Используемый УМК:
“Программы общеобразовательных учреждений. Программы литературного образования. 5-11-е классы. 2-е издание, М., “Просвещение”,2001год. Авт.: В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.Полухина
Учебник: В. П. Полухина. Литература: 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений М.: Просвещение.
Задача урока: показать учащимся пути решения Н.В.Гоголем “вечной проблемы” человеческой жизни – проблемы любви.
Цели урока:
обучающая: углубить первоначальное впечатление от прочитанного; выявить черты характера героев; закрепление умения работать с выразительно-изобразительными средствами;
развивающая: развитие логического мышления, формирование умений и навыков работы с текстом учебника-хрестоматии, аргументации, развитие воображения и творческих способностей;
воспитывающая: воспитание познавательного интереса, работоспособности, помочь учащимся проникнуться убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения через Веру, Любовь и Красоту.
Тип урока: мультимедийная презентация с применением групповой, дискуссионных форм работы.
Оборудование: учебник-хрестоматия, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, листы с таблицей, видеофильм “Вечера на хуторе близ Диканьки (Ночь перед Рождеством)” сценарий и постановка А.Роу,1970г., карточки-задания для работы групп, карточки для рефлексии
Пошаговый сценарий урока.
- Организация учащихся, объявление темы, задачи и целей урока (2 минуты).
- Эмоциональный настрой на тему, слово учителя (3 минуты)
- Актуализация знаний (теория литературы, литературные параллели, тест) (5 минут).
- Работа с текстом, выразительно- изобразительными средствами (5 минут).
- Работа в парах, выявление ассоциаций, словарная работа(5 минут).
- Работа в группах, афиширование результатов (8 минут).
- Самостоятельная работа (4 минуты).
- Обсуждение дискуссионного вопроса (3 минуты).
- Монологическая речь учащихся (4 минуты)
- Подведение итогов урока (3 минуты).
- Рефлексия (2 минуты).
- Дифференцированное задание на дом (1 мин).
1. Организация учащихся, объявление темы, задачи и целей урока
Слайд 1,2.
Мы прочитали одну из самых светлых, радостных и необычных повестей Н.В.Гоголя. Тема урока: "Поэтизация чистой и светлой любви в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”".
Задача урока: показать пути решения Н.В.Гоголем “вечной проблемы” человеческой жизни – проблемы любви.
2. Эмоциональный настрой на тему, слово учителя. На фоне музыки Римского-Корсакова. Слайд 3.
Слово учителя.
ВСЕГО ТРИ СЛОВА: НОЧЬ ПОД РОЖДЕСТВО,
КАЗАЛОСЬ БЫ, ВМЕЩАЕТСЯ В НИХ МНОГО ЛЬ?
НО В НИХ И РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, И ГОГОЛЬ,
И НА ЗЕМЛЕ НЕБОЖНОЙ БОЖЕСТВО.
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН
Повесть Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” напоминает прекрасную сказку. Гоголевская Диканька - это то место, где хаты белы, звезды яркие, а красивые парубки влюбляются в прекрасных девушек. Это то место, где каждому хотелось бы жить. Это романтический мир гоголевской прозы. Образы главных героев повести, Вакулы ми Оксаны, воплощают мечту автора о счастливой жизни на родной земле. Оценивая “Ночь перед Рождеством”, В.Г.Белинский писал: “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” ЕСТЬ ЦЕЛАЯ, ПОЛНАЯ КАРТИНА ПОЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАРОДА, ЮНАЯ, СВЕЖАЯ, БЛАГОУХАННАЯ И УПОИТЕЛЬНАЯ”.
3. Актуализация знаний (теория литературы, литературные параллели, тест). Слайд 4,5,6,7. БЕСЕДА
.Имя молодого писателя Н.В.Гоголя стало широко известным в 1831 г. после выхода в свет двух частей его книги “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Обе части состоят из 8 повестей. Сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” подписан “Рудый Панько” (Рудый-рыжий). Это рассказчик, от имени которого публикуются повести.
- Вы знакомы с таким приемом?
- Ранее его использовал другой великий русский писатель.
Кто? Как назывался сборник?
Учащиеся называют: “ А.С. ПУШКИН “ПОВЕСТИ БЕЛКИНА”
ТЕСТ И САМОПРОВЕРКА ТЕСТА.
1.Изображение зимней ночи, с которого
начинается произведение, представляет собой:
а) описание; б) повествование; в) рассуждение.
2.Тема произведения:
а) быт и нравы селян; б) проказы селян в
рождественскую ночь; в) искренность чувств и
поступков селян.
3.В ночь перед Рождеством черт украл месяц,
желая:
а) пошалить; б) отомстить кузнецу; в) поиздеваться
над селянами.
4.Кузнец был человек:
а) нерелигиозный; б) вольнолюбивый; в)
богобоязливый.
5.Вакула отправился в Петербург, чтобы:
а) никогда больше не видеть Оксану; б) достать
царские черевички; в) посмотреть столицу.
ОТВЕТЫ:
1.а 2.в 3.б 4. в 5.б.
4. Работа с текстом, выразительно- изобразительными средствами.
Слайд 8,9.
Перечитайте начало повести “Ночь перед Рождеством”:
“Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег”.
- Выделите подлежащие и сказуемые.
- Какие художественные приемы использовал Н.В.Гоголь в этом отрывке?
Варианты ответа:
- гипербола (преувеличение) “скрып мороза под сапогом слышался за полверсты”
- олицетворение (“очеловечивание” неживых предметов) “глянули звезды”, “месяц поднялся”, “месяц заглядывал”
- Эпитеты (художественные определения) “величаво поднялся”
5. Работа в парах, выявление ассоциаций, словарная работа.
Слайд 10,11,12.
Со страниц “Вечеров …”повеяло дыханием подлинной народной жизни.
Произведение основано на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Гоголя об Украине.
Работа в парах.
Какой народный обычай описан в “Ночи перед Рождеством”?
Найди в толковом словаре значение этого слова.
Расскажи о том, как празднуется Рождество в вашем селе.
Выявление ассоциаций к слову “Рождество”
Словарная работа.
КОЛЯДКА - песня, исполняемая во время обряда коляды.
КОЛЯДОВАТЬ - на Рождество, на Святки, на Новый год: ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги.
КОЛЯДА - старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.
6. Работа в группах, афиширование результатов. Слайд 13, 14,15,16.
БЕСЕДА.
-КАКОВА СИСТЕМА ОБРАЗОВ “НОЧИ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”.
-Зачем черту нужно украсть месяц с неба?
-Солоха считалась в Диканьке ведьмой или была ею на самом деле?
РАБОТА В ГРУППАХ. УЧАЩИЕСЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ
ОДНОГО ВЫСТУПАЮЩЕГО ДЛЯ СООБЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ГРУППЫ.
1 ГРУППА.
Эпизод “Ах, как я хороша!” Обратитесь к тексту
(стр.171-175), обсудите ответы на вопросы:
- Как Оксана и Вакула относятся друг к другу?
- Любит ли Оксана кого-нибудь, кроме себя?
- Какими словами Оксана отталкивает Вакулу?
2 ГРУППА.
Эпизод “Достань черевички!” Обратитесь к тексту
(стр.181-182), обсудите ответы на вопросы:
- Какое условие ставит Оксана Вакуле?
- В чем пытается убедить себя Вакула?
3 ГРУППА.
Эпизод “Дурачь, кого хочешь” Обратитесь к
тексту (стр.186-188), обсудите ответы на вопросы:
- На какой поступок решился Вакула в горе?
- Почему, по мнению Гоголя, самоубийство – грех?
7. Самостоятельная работа.
Вычеркивание из таблицы эпитетов, которые нельзя отнести к характеристике Оксаны). Слайд 17.
внешность | Черты характера |
Красавица дочка | веселая |
симпатичная | серьезная |
полная | кокетливая |
худая | хвастливая |
Свежее лицо | насмешливая |
Блестящие черные очи | бессердечная |
Длинные змеи кос | суровая |
бледная | жестокая |
румяная | самовлюбленная |
высокая | лицемерная |
долговязая | своенравная |
8. Обсуждение дискуссионного вопроса. Слайд 18.
- СТОИЛА ЛИ ОКСАНА ЛЮБВИ ВАКУЛЫ? ГРУППА ДЕВОЧЕК ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ “ЗА”. ГРУППА МАЛЬЧИКОВ ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ “ПРОТИВ”.
9. Монологическая речь учащихся. Слайд 19.
РАССКАЖИТЕ О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ВАКУЛЫ ПО ОДНОМУ ИЗ ПУНКТОВ ПЛАНУ:
- Какое условие ставит Оксана кузнецу?
- Кузнец решил отдать душу дьяволу.
- Что поразило Вакулу в разговоре с Пацюком?
- Вакула перехитрил черта.
- Чем закончилась история с мешками?
- Каким увидел Петербург Вакула?
- Опишите дворец глазами Вакулы.
- “Вот тебе и кузнец!”
10. Подведение итогов урока. Слайд 20.
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.
Просмотрев фрагмент видеофильма “Ночь перед Рождеством”, ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: “Мне не нужно черевиков…”. Какие слова вы поставили бы в конце предложения?
- Преобразилась ли в финале произведения Оксана? Какой мы видим ее на последних страницах повести? Докажете цитатами из текста.
- ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ в том, что настоящая искренняя любовь всегда добьется своего, она даже заставит служить себе темные силы. Три самых важных слова ВЕРА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ – вот рецепты преображения, бессмертия человека, по мнению Гоголя.
11. РЕФЛЕКСИЯ. Слайд 21.
С каким настроением вы читали повесть Гоголя “Ночь перед Рождеством”? О чем Вы задумались?
“Мишень настроения”. Учащиеся выбирают жетон того цвета, который отражает их настроение, степень участия в уроке.
Желтый цвет выражает радость, фиолетовый – грусть, серый – нежелание работать.
12. Дифференцированное задание на дом. Слайд 22,23,24.
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ А
Перечитать и пересказать сцену встречи Оксаны и Вакулы
после его возвращения с черевичками.
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ Б
Обдумать инсценирование одного из эпизодов произведения, обсудить в семье:
- Какую роль тебе хочется сыграть?
- Как выглядит герой?
- Как ведет себя?
- Какие действия совершает?
- Каковы интонации его речи?
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ В
“НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” В РЯДУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ЛЮБВИ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Кого из героев изученных произведений напоминает Вакула, готовый преодолеть любое препятствие ради любви?
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УРОКУ
Модернизация образования требует нового подхода к обучению школьников. Новые информационные технологии произвели переворот в процессе обучения литературе.
Данный урок дает возможность продемонстрировать один из вариантов использования средств ИКТ на литературе в 6 классе, привлечь учащихся к литературному художественному произведению, привести школьников к осознанию того, что противостояния “книга - компьютер”, нередко бытующего в подростковой среде, не существует.
На изучение творчества Н.В. Гоголя по программе в 6 классе отводится всего 4 часа, за это короткое время сложно выдать достаточно объемный материал. Благодаря использованию ИКТ это стало возможным. Тип урока - мультимедийная презентация с применением групповой, дискуссионных форм работы. Презентация создана в программе Power Point и состоит из 24 слайдов с использованием МР3. Она стала основой урока, его “скелетом”, поэтому последовательно выделены этапы урока, четко выстроена логика рассуждения от постановки цели к выводу. Все этапы урока сопровождаются показом слайдов, использовано музыкальное сопровождение, просмотр фрагмента видеофильма. Так учащимся дается возможность не только на слух воспринимать материал, но и глубже окунуться в атмосферу гоголевского произведения. Используются слуховой, зрительный, эмоциональный, моторный способы восприятия учебного материала. У учащихся формируются нравственные ценности и установки. Именно на это настраивает учащихся целеполагание урока (слайд 2).
Слайд 3 “Эпиграфы урока” - сочетание прекрасных стихов И.Северянина, высказывания В.Белинского и одновременное слушание музыкального фрагмента Римского – Корсакова, написанного по мотивам гоголевской “Ночи перед Рождеством”, слово учителя создали эмоциональный настрой урока.
Слайды 4,5,6,7способствовали актуализации знаний учащихся, провели внутрипредметные связи с теорией литературы и изученными несколькими уроками ранее произведениями А.С.Пушкина, позволили учащимся проверить понимание прочитанного текста, осуществить самоконтроль, выполнение небольшого теста дает возможность заработать баллы учащимся.
Слайды 8,9 – работа с изобразительно – выразительными средствами - подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе, восприятию литературы как предмета в старшем звене школы.
Слайды 10,11 организуют работу учащихся в парах, развивают ассоциативное мышление учащихся.
Слайд 12 знакомит учащихся с образцом словарной статьи, учит понимать и толковать встречающееся в произведении слово.
Слайды 13, 14, 15, 16 помогают организовать анализ системы образов произведения, используется групповая форма работы, учащиеся обращаются к тексту, знакомятся с видеорядом к произведению.
Слайд 17 – самостоятельная работа учащихся, представленная не только раздаточным материалом (карточки–таблички для каждого ученика), что позволяет оптимизировать проверку и обсуждение выполненной работы, кроме того, снова это работа с изобразительно – выразительными средствами - подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе, восприятию литературы как предмета в старшем звене школы.
Слайд 18 – дискуссионное задание для групп учащихся (девочки- мальчики), самый предпочитаемый школьниками вид работы, где вырабатывается навык аргументированного ответа на вопрос, кроме того, здесь использован и элемент состязательности.
Слайды 19,20 способствуют развитию монологической речи, помогают сделать нравственные выводы; как правило, класс одновременно произносит фразу, которую не вложил Н.В.Гоголь в уста героини, она просится у каждого , выдыхается каждым учащимся: “Я и без черевиков ЛЮБЛЮ тебя”.
Слайд 21- “Мишень настроения”, афиширование рефлексии проводится на фоне песни “Рождество”, это эмоциональный финал урока.
Слайды 22, 23, 24 – последействие урока, дифференцированное домашнее задание:
Уровень А - слабые учащиеся;
Уровень Б – среднеуспевающие;
Уровень В – сильные учащиеся.
Урок способствует не только углублению знаний о писателе, произведении, его героях, но и расширению кругозора учащихся, воспитанию нравственных качеств личности.
Использование возможностей мультимедийного оборудования способствует успешному решению учебных и творческих задач, повышению качества образования.
Используемая литература:
- Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах, М. Изд. “Правда”, 1984.
- Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
- Кристарова Ж.Н., Самойлова Е.А.Конспекты уроков в 6 классе. М.: ВЛАДОС, 2006.
- Скрипкина В.А.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8-е классы. Методическое пособие. М., “Дрофа”, 1997.