Цель: расширять знания о родном крае, воспитывать интерес к его истории, языку.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Цвети, моя родная Борзя!
Цвети зимою, летом и весной!
Встречай, мой город, алы зори,
Работник мой, защитник мой!
В степном краю, в земле богатой
Прошла моя нелегкая судьба:
Был партизаном и ходил в солдатах,
Водил составы и растил хлеба.
В твоей земле – металл и уголь,
И зелень трав, и золото полей,
И ветер, теплый и упругий,
Качает ветки юных тополей.
Величественным, гордым исполином
Стоит мой город на краю страны.
Мы все у матушки-России
Ее родные, верные сыны.
История Забайкалья – одна из ярких страниц истории Российского государства, а исторические события Борзинского края плавно вливаются в судьбу Забайкальской земли.
2. Сегодня мы совершим путешествие по нашему краю – Борзинскому району. На чем полетим? На коврах-самолетах. Любым путешественникам не помешают предстартовые испытания:
- Пристегнуть ремни! – Есть пристегнуть ремни!
- Одеть скафандры! – Есть одеть скафандры!
- Включить контакты! – Есть включить контакты!
- Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
Давным-давно, несколько сотен лет назад, во времена правления русской императрицы Екатерины II появились городок Борзя и поселок Шерловая Гора. Вот о них-то и пойдет сегодня речь. Сейчас мы подлетаем к Шерловой.
Первая остановка: “Мал поселок, да дорог”.
- Кто знает, в каком веке появилось название Шерловая Гора? (При Екатерине II в 1788 году так стали называть 3 сопки: Обвинскую, Лукавую и Высокую). Достаньте бортжурналы и запишите.
- Почему возникло такое название? (В 1723 году Нерчинский житель Гурков охотился на склоне горы Тут-Халтуй – от монгольского “место, где любят собираться звери”. Гурков, охотясь, нашел чудесные самоцветы. Камни были исключительной красоты и прозрачности. Они напоминали застывшую и окаменевшую каплю голубой воды. До тех пор никто в Забайкалье не находил подобных камней. Их назвали словом “шерл”– это одна из разновидностей драгоценного камня турмалин. Отсюда и пошло название поселка). Записать в бортжурналы.
- Сколько школ у нас в поселке?
- Какой вид транспорта для нашего поселка самый надежный и удобный?
Вторая остановка: “Цвети, моя родная Борзя!”
1. Кто может объяснить происхождение названия города Борзя? (По названию реки.)
2. А каково происхождение названия реки? (От эвенкийских слов и выражений: “борса-ми” – убить медведя, “боро” – серый, сумеречный, “бори” – горка, холм; заброшенный, “борза” – снежная, белая, “борая” – серая гора от бурятских слов и выражений: “бооржатай”, “бооржа” – соленое озеро.)
3. Чем славилась Борзя в XVIII веке? (Со всего края на соленые озера Борзи приезжали за солью.)
4. Как раньше называли речку Борзянку? (Горохон или Горохан – большой, великий вождь.)
Подлетая к Борзе и к Шерловой, вы с высоты полета увидели близлежащие деревни, поэтому давайте о них и поговорим.
Третья остановка: “Маленькое село на большой карте”.
- Какие деревни, села нашего края вы знаете?
- Какие названия рек Забайкалья вы сможете припомнить?
Посмотрите, как много интересных названий мы услышыли. Давайте остановимся на происхождении некоторых из них.
Олдонда – село. От эвенк. олдонду – в стороне. Село находилось в стороне от проезжих дорог. Жители села не любят посторонних. Название близко по звучанию слову алтанта (“золото”). Может быть олдонда – место, где есть золото? Вот и причина, по которой жители так оберегают свою землю.
Шоноктуй – с бур.-монг. шана – “волк”. То есть шоноктуй – “волчье место”, “волчья местность”.
Курунзулай – падь в верховьях реки Кондуй. Переводится слово – “коричневый, гнедой дикий жеребец. Легенда связывает название с красавицей Бальджит. В этой пади был убит каурый жеребец Курун-Дзалан, на котором Бальджитс пасалась от погони.
Становое нагорье – это обширное горное пространство на севере Забайкалья с многочисленными хребтами в виде нагорья, имеющими значительные высоты (1000–2000 и более метров). Нагорье образует между Байкалом и Становым хр. Сплошную стену, цепь гор – становик, отсюда Становой.
Четвертая станция: “Люблю родной язык”.
Вспомним диалектизмы (кто больше диалектизмов назовет, а затем вместе распределяем их по тематическим группам).
3. Домашнее задание: найти в газетах, журналах, книгах стихи о родном крае и одно на выбор выучить наизусть.