Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Рецензия на программу факультативного курса по литературе (10–11-е классы) (гуманитарные группы) "Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ вв." 2008

    Автор: Шпакова Светлана Михайловна

    Программа факультативного курса по литературе "Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков" разработана учителем русского языка и литературы С.М. Шпаковой Данная программа предназначена для старших классов, групп с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа является дополнительной к основной - автора В.Г. Маранцмана и опирается на действующую в настоящее время программу литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5–11-е классы), авторы А.Г. Кутузов, М.Б. Ладышин, А.Б. Есин, а также на программу по зарубежной литературе (5–11-е классы), автор Н.П. Михальская (для образовательных учреждений гуманитарного профиля 5-11 классов. М.: "Дрофа", 2003 г.). Программа, созданная С.М. Шпаковой, позволяет решать важнейшие образовательные задачи: учит выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, поэта и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, формирует навыки анализа художественного произведения, развивает умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью, умение написания сочинений разных жанров.

  • Рецензия на "программу элективного курса "Основы книжной культуры" (8–9-е классы). Предпрофильное обучение 2008

    Автор: Шпакова Светлана Михайловна

    Элективный курс "Основы книжной культуры" разработан в качестве сопровождения к курсу литературы средней школы в рамках предпрофильного обучения и предполагает знакомство учащихся 8–9-х классов с книжной культурой в целом, а также с некоторыми аспектами библиографического и библиотечного дела. Выбор тематики курса чрезвычайно актуален, поскольку в условиях тотальной информатизации общества книга оказывается потесненной новыми информационными технологиями. Преподаватель хорошо понимает, что книга является не только источником информации, но и культурным феноменом, неотъемлемой частью человеческой культуры, и стремится донести это до сознания школьников, воспитать в них любовь и уважение к книге.

  • Конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Шинель" (8–9-й класс) 2008

    Автор: Агапова Ирина Анатольевна

    Название урока "Повесть о любви" позволяет в ходе урока открыть гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя: ведь это действительно повесть о любви к человеку. Разнообразные формы и методы работы (аналитеческое чтение, работа с иллюстрациями, обсуждение в группах высказываний литературоведов, просмотр и обсуждение финала кинофильма "Шинель", использование листа самооценки на стадии рефлексии) помогают превратить урок в творческое сотрудничество.

  • Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. "Кладовая солнца" 2008

    Авторы: Сергеева Анна Юрьевна, Кузнецова Людмила Викторовна

    В работе представлена система уроков по темам, соответствующим требованиям программы под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2005 6-е издание) и ориентированным на учебник-хрестоматию 6 кл. под редакцией В.Я.Коровиной, (М.: Просвещение, 2006 г.) Обобщен и систематизирован материал уже существующих поурочных разработок по данной теме, показаны различные виды деятельности обучающихся на уроке. В работе содержится методика изучения теоретических литературоведческих понятий при целостном изучении художественного текста.

  • Урок-конференция по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2008

    Автор: Кочетова Екатерина Константиновна

    В работе представлен урок-конференция по произведению А.Приставкина. На уроке обсуждается биография писателя; обсуждаются причины возникновения национальных конфликтов.

  • Изображение Пятигорска в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2008

    Автор: Черемская Елена Михайловна

    Урок знакомит учащихся с Пятигорском лермонтовского времени, каким его видел поэт, каким он изображал его в своих произведениях. "...Так бы и остался здесь жить на веки..." - это о Пятигорске сказал М.Ю.Лермонтов. И по иронии судьбы его жизнь оборвалась в столь любимом им городе. Здесь в последний раз молодой поручик танцевал вальс, здесь, в маленьком домике под соломенной крышей лежат его как бы невзначай забытые перо, блокнот, здесь лежит та дорога, по которой он проделал свой последний путь. Пятигорск неразрывно связан с Лермонтовым: об этом говорит каждый камень нашего города.

  • Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку 2008

    Автор: Демидов Николай Анатольевич

    В статье поднимаются проблемы экономического образования студентов средствами гуманитарных дисциплин, раскрывается связь наук при проведении факультативных занятий и организации самостоятельной и внеклассной работы студентов по литературе и русскому языку, отражается учебный план факультативного курса "Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку". Работа адресована преподавателям русского языка и литературы средних специальных учебных заведений, может оказать помощь преподавателям экономических дисциплин.


  • Разработка урока литературы в 5-м классе "Русские народные сказки" 2008

    Автор: Шегусова Мария Григорьевна

    Цель урока: в игровой форме показать учащимся увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного фольклора.

  • Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" 2008

    Автор: Шегусова Мария Григорьевна

    Как учитель литературы, я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений - нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям - это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.

  • "Но жив талант, бессмертен гений!" Урок литературы в 9-м классе 2008

    Автор: Ионова Галина Викторовна

    Урок посвящен последним трагическим дням жизни А.С.Пушкина. Основу урока составляет анализ отрывка из повести И.А.Новикова "Последний год". Показывая глубину трагедии, подчеркивая нравственные качества поэта, следует обратиться к воспоминаниям друзей, современников Пушкина. Вплетение в канву урока стихов А.Блока, С.Есенина, М.Лермонтова, А.Передреева, высказываний учащихся позволяет выявить, какое место занимает поэзия Пушкина в жизни современного школьника. Соната № 14 Бетховена придает уроку особый эмоциональный тон.

  • Урок-викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса 2008

    Автор: Ряховская Надежда Васильевна

    Данный урок-викторина в игровой форме поможет преподавателям русского языка и литературы провести заключительный урок по литературе в 5-м классе по творчеству И.А.Крылова.

  • Урок внеклассного чтения "Делать чудеса своими руками" (по рассказу А.Грина "Алые паруса") 2008

    Автор: Чупрынина Галина Васильевна

    Урок помогает учащимся понять замысел писателя, уловить, в чём своеобразие гриновских творений, поверить в мечту; содействовать романтическому восприятию жизни; осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса, развивает чувства прекрасного в человеке.

  • Урок литературы в 6-м классе "Память моя, сотвори ещё раз чудо…" 2008

    Автор: Учаева Марина Владимировна

    Учащиеся знакомятся с историческими реалиями жизни на основе рассказа В.П.Астафьева "Ангел-хранитель" через исследовательскую работу. Класс делится на группы: историки, лингвисты, литературоведы, диетологи. Каждая группа, работая за компьютером, отвечает на вопросы из презентании, анализируя текст. Выступают лидеры групп с выводами по проведённой исследовательской работе. Для отслеживания усвоения материала урока проводится тестирование. Каждый ученик самостоятельно выполняет тест.

  • Литературная игра по творчеству И.С. Тургенева 2008

    Автор: Хабарова Светлана Борисовна

    Литературная игра проводится как итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева. Этот урок построен на полученных ранее знаниях и умениях. Но игровая форма способствует не только самостоятельной деятельности учащихся по повторению уже полученных знаний, но и добыванию новых знаний, способствует формированию умения делать выбор и нести за него ответственность, развивает коммуникабельность. Время проведения – 60–80 минут.


  • Разработка урока по теме "Чехов на Дальнем Востоке" 2008

    Автор: Игнашина Людмила Евгеньевна

    Данный урок является заключительным в системе уроков по творчеству А.П.Чехова. Он помогает привить интерес не только к произведениям классика, но и позволяет с исторической точки зрения больше узнать о родном крае. Проблемы экологии остаются актуальными для всех жителей Дальнего Востока, поэтому об этом следует говорить на различных уроках. Урок интересен для подростков. Преподаватель может использовать различные формы и методы проведения этого урока.

  • Методика и психология изучения русского классического текста на уроках русского языка и литературы 2008

    Автор: Моисеева Наталья Васильевна

    Методический принцип активной коммуникации предполагает комплексное рассмотрение содержания текста и его динамическую интерпретацию. Анализ текста на уроках русского языка носит исследовательский, творческий характер, предполагающий опору на знания и речевую интуицию. На уроке литературы в первую очередь обращаемся к исследованию ученического восприятия, его общения с миром авторских образов и идей.

  • Урок математики в 6-м классе по теме "Деление обыкновенных дробей" 2008

    Автор: Парыгина Елена Васильевна

    Представлен конспект игры "Математическое путешествие" для 6-го класса.

  • Литературный суд. "Теоретически это интересно: ну, а практически что? Кто теперь перед вами?" (по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце") 2008

    Автор: Сыртланова Елизавета Канзильевна

    На сегодняшнем заседании "литературного суда" рассматривается дело Шарикова Полиграфа Полиграфовича. Дело состоит из трех томов. В деле представлены материалы прессы, средств массовой информации, а также вещественные доказательства (кусок колбасы "особенная краковская", рыба-семга, дневник доктора Борменталя, разбитая дверь туалета, лопнувшая труба, видеокассета к/ф "Собачье сердце" режиссера-постановщика Л.К. Зверева).

  • "На всех словах события печать" (путешествие мыслью) 2008

    Автор: Сыртланова Елизавета Канзильевна

    При изучении любого произведения важен конечный результат. Как же его добиться? Как заинтересовать учащихся? Как добиться того, чтобы они читали произведение и после звонка? Важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине еще до урока, чтобы у него были любимые страницы, чтобы он открыл для себя что-то неожиданное. Данная разработка урока - это еще один путь освоения "уроков булгаковской судьбы", стремления познать свой внутренний мир и открыть его читателю.

  • Викторина "Поэт золотого века" 2008

    Автор: Ковылова Галина Васильевна

    Викторина по литературе сопровождается презентацией "Поэт Золотого века".

  • Урок литературы в 11-м классе "Владимир Высоцкий: судьба и песни" 2008

    Автор: Попова Наталья Дмитриевна

    Урок знакомит с творчеством Владимира Высоцкого, показывает важнейшие составляющие художественного мира поэта, черты его индивидуальности, тематического разнообразия и эстетического единства его произведений; осмысление авторской концепции мира и человека.


  • Урок литературы в 11-м классе "Я последний поэт деревни…" 2008

    Автор: Субботина Елена Михайловна

    Основные цели урока - дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями С.Есенина; пробудить интерес к личности и творчеству поэта; раскрыть его духовный мир; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.

  • Литературная игра "Умники и умницы" по творчеству А.С. Пушкина 2008

    Автор: Попова Татьяна Васильевна

    Литературная игра проводится после изучения творчества А.С. Пушкина с целью содействовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию личности, обладающей качествами гражданина -патриота Родины; привлечь внимание старшеклассников к творчеству А.С. Пушкина.

    умники и умницы

  • Открытый урок — путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир" по теме "Сущность ее жизни — любовь" 2008

    Автор: Белоус Галина Анатольевна

    Цель урока: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Л.Толстого "Война и мир", продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста; воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях.

  • Интегрированный урок по литературе и ИЗО 2008

    Автор: Лонгинова Виктория Владимировна

    Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства был проведен в 3-м классе по теме "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств". Основная идея урока: построение собственной мысли. Цели урока — показать, как в разных поэтическом и художественном образах раскрывается такое чувство, как одиночество; воспитание любви к русской живописи и поэзии.

  • Открытый урок по чтению с использованием ИКТ в 4-м классе. А.Куприн. "Слон" 2008

    Автор: Чебакова Людмила Петровна

    Использован анализ небольшого художественного рассказа на примере рассказа А. Куприна "Слон". Цель урока — воспитывать доброту силой художественного слова. Задачи: совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы; укрепить навыки выборочного пересказа.

  • Лингволитературоведческий анализ рассказа И.А. Бунина "Красавица" 2008

    Автор: Мурзина Галина Викторовна

    На уроках литературы объектом критического анализа является художественный текст. Методов анализа текста всегда предлагалось множество. Интересными для учащегося и эффективными являются приемы построения "кластера" и составления "двойного дневника". Рассказ И.А.Бунина "Красавица" представляет интерес для пытливого читателя. Мудрость и богатый писательский и жизненный опыт Бунина, с одной стороны, и незамысловатость сюжета, небольшой объем — с другой, дают стимул для глубокого анализа этого произведения.

  • "За что?" Урок-отповедь Семену Давыдову по роману В.Быкова "Облава" (11-й класс) 2008

    Автор: Апалькова Ирина Григорьевна

    Цель урока — ответить на вопрос "Какова художественная концепция коллективизации в повести В.Быкова "Облава". Трагическая судьба Хведора Ровбы, угодившего под безжалостное колесо коллективизации, - сделала его героем того страшного времени. "За что были так жестоки с Хведором и время, и люди?" - на эти непростые вопросы учащиеся ищут и находят ответы. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что коллективизация, по Быкову, - это геноцид, это раскрестьянивание крестьян, это распад семей. Обращается внимание на художественные особенности произведения: композицию и систему образов.


  • Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщины в русских селеньях" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") 2008

    Автор: Сафинская Наталья Васильевна

    Урок входит в систему уроков по творчеству Н.А. Некрасова, изучаемого в 10-м классе. При работе над поэмой Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" целесообразно, на мой взгляд, провести урок на тему "Есть женщины в русских селеньях", анализируя III главу поэмы "Крестьянка". Целью данного урока является формирование представлений учащихся о жизни и судьбе русского крестьянства в середине XIX века, а именно русской женщины, "многострадальной русской матери"; а также сопоставление образа крестьянки XIX столетия и россиянки XXI века.

  • Урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести В.Быкова "Облава" "Трагическая судьба крестьянства" 2008

    Автор: Иванова Фарида Харисовна

    Этот урок проводится после изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". При подготовке и проведении урока используется методика индивидуальных опережающих знаний — глубокое прочтение текста произведения. Все они ориентируют ученика на анализ текста, даются с опережением во времени (опережающие) и, как правило, одному ученику (индивидуальные).