Тема: “Такой хрупкий и такой прочный мир чувств”.
Глава 11, стр.135 учебника Н.А.Чураковой, урок № 92.
Цели:
1. Показать как в разных поэтическом и художественном образах раскрывается такое чувство, как одиночество.
2. Развивать внимание к образным средствам языка, к авторскому слову.
3. Воспитывать любовь к русской живописи и поэзии.
Основание: развитие чувств, воли и ума.
Основная идея урока: построение собственной мысли.
Форма организации урока: индивидуально-групповая, диалог с учителем.
Средство: технические средства, акварельные краски, листы формата А-3
Структура урока | Содержание урока | Способ взаимодействия | Вопросы | Методы и приёмы |
I Выход на проблему | Организация проблемной ситуации. | Диалог с учителем. | Просмотр картины И.Шишкина “Сосна”. - Какое впечатление оставила на вас картина? Слайд “Сложное чувство - …” А знаете, что впечатлило Ивана Шишкина на написание данной картины? (стихотворение Ю.Лермонтова “На севере диком”) Слайд со стихом. |
Вопросы открытого характера. |
II. Постановка проблемы. | Обмен пониманием поставленной проблемой. | Диалог с учителем, работа в группах. | Чтение стихотворения учителем. - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение передайте это при помощи одной краски (шаблоны после выставляются на мольберты, у каждой группы свой). - Почему такой цвет? - Какие строки вас поразили? |
Установление взаимосвязей, сравнение. |
III. Поиск решения проблемы. | 1.Самостоятельный поиск; 2. Обсуждение итогов поиска. |
Диалог с учителем. | - Какие слова подбирает поэт, чтобы
подчеркнуть обособленность сосны? “на голой
вершине” (а вершина находится “на севере
диком”, т.е. не обжитом, безлюдном) - Какие слова подбирает поэт, чтобы показать обособленность пальмы? “в пустыне далёкой” пустыня - безжизненное и труднодоступное место, “одна и грустна” и растёт на “утёсе горючем”; от слова горе – горевать, печалиться, значит на утёсе печальном. |
Анализ текста, доказательства. |
IV. Решение проблемы | 1. Словарная работа (конверт со словами:
сарафан, платье, рубаха, риза). 2. Обогащение речи (одиночество). 3. Изображение красками чувства одиночества. |
Работа в группе. Афиширование, промежуточный итог. |
- Это стихотворение о природе? - Давайте представим сосну и пальму в образе кого-либо. - Кто это будет? (мужчина и женщина) - Какой приём лежит в основе, созданных поэтом, образов? (олицетворение) - Сосна - это мужчина, в каком одеянии представляет М.Лермонтов? (Риза) - Что это такое? Выберите правильное определение к этому слову. Зачитайте. - Важно ли для смысла стихотворения то, что поэт одухотворяет и сосну, и пальму? - Почему? - Какими внутренними чувствами человека окрашено чувство одиночества? Работа в группах, подбор слов синонимов к слову одиночество. Афиширование. |
Выделение главного, сравнение, построение ассоциаций (слово - цвет), установление взаимосвязей. |
V. Рефлексия | Оценка своего понимания решения проблемы. | Индивидуальные ответы учащихся. | - Какой краской вы бы передали чувство
одиночества? (шаблоны выставить на свой мольберт) - Посмотрите, какими разными словами вы охарактеризовали чувство одиночество, и какие разные цвета использовали. - На какие две группы можно разделить слова? - Какой вывод можно сделать о чувстве одиночества? Слайд “Сложное чувство – чувство одиночества”. - Это стихотворение о природе? - Сегодня, посмотрев картину и проанализировав стихотворение, вы открыли для себя что-то новое? |
Контрольный вопрос. Выводы. |