Урок литературы в 7-м классе по теме "Разрушение личности человека" (по произведению "Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки")

Разделы: Литература


Цели:

  1. Развитие устной речи учащихся.
  2. Формирование умений анализировать текст.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: плакаты о вреде наркотиков, выставка книг и иллюстраций о наркомании, грамзаписи: “Надежда” (в исполнении А. Герман), Окуджава “Песенка о ночной Москве”. Словарная работа: личность, деградация, миссия.

План.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
    - Беседа - анализ стихотворений Н. Огарева “Хандра”, А. Макаревича “Пока горит свеча”.
    - Беседа - дневник как жанр литературы.
  3. Анализ произведения “Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки” (работа учащихся в группах).
  4. Подведение итогов.
  5. Защита плакатов.
  6. Выступление нарколога.
  7. Грамзапись песни Б. Окуджава “Песенка о ночной Москве”.

Ход урока

I. Оргмомент.

Песня “Надежда” (в исполнении А. Герман)

II. 1. Вступительное слово учителя:

- Каждый человек приходит на землю зачем-то, с какой – то своей миссией. И он должен сделать что-то, большое или маленькое. Нельзя жить просто так. Должна быть цель.

2. Беседа - анализ стихотворений.

Эпоха, в которую живет человек, определяет стиль поведения, его мысли. Она может бесцеремонно вторгаться в нашу жизнь, поломать все планы, разрушить их. Но духовное богатство людей может защитить и спасти нас.

Кто из поэтов обращался к этой теме? (ученик называет стихотворение А.С. Пушкина и читает его)

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена.

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

- Бывают дни, когда у человека опускаются руки, когда ему кажется, что он одинок и никому не нужен. И из этой ситуации нужно уметь выйти. В каком из прочитанных вами стихотворений автор пытается выйти из “тупиковой” ситуации?

(Чтение учащимся наизусть стихотворения Н. Огарева “Хандра”, А. Макаревича "Пока горит свеча")

Н.П. Огарев Хандра.

Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, -
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить - такая мука!
Куда бежать? чем облегчить бы грудь?
Вот ночи ждешь - в постель! скорей заснуть!
И хорошо, что стало все беззвучно...
И сон нейдет, а тьма томит докучно!

А.В. Макаревич Пока горит свеча.

Бывают дни, когда опустишь руки,
И нет ни слов, ни музыки, ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.

И я хотел идти куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа,
Но верил я - не все еще пропало,
Пока не меркнет свет,
Пока горит свеча.

И спеть меня никто не мог заставить,
Молчание - начало всех начал.
Но если плечи песней мне расправить,
Как трудно будет сделать так, чтоб я молчал.
И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, и кровь не горяча –
Я в сотый раз опять начну сначала,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Понятно ли, близко ли вам то настроение скуки, беспричинной хандры, о котором пишет Н.П. Огарев? Случалось ли вам испытывать нечто подобное? Как бы вы определили причину такого состояния?

Почему в учебнике рядом со стихотворением Огарева “Хандра” (с. 180) помещено изображение стенных часов с маятником, отсчитывающим минуты?

Почему горящая свеча на иллюстрации (с. 180) освещает прекрасные произведения искусства?

(Стихотворение А. Макаревича о творческих силах, дремлющих в душе поэта, о творческих спадах и взлетах, о разладе и согласии с самим собой).

Объясните строки:

  • “пока горит свеча”,
  • “.. .я был с собой в разлуке”,
  • “.. .если песней плечи мне расправить”,
  • “.. .пока не меркнет свет, пока горит свеча”.

3. Беседа.

Что такое одиночество с вашей точки зрения?

Согласны ли вы с утверждением, что “в юности человек всегда одинок”?

Как вы думаете, зачем люди ведут дневники?

(Чтобы разобраться в себе. Чтобы скрасить одиночество, поделиться с чистым листом бумаги своими мыслями, чувствами, настроениями).

- На предыдущих уроках литературы мы знакомились с жанром - дневник (“Дневник Коли Дмитриева”, “Дневник Адриана Моула”, “Дневник Анны Франк”, “Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки”). Это особый жанр потому, что мы видим в человеке те черты характера , которые он не видит в себе сам.

Как вы понимаете значение слова “личность”?

А вот какое определение дает СИ. Ожегов в “Словаре русского языка”:

“Личность - носитель каких - нибудь свойств, лицо”.

Можно ли назвать героев - Колю Дмитриева, Адриана Моула, Анну Франк, героиню из “... дневника пятнадцатилетней наркоманки” - личностями?

Какой из четырех прочитанных вами дневников - мрачный, трагический? Обоснуйте свою точку зрения.

III. Анализ произведения “Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки”. (Работа учащихся в группах).

-Сегодня мы поговорим о том, как из-за наркотиков произошло разрушение личности человека. Произведение “Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки” вы прочитали, предварительно получив индивидуальные задания:

  • 1 группа - обратить внимание на взаимоотношение героини с семьей и одноклассниками;
  • 2 группа - душевное состояние героини;
  • 3 группа - показать разрушение личности.

(Группам раздаются вопросы, которые помогут дать полный анализ произведения).

 Вопросы для I группы:

  1. Попробуйте воссоздать атмосферу семьи, где жила героиня
  2. Была ли девочке непонятой и одинокой?
  3. Знает ли она сама, что ее родители, брат и сестра, бабушка и дедушка нежно любят ее?
  4. Чем отличаются отношения в этой семье от отношений в семье А. Моула?

Вопросы для II группы:

  1. Можно ли назвать героиню примитивной, пустой, поверхностной? Она так же интеллектуальна, как А. Моул и А. Франк?
  2. Что же подтолкнуло ее на ужасный путь, приведший к гибели?
  3. Что отличало ее от героев А. Моула, А. Франк?
  4. Героиня стала принимать наркотики. Почему она так подробно описывает ощущения, когда это случилось в первый раз?

Вопросы для III группы:

  1. Как в дневнике показано ее постепенное падение?
  2. Как изменяется психическое состояние, речь?
  3. Почему девочка, придя к священнику и поглядевшись в зеркало, “не могла поверить, что так мало изменилась”? Объясните смысл ее фразы: “Я думала, что увижу себя старой, изможденной и седой, но, наверное, это мое внутреннее “Я” так съежилось и испортилось”

(Выступление учащихся)

IV. Подведение итогов (работа со всем классом)

  • Героиня приходит к определенным выводам. Каким?
  • Почему героиня выбирает второй путь?
  • В эпилоге сказано: “Девочка, которая вела этот дневник, умерла через три недели после того, как приняла решение больше не вести его...”
  • О чем, с вашей точки зрения, говорит этот факт?
  • На какие размышления он наводит?
  • Почему автор не дает имени героине?
  • Каково значение прочитанной книги?
  • Можно назвать дневник “Погибель”?
  • Что такое “разрушение человеческой личности”?

V. Защита плакатов.

VI. Выступление нарколога.

VII. Грамзапись песни Б. Окуджавы “Песенка о ночной Москве”.

Приложение