Урок-путешествие "Моя малая родина"

Разделы: Литература


Цель: расширять знания о родном крае, воспитывать интерес к его истории, языку.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

    Цвети, моя родная Борзя!
    Цвети зимою, летом и весной!
    Встречай, мой город, алы зори,
    Работник мой, защитник мой!
    В степном краю, в земле богатой
    Прошла моя нелегкая судьба:
    Был партизаном и ходил в солдатах,
    Водил составы и растил хлеба.
    В твоей земле – металл и уголь,
    И зелень трав, и золото полей,
    И ветер, теплый и упругий,
    Качает ветки юных тополей.
    Величественным, гордым исполином
    Стоит мой город на краю страны.
    Мы все у матушки-России
    Ее родные, верные сыны.

История Забайкалья – одна из ярких страниц истории Российского государства, а исторические события Борзинского края плавно вливаются в судьбу Забайкальской земли.

2. Сегодня мы совершим путешествие по нашему краю – Борзинскому району. На чем полетим? На коврах-самолетах. Любым путешественникам не помешают предстартовые испытания:

- Пристегнуть ремни! – Есть пристегнуть ремни!

- Одеть скафандры! – Есть одеть скафандры!

- Включить контакты! – Есть включить контакты!

- Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!

Давным-давно, несколько сотен лет назад, во времена правления русской императрицы Екатерины II появились городок Борзя и поселок Шерловая Гора. Вот о них-то и пойдет сегодня речь. Сейчас мы подлетаем к Шерловой.

Первая остановка: “Мал поселок, да дорог”.

  1. Кто знает, в каком веке появилось название Шерловая Гора? (При Екатерине II в 1788 году так стали называть 3 сопки: Обвинскую, Лукавую и Высокую). Достаньте бортжурналы и запишите.
  2. Почему возникло такое название? (В 1723 году Нерчинский житель Гурков охотился на склоне горы Тут-Халтуй – от монгольского “место, где любят собираться звери”. Гурков, охотясь, нашел чудесные самоцветы. Камни были исключительной красоты и прозрачности. Они напоминали застывшую и окаменевшую каплю голубой воды. До тех пор никто в Забайкалье не находил подобных камней. Их назвали словом “шерл”– это одна из разновидностей драгоценного камня турмалин. Отсюда и пошло название поселка). Записать в бортжурналы.
  3. Сколько школ у нас в поселке?
  4. Какой вид транспорта для нашего поселка самый надежный и удобный?

Вторая остановка: “Цвети, моя родная Борзя!”

1. Кто может объяснить происхождение названия города Борзя? (По названию реки.)

2. А каково происхождение названия реки? (От эвенкийских слов и выражений: “борса-ми” – убить медведя, “боро” – серый, сумеречный, “бори” – горка, холм; заброшенный, “борза” – снежная, белая, “борая” – серая гора от бурятских слов и выражений: “бооржатай”, “бооржа” – соленое озеро.)

3. Чем славилась Борзя в XVIII веке? (Со всего края на соленые озера Борзи приезжали за солью.)

4. Как раньше называли речку Борзянку? (Горохон или Горохан – большой, великий вождь.)

Подлетая к Борзе и к Шерловой, вы с высоты полета увидели близлежащие деревни, поэтому давайте о них и поговорим.

Третья остановка: “Маленькое село на большой карте”.

  1. Какие деревни, села нашего края вы знаете?
  2. Какие названия рек Забайкалья вы сможете припомнить?

Посмотрите, как много интересных названий мы услышыли. Давайте остановимся на происхождении некоторых из них.

Олдонда – село. От эвенк. олдонду – в стороне. Село находилось в стороне от проезжих дорог. Жители села не любят посторонних. Название близко по звучанию слову алтанта (“золото”). Может быть олдонда – место, где есть золото? Вот и причина, по которой жители так оберегают свою землю.

Шоноктуй – с бур.-монг. шана – “волк”. То есть шоноктуй – “волчье место”, “волчья местность”.

Курунзулай – падь в верховьях реки Кондуй. Переводится слово – “коричневый, гнедой дикий жеребец. Легенда связывает название с красавицей Бальджит. В этой пади был убит каурый жеребец Курун-Дзалан, на котором Бальджитс пасалась от погони.

Становое нагорье – это обширное горное пространство на севере Забайкалья с многочисленными хребтами в виде нагорья, имеющими значительные высоты (1000–2000 и более метров). Нагорье образует между Байкалом и Становым хр. Сплошную стену, цепь гор – становик, отсюда Становой.

Четвертая станция: “Люблю родной язык”.

Вспомним диалектизмы (кто больше диалектизмов назовет, а затем вместе распределяем их по тематическим группам).

3. Домашнее задание: найти в газетах, журналах, книгах стихи о родном крае и одно на выбор выучить наизусть.