Литература
-
Урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой "Игого" 2010
Урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой «Игого» проводится в разделе литературное краеведение. Проблема поведения учащихся на переменах очень актуальна. На примере поведения героя рассказа шестиклассники рассуждают о том, как нельзя себя вести в школе на перемене, учатся смотреть на себя со стороны и контролировать свое поведение.
-
Урок по теме "Грустное и смешное в рассказе О.Генри "Вождь краснокожих" 2010
Урок представлен как урок внеклассного чтения в 5-м классе после изучения произведений Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Дети учатся постигать тайны художественного текста, способы создания смешного. Урок формирует умение детей оценивать поступки героя. Работа над рассказом заканчивается творческой работой над сочинением о смешном случае из своей жизни.
-
Ф.М. Достоевский. "Белые ночи". "Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви" 2010
Данный урок является заключительным при изучении творчества Ф.М. Достоевского в 9-м классе. Основной акцент сделан на раскрытии характера героя-мечтателя. Кроме этого, учащимся предоставляется возможность поразмышлять о том, что такое настоящая, чистая любовь. Ребятами была подготовлена презентация по данному произведению. В конце урока был проведен тест.
-
Конкурсная программа для учащихся 5-х классов "Знаешь ли ты сказки?" 2010
Данное мероприятие требует тщательной подготовки. В подготовке материалов для оформления класса активное участие принимали сами ребята. Домашним заданием для каждой команды было подготовить инсценировку сказки. В конце конкурсной программы жюри подвело итоги и наградило ребят грамотами и призами.
-
Информационные технологии при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" (анализ 9-й главы) 2010
Урок-обсуждение романа Гончарова "Обломов".
-
Урок литературы. Тема: "Лирика иркутских поэтов". Марк Сергеев. "Колдовские превращения воды" 2010
Урок повышает интерес к интегрированию предметов: литература Восточной Сибири и ИЗО, развивает познавательные возможности обучающихся, наблюдательность, рисование по представлению, формирует умение анализировать поэтическое произведение с привлечением литературоведческих понятий.
-
Урок по рассказу В.Астафьева "Фотография, на кооторой меня нет" 2010
Рассказ В.Астафьева поднимает важнейшие нравственные проблемы: отношение к памяти, к близким и родным людям, к Великой Отечественной войне. Рассказ особенно актуален в наше время, когда в результате перестройки в душах людей поселились чёрствость, равнодушие.
-
А.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественный мир В.Васнецова 2010
В произведении А.Пушкина изображена не только историческая личность — князь Олег, автор поднимает и нравственную проблему: человек в ответе за всё и всех, кто находится рядом с ним. Сопоставляя и объединяя творчество А.Пушкина и В.Васнецова, я попыталась помочь детям прикоснуться к миру искусства, расширить их кругозор.
-
Уроки доброты в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского" 2010
Урок позволяет раскрыть идейное содержание произведения В.Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором. Учащиеся являются активными участниками поиска ответов, составляют схемы и логические цепочки, находят закономерности, опираясь на текст.
-
"Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия" 2010
Цели урока: актуализировать знания учащихся о грамматических признаках прилагательного и глагола; дать понятие о причастии (грамматическое значение; морфологические признаки причастия); формировать умение отличать причастие от прилагательного. Учить находить причастие в тексте по морфемным признакам.
-
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики поэта 2010
Урок направлен на изучение любовной лирики А.С. Пушкина, раскрытие ее духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
-
"Молодость дается для эксперимента". Творчество Александра Вампилова. Урок внеклассного чтения 2010
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством известного драматурга Александра Вампилова. Знакомство с творчеством писателя осуществляется через постановку мини-спектакля по пьесе "Свидание". Завершает урок работа с афоризмами, высказываниями самого А. Вампилова о жизни, любви...
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Особенности композиции и проблематика" 2010
Урок является заключительным и ставит своей целью знакомство с особенностями композиции, жанровым своеобразием, проблематикой произведения, осмысление разноплановости, разноуровневости повествования; понимание авторской позиции по отношению к героям. В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
-
Урок-размышление "Что есть истина?" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2010
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского является уроком обобщения и систематизации изученного материала. Развивающие функции обучения проявляются в целесообразности и разнообразии используемых средств обучения и их сочетании, использовании индивидуального и дифференцированного подхода.
-
Литературное чтение по программе З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной. 3-й класс. "Запись текста как средство выразительности" 2010
Урок проводится в виде деятельности редакционного совета. Цель урока: обратить внимание учащихся на разные формы записи текста, использование различных форм записи при написании собственных работ. Урок, основанный на имитации деятельности редакционного совета, позволяет третьеклассникам продемонстрировать умение использовать теоретические знания на практике.
-
"Сердечная недостаточность" (по произведениям А.Алексина "Раздел имущества" и "Сердечная недостаточность") 2010
Урок литературы – человекоформирующий процесс. Для внеклассного чтения в 7-м классе подобраны произведения, проникнутые ужасом перед жестокостью, отвращением к ней, состраданием, сочувствием к слабому, к обиженному.
-
Игра для учащихся 6–7-го классов "Здравствуй, Пушкин!" 2010
Мероприятие воспитывает уважительное отношение к языку, интерес и любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской литературе в целом, чувство гордости за свою страну, подарившую миру великого поэта; чувства толерантности, сопереживания у детей, развивает творческое и логическое мышление.
-
"И жизнь, и слезы, и любовь". Литературная композиция в 10-м классе 2010
Данное мероприятие способствует привитию интереса к уроку, усилению глубины и силы чувств поэтов: взаимной любви к любимому человеку, желанию радости и счастья. Воспитывает отзывчивость на прекрасное.
-
Фольклор. "Пословицы" 2010
Данный материал помогает увидеть проблему и сформулировать ее в виде вопроса: "Зачем нужно изучать пословицы"? Пословицы транслируют накопленный веками опыт наших предков. Работа в группах оживляет процесс осмысления данной проблемы и позволяет проявлять всем свои коммуникативные навыки.
-
Семинар "Сергей Есенин — "поэзии российский Моцарт" 2010
По учебному плану колледжа творчество С.А. Есенина изучается в группах 1-го курса педагогического отделения в I полугодии. Семинар является итоговым занятием. Такая форма обобщающего урока позволяет привлечь к подготовке и проведению мероприятия большое количество студентов, способствует развитию творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся.
-
Проблемы добра и зла в романе-житии Светланы Василенко "Дурочка" на уроке по современной литературе 2010
Урок знакомит с произведением современной литературы, развивает умение анализа прозаического произведения, воспитывает интерес к современной литературе. Обращает внимание на особенности поэтики писателя.
-
Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили" (по стихам и песням воинов-афганцев и книге С.Алексиевич "Цинковые мальчики") 2010
Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили» ориентирована на учащихся старших классов и призвана привлечь внимание к такому мало известному школьникам событию, как Афганская война. Композиция может быть использована как во внеурочной работе, например ко Дню защитника Отечества, так и на уроках литературы при знакомстве с произведениями военной тематики.
-
Развитие критического мышления школьников в процессе изучения поэзии Серебряного века как условие здоровьесбережения 2010
Изучение поэзии Серебряного века, творчества великих поэтов, приобщение к их поэзии формирует у учащихся высокие нравственные ценности, заставляет их сформулировать собственное мнение, определить свою позицию. Урок-дискуссия способствует развитию правильной речи, умению определить и высказать свое мнение, доказать собственную точку зрения.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы 2010
В статье автор описывает собственный опыт использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы, считая, что новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения делают обучение более эффективным.
-
Урок по книге И.С. Шмелева "Лето Господне". Тема памяти в рассказе "Постный рынок" 2010
Данный урок направлен на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование сотрудничества в группе. На уроке учащиеся учатся выделять проблему, готовить за короткое время выступление, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.
-
Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К.Г. Паустовского "Кот-ворюга" 2010
В современных публикациях довольно часто встречается мнение, что анализ литературного произведения «отбивает» у учеников желание читать само произведение. Но есть и другая точка зрения: чтение без анализа – это не всегда правильное осмысление прочитанного. Своеобразие творчества писателя во многом определяется именно в процессе анализа.
-
"Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…" Раннее творчество В.В. Маяковского 2010
Урок, посвященный творчеству В.В. Маяковского, знакомит с ранними произведениями поэта, с его новаторскими приемами в форме, содержании и лексике поэтического произведения; формирует умение анализировать лирическое произведение с точки зрения содержания и формы; помогает продолжить развитие связной речи учащихся.
-
Урок с элементами литературного краеведения в 5-м классе "Добрый урок басен Л.Н. Толстого" 2010
Литературное краеведение повышает интерес ребят к приобретению новых знаний; формирует у школьников личностные качества: патриотизм, гражданственность; исследовательские и творческие навыки, навыки самостоятельного литературного анализа; расширяет литературный кругозор детей.
-
Урок литературы в 12-м классе вечерней школы по теме «Анализ художественного произведения. Красота спасёт мир?" По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный» 2010
Урок входит в систему уроков внеклассного чтения. В работе приводится подробный конспект урока с постановкой проблемного вопроса: спасёт ли красота мир? Литература всегда отражала проблемы, которые ставила жизнь. В своём рассказе В.Маканин через призму войны решает многие жизненные вопросы.
-
Урок по рассказу Л.С. Петрушевской "Бедное сердце Пани" 2010
Данный урок помогает посредством медленного чтения с остановками понять основную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.