Литература
-
"Литературный Орел. Заочная экскурсия". Урок внеклассного чтения по творчеству писателей-орловцев 2008
Урок внеклассного чтения по творчеству писателей-орловцев «Литературный Орел (заочная экскурсия)». Использование компьютерной презентации позволит учащимся побывать в тех местах г. Орла, которые связаны с творчеством и жизнью И.Тургенева, Н.Лескова, Л.Андреева, И.Бунина. На уроке звучат строки произведений великих писателей, проводится литературная викторина, учащиеся разгадывают кроссворд.
-
Урок литературы по теме "Без повторений нет глубины" (Традиции русской класики в произведении В.Распутина "Живы и помни") 2008
Урок разработан в рамках персонифицированного обучения, которое позволяет учитывать личностные качества учащихся при подготовке индивидуальных заданий и работе в группах, обучать школьников творческому, вдумчивому чтению, развивать эмоционально-ценностный мир личности ребёнка.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Новый Завет. Библейские сюжеты" 2008
Библия - самая читаемая книга; в ней изложены основы христианской веры, которые являются духовной основой жизни для многих людей. Библия - это также и литературное произведение, оказавшее огромное воздействие на всю европейскую культуру от древности до наших дней. На библейские сюжеты написаны знаменитые произведения живописи Андрея Рублева, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Духовная музыка появилась тоже благодаря Библии. Архитектурные шедевры - храмы, посвященные Богу, есть во всем христианском мире. В предлагаемом уроке мне хотелось донести до учеников значение Библии, рассказать о Евангелие - центральной части Нового Завета, познакомить детей с евангелистами (учениками Христа), которые передавали "благую весть". Дети учатся читать и понимать библейские сюжеты, прививая интерес к христианской литературе.
-
Урок в 5-м классе на тему "Художественные особенности рассказов А.П. Чехова" 2008
На данном уроке учитель рассказывает об особенностях рассказов А.П. Чехова; показывает особенности чеховского стиля; обучает учащихся элементами анализа текста; учит вдумчиво читать, владеть техникой наблюдения над художественным текстом.
-
Встречи с удивительными людьми (урок-сюрприз) 2008
Урок "Встречи с удивительными людьми" может быть проведен в 4–7-х классах как обычный урок, урок внеклассного чтения или заседание клуба. Необычная обстановка, в которой происходит общение учителя с детьми, способствует раскрытию собственного таланта ребенка.
-
Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.Есенина (интегрированный обобщающий урок в 8-м классе) 2008
Своеобразие, оригинальность односоставных предложений заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена предложения указывает на то, что особенно важно для говорящего: действие или название явлений. Многие стихотворения Сергея Есенина положены на музыку. Возможным это стало потому, что они музыкальны, мелодичны и лаконичны. И во многом это заслуга односоставных предложений.
-
Постигая тайны мастерства… (о поэзии Ф.И. Тютчева) 2008
Познакомить с личностью, творчеством Тютчева можно через организацию активной познавательной деятельности учащихся на уроке. Одной из таких форм является творческая работа в группах, цель которой - изучение литературоведческого материала и первоисточников.
-
"За все на свете я отвечаю головой". Урок-конференция в 10-м классе. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы ХХ века 2008
Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой; помогает совершенствовать монологическую речь.
-
"Живительный родник". Якутский фольклор в русской школе 2008
Фольклор - душа народа. Работа над темой урока. Повторение жанров русского фольклора. Значение загадок, пословиц и поговорок у народов Севера, сопоставление их с русскими загадками, пословицами и поговорками.
-
Урок-концерт в 6-м классе на тему "Русская природа в пейзажной лирике поэтов XIX века" 2008
Данный урок помогает расширить знания учащихся о А.А. Фете, Ф.И. Тютчеве, А.Н. Майкове и А.К. Толстом; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.
-
Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы 2008
Любовь к своей Родине проявляется и в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в соблюдении этических и коммуникативных норм. Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Героизм, патриотизм, самоотверженность нашли отражение в поэтических произведениях о войне.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэтический мир природы" (по творчеству И.С. Никитина) 2008
Данный урок разработан на материале творчества И.С. Никитина и направлен на развитие навыков анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания, а также на воспитание пристального внимания к окружающему миру, чуткого отношения к природе, стремления понять и любить окружающую человека красоту, беречь ее. На уроке отводится место и для развития творческих способностей детей. Урок предназначен для учащихся 5-х классов.
-
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина 2008
Разработка "Основные мотивы лирики А.С. Пушкина" может использоваться на уроках литературы в 9-м классе при изучении творчества поэта. Целью урока является введение учащихся в поэтический мир поэта, знакомство с основными мотивами лирики Пушкина через портреты поэта художников XIX века. Материал сопровождается презентацией.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы на примере рассказа А.Платонова "Третий сын" 2008
Актуальность избранной темы заключается в необходимости формирования и развития у школьников общественно значимых идеалов. Единый сюжет прозы А.Платонова – путешествие в глубины и из глубин человеческих и народных судеб. Андрей Платонов пишет правду - взыскует истину. Герои Платонова «в разрезе» похожи на мелкослойную древесину: скупо и тесно откладываются одно за другим кольца привычек, переживаний. У Платонова нет так называемых простых людей, примитивных, словно бы не знающих внутренней жизни духа.
-
Урок литературы Красноярского края в 8-м классе "Каков ты, сибирский характер" 2008
Урок является вводным уроком в рамках реализации национально-регионального компонента по предмету "Литература Красноярского края" в 8-м классе. Воспитание гражданина - одна из задач, которую решают учителя литературы на своих уроках.
-
"О, вещая душа моя!" Биография Ф.И. Тютчева 2008
Представлен конспект урока литературы в 10-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с биографией Ф.И. Тютчева через его стихотворения, выявляют особенности жизненного пути поэта, которые повлияли на характер творчества и личность.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе 2008
Интеллектуальная игра проводится для учащихся 8–9-х классов. Данная игра позволяет сформировать у учащихся положительную мотивацию к предметам гуманитарного цикла, воспитать дух соперничества; при этом у ребят возникает потребность в новых знаниях. Мероприятие разработано с учётом психофизического развития учащихся старших классов.
-
Поэтика А.Блока – поэтика тайны. "Стихи о Прекрасной Даме" 2008
Представлен конспект урока литературы в 11-м классе по теме "Поэтика А.Блока - поэтика тайны. "Стихи о Прекрасной Даме".
-
М.И. Цветаева и О.Э. Мандельштам. Стихи о Москве. Проблема взаимовлияния 2008
Предлагаемая на этом уроке форма проверки знаний и умений - лабораторная работа - не только контролирует, но и обучает школьников. Каждый такой урок рассчитан на два учебных часа. Проблема, вынесенная в центр данного лабораторного урока, сложна. Успешное выполнение заданий возможно лишь при хорошей предварительной работе.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Реальность и фантастика в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»" 2008
Урок внеклассного чтения по теме "Реальность и фантастика в повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" в 9-м классе был подготовлен на основе программы по литературе. На уроке использовался дифференцированный подход. Для формулировки выводов использовались опорные карточки. Для оценки усвоенного материала в конце урока был проведён контрольный тест.
-
Литературная гостиная "Блокадные дни Ленинграда" 2008
На уроках литературы и обществознания мы старались донести до детей культуру миропонимания и осознания исторического прошлого и будущего в нем. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Разрушение личности человека" (по произведению "Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки") 2008
Урок литературы по программе «Школа 2100» на тему «Разрушение личности человека» (по произведению «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки») является заключительным по разделу «Я и Я». Использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, групповая работа, метод эвристической беседы, защита проектов. Это позволило создать условия для проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
-
Урок литературы по теме "Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»" 2008
Урок-диспут «Счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано?» по роману Е.Замятина «Мы» позволяет увлечь детей содержанием текста. На основе литературного материала дети пытаются сделать свой выбор между духовной свободой и комфортными условиями жизни.
-
Урок-путешествие "Моя малая родина" 2008
Урок построен в форме путешествия, т.к. это позволяет расширить тематический диапазон занятия. Данная тема детям интересна, она раскрывает отдельные факты истории родного края, знакомит учеников с местными топонимами.
-
"И чувства добрые я лирой пробуждал…" Высшие человеческие чувства в литературе и музыке. 2008
Двухчасовой урок в 6-м классе литература + музыка способствует пониманию учащимися истинного служения Родине, дает представление о том, что обычный человек способен совершать высокие поступки для людей. Урок направляет учащихся на понимание художественного текста, классической музыки.
-
"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ 2008
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе.
-
Система уроков по творчеству А.П. Чехова. Комплексный анализ рассказа А.П. Чехова "Дом с мезонином" 2008
В данной статье представлена система уроков по творчеству А.П. Чехова.
-
Урок литературы в 9-м классе "История одного эксперимента" (по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце") 2008
Постижение художественного текста - процесс личностный, индивидуальный, поэтому очень важно на уроках литературы дать возможность каждому ученику реализовать свой читательский опыт. С этой целью я использую дифференцированные задания, позволяющие ребенку самостоятельно выбрать для себя те, с которыми он сможет успешно справиться.
-
Проблема социализации личности слабовидящих школьников в средних и старших классах посредствам преподавания литературы 2008
Учителю литературы, работающему со слабовидящими детьми, необходимо представлять особенности методологии предмета литературы в коррекционной школе. Главная задача учителя - помочь слабовидящему ребенку через уроки литературы активно познать социальную действительность, создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Новаторство сонетов В.Шекспира" 2008
На представленном уроке речь идет о сонете - интереснейшем литературном жанре. Сонет вышел из песни и генетически связан со строгой сонатной формой.