Литература
-
Методическая разработка урока литературы "Предостережене Е.Замятина". По роману "Мы" 2008
Представлена методическая разработка урока литературы "Предостережение Е.Замятина. Роман "Мы". Урок целесообразно проводить в режиме максимально самостоятельного диалога читателя с текстом художественного произведения. Учебный материал разбит по тематическим блокам, что облегчает его понимание и истолкование. Предлагаемый урок предназначен для учащихся 10–11-х классов (в зависимости от программы) и рассчитан на два учебных часа.
-
Интегрированный урок — литературная гостиная (литература + английский язык) в 11-м классе по теме "Я растил себя поэтом" 2008
Представленный урок знакомит учащихся с интересными фактами биографии С.А. Есенина, а затем приводит к пониманию и осмыслению его поэзии. Интегрированный урок расширяет языковую компетентность, развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся, воспитывает эстетический вкус, расширяет кругозор. Особенно это привлекательно потому, что стихи, романсы звучат как на русском, так и на английском языке.
-
Внеклассное мероприятие "Рождество в России и Великобритании" 2008
Внеклассное мероприятие "Рождество в России и Великобритании" помогает поддерживать интерес к английскому языку, прослеживает диалог культур двух стран, связанный с обычаями и традициями празднования Рождества, позволяет развивать речевую компетенцию учащихся, их общую эрудицию и даёт возможность родителям принимать активное участие в проведении внеклассных мероприятий.
-
"Земля – наш дом" 2008
Комбинированный урок-конференция «Земля — наш дом» на английском языке с использованием произведений В.П. Астафьева. Дети учатся чувствовать окружающий мир, любить и понимать его.
-
Урок чтения в 4-м классе. А.Чехов. "Ванька" 2008
Урок является продолжением изучения цикла произведений о трудной жизни детей XIX века. Формирует навык осознанного и выразительного чтения. Учит анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. Развивает наблюдательность, устную речь, внимание. Воспитывает нравственные качества, культуру общения на уроке.
-
Привлечение к чтению с помощью информационных технологий 2008
Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение. Рассмотрим некоторые приемы и методы повышения интереса к чтению с применением информационных технологий на разных ступенях образования.
-
Тема трагической судьбы личности в "Маленьких трагедиях" А.С. Пушкина 2008
Обращаясь к творчеству А.С. Пушкина, мы каждый раз обретаем что-то новое для себя. Таковы и "Маленькие трагедии" поэта, в частности, бессмертная трагедия "Моцарт и Сальери". В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором и светлым гением. Лиричности, возвышенности Моцарта противостоит сухой рационализм Сальери. Материал урока поможет раскрыть одно из острейших противостояний жизни: гениальность и заурядность —"вещи несовместные".
-
Урок словесности в 6-м классе по страницам книги И.Шмелева "Лето Господне" 2008
Урок внеклассного чтения по творчеству И.Шмелева направлен на формирование читательского опыта: пробуждения интереса к жизни и творчеству писателя, внимания к художественному слову, умения интерпретировать авторский текст.
-
Литературная гостиная "Послушайте!". Встреча с курским писателем И.Ф. Зиборовым 2008
Учебно-методический материал представлен как запись встречи школьников с писателем И.Ф. Зиборовым. Это известный публицист-эколог, знаток "Красной книги", этнограф и лирик, член Союза писателей России. Школьники отмечают в произведениях писателя трогательное отношение к родной речи, слову, этнокультуре, находят новые яркие образы в его лирических миниатюрах, эссе, приобщаются к культуре чтения. Встреча состоялась в день Всероссийского урока чтения (9 октября 2007 г.).
-
Самостоятельные работы по русской литературе, 11-й класс 2008
Система самостоятельных и проверочных работ по текстам в 11-м классе позволяет воздействовать на внимание и память учащихся, стимулировать интерес к литературе и контролировать процесс чтения художественных произведений.
-
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения М.И. Цветаевой 2008
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения русской поэтессы М.И. Цветаевой в выпускном классе. Оформление актового зала, где проходил общешкольный вечер, соответствовало времени Цветаевой и создавало определенное настроение. Ведущим удалось заинтересовать присутствующих не только биографией поэтессы, но и ее творчеством. Этому способствовала выставка книг о самой М.Цветаевой и ее творчестве.
-
Факультативный курс "Основы православной культуры" 2008
Актуальность курса объясняется следующими причинами: во-первых, на сегодняшний момент важно сконцентрироваться на духовном совершенствовании личности. Во-вторых, необходимо приобщить подрастающее поколение к вечным истинам. В-третьих, в обстановке духовных заблуждений (секты) только просвещение и знания помогут принять правильное решение.
-
Преподавание литературы в аспекте формирования личности одаренного ребенка 2008
В развитии творческих способностей одаренных детей важную роль играет создание в учебной, внеклассной образовательной и внеурочной деятельности проблемных ситуаций, моделирующих условия исследовательской деятельности. Уроки диалогического типа, задания, обращенные к «Я» ученика, литературное творчество, инсценирование литературных произведений, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, конференциях, вечерах помогают одаренному ребенку максимально использовать и развивать свои дарования, вырабатывать особое отношение к себе.
-
Командный урок-обобщение в игровой форме в 6-м классе по теме "Мифы народов мира" 2008
Обобщающий урок по литературе для учащихся 6-х классов. На уроке в игровой форме обобщаются знания о мифах народов мира, развиваются коммуникативные способности учащихся, работа в команде, умения анализировать, делать выводы.
-
Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер" 2008
Предлагаем своим коллегам конспект интегрированного урока (география и литература), который не только создает условия для развития мировоззрения учащихся и применения знаний в межпредметных связях, но и стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду" 2008
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду". Урок разработан в форме устного журнала, где на страницах "Литературная", "Театральная", "Дискуссионная", "Музыкальная", "Творческая" учащиеся знакомятся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина (писатель, кинорежиссер,артист), развивают навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою.
-
Эмоционально-образное развитие учащихся на уроках литературы как условие формирования творческой личности 2008
Главное в преподавании литературы - не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной творческой личности. Этому способствуют такие приемы, как словесное рисование, составление "режиссерского комментария" к отдельным эпизодам произведений, написание "игровых" киносценариев, описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений, музыкальных фантазий, необычные сочинения, открывающие поистине неограниченные возможности для развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения.
-
Проект "Интеграция предметов естественно-гуманитарного цикла" 2008
Современное образование должно формировать новый тип мышления, новый стиль деятельности. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополняется содержание школьного образования, увеличивается количество учебных предметов. При этом усложняется учебный процесс, разрываются научные связи, дублируется материал. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов. Повысить информативную емкость содержания обучения позволяет интеграция предметов.
-
Комбинированный урок исследовательского типа "Люди или обломки" (М.Горький. "На дне") 2008
Представлен конспект комбинированного урока исследовательского типа по теме "Люди или обломки", по пьесе М.Горького "На дне". Тип: урок с использованием активных форм работы (организация групповой работы).
-
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" (урок литературы в 6-м классе) 2008
Изучая произведения И.С. Тургенева, невозможно не остановиться на гениальности тургеневского слова, на лиричности и философской направленности его пейзажей. Писатель видит в природе простоту и величие. Задачей урока является разговор на доступном шестиклассникам уровне об особенностях тургеневского пейзажа в рассказе "Бежин луг". Урок сопровождается мультимедийной презентацией в Power Point.
-
Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета 2008
О проблеме формирования духовно-нравственной личности на уроках литературы с опорой на изучение национальных традиций и совершенствование коммуникативных навыков. Работа опирается на использование средств ИКТ, приемы диалоговой формы учебной деятельности.
-
Александр Блок. "Соловьиный сад" (метод аналитического чтения) 2008
В поэме "Соловьиный сад" (1915 г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы долга и верности, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём.
-
Разработка урока литературы. Андрей Платонов. Рассказ "Фро" 2008
Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста рассказа уделяется теме духовного роста героини Фро. Ученики приходят к выводу, что утраченная гармония жизни восстанавливается ею тогда, когда Фро «впускает» в свое сердце соседского мальчика, страдание и одиночество которого раньше она не слышала. Мотив любви к «дальнему», к человечеству в целом вступает в диалог с евангельской заповедью «любви к ближнему».
-
Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе на тему "Взаимоотношение человека с миром живой природы" (по повести А.Максимова "Норка") 2008
Уроки внеклассного чтения – неотъемлемая часть изучения литературы. При планировании этих уроков я обязательно ввожу региональный компонент. Такие уроки, главная задача которых – привитие любви к родному краю, природе, чаще всего проводятся в лицейском музее «Культурное наследие».
-
Урок чтения в 10-м классе на тему "Где и как спастись?" (по повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана") 2008
Целью даной статьи является привлечение внимания школьников к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры, знакомство с новинками современной литературы.
-
Урок чтения "Все весны дыханием согрето" 2008
Структура урока чтения, его содержание создают условия для проявления познавательной творческой активности учащихся. Дети учатся воспринимать настроение поэтического произведения, «переводить» словесное выражение в конкретное представление.
-
Урок-путешествие по повести Пэля Пунуха "Борька в тундре" 2008
Методическая разработка урока-путешествия по литературе для учащихся 7-го класса по повести Пэля Пунуха «Борька в тундре» формирует читательские интересы и способности учащихся среднего звена при работе с произведениями, связанными с родным краем; развивает читательское воображение, применяя для этого вопросы и задания, стимулирующие сопоставление учащимися жизненных и художественных впечатлений; знакомит учащихся с биографией Пэля Пунуха и его литературными произведениями.
-
План-конспект урока по литературе "Загадка женской души" (по очерку Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2008
Конспекта урока по литературе для учащихся 10-го класса «Загадка женской души» (по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Урок – открытие по прочитанному очерку. Цель – урока показать неразрывную связь капитала с преступлением; указать на бунт женской души против мертвящей обстановки купеческого быта; раскрыть трагедию, загадку женской души.
-
Урок литературы в 11-м классе "Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2008
На уроке литературы для учащихся 11-го класса по теме «Воланд и его свита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» используются групповые формы работы учащихся, большая дополнительная информация. Учащиеся учатся сравнивать и анализировать информацию, полученную из различных источников, высказывать своё мнение по поставленной проблеме. На уроке показываются видеофрагменты и презентация, выполненная учащимися.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я растил себя поэтом" (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу…") 2008
Урок по творчеству С.А. Есенина содержит материал для постижения своеобразия его поэтического мира на примере одного стихотворения. Анализ стихотворения ведётся на трёх уровнях, и исследовательская работа позволяет выполнить всесторонний анализ текста. На уроке использованы компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождается презентацией PowerPoint, включающей 14 слайдов с портретами, иллюстрациями, теоретическими сведениями.