Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.Есенина (интегрированный обобщающий урок в 8-м классе)

Разделы: Русский язык, Литература


Цель: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения».

Задачи:

  • повторить материал по теме, увидеть своеобразие односоставных предложений;
  • развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;
  • расширить представление о личности С.А.Есенина, его роли в развитии русской литературы;
  • формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.

Оборудование:

  • толковые словари;
  • портрет С.А.Есенина, фонограмма песен на стихи поэта;
  • старославянское написание слов прения, преть;
  • компьютер, презентация (Приложение 1).

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

I. Вводное слово учителя:

Учитель: -Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я предлагаю вам провести в импровизированном зале заседаний, в котором разгорятся прения по вопросу: Односоставные предложения в поэзии Сергея Александровича Есенина. (Слайд №1)

Перед нами стоит задача (Слайд №2) – увидеть своеобразие односоставных предложений, а помогут нам в этом стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина. В зале заседаний присутствуют представители двух блоков.

  • Блок Теоретиков - ваша функция – теоретический материал.
  • Блок Практиков – ваша функция – практические задания.
  • И Рецензентская комиссия – ваша функция – критика и оценка.

II. Словарная работа:

Учитель: Запишите слово прения. Это слово старославянское по происхождению. Образовалось от слова пьреть и обозначало «ссориться». Каково современное значение слова прения? Теоретики, ответьте на этот вопрос.

Работа с толковым словарем: прения – обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам. Открыть прения по докладу. Жаркие прения.

Задание: Составить словосочетание, выполнить синтаксический разбор.

III. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд №3)

Учитель: Выполните синтаксический разбор предложения.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

-Ребята, откуда это стихотворение? («Берёза» С.А.Есенина) Верно, а что вам известно о Есенине как поэте? Какие его стихотворения вы помните? Обратите внимание на его портрет. Какое впечатление он на вас производит? Что бы вы могли о нем рассказать? (Слайд №4) (рассказ учителя о С.Есенине)

-А сейчас мы повторим все виды односоставных предложений с помощью стихотворений Сергея Есенина.

IV. Повторение и анализ видов односоставных предложений. (Слайд №5)

1. Повторение и анализ безличных предложений.

Учитель. Обратите внимание на стихотворные строчки Сергея Есенина: (Слайд №6)

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Грустно… Душевные муки
Сердце терзают и рвут…

Орфографическое списывание.

Задания:

  1. Распределить слова по группам орфограмм.
  2. Дать характеристику предложениям.

Проанализируйте предложения. Встретились ли односоставные? Таблица поможет сосредоточиться. Охарактеризуйте их.

Слово блока Практиков.

Учитель: Оценка Рецензентской комиссии.

Какие предложения называются безличными?

Выступление блока Теоретиков: -Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.

2. Повторение и анализ определенно-личных предложений.

Учитель: Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком? (Слайд №7)

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.

Ученики: Это высказывание об определенно-личных предложениях.

Учитель: Ребята, прежде чем мы выслушаем наших уважаемых Теоретиков, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). На что они похожи? (девиз, речёвка) Да, верно, эти слова и станут девизом нашего сегодняшнего урока. Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами. (Физкультминутка)

ДУМАЮ, ТВОРЮ, ПИШУ, ПОДНИМУСЬ И РАССКАЖУ.

Выступление блока Теоретиков об определенно-личных предложениях.

Ученики: Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

Учитель: Работа с поэтическим текстом С.А.Есенина: (Слайд №8)

Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я её донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.

Найдите определенно-личные предложения.

3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Игровой момент.

Учитель. К нам в зал заседаний пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос. (Слайд №9)

(Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт)

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.

Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский? Слово блоку Теоретиков.

Ученики. А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.

Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.

Учитель. Выборочный диктант. Я прочитаю отрывки из стихотворений С.Есенина, выпишите неопределенно-личные предложения. (Слайд №10)

Снова пьют тут, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

4. Повторение и анализ назывных предложений.

Учитель: -Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко основную мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

Ученики: С помощью назывных предложений.

Учитель: Приведем примеры из стихотворений: (Слайд №11)

Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Это назывные предложения, так как главный член – подлежащее, выраженное существительным.

Учитель. Оценка Рецензентской комиссии.

Выступление блока Теоретиков.

Ученики. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

5. Повторение и анализ обобщённо-личных предложений:

-Уважаемые теоретики, какие предложения называются обобщённо-личными?

-Давайте приведем примеры. (Слайд №12)

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Всё принимая, что есть на свете.

V. Вывод:

Учитель: Ну, что ж наше заседание подходит к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?

Ученики: Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений. (Слайд №13)

Учитель: -Верно, а в заключение я хотела ещё раз обратить ваше внимание на то, что сегодня нашими помощниками были стихотворения С.А.Есенина. И, я думаю, большинству из вас известен тот факт, что многие стихотворные произведения Сергея Есенина положены на музыку и с успехом вот уже не один год исполняются знаменитыми русскими певцами. А возможным это стало потому, что поэзию в целом и стихи Есенина в частности отличают необыкновенная музыкальность, мелодичность и лиричность. И в какой-то степени это заслуга односоставных предложений. Я предлагаю завершить нашу встречу на замечательной ноте, прослушав фрагменты песен на стихи Сергея Есенина. (Слайд № 14) (прослушивание)

VI. Домашнее задание. Упр. № 279 (выборочный диктант).