Цель: провести лингвопоэтический анализ поэмы.
Задачи:
- рассмотреть поэму как романтическое произведение в единстве формы и содержания;
- воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как мужество, стойкость, патриотизм, чувство собственного достоинства.
Ход урока
I. Звучит музыка Бетховена. (Соната “Патетическая”.)
II. Отрывок из “Мцыри”. (Читает учитель.)
Я мало жил, и жил в плену…
И о прощенье не молю.
III. Вступительное слово учителя.
– Мы услышали сонату Бетховена “Патетическая” и страстный, взволнованный, исполненный пафоса отрывок из поэмы “Мцыри”.
Что, по вашему мнению, их объединяет? (Пафос, настроение, ритм. Оба эти произведения романтические.)
IV. Беседа с учащимися. Когда возникло это направление? Под влиянием чего?
Учитель: Романтизм? Что это такое? Дайте основное определение?
– Романтизм (фр. “романтике”– таинственное и странное, нереальное)…
– Имеют ли что-то общее эти слова в лексическом значении? В чем разница?
– Когда возник романтизм как эстетическое направление?
– Назовите основные признаки романтических произведений.
– Каким было главное желание романтиков? (Желание безграничной свободы, личной и гражданской независимости, желание ощутить себя личностью.)
Учитель: Знаменем французского романтизма стал Эжен Делакруа. В 1831 году он написал картину “Свобода, ведущая народ”, или “Свобода на баррикадах”.
(Картина “Свобода, ведущая народ” закрепила победу романтизма во французской живописи).
– Рассказ о картине ученика.
– Какое искусство стало главным в романтизме? (Музыка.)
– Почему? (Безграничные возможности выражения необъяснимой словами жизни человеческой души.)
– Каких композиторов-романтиков вы знаете? (Бетховен, Шуман, Шопен.)
– Какова главная тема романтических произведений в музыке? (Тема свободы.)
– Рассказ ученика о 3-й симфонии Бетховена.
(Девиз Бетховена: “Через борьбу к победе!” Это значит: надо бороться, чтобы победить. Это значит: побеждает тот, кто борется. Борьба героя за свободу и счастье людей составляет содержание Третьей симфонии…Вначале Бетховен назвал симфонию “Бонапарт”. Ему казалось, что именно Наполеон станет героем революционного народа, поведет его к освобождению. Симфония была уже почти закончена, когда Бетховен узнал, что Наполеон объявил себя императором. “Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию! – гневно вскричал композитор. – Он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!” Схватил заглавный лист, разорвал, на чистом листе нотной бумаги написал новое название: “Героическая симфония”. Император не мог быть героем Третьей симфонии.)
V. “Мцыри” – последняя романтическая поэма Лермонтова.
– Слово учителя:
– Сюжет поэмы, идея, конфликт, композиция, язык, ритм связаны с образом главного героя, с миром его стремлений и переживаний. Попробуем ее проанализировать в единстве формы и содержания и доказать, что это романтическое произведение.
1. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
(Ученики готовят индивидуальные сообщения исследовательского характера.)
а) Романтическое название (романтизм – ит. “таинственное”). Выступление учащегося.
(“Мцыри” – имя “темное” героя остается неизвестным читателю. А экзотическое наименование, используемое только в заглавии, Лермонтовым объяснено в примечании: “Мцыри” – на греч.яз. “неслужащий монах”, нечто вроде “послушника”. Первоначальное название – “Бэри” (по груз. “монах”). “Мцыри” означает не только “послушник”, но и “пришелец”, “чужеземец”, “одинокий человек”.)
б) Какие жанры преобладали в романтической литературе? Выступление учащегося.
(Лиро-эпическая поэма. Ее жанровые признаки…)
Учитель: В романтической поэме наблюдается преобладание лирического над эпическим? Почему?
2. Эвристическая беседа. Романтический сюжет. Композиция романтического произведения.
– В чем заключается романтическая ситуация, лежащая в основе сюжета?
– Как вы понимаете значение слова – ниц? (Ниц – нар. “ничком”, “лицом вниз”.)
– Что дают Мцыри три дня, проведенные на воле?
– Какова развязка сюжета? О чем она говорит? Как в ней проявляется романтическое восприятие действительности?
(Развязка: Мцыри просит перед смертью перенести его в сад. Там, среди природы, в виду Кавказа, он рассчитывает на какой-нибудь привет прощальный с родины, которой так и не достиг. (“И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!”)
– Зачем говорить о проклятии? С какими чувствами, настроением умирает Мцыри?
(Мятежный Мцыри предупреждает монахов о возможности проклятия, если они не выполнят его последнюю просьбу. Ни малейшего смирения, мятеж, угроза!)
3. Аналитическая беседа с классом.
Учитель: Где происходит место действия? Почему?
(Место действия – Кавказ. Пейзаж как романтический фон. Вольная, мощная природа Кавказа родственна душе героя.)
– Представим обстановку, где будет развиваться действие поэмы.
1. Ваши представления о Кавказе. Кто там был? Какие эпитеты к природе Кавказа можно подобрать?
2. Рисунки Лермонтова. Какая природа на них изображена? (Просмотр рисунков поэта.)
(Дикая, величественная красота Кавказа. Мысль о гордых, вольных людях, которые должны населять этот край.) Индивидуальное выступление учащегося об истории создания рисунков Лермонтова.
3. Учитель: Сравним рисунки Лермонтова с описанием Кавказа в поэме. На что обращает внимание Мцыри?
(Мцыри обращает внимание на ее величие и грациозность. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней…
Романтический пейзаж: пышные поля, холмы, “груды темных скал”, “предгорья” – горные хребты, “причудливые, как мечты”, “седой, незыблемый Кавказ”, там родина. Пейзаж экзотичен.)
Учитель:
– Белинский В.Г. в статье “Стихотворения Лермонтова” писал: “Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у грома, гул у ветров, – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму …Картины природы обличают кисть великого мастера”.
Проанализируем отрывок из поэмы “Я видел горные хребты …”, подтвердим высказывание Белинского.
– Учащиеся называют тропы: необычные сравнения, красочные эпитеты, олицетворения, метафоры (метафорические образы как воплощение красоты мироздания, упоение ею героя).
Учитель: Какое подобие человеческой жизни видит Мцыри в природе. И как она помогает ему открыть смысл жизни?
(Вольность. Все в этом естественном мире существует свободно, человек тоже рожден для воли, без которой не мыслит ни счастья, ни самой жизни. Природа – прообраз человеческого мира. Мцыри ощущает счастье и радость от общения с миром природы. Многообразие и богатство пейзажа подчеркивает монотонность монастырской жизни, обстановки. Романтический пейзаж условен.)
4. Учитель: “В романтической поэме в центре находится романтический герой”
– Каков он?
(– Исключительный характер – бунтарь – в исключительных обстоятельствах…)
– Беглый монах. (Бегство – протест против оков, наложенных на него обществом).
– Могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросившая ему вызов.
– Ценит прежде всего свободу (“пламенная” страсть делает его исключительным).
– Мятежная душа.
– Одинок (его не понимают).
– Могучий дух…
– Слаб физически, но вынослив.
– Горд, недоверчив.
– Целеустремлен.
– Смел и бесстрашен.)
– Учитель: На что большее внимание обращает автор: на внешний облик или на внутренний мир?
(Ответы учащихся)
– Учитель: В чем необычность, исключительность обстоятельств, в которые попадает Мцыри?
(– Внимание не на внешних событиях и внешнем облике, а на внутреннем мире. Судьба с детства обрекла его на унылое существование, которое чуждо его пылкой натуре. Оставшись в монастыре, ты отказываешься от свободы и родины, становишься обреченным на вечное рабство и одиночество.
– Он лишен всего, что приносит человеку радость, счастье, у него нет родины, дома, родных.
– Представления о свободе у Мцыри связаны с мечтой о возвращении на родину. Он мечтает о “чудном мире тревог и битв”.)
5. Учитель: При описании трех дней Мцыри Лермонтов дает много описаний природы?
Для чего?
(– Обилие картин природы необходимо, с их помощью описывается душевная широта (умеет воспринимать природу). Романтический герой сливается со стихией.
Счастье видит в дружбе “краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой”.)
– Вывод:
– Пейзаж помогает раскрыть характер Мцыри, становится одним из способов создания романтического образа.
Учитель:
– Мы уже сказали, что Мцыри привлекает в природе величие, красота, свобода …
Что символизируют препятствия, встречающиеся в природе на пути Мцыри?
(– Преграды в естественной жизни человека.)
– Учитель:
– В каком эпизоде больше всего выражено бесстрашие, презрение к смерти, страстная любовь к жизни, жажда борьбы, не страх, а мужество? Что символизирует этот эпизод?
(Бой с барсом. Мощь человека, его духа. Барс – мощь и злая сила природы. Сила героя гиперболична. Поединок силы физической с силой духа.)
Учитель: – Природа способна дать человеку высочайшее наслаждение, но она может быть безжалостной, почти враждебной.
– Выступление учащегося с исследовательской работой: “Какой описывается природа в момент, когда Мцыри вернулся к монастырю? Почему?”
(В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей “тюрьме”, природа, как бы разделяя его отчаяние, спит “в оцепенении глухом”, не даря герою ни одного отрадного впечатления или звука: “Хотя бы крикнул коростель…” Все образы 22 строфы олицетворяют враждебность: “иссохший лист”, свившийся над головой героя “терновым венцом”, земля дышит в его лицо огнем, шелестит и мечется змея” (9 строфа – нет страха, 22 строфа – трагичность.)
Учитель: – И в конце поэмы вновь для Мцыри главный мотив ухода – слияние с природой хотя бы в грезах. О чем он мечтает и просит?
Учитель:
– Для чего употребляет Лермонтов сравнение Мцыри с тюремным цветком? Почему гибнет Мцыри?
Учитель:
– Что узнал Мцыри о себе на свободе?
(– С новой силой проснулась в нем любовь к родине, понял, что он смел, бесстрашен.)
6. Лирический герой.
Учитель:
– Каков образ лирического героя в поэме “Мцыри”? (Поэт передал Мцыри свои мысли о жизни, о ее цели.)
– Докажите, что взволнованная эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру.
(– О, я как брат …)
– Докажите, что гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянии Мцыри оказывается не слабым, беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.
– Каким мы видим Мцыри в конце поэмы? О чем он мечтает? Почему просит похоронить себя в саду? Раскаялся ли он в своих стремлениях и поступках?
– Когда мы говорим о великой любви Мцыри к Родине, о желании быть с ней, мы вспоминаем еще одного романтика – музыканта Шопена Фредерика, в своем творчестве он выразил то же желание свободы для своего многострадального народа, то же желание быть на родине, но только родина его несвободна…
– Сообщение ученика о Шопене, его “Революционном этюде” и о том, что сближает поэму “Мцыри” и произведение Шопена.
7. Композиция.
Учитель: – Осмыслить, понять этот сильный, мятежный, вольнолюбивый характер помогает типичная для романтического произведения композиция. Какова она?
– Выступление исследовательского характера ученика:
Учитель:
– Почему большая часть поэмы составляет монолог? (Это рассказ о мечтах, Мцыри говорит не столько о внешней жизни, сколько о своих стремлениях, о том, что узнал, почувствовал, о причинах побега).
Учитель:
– Слово “исповедь” имеет следующее значение: “Покаяние в грехах перед священником; откровенное сообщение своих мыслей, взглядов”. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
Учитель:
– Какова композиция самого монолога? Что дает такая композиция?
Выступление исследовательского характера учащегося:
1) (3,4,5 строфы) – рассказ о своей жизни в монастыре, он открывает то, что не было известно монахам;
2) рассказ о том, что он увидел “на воле”, “чудный мир”, который контрастирует с мрачным миром монастыря;
3) последние 2 строфы (25-26) – прощание с жизнью Мцыри и его завещание.
– Что дает такая композиция?
(Возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Все события показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства героя, а Мцыри сам рассказывает о них.)
Учитель:
– Почему истории всей его жизни посвящается лишь одна глава, а трем дням, проведенным на воле, – почти вся поэма? (В монастыре не было жизни, а настоящую жизнь он испытал только на воле).
Учитель: – Покажите это в словах Мцыри?
Учитель: – В чем еще своеобразие композиции? (Композиционный круг: сюжет возвращается к исходной точке, Мцыри же – к монастырской тюрьме. Круг – обреченность, судьба. Рассказ в рассказе.)
8. Что такое конфликт?
Учитель:
– В романтическом произведении конфликт происходит между кем и кем? Чем и чем?
(Между человеком и окружающим миром, между волей и неволей.)
– В основе романтического конфликта – романтическое двоемирие – два мира, которые противопоставляются друг другу. Каковы они в поэме?
(Один из них чужд герою – “мир келий душных и молитв”; другой – “чудный мир тревог и битв”…)
9. Идейный смысл произведения
Учитель:
– Какова же основная проблематика романтических произведений? Как она раскрывается в поэме?
9а) Тема свободы как высшего блага, воли и плена.
9б) Тема одиночества.
9в) Тема судьбы, рока.
Мцыри называет “свою пламенную страсть” жаром бессильным и пустым.
Самой судьбой Мцыри обречен на неволю, его попытка преодолеть рок окончилась неудачей: “…тщетно спорил я с судьбой. Она смеялась надо мной!”
Но и в конце поэмы мы увидим Мцыри непримирившимся с судьбой… В поединке с ней он одержал нравственную победу.)
– Вывод учителя.
– Победа человека над судьбой, тема рока – типичная для романтических произведений. Эту тему мы можем услышать и в симфониях Бетховена, например в “Пятой”.
– Выступление ученика с небольшим исследовательским сообщением о том, как тема судьбы показана в “Пятой” симфонии Бетховена.
9г) Тема смысла жизни и подвига.
Вывод учителя.
Знакомство учащихся со словами В.Г. Белинского: “Вопрос о судьбе и правах человеческой личности…”
10. Литературные приемы, которые чаще используют романтики, отражены в поэме “Мцыри”. Назовите их.
10а) Беседа с учащимися
– Антитеза. (Дикая, величавая природа – монастырская жизнь. Контраст в понимании смысла жизни.)
– В основе-легенды: (Легенда о мальчике-горце, 2 гл.)
– Фантастика.
(Эпизод с рыбкой … о покое, сне, сладости небытия, это тот же отказ от настоящей жизни, полной радостей и страданий.)
10б) Индивидуальные выступления учащихся исследовательского характера. Обращение к фольклору.
(На создание центрального эпизода – битва с барсом – Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше…)
– Символические образы. Что такое символ? Чем отличается символ от аллегории?
а) монастырь – тюрьма, старик-монах – воплощение монастыря;
б) гроза – не знак гнева господня, а счастье (гл. 8);
в) женская красота – не воплощение злого начала, греховности, а высшая гармония (гл. 11-13);
г) Родина, аул, отец, мать, сестры – образы-символы не только естественного бытия человека, но и свободной жизни, Родина не только родной аул, но и природа и свободная жизнь (изначальное существование);
д) опасности в природе – символы зла, которые сопровождают человека всю жизнь;
е) бой с барсом – символический поединок силы физической и духовной;
ж) лес – безвыходность, отчаяние;
з) название символично “Мцыри” – нет имени, его судьба – это обобщенная судьба романтического пришельца, пленника;
и) эпиграф (первоначальный – “Родина бывает только одна”);
– Почему поэт отказывается от такого эпиграфа и обращается к Библии?
11. Учитель: Романтизм отражает жизнь иными художественными средствами. Поэтическое слово в произведениях романтиков повышенной экспрессивности. Все художественные средства подчинены содержанию.
– Аналитическая беседа
Белинский сказал: “Она (мысль) дала возможность поэту рассыпать перед вашими глазами такое богатство самоцветных камней поэзии”. Докажите это.
– Язык эмоционален, приподнят.
– Какие тропы использует поэт? (Красочные эпитеты, необычные сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.)
– Какие языковые средства использует поэт в поэме?
– Сообщения исследовательского характера учащихся:
– Лексический уровень (традиционно-поэтические слова, возвышенные слова…).
– Фонетический уровень (ассонансы и аллитерации).
– Морфологический уровень. (Пламенность мечты Мцыри, страстность ее определяют выбор слов: глаголы, деепричастия имеют тоже эмоциональную окраску – “изгрызла”, “сожгла”…
Роль глаголов, деепричастий в бое с барсом.)
– Синтаксический уровень. Эмоционально-художественное изображение в поэме усиливается разнообразием синтаксических конструкций и смысловыми знаками препинания. Проанализируем их (короткие предложения…).
– Стилистические приемы, их роль в тексте. Выступления учащихся исследовательского характера (по каждому приему)
1. Роль переносов (анжанбеманов) и пауз. (Возникает ритмический перебой. Передают драматизм, тревожное душевное состояние героя, например 17-18 строфы.)
– В какой строфе больше пауз и переносов, почему?
(Начало 17 строфы своего рода экспозиция: это ожидание схватки и описание противника…)
2. Роль повторов (анафор.).
3. Роль инверсий.
4. Роль риторических вопросов.
5. Роль риторических восклицаний.
12. Учитель: Размер и рифмы тоже подчинены содержанию. Каковы они и какую роль играют в поэме? (Учащиеся все определяют размер и виды рифм на уроке.)
– Выступление учащегося о роли размера и рифмовки. (Исследовательское задание.)
(Четырехстопный ямб с мужскими парными рифмами передает энергию, мощь, страсть.
Белинский: “Это четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы”.)
13. Учитель: Что такое пафос? Каков же пафос поэмы? (В утверждении активного, деятельного отношения жизни.)
– Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности произведение?
14. Вывод учителя: – В сонате Бетховена тот же пафос, тот же порыв, та же страсть, тот же призыв к борьбе, к свободе.
Звучит “Аппассионата”
Учитель: – Когда Бетховен умирал, неожиданно разразилась гроза. Гроза в марте! Со снежной бурей, молнией, раскатами грома. И вдруг случилось необыкновенное. Умирающий композитор открыл глаза, приподнялся и пригрозил небу. Мгновение отделяло его от смерти, а он по-прежнему верил: сдаваться нельзя. Только через борьбу – к победе! Он снова победил! Смерть не пришла. Пришло бессмертие. Пришло бессмертие Бетховену, Лермонтову, Мцыри. Они продолжают побеждать!