дискуссии, помните, что каждая точка зрения имеет право на существование, если она аргументирована и доказана вашим оппонентом.
1. Самооценка героя.
Учитель: Казалось бы, кто лучше знает человека, чем он сам себя. Каков же Печорин глазами самого Печорина? (Выступление 1-й группы)
Слайд 3. “Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен... Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни... Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил...”
Объясните позицию героя. Какие чувства вы испытываете к этому человеку? Объясняет ли это как-то его поступки, взаимоотношения с людьми, которые его окружают? Докажите.
Слайд 4. “Я давно уж живу не сердцем, а головою... Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”.
Каково ваше мнение об этих признаниях Печорина? Докажите свое мнение примерами из текста.
2. Печорин и Максим Максимыч.
Учитель: В первой части романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, простого пехотного офицера, не очень грамотного и явно не разбирающегося в психологии человека, назвавшего прибывшего к нему в крепость молодого офицера “странным”.
Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое.
Почему Максим Максимыч и Печорин при их взаимной искренней симпатии не понимают и так никогда не поймут друг друга? (выступление 2й группы)
Слайд 5 . Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему навстречу.
Печорин - весь замкнут в себе и не жертвует для другого ничем, даже самым малым.
Подтвердите примерами из текста эти утверждения, если вы с ними согласны. Если нет – докажите обратную точку зрения.
Слайд 6. Итоги наблюдения Максима Максимыча: Печорин - холодный, замкнутый человек, повинующийся своим мимолетным желаниям и страстям. Он совершенно равнодушен к людям, не считается с общепринятой моралью. Люди для него - объект эгоистических “экспериментов”. Быстрая смена настроений и привязанностей – характерная черта Печорина. Человек храбрый и решительный, он в то же время кажется слишком впечатлительным и нервным.
3. Печорин и Бэла.
Учитель: Личность Печорина своеобразно раскрывается и через его отношения с женщинами. О женщинах и любви он говорит с иронией, разуверившись и в том и в другом. Но история отношений Печорина с каждой из героинь приобретает драматический и даже трагический характер.
Черед быть первой жертвой по композиционному построению выпадает Бэле:
"Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно..."
В чем, по-вашему, вина Печорина перед Бэлой? (выступление 3-й группы)
Слайд 7. Печорин вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, он мучает ее своей холодностью и вот-вот бросит ее, как только она перестанет отвлекать его от скуки.
Согласны ли вы с таким выводом? Аргументируйте.
4. Печорин и Вера.
Учитель: В дневнике Печоpина мы читаем: "... пеpвое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окpужает; возбуждать к себе чувство любви, пpеданности и стpаха - не есть ли пеpвый пpизнак и величайшее тоpжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетвоpение собственного честолюбия!
А как же его любовь к Веpе - она такая же? (выступление 4-й группы)
Слайд 8. Печорин и Вера:
- "Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кpоме стpаданий"
- “Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно”.
Чем мотивированы такие выводы Веры? Объясните.
5. Печорин и княжна Мери.
Учитель: В истории с Мери раскрываются самые неприглядные стороны печоринского индивидуализма. Какие? (выступление 5-й группы)
Слайд 9. Печорин и княжна Мери:
- Вы опасный человек! … я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
- Разве я похож на убийцу?..
- Вы хуже...
Объясните позицию княжны мери. Согласны ли вы с ней?
6. Печорин и Грушницкий.
Учитель: История с Грушницким выявляет в Печорине простоту и естественность поведения и вместе с тем склонность к интриге, в результате которой был убит пусть глупый, манерный, но ни в чем не повинный человек.
Итак, Грушницкий. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? (выступление 6-й группы)
Слайд 10. Печорин и Грушницкий:
Печорин: “...я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать”.
Грушницкий - кривое зеркало Печорина. Согласны ли вы с этим утверждением?
7. Печорин и доктор Вернер.
Учитель:
Слайд 11. Печорин и Вернер:
“Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого”.
“…я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…”
Слайд 12. Итог жизни: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?… Я не угадал своего назначения, я увлекся наслаждениями страстей пустых и неблагодарных”.
Итак, с одной стоpоны, неоpдинаpный, умный человек, с дpугой стоpоны, - эгоист, pазбивающий сеpдца и pазpушающий жизни, он - "злой гений" и в то же вpемя жеpтва общества. И для повествователя, и для читателей герой, увиденный глазами Максима Максимыча, остается человеком-загадкой. В этом и заключается смысл повести: Печорин заинтриговывает читателя, его личность, “странная”, исключительная, вызывающая недоумение и вопросы, проясняется в произведении.
Слайд 13.
Выводы:
1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.
2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.
3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.
4. Печорин разрушает любовь Мери, безжалостно убивает Грушницкого, завершая свое злодейство словами: "Finita la comedia!"
Со всеми ли выводами вы согласны? Дополните данные выводы своими.
Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение по теме “Этот странный, непостижимый Печорин”