Цели:
- Напомнить учащимся некоторые моменты в творческой биографии И. С. Тургенева.
- Повторить и обобщить изученный материал.
- Расширение кругозора учащихся, развитие их внимательности и вдумчивости при чтении произведений.
План-сценарий игры.
- Участники: 4 команды учащихся
- Ведущий: учитель
- Художественное оформление: портрет И. С. Тургенева, выставка книг по творчеству писателя, репродукции картин Рафаэля.
Ход игры
I. Вступление (звучит романс “Утро туманное, утро седое…”).
Ведущий:
- Этот романс написан на стихи великого мастера пейзажа, автора всем известных романов и повестей. Кто он? Конечно же, это И. С. Тургенев, творчеству которого и посвящена наша литературная игра. В ходе нее мы должны вспомнить творческую биографию Тургенева, повторить и обобщить изученный материал.
II. Несколько вопросов о жизни и творчестве И. С. Тургенева.
Условия конкурса: ведущий задает вопрос, право ответить получает команда, первой подавшая сигнал готовности к ответу. За правильный ответ-1 балл. На обсуждение -30 секунд.
- Год рождения И. С. Тургенева. (1818)
- Как называется имение Варвары Петровны, матери Тургенева? (Спасское-Лутовиново)
- Какое образование получил И. С. Тургенев? (Поступил на словесное отделение Московского университета, затем перевелся в Петербургский университет и закончил там филологическое отделение философского факультета, получил специальное философское образование в Берлинском университете)
- Какое событие, происшедшее в 1843 году, наложило неизгладимый отпечаток на всю жизнь И. С. Тургенева? (Знакомство с П. Виардо)
- Какие жанры использовал в своем творчестве И. С. Тургенев?
- В какой стране находился И. С. Тургенев в последний год своей жизни? (Франция)
- Где завещал похоронить себя Тургенев? (На Волковом кладбище)
III. “Опять увидеть их мне суждено судьбой”.
Условия конкурса: узнать по словесному портрету героев произведений, сказать, о каких произведениях идет речь. Участвуют все команды. Право ответить получает та команда, которая подаст сигнал о готовности. Если ответ неправильный, то отвечает следующая команда. На обсуждение - 1 минута. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. “Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами”.
“Девушка…с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами”. (Гагин, Ася; “Ася”)
2. Лицо “длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойною улыбкою и выражало самоуверенность и ум”. (Базаров, “Отцы и дети”)
3. “Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое…Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое…” (“Бежин луг”; “Записки охотника”)
4. “Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли…но она держалась прямо и истово, как в церкви. …слезы побежали по ее впалым щекам”. (Крестьянка; “Щи”; “Стихотворения в прозе”)
IV. Вопросы по повести “Ася”.
Условия конкурса: каждой команде ведущий задает вопрос. Если у команды ответа нет, то отвечают другие. На обсуждение – 1 минута. Каждый правильный ответ- 1 балл.
Вопрос 1-ой команде.
- Г-н Гагин поступил в юнкерскую школу, затем перешел в гвардейский полк. Почему же ему в голову пришла мысль выйти в отставку? (Ася находилась в пансионе, затем, когда ей минуло 17 лет, оставаться ей далее в пансионе было невозможно. Гагин находился в затруднении. Вдруг ему пришла мысль: выйти в отставку, поехать за границу и взять с собой Асю)
Вопрос 2-ой команде.
- Хобби Гагина – живопись. В его этюдах, по замечанию повествователя, было “что-то свободное и широкое; но ни один из них не был окончен…” Почему же он не закончил ни одной работы? (“Не учился как следует, да и проклятая славянская распущенность берет свое. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом, землю, кажется, сдвинул бы с места – а в исполнении ослабеешь и устанешь”)
Вопрос 3-ей команде.
Прослушайте строки из стихотворения А. С. Пушкина “Я здесь, Инезилья…”:
Я здесь, Инезилья, | Ты спишь ли? Гитарой |
Я здесь под окном. | Тебя разбужу. |
Объята Севилья | Проснется ли старый, |
И мраком и сном. | Мечом уложу. |
- Лирический герой Пушкина обращает серенаду к своей возлюбленной. А кому Гагин адресовал слова этого послания? (Словами серенады “Ты спишь ли? Гитарой тебя разбужу…” Гагин поднимает с постели едва проснувшегося Н. Н. )
Вопрос 4-ой команде.
- Как вы думаете, почему Гагин уверен, что Н. Н. не женится на его сестре?
(На первый взгляд кажется, что Гагин уверен потому, что считает очень важным моментом незаконное рождение Аси, двусмысленность ее положения в обществе. Но такой взгляд на проблему дал бы, наверное, возможность Гагину осудить своего приятеля, но он этого не делает. Видимо, Гагин понимает, что причина не в происхождении Аси, а в ее натуре: Н. Н. не “герой” и не “романтический пастух”, а такой же, как и сам Гагин, добрый малый, молодой, славный, но не способный на поступок, на какое-то настоящее дело, требующее всех сил души)
V. Вопросы по роману “Отцы и дети”.
1. “Кто о ком говорит, думает”.
Условия конкурса: на столах лежат листки бумаги, ведущий читает цитаты из текста. Ребята записывают номер цитаты и две фамилии: кто и о ком. Затем каждая группа читает свои ответы. Каждая правильная фамилия-1 балл. На обсуждение – 30 секунд.
1). –Кто сей? Этот волосатый? (Павел Петрович о Базарове)
2). – Твой отец добрый малый -…, - но он человек отставной, его песенка спета.
(Базаров о Николае Петровиче)
3). “Странный человек этот лекарь!” - думала она. (Одинцова о Базарове)
4). Называл его “живодером” и “прощелыгой” и уверял, что он с своими бакенбардами свинья в кусте. (Прокофьич о Базарове)
5). – Прелесть, прелесть! Умница, богачка, вдова. К сожалению, она еще не довольно развита.
(Ситников об Одинцовой)
6). –Ах, как я люблю это пустое существо! (Павел Петрович о Фенечке)
7). – Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич.
(Базаров об Аркадии)
2. Индивидуальные вопросы.
Условия конкурса: ведущий задает вопросы конкретной группе. На обсуждение - 1минута. Правильный ответ – 1 балл. Другие группы могут дополнять. За дополнение – 1 балл.
Вопрос 1-й команде.
- Роман назван “Отцы и дети”. Под “отцами” Тургенев подразумевает либералов, под “детьми” - демократов. Т. е. , в основе романа лежит конфликт общественного, политического характера. Есть ли в романе конфликт между отцами детьми в прямом смысле? Существует ли в наше время проблема отцов и детей? (Тургенев начинает роман с описания семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми)
Вопрос 2-й команде.
- Как вы считаете, в чем смысл и счастье человеческой жизни? Объясните это на примере отцов и детей в романе Тургенева.
Вопрос 3-й команде.
- Работая над романом, Тургенев перечитывал труды античных философов. У Цицерона он прочитал: “Величайшие государства рушились по вине людей молодых и охранялись и восстанавливались усилиями стариков”. И в представлении Тургенева в этом заключается гармония жизни. Почему? (Мир устроен так, что “молодость” и “старость” в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед)
Вопрос 4-й команде.
- Мы с вами не согласны, Е. Базаров… С какими взглядами Базарова вы согласны, с какими - нет?
3. “Пожалуй, многое я знаю наизусть”.
Условия конкурса: ведущий начинает какую-либо фразу, если кто-то из команды может продолжить, то он поднимает руку и затем отвечает. Если возникает пауза, на обсуждение дается 30 секунд. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1). Природа – не храм, а… (мастерская, и человек в ней работник. )
2). Исправьте общество, и… (болезней не будет. )
3). В теперешнее время полезнее всего… (отрицание - мы отрицаем).
4). Порядочный химик. . . (в двадцать раз полезнее всякого поэта).
5). Мы действуем в силу того, что… (мы признаем полезным).
4. “Уточним детали”.
Условия конкурса: вопросы на знание деталей текста получает каждая команда. Обсуждение – 30 секунд. Правильный ответ – 1 балл.
Вопрос 1-й команде.
- После знакомство с Базаровым Павел Петрович спрашивает себя: “…где я слышал эту фамилию: Базаров?” Откуда Павлу Петровичу могла быть известна фамилия Базарова?
(- Николай, помнится в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
- Точно, точно. Так этот лекарь его отец. )
Вопрос 2-й команде.
- Однажды Аркадий приготовил Одинцовой приятный сюрприз: “Я вам, Анна Сергеевна, привез нечто такое, чего вы никак не ожидаете”. Что он привез Одинцовой?
(Разговаривая однажды с отцом, Аркадий узнал, что у Николая Петровича есть несколько писем, писанных некогда матерью Одинцовой к покойной жене Николая Петровича. Их-то и привез Аркадий Одинцовой)
Вопрос 3-й команде.
- Василий Иванович гордится тем, что посадил в своем саду деревья, любимые поэтом Горацием. Какие это деревья? (Акации)
Вопрос 4-й команде.
- Перед вами репродукции картин итальянского художника Рафаэля Санти. Каково отношение Базарова к творчеству этого художника? (По-моему, - возразил Базаров,- Рафаэль гроша медного не стоит)
“Собирательная пауза”.
Условия конкурса: “рукописи не горят”, но листки могут рассыпаться. В данном случае рассыпались фразы. Командам предлагается составить “рассыпавшуюся” фразу из романа. На выполнение задания – 2 минуты. За правильный ответ – 3 балла. Если команда вспомнит, кем и при каких обстоятельствах эти слова были произнесены, она получает дополнительно 2 балла.
Всякий человек сам себя воспитать должен. А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.
(Произносит Базаров во время разговора с Аркадием, когда тот рассказал ему историю Павла Петровича)
“Да хоть кого смутят вопросы быстрые”. Блиц.
Условия конкурса: команды отвечают без обсуждения. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1). Почему Николай Петрович назвал деревню Марьино? (В честь жены)
2). Кличка собаки, которая жила у Одинцовой? (Фифи)
3). Какого числа был день ангела у Базарова? (22 июня)
4). Какой цвет любила тетушка Одинцовой) (Желтый)
5). Назовите отчество Базарова. (Васильевич)
6). Имение Одинцовой? (Никольское)
7). Как Арина Власьевна, мать Базарова, ласково называла своего сына? (Енюша)
8). Сколько лет Николаю Петровичу? (44)
9). На каком инструменте играл Николай Петрович? (Виолончель)
10). Кому посвящен роман “Отцы и дети”? (Белинскому)
6. Подведение итогов.
Литература.
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 5 т. - М. : Русская книга, 1994.
- Ю. В. Лебедев И. С. Тургенев. 1818-1883. - Литература в школе. -1992. - №1,2,3,4.
- О. Н. Харитонова Повесть “Ася” на уроках литературы в 8 классе. - Литература в школе. - 1994. - №6.