Литературный бал "Мой Пушкин"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Оформление:

1. Выставка книг А.С. Пушкина и о Пушкине.

2. Иллюстрации к его произведениям.

3. Эпиграф, портрет А.С. Пушкина.

4. Названия инсценируемых произведений:

“Маленькие трагедии”, “Пиковая дама”, “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Цыганы”, “Руслан и Людмила”, “Капитанская дочка”.

5. Музыкальное произведение.

6. Декорации, костюмы.

7. Кассеты с записью произведений Пушкина.

Ход: Входят Пушкин и Арина Родионовна.

1. А.С. Пушкин:

- Где это мы? Куда попали?

Я говорил, что с этой машиной времени шутки плохи!

Арина Родионовна:

- Не волнуйтесь, батюшка Александр Сергеевич. Место вроде хорошее. Вон и книг сколько! Какие все красивые!

А.С. Пушкин:

- Да никак мы в библиотеке, нянюшка!

Интересно, что сейчас читают ребятки? Какая литература у них в чести?

Арина Родионовна:

- Ой, батюшка Александр Сергеевич, да это никак выставка Ваших книг!

Ух, их сколько: и сказки, и повести, и стихи…

А.С. Пушкин:

- Помнят, значит, меня ребятишки и любят читать все, что я сочинил.

Сказки … Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А вот и “Повести Белкина”. Помнишь, нянюшка, “Гробовщика”? Пресмешная вещь. Какие небывалые гости пришли на праздник к этому гробовщику! Вот бы и нам собрать всех героев моих произведений, вспомнить прошлое, душу потешить!

Арина Родионовна:

- А что, батюшка Александр Сергеевич, не попытаться ли нам прибегнуть к волшебству? Не позвать ли нам на помощь Царевну-Лебедь? Появись, Царевна-Лебедь! Нам нужна твоя помощь!

Царевна-Лебедь:

- Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?

А.С. Пушкин:

- Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца –
Бал хотел б увидеть я,
Чтоб из книжек все герои
На тот бал явились вскоре.
Будем петь, и танцевать,
И былое вспоминать…

Царевна-Лебедь:

- Не грусти, душа моя,
Все исполню для тебя,
Рада Пушкину служить,
Долгожданный бал открыть.
Книга сказок открывается!

Фанфары. Герои бала делают (совершают) круг почета, приветствуя Пушкина.

Танцуют вальс. Музыкальная пауза.

Ведущий (учитель):

- Большую любовь и теплоту питал А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне, простой и доброй крестьянке. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение поэта.

Она знала множество народных русских песен, прибауток, пословиц, сказок и была замечательной рассказчицей. Это о ней и таких же талантливых людях из народа писал позднее Пушкин:

Мастерица ведь была,
И откуда что брала,
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!

Пушкин с детства полюбил народный сказки, всю жизнь он собирал, записывал, изучал их.

“Что за прелесть эти сказка!

Каждая есть поэма!” - писал он брату.

(просмотр отрывка из х/ф “Сказка о Царе Салтане).

- А какие еще вы знаете сказки Пушкина? (ответ зрителей).

Ведущий:

- Ребята, вы все очень хорошо знаете стихотворение Пушкина

“У лукоморья дуб зеленый...”

А каково настоящее название этого произведения? Откуда оно взято?

(ответы зрителей: вступление к поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”)

Сегодня Александра Сергеевича пришли приветствовать герои этой поэмы.

(отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”)

Музыкальная пауза.

Танцуют вальс.

Ведущий:

- “Руслан и Людмила” - не единственная поэма А.С. Пушкина.

Есть у него и другие:

“Медный всадник”, “Полтава”, “Братья разбойники”, “Домик в Коломне”, “Цыганы” и др.

“Цыганы” - последняя романтическая поэма Пушкина. Герой этой поэмы, юноша Алеко, - человек необычной судьбы. Он бежит из цивилизованного общества к цыгана м, в далекие молдавские степи. Алеко полюбил цыганку Земфиру и стал ее мужем. Он живет в цыганском таборе. Но вскоре изменчивая и непостоянная, как вольный ветер, Земфира разлюбила Алеко, у нее новый возлюбленный. В Алеко вспыхивает ревность, он не может примириться с изменой. Он страшно мстит: убивает Земфиру и своего соперника. Табор свободных цыган прогоняет Алеко, обрекая его на одиночество.

Да вот и сами герои этой поэмы!

(отрывок из поэмы “Цыганы”)

Ведущий: (включает отрывок из фильма “Барышня-крестьянка”).

- Угадайте: как называется это произведение А.С, Пушкина? Из какого оно сборника?

Какие еще повести входят в этот сборник?

(“Повести Белкина” - “Барышня-крестьянка”, “Метель”, “Станционный смотритель”, “Выстрел”, “Гробовщик”).

- Александр Сергеевич, не огорчайтесь, но герои смешной повести “Гробовщик” не смогли прийти на наш бал. Зато явились другие удивительные герои. Вспомните, пожалуйста, отрывок из “Барышни-крестьянки” и “Метели”.

Музыкальная пауза. Танцуют вальс.

Ведущий:

- “Маленькие трагедии…” Прошлым летом ребята смогли познакомиться с этим замечательным циклом произведений А.С. Пушкина.

Их несколько: “Пир во время чумы”, “Каменный гость”, “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”

Сегодня мы встретимся с героями всех трагедий. Трагедии – сказано точно. Но почему “маленькие”? мало трагизма? Конечно, нет. “Узкая форма написания.

Для чего это? Чтобы не отвлекаться ни на что более, сосредоточась на главной мысли.

Многое сводит эти трагедии в одно. Действие всех происходит на Западе: Англия, Испания, Австрия… Герой каждой из трагедий – рыцарь (Сальери – рыцарь искусства, Дон Гуан – рыцарь любви …)

1-я трагедия называется “Скупой рыцарь”.

Герой трагедии – рыцарь скупости, рыцарь денег.

Страсть к деньгам оборачивается для него самоограблением – внешним и внутренним.

Смотрите сами!

Инсценированный отрывок из трагедии “Скупой рыцарь”.

Ведущий:

- Мотив смерти – еще одна скрепа всех трагедий в одно целое.

Начинается этот мотив в “Скупом рыцаре” (смерть барона), продолжается прямым убийством в “Моцарте и Сальери”.

В “Каменном госте” этот мотив уже почти не умолкает: от свидания на кладбище к убийству Гуаном соперника у Лауры, к гибели Гуана от руки командора.

(Сцена из “Каменного гостя”)

Великий Достоевский писал:

“Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уже между нами такого гения!... Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”! Вот фантазия…”

Пушкина всегда привлекали сильные личности: Наполеон (“мы все глядим в “наполеоны”), Петр I , Пугачев …

Пушкин хотел показать нам, что иногда люди (даже великие!), стремясь к своей цели, совершенно не думают, какой ценой она достигается.

Ценой преступлений, ценой человеческой жизни.

(отрывок из “Пиковой дамы”).

Музыкальная пауза. Танцуют вальс.

Ведущий:

- А сейчас я вам загадаю две загадки. Обе связаны с произведениями А.С. Пушкина. Их два. И хотя ни первое, ни второе вы еще не проходили в школе, но, возможно, уже читали. Постарайтесь угадать их.

  1. Это первое художественное прозаическое произведение Пушкина, которое было посвящено петровскому времени, а героем стал предок Пушкина Абрам Ганнибал. (просмотр отрывка из повести “Арап Петра Великого”)
  2. В одном из писем конца 1823 года Пушкин сообщает другу: “… я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!...” Что это за роман? (просмотр отрывка из романа “Евгений Онегин”

Звучит романс “Я помню чудное мгновенье…”

В 1836 году вышел в свет новый роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, в котором показано историческое событие – восстание под предводительством Е. Пугачева.

Сюжет романа – это последовательный рассказ о юных годах Петра Андреевича Гринева, получившего воспитание в деревне и в 16 лет отправленного на военную службу. Местом его службы становится Белгородская крепость в 40 верстах от города Оренбурга.

Там он знакомится со своей будущей женой и с человеком, чья роль в его судьбе окажется роковой: Швабрин станет его соперником, на дуэли с ним Гринев ранен, его предательство едва не будет стоить жизни герою. Благополучная разлука совершается благодаря смелости Марьи Ивановны и милости государыни – Екатерины II.

Ведущий:

- Вы просмотрели сегодня очень много отрывков из произведений А.С. Пушкина. Разгадайте смысл наших эпиграфов. Что я хотел вам сказать, написав эти строки? (зачитать, выслушать ответы).

- Понравился ли вам бал, Александр Сергеевич?

Давайте отметим самые лучшие работы.

  1. Награждение за лучший костюм, сшитый своими руками.
  2. Награждение за лучшее исполнение произведения.
  3. Уход под музыку (круг почета).