“Что же милее всего для человека? Жизнь?
Потому что с нею связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды”.
Так писал Н.Г.Чернышевский. Ну а мне бы хотелось добавить, что жизнь нам мила и дорога ещё и потому, что с нею связаны все наши ошибки, а значит, прозрения и открытия. Как же пройти уготованный нам жизненный путь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Эти вопросы не перестают волновать любого человека, независимо от его возраста, интересов. По мере взросления мы понимаем, как непросто жить правильно, честно. Наши отношения с людьми ставят перед нами многие проблемы. Одна из них:
Имеем ли мы право вмешиваться в жизнь близких нам людей, которых мы считаем частью себя?
Это и будет вопрос, к которому мы вернёмся в конце урока, после того, как создадим фрагмент азбуки нравственности, поговорим о внутренних качествах личности героев , дадим им оценку. В качестве домашнего задания я попросила вас назвать одно качество личности, о котором бы вы хотели поговорить после прочтения повести Франсуазы Саган.
Опрос.
Мы видим, какой богатый материал для размышлений дает нам повесть 19-летней французской писательницы, студентки Сорбонны. Повесть появилась в 1954 году и была встречена шквалом статей, выступлений и бурных споров.
Как вы думаете, что же в повести потрясло читателей и критиков?
Обсуждение.
В повести читатели увидели своеобразное знамение времени, примету начавшейся “эпохи свободных нравов”.
Азбука нравственности
Первое качество, о котором бы мне хотелось с вами поговорить – беспечность.
Как вы понимаете это?
Беспечность – это беззаботность. Неспособность задумываться о последствиях своих действий (из словаря)
Кому из героев присуще это качество?
(Сесиль пишет: “Так я заварила эту комедию. Против воли, из беспечности и любопытства”)
К чему привела беспечность героев?
Доброта
Что такое доброта? Как вы понимаете?
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (из словаря)
В начале повести Сесиль описывает своего отца: “Отец был добр, щедр”
Что имеет ввиду героиня, говоря о доброте отца? Согласны ли вы с тем, что отец был добрым? Результат подобной доброты?
Любовь
Влюблен ли отец в Анну, на ваш взгляд?
Способен ли подобный человек любить по-настоящему?
Ответственность
Как вы понимаете? Можем ли мы назвать героев ответственными людьми?
Ответственность — обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия (из словаря)
К чему может привести безответственность?
Равнодушие
Равнодушие – безразличное, безучастное отношение к окружающему, происходящему (из словаря)
Сесиль говорит: “Равнодушие – вот пожалуй единственное, в чем можно было ее упрекнуть”
Кого подобным образом характеризует Сесиль? Согласны ли вы с подобной характеристикой?
Может ли Анна быть идеалом женщины? Что в ней может восхищать, настораживать?
Счастье
Сесиль пишет: “Счастье всегда было в моих глазах залогом правоты и удачи”
Как вы это понимаете и согласны ли вы с такой позицией?
Автор показывает нам счастливые моменты настоящей живой жизни 3 людей: Сесиль, ее отца и Анны. Но это счастье оказалось недолгим. В скором времени Сесиль окажется талантливым режиссером гениально разыгранного спектакля, который закончится трагически.
Давайте послушаем внутренний монолог героини, отнесемся к ее мыслям и ответим на вопросы, которые она задает себе.
Чтение части 2 главы 1
– “Оправданы ли опасения и неприязнь,
какие мне отныне
внушала Анна, или я просто балованная
эгоистичная
девчонка, жаждущая лженезависимости?”
– “Анна начинала казаться мне просто ловкой и
холодной женщиной”
– “Только мы двое по-настоящему живые”
Дайте оценку поведению Сесиль.
Можете ли вы ее понять?
Кто все-таки виноват в смерти Анны?
Что осознала Сесиль в конце повести?
Вопросы для обобщения.
- О чем заставила вас задуматься Франсуаза Саган?
- Почему повесть называется “Здравствуй, грусть!” В чём особенность этого чувства, пришедшего к героине? Должен ли человек познать подобное настроение?
Героиня вдруг остро ощутила незнакомое чувство и назвала его грустью. Вся эта история с Анной, ее гибель вызвали сильнейшее нравственное потрясение в душе героини. Она ясно осознала бесчеловечность той жизни, которую они ведут с отцом. Но и мир прежних, традиционных ценностей, которые отстаивала Анна, кажется Сесиль устаревшим. Получается, что нет ничего ценного, ради чего стоит жить, трудиться, вдохновляться. Сесиль ощущает это столь остро, что ей кажется, будто она заглянула в пропасть, в бездонную пустоту. Так вроде бы интимная сугубо частная коллизия становиться глубоким социально-психологическим обобщением. Возник даже термин “поколение Француазы Саган”.
3 . Можно ли, с вашей точки зрения, активно вмешиваться в жизнь другого человека?
Наш урок подходит к концу. Состоялся интересный и важный разговор о нравственных качествах личности человека вообще, а значит, и каждого из нас.
Хочется, чтобы те выводы, к которым мы пришли сегодня на уроке, размышляя о героях повести Ф.Саган, не оказались бесцельными, потому что хорошая книга– это учебник жизни. Ведь как писала современная поэтесса И.Волобуева:
Всё проходит на свете,
Проходят и годы, и чувства,
Словно поезд гудящий, летящий сквозь время стрелой.
Всё проходит. Но, к счастью, проходит сквозь сердце искусства,
Возвращаясь навечно мелодией, строчкой, мазком.