Литература
-
"Воскрешение души Родиона Раскольникова" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
"Преступление и наказание" – один из интереснейших романов Ф.М. Достоевского. Полностью раскрыть характер главного героя, понять его душу помогает эпилог романа, где показывается процесс воскрешения души Родиона Раскольникова. Урок, построенный на основе анализа отрывка эпилога, способствует пониманию ошибочности теории, которая убивает всё человеческое. Благодаря уроку ребята самостоятельно могут прийти к выводу, что любовь и сострадание способствуют возрождению героя.
-
Урок литературы "Как стать крылатым" (по сказке-притче Ф.Сологуба "Крылья") 2008
На уроке литературы в 5-м классе рассматриваются особенности жанра притчи. Знакомство с биографией писателя, медленное чтение, инсценировка сказки, сопоставление её с другими произведениями искусства - пути постижения нравственных проблем человеческой души. На уроке используются индивидуальные и групповые формы работы.
-
Урок литературы по теме "Детство в творчестве А.Л. Решетова". 7-й класс 2008
Учебник литературы в седьмом классе по УМК под редакцией А.Г. Кутузова включает изучение литературоведческого понятия «лирический герой». Урок «Тема детства в лирике А.Л.Решетова» реализует возможность закрепить теоретические и практические знания по данной проблеме, углубляет практические навыки анализа стихотворных произведений, даёт возможность глубже изучить творчество А.Л. Решетова, известного пермского поэта.
-
План интегрированного урока литературы и технологии. Образ русских женщин эпохи романтизма 2008
Главная задача открытого урока "Образ русских женщин эпохи романтизма" – научить учащихся с уважением относиться к историческим источникам, воспитать уважение к художественным произведениям Н.А. Некрасова, к русским женщинам.
-
Горестный мир и его неожиданное преображение в главах романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (рассказ "Мальчики"). 7-й класс 2008
Основные цели и задачи: показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления; воспитывать добрые чувства в детях. Дети выясняют значение слов «добро», «сострадание», «зло», приводят строчки из рассказа и библейские истины. Разворачивается дискуссия при ответе на вопрос: «Для чего рождается человек на земле?».
-
Мифы народов Сибири 2008
Специфика курса «Литературное наследие Сибири» заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Томской области, региона, кругом имён авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок по теме: «Мифы народов Сибири» знакомит с фольклором и литературой родного края на примере художественных текстов народов, проживающих в Сибири.
-
"Счастье без свободы или свобода без счастья" — третьего не дано? (Материалы к уроку по роману Е.Замятина "Мы") 2008
Представлен подробный план итогового урока по роману Е.Замятина «Мы». В ходе занятия ребята приводят в систему свои представления об этом произведении, развивают навык публичного выступления, культуру речи, творческие способности, размышляют над проблемами, вопросами, разрешить которые важно современному молодому человеку.
-
"Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" (урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо") 2008
Ёмкость названия и содержания повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» достигается за счёт антитезы – противопоставления контрастных цветов: белого и чёрного. Эпитеты «белый», «чёрный» в прямом значении характеризуют окрас Бима; в переносном – поступки людей, его окружающих.
-
Проект по созданию диафильма в 6-м классе на основе баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед" 2008
В данной статье описывается процесс создания проектной работы – диафильма на уроках литературы, ИЗО и музыки. Даны рекомендации по организации учебного времени, планированию деятельности учителя и учеников. Статья сопровождается приложением – диафильмом.
-
Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе 2008
Уроки по современной русской литературе включают анализ разножанровых произведений известной писательницы Т.Н. Толстой: рассказа "Соня" (1985 г.) и романа "Кысь" (1999 г.). Предметом анализа является нравственные и этические проблемы нашего времени. Ведущий приём исследования - аналитическая беседа с использованием данных из интервью и публицистических статей Т.Толстой.
-
Элективный курс "Лингвистический анализ поэтического текста" для 11-го класса 2008
Программа построена на углубленном изучении средств выразительности, используемых в русском языке. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, и уровня подготовленности обучающихся курс может быть разделен на две части: "Языковые средства выразительности" и "Основы комплексного анализа поэтического текста".
-
Урок-игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина 2008
Урок-игра по сказкам М.Е .Салтыкова-Щедрина (7-й класс, литература) с применением ИКТ, что позволяет привлечь интерес учащихся к прочтению и пониманию сказок, работы в группах; кроссворд помогает увидеть слово в тексте, а это развивает зрительную память учащихся.
-
Открытый урок литературы в 11-м классе "Любовь к родному пепелищу" 2008
Урок литературы. Цель – проанализировать идейно- художественное своеобразие отдельных глав книги И.Шмелева "Лето господне". Урок включает биографию писателя, видеоматериал, фотографии и картины Б.Кустодиева.
-
Нетрадиционные формы преподавания литературы 2008
Это открытие литературно-православного общества "Зернышки". Оно может быть отнесено к нетрадиционным формам уроков литературы и к внеклассной работе. Урок призван приобщить к православной вере, помочь увидеть в литературе христианские мотивы; воспитывая христианский взгляд на мир, внедрить в сознание мысль, что литература действительно - советчик и помощник.
-
Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне" 2008
Разработанный урок-конференцию можно использовать как интегрированный урок в курсах истории и литературы, так и во внеклассной деятельности. Использование богатого краеведческого материала и иллюстративного сопровождения позволяет обучающимся в полной мере представить трагизм ситуации, в которой оказалась большая часть народа. Разнообразие тем позволяет подойти учащимся к их выбору с учетом интересов и знаний. Задания каждой темы даны дифференцированно.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе по учебнику О.В. Джежелей. Чтение и литература 2008
Интерес детей к учению не утрачивается тогда, когда на уроке есть время не только для активной умственной работы, но и для физического и психологического отдыха.
-
Интегрированный урок внеклассного чтения "Сказка в музыке" 2008
Интегрированные уроки помогают учащимся более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. Они несут большую познавательную нагрузку, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, погружают их в мир классической музыки, делая ее понятной путем литературного слова, а литературу обогащают новыми красками, делая урок более разнообразным. Переключение внимания приводит к лучшему запоминанию изучаемого материала, развивает у ребят интерес к предмету, творческие способности и творческую самостоятельность.
-
Конспект урока литературы, 11-й класс. Тема: "Ответственна ли русская литература XIX–XX веков за деградацию российского общества к началу XXI века?" 2008
Данный урок проходит в форме эвристической беседы с элементами дискуссии, тема которой формулируется учащимися самостоятельно в конце урока. Цель данного урока: показать роль и место литературы в жизни общества.
-
Урок-эпилог по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" (анализ 28-й главы) 2008
Целью урока является обобщение изученного по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Учащиеся предоставляется возможность глубокого анализа образа главного героя. Форма театральной постановки способствует развитию творческих способностей учащиеся.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки" 2008
Урок "Не забыть, что мы люди…" по рассказу В.М. Шукшина "Волки" проведён как открытый урок внеклассного чтения в 9 -м классе. На уроке анализируются важнейшие нравственные проблемы: проблема совести человека, поведение человека в критической ситуации. Сопоставляются два человека – два характера. Выявляются языковые особенности рассказа. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения, таким образом ведётся подготовка к ЕГЭ (часть С).
-
Проект "Современные дети и мир вымысла" 2008
Проект по литературе для учеников 5-го класса может быть использован в качестве итоговой работы по сказкам народов мира, во внеклассной работе. Главным в этом проекте является осмысление роли фантазии в нашей жизни и литературе. Статья также содержит обобщающий урок по русским народным сказкам.
-
Способы активизации учебной деятельности в условиях коррекционно-развивающего обучения. Особенности организации групповой работы над анализом стихотворения 2008
В основе организации учебной деятельности в условиях нашего государства, начиная еще с XVII века, лежит классно-предметно-урочная система. В современной педагогической науке представлено большое количество педтехнологий, т.е. системы способов, принципов, методов, применяемых в обучении и направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся. В работе показано, какое место занимает коррекционно-развивающее обучение в среде различных педтехнологий.
-
"Музы Сергея Есенина". Литература в 11-м классе 2008
Вступление учителя о любви Есенина к Родине, к матери. Основная часть урока - о музах Сергея Есенина: Лидии Кашиной («Зелёная причёска»), Айседоре Дункан (цикл «Москва кабацкая»), Августе Миклашевской («Заметался пожар голубой»), Шаганэ Тальян («Шаганэ ты моя, Шаганэ!»), Галине Бениславской («Собаке Качалова»). Анализ стихотворений, посвящённых им.
-
Урок по внеклассному чтению в 4-м классе "Сказки — что мы о них знаем" 2008
Этот урок направлен на развитие устной речи и на активизацию читательского интереса у младших школьников. На уроке литературного чтения уделяется внимание эмоциональному переживанию детей. На данном уроке используется технология ИКТ - дидактическая игра, арт-технология – инсценирование сказок.
-
Ласточка вдохновения. Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций с использованием методики В.А. Лазаревой и логико-графических схем при анализе поэтических текстов 2008
Урок (2 часа) представляет мастерскую построения знаний и ценностных ориентаций по лирике трех поэтов трех разных веков. Одна из целей, которая преследовалась учителем, - показать, как в рамках мастерской при анализе высокохудожественных поэтических текстов можно использовать логико-графические схемы, выстраиваемые в программе Microsoft Office PowerPoint. Это необычно, ново для учащихся.
-
Текст урока литературы в 8-м классе "Интегрированный урок математики и литературы" 2008
Совершенствовать умение учащихся логически мыслить, анализировать и делать собственные выводы - предназначение урока. Рассказ А.Платонова "Третий сын" интересен по содержанию и обладает необыкновенной глубиной проникновения в душу каждого человека. Используя математическую схему анализа на уроке, я формирую умение вдумываться в каждую деталь рассказа и делать собственные выводы. Привлечение математической схемы на уроке литературы помогает учащимся осознать важность владения навыком анализа. Формы работы на уроке: беседа по схеме, анализ эпизодов, характеристика героев, сопоставление их поступков; выступление каждого ученика.
-
Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Быть взрослым — это не только права, но и обязанности". Нравственные проблемы в повести А.Алексина "А тем временем где-то…" 2008
Вопросы этического и нравственного характера, создаваемые проблемные ситуации, опережающие индивидуальные и групповые творческие задания направлены на развитие навыков самостоятельного анализа художественного произведения, воображения и эмпатийной культуры учащихся. Материалы урока помогают восьмиклассникам разобраться в содержании прочитанной повести, осознать смысл понятия "взрослость".
-
Конспект урока литературы по теме "Масленица" 2008
Представлен конспект урока литературы для учащихся 5-го класса по теме "Масленица".
-
Урок литературного чтения в форме игры "Умники и умницы" по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени" 2008
Место игры среди современных образовательных технологий. Игра способствует росту познавательной активности, умственному развитию учащихся. На уроках литературного чтения большой популярностью у детей пользуется игра «Умники и умницы». Она развивает интерес учащихся к предмету, воспитывает вдумчивого читателя. Цель – выявить лучшего знатока произведения.
-
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" 2008
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Урок является обобщением пройденного материала по теме "Серебряный век русской поэзии".