Оформление:
1. Выставка книг А.С. Пушкина и о Пушкине.
2. Иллюстрации к его произведениям.
3. Эпиграф, портрет А.С. Пушкина.
4. Названия инсценируемых произведений:
“Маленькие трагедии”, “Пиковая дама”, “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Цыганы”, “Руслан и Людмила”, “Капитанская дочка”.
5. Музыкальное произведение.
6. Декорации, костюмы.
7. Кассеты с записью произведений Пушкина.
Ход: Входят Пушкин и Арина Родионовна.
1. А.С. Пушкин:
- Где это мы? Куда попали?
Я говорил, что с этой машиной времени шутки плохи!
Арина Родионовна:
- Не волнуйтесь, батюшка Александр Сергеевич. Место вроде хорошее. Вон и книг сколько! Какие все красивые!
А.С. Пушкин:
- Да никак мы в библиотеке, нянюшка!
Интересно, что сейчас читают ребятки? Какая литература у них в чести?
Арина Родионовна:
- Ой, батюшка Александр Сергеевич, да это никак выставка Ваших книг!
Ух, их сколько: и сказки, и повести, и стихи…
А.С. Пушкин:
- Помнят, значит, меня ребятишки и любят читать все, что я сочинил.
Сказки … Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А вот и “Повести Белкина”. Помнишь, нянюшка, “Гробовщика”? Пресмешная вещь. Какие небывалые гости пришли на праздник к этому гробовщику! Вот бы и нам собрать всех героев моих произведений, вспомнить прошлое, душу потешить!
Арина Родионовна:
- А что, батюшка Александр Сергеевич, не попытаться ли нам прибегнуть к волшебству? Не позвать ли нам на помощь Царевну-Лебедь? Появись, Царевна-Лебедь! Нам нужна твоя помощь!
Царевна-Лебедь:
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?
А.С. Пушкин:
- Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца –
Бал хотел б увидеть я,
Чтоб из книжек все герои
На тот бал явились вскоре.
Будем петь, и танцевать,
И былое вспоминать…
Царевна-Лебедь:
- Не грусти, душа моя,
Все исполню для тебя,
Рада Пушкину служить,
Долгожданный бал открыть.
Книга сказок открывается!
Фанфары. Герои бала делают (совершают) круг почета, приветствуя Пушкина.
Танцуют вальс. Музыкальная пауза.
Ведущий (учитель):
- Большую любовь и теплоту питал А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне, простой и доброй крестьянке. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение поэта.
Она знала множество народных русских песен, прибауток, пословиц, сказок и была замечательной рассказчицей. Это о ней и таких же талантливых людях из народа писал позднее Пушкин:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала,
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Пушкин с детства полюбил народный сказки, всю жизнь он собирал, записывал, изучал их.
“Что за прелесть эти сказка!
Каждая есть поэма!” - писал он брату.
(просмотр отрывка из х/ф “Сказка о Царе Салтане).
- А какие еще вы знаете сказки Пушкина? (ответ зрителей).
Ведущий:
- Ребята, вы все очень хорошо знаете стихотворение Пушкина
“У лукоморья дуб зеленый...”
А каково настоящее название этого произведения? Откуда оно взято?
(ответы зрителей: вступление к поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”)
Сегодня Александра Сергеевича пришли приветствовать герои этой поэмы.
(отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”)
Музыкальная пауза.
Танцуют вальс.
Ведущий:
- “Руслан и Людмила” - не единственная поэма А.С. Пушкина.
Есть у него и другие:
“Медный всадник”, “Полтава”, “Братья разбойники”, “Домик в Коломне”, “Цыганы” и др.
“Цыганы” - последняя романтическая поэма Пушкина. Герой этой поэмы, юноша Алеко, - человек необычной судьбы. Он бежит из цивилизованного общества к цыгана м, в далекие молдавские степи. Алеко полюбил цыганку Земфиру и стал ее мужем. Он живет в цыганском таборе. Но вскоре изменчивая и непостоянная, как вольный ветер, Земфира разлюбила Алеко, у нее новый возлюбленный. В Алеко вспыхивает ревность, он не может примириться с изменой. Он страшно мстит: убивает Земфиру и своего соперника. Табор свободных цыган прогоняет Алеко, обрекая его на одиночество.
Да вот и сами герои этой поэмы!
(отрывок из поэмы “Цыганы”)
Ведущий: (включает отрывок из фильма “Барышня-крестьянка”).
- Угадайте: как называется это произведение А.С, Пушкина? Из какого оно сборника?
Какие еще повести входят в этот сборник?
(“Повести Белкина” - “Барышня-крестьянка”, “Метель”, “Станционный смотритель”, “Выстрел”, “Гробовщик”).
- Александр Сергеевич, не огорчайтесь, но герои смешной повести “Гробовщик” не смогли прийти на наш бал. Зато явились другие удивительные герои. Вспомните, пожалуйста, отрывок из “Барышни-крестьянки” и “Метели”.
Музыкальная пауза. Танцуют вальс.
Ведущий:
- “Маленькие трагедии…” Прошлым летом ребята смогли познакомиться с этим замечательным циклом произведений А.С. Пушкина.
Их несколько: “Пир во время чумы”, “Каменный гость”, “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”
Сегодня мы встретимся с героями всех трагедий. Трагедии – сказано точно. Но почему “маленькие”? мало трагизма? Конечно, нет. “Узкая форма написания.
Для чего это? Чтобы не отвлекаться ни на что более, сосредоточась на главной мысли.
Многое сводит эти трагедии в одно. Действие всех происходит на Западе: Англия, Испания, Австрия… Герой каждой из трагедий – рыцарь (Сальери – рыцарь искусства, Дон Гуан – рыцарь любви …)
1-я трагедия называется “Скупой рыцарь”.
Герой трагедии – рыцарь скупости, рыцарь денег.
Страсть к деньгам оборачивается для него самоограблением – внешним и внутренним.
Смотрите сами!
Инсценированный отрывок из трагедии “Скупой рыцарь”.
Ведущий:
- Мотив смерти – еще одна скрепа всех трагедий в одно целое.
Начинается этот мотив в “Скупом рыцаре” (смерть барона), продолжается прямым убийством в “Моцарте и Сальери”.
В “Каменном госте” этот мотив уже почти не умолкает: от свидания на кладбище к убийству Гуаном соперника у Лауры, к гибели Гуана от руки командора.
(Сцена из “Каменного гостя”)
Великий Достоевский писал:
“Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уже между нами такого гения!... Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”! Вот фантазия…”
Пушкина всегда привлекали сильные личности: Наполеон (“мы все глядим в “наполеоны”), Петр I , Пугачев …
Пушкин хотел показать нам, что иногда люди (даже великие!), стремясь к своей цели, совершенно не думают, какой ценой она достигается.
Ценой преступлений, ценой человеческой жизни.
(отрывок из “Пиковой дамы”).
Музыкальная пауза. Танцуют вальс.
Ведущий:
- А сейчас я вам загадаю две загадки. Обе связаны с произведениями А.С. Пушкина. Их два. И хотя ни первое, ни второе вы еще не проходили в школе, но, возможно, уже читали. Постарайтесь угадать их.
- Это первое художественное прозаическое произведение Пушкина, которое было посвящено петровскому времени, а героем стал предок Пушкина Абрам Ганнибал. (просмотр отрывка из повести “Арап Петра Великого”)
- В одном из писем конца 1823 года Пушкин сообщает другу: “… я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!...” Что это за роман? (просмотр отрывка из романа “Евгений Онегин”
Звучит романс “Я помню чудное мгновенье…”
В 1836 году вышел в свет новый роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, в котором показано историческое событие – восстание под предводительством Е. Пугачева.
Сюжет романа – это последовательный рассказ о юных годах Петра Андреевича Гринева, получившего воспитание в деревне и в 16 лет отправленного на военную службу. Местом его службы становится Белгородская крепость в 40 верстах от города Оренбурга.
Там он знакомится со своей будущей женой и с человеком, чья роль в его судьбе окажется роковой: Швабрин станет его соперником, на дуэли с ним Гринев ранен, его предательство едва не будет стоить жизни герою. Благополучная разлука совершается благодаря смелости Марьи Ивановны и милости государыни – Екатерины II.
Ведущий:
- Вы просмотрели сегодня очень много отрывков из произведений А.С. Пушкина. Разгадайте смысл наших эпиграфов. Что я хотел вам сказать, написав эти строки? (зачитать, выслушать ответы).
- Понравился ли вам бал, Александр Сергеевич?
Давайте отметим самые лучшие работы.
- Награждение за лучший костюм, сшитый своими руками.
- Награждение за лучшее исполнение произведения.
- Уход под музыку (круг почета).