Литература
-
Разработка урока по теме "Чехов на Дальнем Востоке" 2008
Данный урок является заключительным в системе уроков по творчеству А.П.Чехова. Он помогает привить интерес не только к произведениям классика, но и позволяет с исторической точки зрения больше узнать о родном крае. Проблемы экологии остаются актуальными для всех жителей Дальнего Востока, поэтому об этом следует говорить на различных уроках. Урок интересен для подростков. Преподаватель может использовать различные формы и методы проведения этого урока.
-
Литературная игра по творчеству И.С. Тургенева 2008
Литературная игра проводится как итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева. Этот урок построен на полученных ранее знаниях и умениях. Но игровая форма способствует не только самостоятельной деятельности учащихся по повторению уже полученных знаний, но и добыванию новых знаний, способствует формированию умения делать выбор и нести за него ответственность, развивает коммуникабельность. Время проведения – 60–80 минут.
-
Урок литературы в 6-м классе "Память моя, сотвори ещё раз чудо…" 2008
Учащиеся знакомятся с историческими реалиями жизни на основе рассказа В.П.Астафьева "Ангел-хранитель" через исследовательскую работу. Класс делится на группы: историки, лингвисты, литературоведы, диетологи. Каждая группа, работая за компьютером, отвечает на вопросы из презентании, анализируя текст. Выступают лидеры групп с выводами по проведённой исследовательской работе. Для отслеживания усвоения материала урока проводится тестирование. Каждый ученик самостоятельно выполняет тест.
-
Урок внеклассного чтения "Делать чудеса своими руками" (по рассказу А.Грина "Алые паруса") 2008
Урок помогает учащимся понять замысел писателя, уловить, в чём своеобразие гриновских творений, поверить в мечту; содействовать романтическому восприятию жизни; осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса, развивает чувства прекрасного в человеке.
-
Урок-викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса 2008
Данный урок-викторина в игровой форме поможет преподавателям русского языка и литературы провести заключительный урок по литературе в 5-м классе по творчеству И.А.Крылова.
-
"Но жив талант, бессмертен гений!" Урок литературы в 9-м классе 2008
Урок посвящен последним трагическим дням жизни А.С.Пушкина. Основу урока составляет анализ отрывка из повести И.А.Новикова "Последний год". Показывая глубину трагедии, подчеркивая нравственные качества поэта, следует обратиться к воспоминаниям друзей, современников Пушкина. Вплетение в канву урока стихов А.Блока, С.Есенина, М.Лермонтова, А.Передреева, высказываний учащихся позволяет выявить, какое место занимает поэзия Пушкина в жизни современного школьника. Соната № 14 Бетховена придает уроку особый эмоциональный тон.
-
Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Как учитель литературы, я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений - нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям - это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе "Русские народные сказки" 2008
Цель урока: в игровой форме показать учащимся увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного фольклора.
-
Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку 2008
В статье поднимаются проблемы экономического образования студентов средствами гуманитарных дисциплин, раскрывается связь наук при проведении факультативных занятий и организации самостоятельной и внеклассной работы студентов по литературе и русскому языку, отражается учебный план факультативного курса "Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку". Работа адресована преподавателям русского языка и литературы средних специальных учебных заведений, может оказать помощь преподавателям экономических дисциплин.
-
Изображение Пятигорска в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2008
Урок знакомит учащихся с Пятигорском лермонтовского времени, каким его видел поэт, каким он изображал его в своих произведениях. "...Так бы и остался здесь жить на веки..." - это о Пятигорске сказал М.Ю.Лермонтов. И по иронии судьбы его жизнь оборвалась в столь любимом им городе. Здесь в последний раз молодой поручик танцевал вальс, здесь, в маленьком домике под соломенной крышей лежат его как бы невзначай забытые перо, блокнот, здесь лежит та дорога, по которой он проделал свой последний путь. Пятигорск неразрывно связан с Лермонтовым: об этом говорит каждый камень нашего города.
-
Урок-конференция по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2008
В работе представлен урок-конференция по произведению А.Приставкина. На уроке обсуждается биография писателя; обсуждаются причины возникновения национальных конфликтов.
-
Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. "Кладовая солнца" 2008
В работе представлена система уроков по темам, соответствующим требованиям программы под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2005 6-е издание) и ориентированным на учебник-хрестоматию 6 кл. под редакцией В.Я.Коровиной, (М.: Просвещение, 2006 г.) Обобщен и систематизирован материал уже существующих поурочных разработок по данной теме, показаны различные виды деятельности обучающихся на уроке. В работе содержится методика изучения теоретических литературоведческих понятий при целостном изучении художественного текста.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Сравнительный анализ стихотворения С.Есенина и рассказа А.Платонова «Корова»" 2008
В ходе сравнительного анализа двух произведений дети научились находить в них общее и различное, умению делать выводы и обобщать, понимать основную идею рассказа и стихотворения. На уроке также совершенствовались навыки выразительного чтения, формировалось дальнейшее развитие устной и письменной речи учащихся. Произведения А. Платонова и С. Есенина призваны воспитывать в школьниках чувство жалости к животным и бережное отношение к природе.
-
Урок-презентация по роману Ф.М. Достоевского "Бедные люди": "Маленький человек: тип или личность?", 9-й класс 2008
Уроки формируют навыки характеристики литературного типа с позиций традиции и новаторства, развивают исследовательскую культуру через сравнение интерпретаций и частично-поисковые задания. Воспитывается уважение к человеку, к творчеству писателя. Ученики от восприятия переходят к выдвижению задач. Групповую работу и коллективный диалог завершает обобщение. Домашнее задание включает создание послания от лица героя; письма другу или эссе о романе; лингвистического анализа эпизода произведения по выбору учащихся. Ключевые этапы отражает электронная презентация.
-
"Лермонтовские параллели" при изучении произведений Л.Н. Толстого в школе 2008
Школьная программа не дает возможности полностью проследить, как взаимосвязано творчество писателей и поэтов. А ведь это особенно важно для учащихся, факультативные занятия позволяют восполнить этот пробел, в частности рассмотреть вопрос о связи творчества Л. Н. Толстого и М. Ю. Лермонтова.
-
Джордано Бруно. Внеклассное мероприятие из цикла "Физики и лирики" 2008
Внеклассное мероприятие из цикла "Физики и лирики". Посвящено жизни и деятельности Джордано Бруно, итальянского ученого, философа и поэта. Показывается роль ученого в развитии и отстаивании взглядов Н.Коперника, создании новой картины мироздания, значение идей Бруно для развития науки и мировоззрения.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Николай Васильевич Гоголь. Детские годы писателя. Начало творческого пути" 2008
Материалы данного урока можно использовать для проведения внеклассного мероприятия во время предметной недели. Цели урока: знакомство пятиклассников с личностью Н.В. Гоголя, побуждение интереса к творчеству писателя и воспитание чувства прекрасного, любви к слову.
-
Местоимения "я" и "мы" и их производные в художественных текстах 2008
Задача данного урока литературы в 11-м классе - анализ художественного текста, раскрытие экспрессивных возможностей слов "я" и "мы" как одного из средств постижения смысла произведения. Урок поможет учащимся задуматься над проблемой выбора в жизни каждого человека и необходимости сохранять свою индивидуальность.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" в 5-м классе 2008
Содержание урока и формы работы способствуют развитию монологической речи и коммуникативных навыков. Проблемы, которые поднимались в результате анализа, носят большое воспитательное значение, помогают учащимся адаптироваться в социуме. Интерес к изучаемому произведению способствуют формированию устойчивой мотивации к изучению литературы.
-
Урок — творческая лаборатория в 7-м классе "Край таежный, край родимый мой" 2008
Урок-творческая лаборатория, посвящен 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. Материал урока позволяет ребятам познакомиться с личностью Д.С. Лихачева, произведениями якутских поэтов С.Данилова, М.Ефимова; способствует развитию ассоциативного мышления школьников, формированию творческих навыков и умения работать самостоятельно. Основная идея урока — воспитание любви к родному краю и бережного отношения ко всему, что нас окружает.
-
Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2008
Урок формирует умение анализировать текст художественного произведения, воспитывает нравственные качества личности, стремление разобраться в трудных ситуациях, умение найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Петербург Достоевского" 2008
Урок по творчеству Достоевского с применением ИКТ позволяет решить несколько учебных задач: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.
-
Урок внеклассного чтения "Пою тебя, мой край родной!" 2008
Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя слово "Родина". Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая родина, та, с которой начинается любовь. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Приглашаю вас в путешествие по родному краю вместе с поэтами-дальневосточниками, слагающими песнь родной земле.
-
Взаимосвязанное изучение произведений русской и татарской литературы 2008
Программа элективного курса "Взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы" опирается на знания учащихся по русской и татарской литературе школьного курса. В ходе реализации данной программы учащиеся готовят научно-исследовательские работы по литературоведению, основанные на сравнении и сопоставлении произведений русской и татарской литератур, тематика которых разнообразна.
-
Анализ поэтического текста 2008
Открытый урок проводится в 8-м классе по специальном курсу "Выразительные средства русского языка". Курс читается с 5-го класса.
-
Устное народное творчество. Изучение былин по программе Л.А. Ефросининой "Литературное творчество". Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 2008
Опыт показывает, что хорошо поставленное изучение былин никогда не проходит для ребят бесследно. На долгие годы, иногда на всю жизнь запечатлеваются в памяти учащихся величественные образы богатырей, сохраняется уважение к монументальному этическому искусству народа. Предлагаю методику работы по теме "Устное народное творчество. Былины" по программе Л.А. Ефросининой, с применением моделирования, интеграции уроков в контексте культуры, дифференцированного подхода к работе с детьми.
-
"Мы этой памяти верны!" Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы 2008
Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, такжекак много лет назад, в далеком уже сорок пятом, этот праздник остается радостным и горестным одновременно. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Е.Замятин. Роман «Мы». Счастье без свободы — или свобода без счастья" 2008
Его роман-антиутопия, роман-предостережение "Мы" пришел к российскому читателю только в 1988 году и был воспринят — более чем через 60 лет после создания! — как произведение, поражающее своей актуальностью, широтой авторского видения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, оригинальным стилистическим рисунком. Цель моего урока — углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя. Используются компьютерные презентации: биография писателя и устройство Единого государства. Урок-лекция с элементами беседы (групповая работа) по тексту романа.
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2008
Предлагаю заключительный урок по творчеству Астафьева. Целью урока ставлю анализирование сюжетно-композиционных особенностей, проблемно-тематического своеобразия произведения.
-
Авторская песня. Татьяна Снежина 2008
Урок знакомит старшеклассников с творчеством Татьяны Снежиной, он посвящен 35-летию со дня рождения Т.Снежиной — поэтессы и композитора.