Литература
-
Эпистолярный жанр в русской литературе. Дружеское письмо (Интегрированный урок русского языка и литературы). 9-й класс 2009
Урок ставит целью изучение дружеского письма как типа речи, знакомит учащихся с российскими традициями эпистолярного жанра, приобщает к ценностям русской языковой культуры и переписке как особой форме и среде общения.
-
Нестандартные типы уроков как путь к развитию учащихся 2009
Нетрадиционные типы уроков смягчают некоторые недостатки классно-урочной системы. Прежде всего, преодолевается перегрузка учеников однотипной работой, видимость активности вместо развития познавательных способностей детей.
-
Урок литературы в 6-м классе "Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева" 2009
Разработка урока внеклассного чтения для учащихся 6-го класса. Цель урока: подвести детей к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказы Юрия Яковлева «Игра в красавицу» и «Рыцарь Вася», научить детей ценить духовную красоту человека.
-
Конспект урока литературы в 10-м классе 2009
Урок является вторым в изучении творчества Н.А.Некрасова и представляет собой урок-исследование, на котором учащиеся самостоятельно прослеживают развитие народной темы в лирике поэта.
-
"Красный смех" Л.Н. Андреева как пример экспрессионизма в русской литературе 2009
Работа посвящена творчеству Л.Андреева, которое изучается в 11-м классе в цикле уроков литературы «Русская проза рубежа XIX–XX веков». В работе подробно проанализирован рассказ «Красный смех» как пример экспрессионизма в русской литературе. Работа сопровождается презентациями школьников.
-
Внеклассное чтение по повести В.О. Богомолова "Иван". 6-й класс 2009
Урок внеклассного чтения. Повесть В.О. Богомолова «Иван» вводит учащихся в атмосферу описываемых событий (годы Великой Отечественной войны), подводит учащихся к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все ее тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное.
-
Литературная игра "Умники и умницы", посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя 2009
Цель игры: в развлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках литературы, развить ещё больший интерес к личности Гоголя и его творчеству.
-
Урок-исследование. "Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" 2009
В статье представлен сценарий урока по изучаемой теме.
-
Театральная игра на уроках словесности, как способ развития креативности обучающихся 2009
Через знакомство с театрально-творческой деятельностью происходит накопление эмоционально-чувственного опыта ребенка. Воспитанник становится раскрепощённее, контактнее, эмоционально отзывчивее, он тоньше чувствует и глубже познает мир писателя, литературного произведения и его героев.
-
"Россия, кровью умытая…" Разработка интегрированного урока (история + литература) 2009
Урок представляет очередное звено в системе работы автора. За 37 лет работы в школе она создала свою блочную программу изучения литературы в старших классах, где курс перенасыщен таким соцветием имен, направлений, что очень трудно не сбиться на второстепенный, менее важный материал. Поэтому пришла идея подачи материала крупными блоками, когда по одной заявленной теме рассматриваются сразу несколько произведений.
-
Урок литературы в 6-м классе "Отношение автора к героям романа «Дубровский»" (на примере Владимира Дубровского) 2009
На уроке, анализируя текст, учащиеся выявляют авторскую оценку, его отношение к своему герою, свое мнение подтверждают текстом произведения, делают выводы. Учитель только поддерживает и воодушевляет своих учеников в самостоятельном определении собственного мнения в ходе анализа художественного произведения.
-
Урок литературы по теме: "Евгений Замятин: "Мы" - роман-предупреждение" 2009
Против каких страшных катастроф предостерегает своих современников и потомков Е.Замятин? Почему роман «Мы» относят к антиутопическому жанру? На эти вопросы будут находить ответы учащиеся, анализируя роман и сравнивая его идеи с идеями Достоевского. Ролевая игра, используемая на уроке, позволит лучше понять трагедию человека, живущего в тоталитарном государстве.
-
Проект по литературе "У Лукоморья…" 2009
Чтобы повысить интерес школьников к чтению, нужно оживить учебный процесс с помощью заданий, которые вызывают большой интерес учащихся. К таким видам заданий относится и коллаж, который помогает преодолеть скуку и усталость на уроке.
-
Урок литературного чтения по теме "Произведения о родной природе": А.Пушкин "Уж небо осенью дышало…", Г.Скребицкий "Осень" 2009
Урок направлен на то, чтобы вызвать у учащихся интерес к творчеству авторов, воспитывает правильное отношение к природе, побуждает их к творческой активности, лучше осмыслить произведения. Применение слайдовой презентации позволяет активизировать познавательные процессы и удерживает внимание на протяжении всего урока.
-
Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»" 2009
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручили". "Цикл уроков по рассказу Л.Андреева "Кусака" 2009
Рассказ учит бережному отношению к братьям нашим меньшим. Формирует нравственность и ответственность за свои действия в обращении с животными. И это очень актуально для морально-этической стороны воспитания и личностного становления школьников.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тематическая близость баллад разных народов 2009
Баллада – лироэпическое стихотворение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Как правило, герои баллад – люди смелые, неподкупные, благородные, вызывающие у нас, читателей, чувство восхищения. Нас привлекают их облик, поступки, то, как они следуют велениям своей чести. Именно поэтому не утратили интерес для нас баллады.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Печорин наедине с собой" 2009
Цели урока: раскрыть внутренний мир Печорина, его способность анализировать и оценивать свои поступки, его отношение к таким нравственным ценностям, как дружба и любовь; развитие умения анализировать дневниковые записи, выявлять авторское отношение к герою, роль внутренних монологов, пейзажей как художественных приёмов для раскрытия характера героя.
-
"Безвредного табака не бывает" 2009
Цель классного часа: формирование отрицательного отношения к курению; помочь учащимся осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Сказка ключницы Пелагеи" 2009
В начале урока создаются условия для повторения уже известных сведений о С.Т. Аксакове из курса начальной школы. Затем ребятам предстоит узнать много нового о писателе: познакомиться с его жизнью на башкирской земле, увидеть места, где он жил и трудился.
-
Первые уроки литературы в 5-м классе 2009
Значение первых уроков литературы в 5-м классе трудно переоценить. Именно на них формируется положительная мотивация к предмету, анализируется и оценивается ситуация, в которой начинается учебный процесс, определяется уровень подготовленности учащихся, особенности их индивидуального развития, ставятся задачи литературного образования.
-
Функции сравнений в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2009
Цель исследования – обосновать ведущую роль сравнения в выражении авторской эмоциональности. Лирический, романтический пафос, которым окрашены пейзажи Тургенева, как мы предполагаем, и есть тот новый взгляд на Россию, так поразивший современников. Этот тезис выдвигается в качестве рабочей гипотезы.
-
Материалы к уроку литературы на тему "Символика пейзажа". 11-й класс 2009
Урок посвящён анализу осеннего пейзажа в русской литературе XIX—XXвв. Последовательность «шагов» анализа чётко определена: выделить границы пейзажа, определить событие, героя; найти ключевые слова, тропы; назвать функцию пейзажа и его смысл в эпизоде, в произведения, широком контекста; назвать «сквозные» символы, мотивы; подобрать цитату. Особое внимание обращается на движение от образа к символическому смыслу картины мира, от «смотреть» к «видеть», от слова к слову-символу в контексте русского духовного самосознания.
-
Метонимия как основное средство выражения авторской позиции в "Петербургских повестях" Гоголя 2009
В «Петербургских повестях» Гоголь берет слова с конкретным значением и употребляет их в переносном значении, используя метонимический перенос. Мы по-новому видим мир человека в XIX веке, образы Петербурга, России. В работе подробно рассматривается метонимию в «Петербургских повестях» и делаются попытки найти цель ее применения.
-
Урок литературы в 11-м классе "Религиозные мотивы в творчестве С.А. Есенина" 2009
Формирование понятия художественного стиля и эволюции его лирического героя - цель предлагаемого урока. Объектом рассмотрения становления поэта, его поэтики стал первый сборник "Радуница". Погружение в текст, углубленная работа над текстом - это сложные виды работы на уроках литературы, без которых невозможно сориентировать выпускников на высшие идеалы русской литературы.
-
М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича…" Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов" 2009
Разработка урока позволяет расширить знания учеников о биографии М.Ю. Лермонтова, об истории России, помогает выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. Использование презентации на уроке позволяет развивать познавательные процессы у учащихся.
-
Использование технологии решения исследовательских задач при изучении рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2009
В процессе решения исследовательской задачи развиваются такие умения учащихся, как способность отвечать на эвристический вопрос; осмысливать проблемную ситуацию; выдвигать, обосновывать и проверять гипотезу; находить новый способ преобразования текста; продумывать план решения исследовательской задачи; самостоятельно выбирать объем информации.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2009
Урок «Эхо войны» по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления» позволяет учителю обсудить проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия, познакомить учащихся с некоторыми приемами анализа в художественном произведении, углубить их представление о характере героя, данном в развитии, дать понятие «Антитеза как стилистическая фигура».
-
Литературная композиция, посвященная памяти жерт политических репресий "Мы шли этапом" 2009
Литературная композиция может быть использована учителем-предметником как внеклассное мероприятие по предмету «Литература Красноярского края», так и классным руководителем как мероприятие по воспитательной работе. Данный сценарий рассчитан для учащихся 8—11-х классов.
-
Связь времени и места в художественном повествовании (А.С. Пушкин. "Капитанская дочка") 2009
Урок-исследование представляет собой отчет о групповой творческой работе учащихся. Целями урока являются: постижение некоторых особенностей Пушкина-художника, углубление представления о нем; оценивание смысла и значения художественных деталей, зарисовок, диалогов, композиций. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.