Цели:
- создать условия для осмысления эксперимента, описанного в повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”, понимания нравственной сущности этого эксперимента;
- способствовать переосмыслению понятия “Человек – Творец”.
Оборудование:
- хрестоматия к учебнику- практикуму по литературе под ред. Г. И. Беленького;
- таблица с объяснением слов;
- раздаточный материал (карточки, кроссворды).
Эпиграфы:
Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?
М. А. Булгаков
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
Ралф Эмерсон
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму Природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Еще древний комедиограф Теренций сказал: “Высшее право часто есть высшее зло”. Да, мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.
Сегодня мы продолжим работу над повестью М. А. Булгакова “Собачье сердце”, основу которой составляет великий эксперимент гениального ученого. Наша задача – проследить за ходом эксперимента, описанного в повести; понять, какова нравственная сущность этого эксперимента; осмыслить его результаты.
III. Словарная работа.
Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значение слова эксперимент.
(Эксперимент – 1. Научный опыт.
2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)
А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно. (Работа проводится по таблице.)
Гипофиз – железа у основания мозга, оказывающая влияние на рост, развитие, обменные процессы организма.
Евгеника – учение “об улучшении человеческой породы”, опирающееся на идеи и выводы генетики 20-х годов ХХ века.
Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-нибудь или кого-нибудь, подготавливающий качественные изменения.
IV. Изучение нового материала.
1. Приступаем к работе над текстом произведения. Выясним, кто такой профессор Преображенский. Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференциронные задания.)
“4” Расскажите об образе жизни профессора Преображенского.
“4” Каково отношение профессора к новым порядкам в стране?
“5” Какова общественная и этическая позиция профессора Преображенского?
2. С какой целью профессор подобрал бездомного пса? Только ли из чувства сострадания?
3. В чем суть эксперимента профессора Преображенского?
4. Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?
5. Каким предстает Шарик в сцене операции?
6. Обратимся к сцене операции (гл. IV).
1) Выделите оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в сцене операции.
Это задание выполняется в группах. Класс делится на 7 групп, по 4 человека в каждой. Эти группы смешанного состава: в них есть и сильные, и слабоуспевающие ученики. Сильные учащиеся осуществляют контроль за слабоуспевающими, оказывают им помощь в выполнении задания. Выдаются 7 карточек, в которых даны небольшие отрывки из текста IV главы повести, и чистые листы бумаги (учитель заранее разрезает лист ватмана по вертикали на 7 равных частей). На этих листах учащиеся цветными маркерами крупными буквами выписывают оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в момент операции, и затем представители каждой группы по очереди прикрепляют их клейкой лентой на доску. В результате работы групп на доске составляется следующая таблица:
1) “Борменталь засуетился”, “шевельнулся жрец”, “зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели колючий блеск”, “взмахнув ножичком, метко и длинно протянул по животу” |
2) “Борменталь набросился хищно”, “Филипп Филиппович полоснул второй раз”, “вертел ножом в теле”, “начали разрывать крючьями”, “вырвал из тела”, “Борменталь впился в кожу” |
3) “Оба заволновались, как убийцы”, “нож вскочил в руки Филиппа Филипповича”, “лицо Филиппа Филипповича стало страшным”, “оскалил фарфоровые и золотые коронки” |
4) “Филипп Филиппович стал втыкать коловорот и высверливать”, “начал пилить”, “въелся ножницами” |
5) “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филиппович стал страшен”, “сипение вырвалось из носа”, “зубы открылись до десен”, “ободрал” |
6) “Филипп Филиппович зверски оглянулся”, “врезался глубже”, “Борменталь коварно кольнул”, “зарычал Филипп Филиппович”, “злобно заревел” |
7) “Лицо у Филиппа Филипповича стало, как у вдохновенного разбойника”, “всадил иглу в сердце”, “засипел страшный Филипп Филиппович”, “взревел”, “Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир” |
По этой таблице ведется дальнейшая работа с классом.
2) Дифференцированные задания.
“5” Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель, показывая процесс создания нового человека? (Индивидуальное сообщение учащегося.)
В IV главе повествование резко убыстряется. Обилие глагольной лексики, звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию.
При помощи эпитетов автор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент. Сравнения выразительны, отточены, образны: “оба заволновались, как убийцы”, “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филипппович отвалился, как сытый вампир”. При помощи сравнения, сопоставляя Филиппа Филипповича с разбойником и вампиром, М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операции.
Используя эпитеты и сравнения, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки.
Следует отметить несоответствие лексики происходящему. Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.
“4” Какие противоречия в личности и деятельности профессора Преображенского отмечает автор?
“5” Каково авторское отношение к профессору Преображенскому и его эксперименту?
Слово учителя
Повесть “Собачье сердце” имеет евангельскую символику. Действие происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский (“говорящая фамилия” - средство характеристики героя). Писатель всеми возможными средствами указывает на противоестественность происходящего, на то, что происходящее есть антитворение, пародия на Рождество.
7. Дифференцированные задания.
“4” По дневнику доктора Борменталя проследите, как происходит превращение бездомного пса Шарика в человека.
“5” Чем вы объясните изменение почерка, наличие помарок в дневнике доктора Борменталя?
8. Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?
Прочитайте портретное описание искусственно созданного человека. Какую деталь в одежде подчеркивает автор? Какова роль этой детали?
9. Дифференцированные задания.
“4” Какие пороки сконцентрировались в рожденном гением профессора Преображенского двуногом существе?
“5” Каковы жизненные принципы “нового” человека?
10. Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?
11. Сопоставьте ваши наблюдения с первым эпиграфом: “Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?” (М. А. Булгаков.)
12. К какому выводу пришел профессор Преображенский в результате своего эксперимента?
13. В чем вина профессора Преображенского?
14. Сопоставьте результаты эксперимента со вторым эпиграфом: “Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок”. (Ралф Эмерсон.)
15. Работа в парах.
А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе повести.
- Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)
- Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского. (Зеленый.)
- Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)
- Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)
- Донор Шарикова. (Чугункин.)
- Председатель домкома. (Швондер.)
- Первое слово Шарикова. (“Абыр”.)
- Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)
- Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя. (“Тяпнутый”.)
Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.
- Вспомните, что такое аллегория?
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
Слово учителя
Конечно, не этот фантастический научный эксперимент, о котором мы вели речь на уроке, стремился изобразить в своей повести М. А. Булгаков. Повесть основана, прежде всего, на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности предвидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходило в стране. А то, что происходило в стране в 20-е годы ХХ века и именовалось строительством социализма, воспринималось М.А. Булгаковым именно как эксперимент, огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Писатель считал переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. И, действительно, история подтвердила это.
V. Обобщение.
1. О чем заставила вас задуматься повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце”?
2. В чем актуальность предупреждений М.А. Булгакова?
Нужно ли “искусственно фабриковать” людей, вмешиваться в жизненные процессы?
Что вы думаете о клонировании?
VI. Дифференцированное домашнее задание.
Подготовить сообщения на темы:
“4” “Полиграф Полиграфович на государственной службе”;
“5” “Роль Швондера в воспитании Шарикова”.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Рефлексия.
Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.