Литература
-
Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе 2008
Уроки по современной русской литературе включают анализ разножанровых произведений известной писательницы Т.Н. Толстой: рассказа "Соня" (1985 г.) и романа "Кысь" (1999 г.). Предметом анализа является нравственные и этические проблемы нашего времени. Ведущий приём исследования - аналитическая беседа с использованием данных из интервью и публицистических статей Т.Толстой.
-
Элективный курс "Лингвистический анализ поэтического текста" для 11-го класса 2008
Программа построена на углубленном изучении средств выразительности, используемых в русском языке. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, и уровня подготовленности обучающихся курс может быть разделен на две части: "Языковые средства выразительности" и "Основы комплексного анализа поэтического текста".
-
Урок-игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина 2008
Урок-игра по сказкам М.Е .Салтыкова-Щедрина (7-й класс, литература) с применением ИКТ, что позволяет привлечь интерес учащихся к прочтению и пониманию сказок, работы в группах; кроссворд помогает увидеть слово в тексте, а это развивает зрительную память учащихся.
-
Открытый урок литературы в 11-м классе "Любовь к родному пепелищу" 2008
Урок литературы. Цель – проанализировать идейно- художественное своеобразие отдельных глав книги И.Шмелева "Лето господне". Урок включает биографию писателя, видеоматериал, фотографии и картины Б.Кустодиева.
-
Нетрадиционные формы преподавания литературы 2008
Это открытие литературно-православного общества "Зернышки". Оно может быть отнесено к нетрадиционным формам уроков литературы и к внеклассной работе. Урок призван приобщить к православной вере, помочь увидеть в литературе христианские мотивы; воспитывая христианский взгляд на мир, внедрить в сознание мысль, что литература действительно - советчик и помощник.
-
Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне" 2008
Разработанный урок-конференцию можно использовать как интегрированный урок в курсах истории и литературы, так и во внеклассной деятельности. Использование богатого краеведческого материала и иллюстративного сопровождения позволяет обучающимся в полной мере представить трагизм ситуации, в которой оказалась большая часть народа. Разнообразие тем позволяет подойти учащимся к их выбору с учетом интересов и знаний. Задания каждой темы даны дифференцированно.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе по учебнику О.В. Джежелей. Чтение и литература 2008
Интерес детей к учению не утрачивается тогда, когда на уроке есть время не только для активной умственной работы, но и для физического и психологического отдыха.
-
Интегрированный урок внеклассного чтения "Сказка в музыке" 2008
Интегрированные уроки помогают учащимся более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. Они несут большую познавательную нагрузку, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, погружают их в мир классической музыки, делая ее понятной путем литературного слова, а литературу обогащают новыми красками, делая урок более разнообразным. Переключение внимания приводит к лучшему запоминанию изучаемого материала, развивает у ребят интерес к предмету, творческие способности и творческую самостоятельность.
-
Конспект урока литературы, 11-й класс. Тема: "Ответственна ли русская литература XIX–XX веков за деградацию российского общества к началу XXI века?" 2008
Данный урок проходит в форме эвристической беседы с элементами дискуссии, тема которой формулируется учащимися самостоятельно в конце урока. Цель данного урока: показать роль и место литературы в жизни общества.
-
Урок-эпилог по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" (анализ 28-й главы) 2008
Целью урока является обобщение изученного по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Учащиеся предоставляется возможность глубокого анализа образа главного героя. Форма театральной постановки способствует развитию творческих способностей учащиеся.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки" 2008
Урок "Не забыть, что мы люди…" по рассказу В.М. Шукшина "Волки" проведён как открытый урок внеклассного чтения в 9 -м классе. На уроке анализируются важнейшие нравственные проблемы: проблема совести человека, поведение человека в критической ситуации. Сопоставляются два человека – два характера. Выявляются языковые особенности рассказа. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения, таким образом ведётся подготовка к ЕГЭ (часть С).
-
Проект "Современные дети и мир вымысла" 2008
Проект по литературе для учеников 5-го класса может быть использован в качестве итоговой работы по сказкам народов мира, во внеклассной работе. Главным в этом проекте является осмысление роли фантазии в нашей жизни и литературе. Статья также содержит обобщающий урок по русским народным сказкам.
-
Способы активизации учебной деятельности в условиях коррекционно-развивающего обучения. Особенности организации групповой работы над анализом стихотворения 2008
В основе организации учебной деятельности в условиях нашего государства, начиная еще с XVII века, лежит классно-предметно-урочная система. В современной педагогической науке представлено большое количество педтехнологий, т.е. системы способов, принципов, методов, применяемых в обучении и направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся. В работе показано, какое место занимает коррекционно-развивающее обучение в среде различных педтехнологий.
-
"Музы Сергея Есенина". Литература в 11-м классе 2008
Вступление учителя о любви Есенина к Родине, к матери. Основная часть урока - о музах Сергея Есенина: Лидии Кашиной («Зелёная причёска»), Айседоре Дункан (цикл «Москва кабацкая»), Августе Миклашевской («Заметался пожар голубой»), Шаганэ Тальян («Шаганэ ты моя, Шаганэ!»), Галине Бениславской («Собаке Качалова»). Анализ стихотворений, посвящённых им.
-
Урок по внеклассному чтению в 4-м классе "Сказки — что мы о них знаем" 2008
Этот урок направлен на развитие устной речи и на активизацию читательского интереса у младших школьников. На уроке литературного чтения уделяется внимание эмоциональному переживанию детей. На данном уроке используется технология ИКТ - дидактическая игра, арт-технология – инсценирование сказок.
-
Ласточка вдохновения. Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций с использованием методики В.А. Лазаревой и логико-графических схем при анализе поэтических текстов 2008
Урок (2 часа) представляет мастерскую построения знаний и ценностных ориентаций по лирике трех поэтов трех разных веков. Одна из целей, которая преследовалась учителем, - показать, как в рамках мастерской при анализе высокохудожественных поэтических текстов можно использовать логико-графические схемы, выстраиваемые в программе Microsoft Office PowerPoint. Это необычно, ново для учащихся.
-
Текст урока литературы в 8-м классе "Интегрированный урок математики и литературы" 2008
Совершенствовать умение учащихся логически мыслить, анализировать и делать собственные выводы - предназначение урока. Рассказ А.Платонова "Третий сын" интересен по содержанию и обладает необыкновенной глубиной проникновения в душу каждого человека. Используя математическую схему анализа на уроке, я формирую умение вдумываться в каждую деталь рассказа и делать собственные выводы. Привлечение математической схемы на уроке литературы помогает учащимся осознать важность владения навыком анализа. Формы работы на уроке: беседа по схеме, анализ эпизодов, характеристика героев, сопоставление их поступков; выступление каждого ученика.
-
Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Быть взрослым — это не только права, но и обязанности". Нравственные проблемы в повести А.Алексина "А тем временем где-то…" 2008
Вопросы этического и нравственного характера, создаваемые проблемные ситуации, опережающие индивидуальные и групповые творческие задания направлены на развитие навыков самостоятельного анализа художественного произведения, воображения и эмпатийной культуры учащихся. Материалы урока помогают восьмиклассникам разобраться в содержании прочитанной повести, осознать смысл понятия "взрослость".
-
Конспект урока литературы по теме "Масленица" 2008
Представлен конспект урока литературы для учащихся 5-го класса по теме "Масленица".
-
Урок литературного чтения в форме игры "Умники и умницы" по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени" 2008
Место игры среди современных образовательных технологий. Игра способствует росту познавательной активности, умственному развитию учащихся. На уроках литературного чтения большой популярностью у детей пользуется игра «Умники и умницы». Она развивает интерес учащихся к предмету, воспитывает вдумчивого читателя. Цель – выявить лучшего знатока произведения.
-
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" 2008
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Урок является обобщением пройденного материала по теме "Серебряный век русской поэзии".
-
Программа курса "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы" 2008
Курс "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы" предлагается для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля. Цель курса - формирование функциональной и читательской грамотности школьника. В основе курса - стратегии технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология порфолио.
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или …?" 2008
Урок носит проблемный характер. В ходе занятия используются различные методы: инсценирование, работа со словарями, работа с таблицами и т.д. Что сближает Чичикова с помещиками? Чем Чичиков отличается от них? Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту? Почему всё-таки автор называет его "подлецом"? Решение этих проблемных вопросов позволяет постичь загадку сложного характера Чичикова, углубляет понимание идейно-художественного своеобразия поэмы. В ходе сопоставления различных мнений о герое учащиеся также определяют свою собственную позицию и отвечают на вопросы: "Почему этот образ вечен? Страшны ли Чичиковы?"
-
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" 2008
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" для 11-го класса. На уроке обучающиеся знакомятся с любовной лирикой А.Ахматовой; выявляют основные черты поэтики А.Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения "Сжала руки под темной вуалью..."; совершенствуют навыки анализа художественного текста. Для создания особой атмосферы на уроке используются воспоминания Ю.Анненкова, триптих А.Ахматовой "Смятение" в обработке Д.Тухманова.
-
Трагедия старообрядцев, оторвавшихся от народа и не нашедших истину в Боге 2008
Повесть построена на описании жизни и быта староверов. Основные ее жители – кержаки-старообрядцы – живут в селе Вырубы, отгородившись от мира тайгой. Но самоизоляция этих людей приводит к духовному оскудению. А между тем это люди, которые Бога почитают, считают себя правоверными. Но любовь к Богу для них – лишь соблюдение необходимых обрядов. Они забыли о том, что любить Бога – значит принимать и уважать законы жизни, в каких бы формах она не предстала. Человек, который верит в Бога, должен строить свои отношения на уважении к людям, к окружающему миру, к природе. А они борются с ней, стремятся покорить ее, в результате терпят поражение (Амос). Тайга – это не кладовая, из которой можно только брать, это прекрасно устроенный мир гармонии, музыки и красоты. И только при условии единства человека и природы возможно духовное обогащение и физическое возмужание личности.
-
"Не зная прошлого — не построишь и будущего". Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Знакомство восьмиклассников с памятником древнерусской литературы "Домострой" подготовит их к глубокому и осмысленному восприятию произведений русской классической литературы в 9–11-х классах (пьесы А.Н. Островского, произведения М.Горького и др.).
-
Литературная викторина о Москве 2008
Литературные викторины - это не только развлечения. Они помогают обучающимся закрепить и повторить пройденное, расширить и дополнить свои знания. Методические рекомендации построены в виде вопросов и ответов на них. Ряд вопросов популяризирует художественные произведения, а некоторые тренируют память, заставляют вспомнить текст или по цитате определить произведение.
-
Обучающее сочинение-миниатюра по картине "Золотая осень" 2008
В статье представлен опыт работы по обучению учащихся 2-го класса с нарушением зрения написанию сочинения по картине (на примере картины И.Левитана "Золотая осень").
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится?" (по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету") 2008
Предстален конспект урока литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится" по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету".
-
Урок литературы "Война, беда, мечта и юность!" 2008
Повесть "Сказание о моём ровеснике" посвящена событиям гражданской войны. Герои повестей "Крик", "Убиты под Москвой" (1963) и ряда рассказов - герои Великой Отечественной. В повестях "Генка, брат мой..." (1969) и "Вот пришёл великан" (1971) рассказывается о послевоенной жизни, в них Воробьёв решает нравственные проблемы своего современника.