ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомить учащихся с личностью писателя – драматурга, выявить своеобразие решения темы нравственного поиска в творчестве А.Вампилова
ОБОРУДОВАНИЕ:
Выставка книг А.Вампилова: “Я с вами, люди”, “Дом окнами в поле”, “Успех”; портрет А.В. Вампилова, звукозапись песни И.Талькова “Океан непонимания”, видеозапись пьесы А.Вампилова “Старший сын”.
Эпиграфы к уроку:
Мы вернемся в это близкое ретро, вернемся вплотную, чтобы понять не историю, а самих себя сегодняшних...И тогда не окажется писателя, более выразившего трагедию безверия, чем Вампилов. (Андрей Битов)
В прозе Василий Шукшин, в поэзии Николай Рубцов, в драматургии Александр Вампилов… Кажется, самую душу и самую надежду потеряла почти разом с этими именами российская литература. И, кажется, сама совесть навсегда осталась с нами в литературе. (Валентин Распутин)
Слово учителя:
На фотографии – почти мальчишеское, простое лицо: копна густых волос, лезущих на лоб, уши торчат, рот чуть приоткрыт, рубашка простенькая, без галстука. Слесарь-практикант или студент?
А это писатель, один из лучших драматических писателей наших дней.
Александр Вампилов рожден в 1937-м в Иркутской области, в учительской семье, утонул в Байкале летом 1972, накануне того дня, когда ему должно было исполниться 35 лет. Сердце не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл.
Всего неполных 35 было отведено ему судьбой, а это и детство, и университет, а еще книги, музыка, стихи…
До третьего курса Саня, как все его звали, писал стихи. Несколько из них сохранилось и теперь опубликовано. Негромким словом, с благородной сдержанностью и душевной чистотой выражает Вампилов свои чувства и размышления:
Что неприветливо, широкий дол, шумишь?
Не можешь мне простить разлуки?
Что не хранят, чего не помнят люди,
То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.
Я навсегда в твоих лугах бескрайних,
Я навсегда в твоих лугах густых.
И после всех дорог судьбы – случайных,
Извилистых, запутанных, крутых –
Последняя дорога мне прямая –
Сюда, чтобы спокойно умереть…(На фоне мелодии “Клен ты мой опавший” (гитара))
Едва ли найдется в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Приобщение к ней началось еще в школьные годы. В доме хранилась гитара, оставшаяся от деда, старинная и потому особенно притягательная. Звучали песни на есенинские стихи. Но щемяще трогали сердце и другие романсы, которые исполнял Саня. В минуты пения темно- карие глаза его обретали сосредоточенность и ту тревожную глубину, в которой, кажется, помещались особое знание, особая мудрость и ранняя, все смывающая печаль.
В 1960 году Александр Вампилов окончил филологический факультет Иркутского университета, а уже в следующем, 1961 году, выпустил сборник юмористических рассказов “Стечение обстоятельств”.
(Читается рассказ “Шорохи. Рассказ ночного сторожа”).
“- Вам спичек? Пожалуйста. Чем я здесь занимаюсь?.. Да вот: кому спички понадобятся, кому время, кому, может, поговорить… Садитесь, вам, я вижу, не нужно точное время.
Видите напротив магазинчик? Так вот я в нем работаю. То есть не в нем, а около него. Я – ночной сторож. Для этого у меня все данные: возраст 64 года, борода 15 сантиметров, ружье 16-й калибр.
Когда-то я работал в этом магазине продавцом, а теперь вот караулю… Но что это за работа! Мне даже немного совестно деньги получать. Еще ни разу не было ничего такого… Воруют-то днем! За пять лет сменилось семь продавцов.
Вот сейчас опять новый. Молодой, вертлявый такой. Все ходит по магазину, насвистывает. Не зря насвистывает! Я его насквозь вижу. Наглый. Такие мало не берут. Вижу, что шаромыга, но нет у меня полномочиев. Надо мной, подлец, еще издевается. “Караулишь, - говорит. –Ну, карауль, карауль…” Дескать, напрасный труд. А у меня нервы сдают и курок у ружья
пошаливает. Все может быть. Я его спрашиваю: “Ты зачем, голубчик, в торговлю-то подался?” А он: “Я, говорит, стал продавцом потому, что не хочу загубить молодость в очередях”. Я ему: “Скоро тебя уведут? И надолго ли?” Отвечает: “Ничего, вернусь – буду сторожем”. Видали его? Возьми с такого!
Вот… А ночью что ж … ночью тихо. Даже скучно как-то. Я уж хожу смотреть кинофильмы, есть забавные. Вот “Ночной патруль…”, ну и другие. Хожу еще в суд слушать, да там все одно: растраты, разводы и хулиганство.
А насчет разбоя, так это только рассказывают. Брехня, устное, так сказать, творчество. Все, что тут было такого за пять лет, так все эти протоколы собрали и выпустили недавно книжку. Как же – читал, читал … занятно …
Ага! Уже час ночи… Этими часиками меня недавно премировали… Так я, пожалуй, сейчас лягу. Завтра рано вставать. Скамейка удобная и тулуп хороший – не жалуюсь.
А что касается шорохов – я шорохов не боюсь. В них нет ничего сверхъестественного. А сон на свежем воздухе, я вам скажу, самый крепкий и самый здоровый.”
Слово учителя:
Тридцать лет назад в очерке “Прогулки по Кутулуку” Александр Вампилов писал: “Среда – это то, как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, а значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью, что в моей жизни, моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях? Да, задать себе такой вопрос не шутка, отвечать на него труднее, потому что в этом случае уже надо понимать, что хорошо и что плохо. Но какая сила нужна, чтобы от вопросов и ответов перейти к действию! Какая для этого нужна совесть, какая вера в лучшее, какое чувство справедливости! Словом, сколько для этого нужно всего того, что мы называем духовным богатством человека!”
Чего, казалось, бы, проще – понимать, что хорошо и что плохо, где добро и где зло.
Вампилов не принимал злую сущность человека и готов был стать археологом, чтобы доказать, что человек произошел от семени добра, о нем, о зерне духовном, двигающем людские поступки, хлопотал он всю свою недолгую писательскую жизнь.
“Прогулки по Кутулуку” Александр Вампилов заканчивает так: “Конечно, прежде всего человеку нужны еда, одежда и крыша над головой.
Но не хлебом единым жив человек, гласит старинная истина. Истиной она была в старину, истиной она останется и по сей день. И особенное значение она, на мой взгляд, приобретает сейчас, когда крыша над головой становится поновее, еда посытнее, одежда покрасивее”.
Помните шукшинский вопрос: что с нами происходит? С ним перекликается Александр Вампилов с одной из самых ранних работ, в одноактной пьесе “Двадцать минут с ангелом”.
(Инсценируется в сокращении по книге А. Вампилова “Дом окнами в поле”. Иркутск, 1982г.(275-288).
Начиная со слов:
А н ч у г и н (держится за голову). Три рубля всего и надо-то. А я когда в геологии работал, три рубля мне было – раз плюнуть. Плюнуть и растереть. (Презрительно). Три рубля! (Помолчал.) А ведь без них подохнуть можно.
До слов:
Б а з и л ь с к и й (удивляется). Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали…”
Слово учителя:
Внешне анекдотическая ситуация приводит к невеселому итогу. Человек встречает человека во всеоружии подозрения и неприятия, видит в нем сначала врага, а затем уже пытается выровнять свое чувство до расположения, а не наоборот.
Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нас, для людей.
Вышла на сцену Валентина из пьесы “Прошлым летом в Чулимске”, и невольно отступило перед ней все низкое и грязное – вышла не просто героиня, несущая в себе черты добродетели, вышла сама добродетель.
(Инсценировка, с.318-323)
Со слов: “Шум и голос: “Не трогай его! Не трогай его!” Затем шум удаляется и умолкает.
До реплики:
Ш а м а н о в. Да нет, Валентина, не может этого быть…
Слово учителя:
И в слезах, и в отчаянии не перестанет Валентина веровать в лучшую человеческую сущность, и веры своей не изменит, и в добродетели не ослабеет.
А перед нами уже персонажи первой большой пьесы Александра Вампилова “Прощание в июне”.
Талантливый студент – любимец курса, ловкий, дерзкий и находчивый с девушками, бесшабашный озорник, сорвиголова… Не лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незнакомку на автобусной остановке, является на свадьбу друзей через окно и не теряется, когда его гонят из института: пристраивается садовником на даче у гражданина Золотуева.
(Инсценировка, с 68-71).
Со слов:
К о л е с о в. Куда вам столько денег? Сколько их у вас, а вы все гребете, все хапаете, да еще трясетесь над ними – смотреть на вас тошно.
До слов:
К о л е с о в. Дядя, да вы кошмарный старик...
Слово учителя:
Но причем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колесов?
Сцена объяснения Колесова и Тани – с.85-87.
От слов:
К о л е с о в. Я должен рассказать тебе, как я закончил университет. (Молчание.) В тот вечер, когда ты приходила ко мне на дачу, там был твой отец… Я должен был выбрать. Одно из двух.
До слов:
К о л е с о в. Не волнуйтесь. Это мой диплом… Я за него заплатил. Вот и все… Прощайте.
Слово учителя:
Настанет момент, когда из тихой гавани семьи, дома, школы ты выплывешь в море жизни и встретит тебя неизбежное первое испытание совести, первый рубеж, перейдя который, ты, случается, уже другой человек. Эта минута, этот критический миг и интересует более всего Вампилова.
До последнего предела раскрылась перед нами наивная и чистая душа Сарафанова в “Старшем сыне”. Этот сохранивший детскую душу человек, которого даже собственная жена не называла иначе, как “блаженный”, объясняет: “Я сочиняю. Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него”.
(Фрагмент видеозаписи к/ф “Старший сын”.)
Слово учителя:
Вампилов чуток к добру, он с таким огорчением и страхом смотрит на разрушение человеческой души, и самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова – “Утиная охота” (сцена с письмом, с 185-186).
От слов: С а я п и н (разбирает почту). Тебе письмо.
До слов: З и л о в. Не могу. Сентябрь – время неприкосновенное: о х о т а.”
Слово учителя:
Жизнь бьёт Зилова смертью отца, уходом жены, равнодушием приятелей, он выкрикивает свои обвинения лицемерию: “Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Так вот, плевать я хочу на ваши претензии”.
В обличениях Зилова слышна надрывная нота, он сознает, что снаружи помощь не придет, стало быть, нужно изменяться изнутри и не истрепаться, не выцвесть, не сломаться, вступая в многослойную жизнь. Боязнь сделаться Зиловым рождает призыв по-юношески верить в добро, иначе и жить нельзя.
Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь.
(Звучит песня И.Талькова “Океан непонимания”. Звукозапись.)
Накануне подготовки к уроку по творчеству А.Вампилова учащимся предложено ответить письменно на вопрос:
“Как бы Вы поступили в ситуации, подобной той, которая произошла в спектакле “Прощание в июне” (выбрать: институт или любимая девушка) и “Двадцать минут с ангелом” (незнакомец предлагает сто рублей)?”.
На уроке результаты работы анализируются, ответы обосновываются учащимися.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Глушанская Е. Самосознание по Вампилову. Звезда № 4, 1989.
- Ему было бы нынче пятьдесят… Новый мир № 9, 1987.
- Лакшин В. Дни и годы героев Вампилова. Юность № 5, 1975.
- Лакшин В. Душа живая. В кн. Александр Вампилов. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (с.3-16).
- Никитин, Опыт Вампилова. Москва № 4, 1989.
- О Вампилове. Воспоминания и размышления. В кн. Александр Вампилов. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (с. 558-628).
- Распутин В. Душа жива. Наш современник № 1, 1988.
- Румянцев А. Студенческие годы Александра Вампилова. Москва № 8, 1993