Обучающие цели:
- организовать деятельность учащихся по анализу текста;
- создать условия для усвоения литературоведческих понятий, таких, как традиции, вечные темы и образы;
- обеспечить установление учащимися связи между классикой и современностью.
Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:
- создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, находить пути их решения;
- создать условия для умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные цели:
- помочь учащимся задуматься над нравственно- философскими категориями: преступление и нравственное наказание, эгоизм и самопожертвование, совесть, вина, память;
- содействовать развитию умения общаться, сотрудничать;
- помочь в соответствии с интересами и способностями определить для себя роль в совместном исследовании.
Оборудование: портреты В.Распутина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова и их произведения.
Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены чувства вины.(В. Распутин)
Иногда лишь кара пробуждает чувство вины. (Лешек Кумор)
1. Слово учителя. Постановка цели урока.
В.Распутин - один из ярких современных писателей, мы знаем, что автор поднимает в своих произведениях важные нравственно- философские проблемы (учащиеся знакомы с произведениями “Прощание с Матёрой”, “Пожар”). Его творчество - это итог исканий современной литературы, мысли автора точно отражают состояние души современного человека.
Сегодня в центре нашего внимания повесть “Живи и помни”, написанная достаточно давно, в 1974 году. Попробуем понять, чем повесть интересна современному читателю, как автором творчески используется классическое наследие.
В.Распутин говорит, что “традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются её продолжением: проповедь добра, совестливость, обострённое чувство истины, правды и надежды”. Повесть о войне “Живи и помни” рассказывает нам не о войне, не о человеке на войне, а поднимает вопросы вечные. Произведение В. Распутина критики сравнивают прежде всего с произведениями Ф .М. Достоевского и Л. Н.Толстого.
Цель урока – выявить связи повести В.Распутина с произведениями классиков, определить, какие традиции классической литературы развиваются в произведении.
2. Исследовательская деятельность учащихся
Задания по группам, распределение ролей (15 мин. – обсуждение, 10-15 мин. – ответы)
Задание группе №1
1.Покажите путь превращения нормального, живого человека в “зверюгу лесную” (подготовьте рассказ об Андрее Гуськове, опираясь на ключевые эпизоды).
2. Критик А. Панкин писал: “Андрей- трус, предатель и эгоист… Это нам становится понятным с самого начала…Гуськов и дезертиром-то стал оттого, что жило в нём низменное, жестокое, эгоистическое начало”.
В чём вы видите главные причины такого перерождения Андрея Гуськова? Кто виноват: сам герой, окружающие люди или, может быть, война? Отчего Андрей Гуськов становится мертвецом при жизни? Найдите слова- определения из текста для душевного состояния Андрея и причин его перерождения.
3. Кто из классиков русской литературы поднимал эту проблему? В чём отличие решения проблемы В.Распутиным?
(Ребята отмечают связь повести “Живи и помни” с поэмой Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, вспоминают главу о Плюшкине и лирическое отступление “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!.. Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения…”, идею Л.Н.Толстого, что ужас жизни можно выдержать, если порядок внутренней жизни не нарушен. Делают вывод, что но современная реальность сложнее, для сегодняшнего читателя гораздо страшнее перемены, произошедшие с Гуськовым, В.Распутин показал нам, что нравственное начало в нём (совесть, чувство вины, раскаяние) полностью вытеснено звериным желанием выжить любой ценой, главное - существовать, хоть волком, но жить. Позиция автора связана также с мыслью Толстого о противоестественности войны. Война калечит души слабых людей, убивает в них человеческое, пробуждая низменные, животные инстинкты.)
Задание группе №2
1. Критик Е. Старикова говорит о “непроизвольных ассоциациях” с романом Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, возникающих при чтении некоторых сцен. Какие это сцены, на ваш взгляд? Найдите и сопоставьте.
2. Ответьте на вопросы: что сближает Андрея Гуськова и Р. Раскольникова и в чём их принципиальное отличие?
3. Как тема преступления связана с образом главной героини? Осуждаете ли вы самоубийство Настёны?
(Ученики обращают внимание на связь сцены убийства старухи-процентщицы и первого сна Раскольникова со сценами убийства козули и телёнка, на детали (топор), на душевное состояние и переживания героев (одиночество, невозможность жить среди людей).
С одной стороны, мы понимаем, что позиция автора связана с мыслью Достоевского о том, что необходимо увидеть человека, его душу даже в преступнике, что даже самый низко падший человек достоин не презрения, а жалости. С другой стороны, мы видим, насколько “выше” герой Достоевского с его душевными муками. Герои Толстого, Достоевского, осознавая свои низкие чувства, испытывают отвращение к себе, пытаются измениться,герой же Распутина не способен на это. Вряд ли он вызовет в нас жалость, так как мы не видим в нём человека. Самоубийство Настёны вызывает много споров, и оценка её поступка не бывает однозначной.)
Задание группе №3
1. Какие черты русского женского характера воплощены в главной героине повести В. Распутина “Живи и помни”? С какими женскими образами русской классической литературы вы могли бы сравнить Настёну?
2. Проследите душевные переживания Настёны (найдите сцены, наиболее ярко передающие, что происходит в душе героини).
В.Влащенко утверждает, что Настёна “приближается к высшей группе героев Толстого с доминирующим духовно - нравственным началом”. Докажите или опровергните это.
3. Что отличает Настёну от Андрея? Почему она помогает мужу, может ли поступить иначе?
3. Почему Настёна не в силах была спасти Андрея, как спасла Раскольникова Соня Мармеладова?
(Автор так говорил о Настёне: “Для меня самого эта книга прежде всего о женщине, о прекрасном, чисто русском характере, готовом к самоотверженности, искренности, ответственности за близкого человека”.
Следуя традициям русской классической литературы, В.Распутин создает практически идеальный образ русской женщины. В ней ученики видят некоторые черты Катерины А.Н.Островского и Марёны Тимофеевны Н.А.Некрасова, сравнивают Настёну с любимыми героинями Л.Н Толстого и Сонечкой Мармеладовой Ф.М.Достоевского.
Главное отличие Настёны от Андрея состоит в том, что она “не лишена чувства вины”, судит себя высшим нравственным судом, судом своей совести. А совесть, по словам В. Распутина, - это стыд человека. По мнению автора, именно совесть определяет поведение человека, его судьбу. Андрей не испытывает стыд, только обиду и злобу, в нём нет души. Невозможно спасти человека, если мертва его душа. Говорим о “диалектике души” героини повести В.Распутина, о “нравственном чувстве” в Настёне, помогающем ей отличать добро от зла, оставаться человеком, об исследовании писателем внутреннего мира своей героини. Слушаем домашнее задание.)
Индивидуальное (домашнее) задание к уроку.
Критики отмечают, что животное начало умертвило душу Андрея Гуськова, в Настене же в полный голос заявляет о себе “душа”. Попробуйте посчитать, сколько раз слово “душа” появляется на страницах повести, найдите и прочитайте отрывки текста. С какими проблемами произведения это связано?
(Ученики посчитали, что слово “ душа” употреблено в повести 30 раз, оно сопровождает образ Настёны и только 4 раза связано с Андреем, говорят о том, в каком контексте звучит, с какими проблемами связано.)
Задание группе №4
1. Сон в литературных произведениях обычно интерпретируется как форма предсказания, пророчества или как форма психологического анализа (вспомните сны в произведениях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого). Какова, на ваш взгляд, роль “двойного сна” в повести В. Распутина?
2. Какие ещё символические сцены использует автор, показывая трагическую предопределённость судьбы Настёны? Согласны ли вы с мнением критиков, что смерть Настёны не только искупление её вины, но и кара Андрею за предательство?
(Учащиеся вспоминают сны Раскольникова, сон Пьера как средство психологического анализа, говорят о пророческом обоюдном сне Настёны и Андрея, вспоминают другие символические эпизоды ( тень от “оконного переплёта”, похожая на крест, могила, кладбище для утопленников).
Подведение итогов обсуждения
1. Что станет с Андреем Гуськовым, какова его дальнейшая судьба? Почему автор не упоминает о нём в конце повести?
2. Как эпиграфы к уроку связаны с нашим разговором?
3. Почему повесть называется “ Живи и помни”?
4. Какими ключевыми нравственно- философскими категориями пользовались мы в течение обсуждения?
5. Какие традиции классиков в изображении событий и героев использует В. Распутин? В.Распутин подражает своим предшественникам, повторяет их?
6. К каким вечным темам и вопросам обращается автор?
Произведения В.Распутина, в частности повесть “Живи и помни”, тесно связаны с классическим наследием, однако аналогии, параллели говорят не о прямом подражании или заимствовании, а о творческом использовании В.Распутиным традиций русской литературы, об общности в миросозерцании писателей разных эпох, о сходстве внутренних состояний героев, об общих психологических законах, о нравственно-духовных поисках писателя, о том, что “вечные” темы и образы будут волновать не одно поколение людей.
Выставление оценок в группах.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение на выбор
1. “Вечные” проблемы в произведениях В.Распутина;
2. “Без повторений нет глубины”?
3. О чём не могли сказать писатели 19 века?
(Размышляя над повестью В.Распутина…)